«Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Гульназ Медведева

«Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

 Характеристика эстетического воспитания в дошкольном образовании.

 

Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности является одной из важнейших проблем педагогики. Эстетическое воспитание образует основу восприятия личности, стремление к преобразованию мира, произведений искусства и умению наслаждаться ими.

«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика – это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teorit_her.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

 Характеристика эстетического воспитания в дошкольном образовании.

Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности является одной из важнейших проблем педагогики. Эстетическое воспитание образует основу восприятия личности, стремление к преобразованию мира, произведений искусства и умению наслаждаться ими.

«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика – это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты».

Содержание эстетического воспитания – это система знаний, умений и навыков, главная цель которой – научить человека понимать и ценить прекрасное. На содержание эстетического воспитания влияет множество факторов. Но сначала необходимо дать определение самому понятию «эстетического воспитания». Ниже представлены некоторые из определений:

эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачёв);

эстетическое воспитание – знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире. (Мамедова И. М.).

Ниже представлено, как определяли эстетическое воспитание разные ученые, педагоги, психологи.

«Эстетическое воспитание» – воспитание способности целенаправленно воспринимать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в явлениях искусства» (В. Н. Шацкая)

«Эстетическое воспитание» – это просвещение ума, образование сердца  – утонченность обращения». (В. Г. Белинский)

«Никакие моральные поучения, как бы мудро они ни были освещены жизненным опытом и чувством благоговения перед человеческой красотой, не могут утвердить в юных сердцах благородные, высокие чувства, если рядом со словом не стоит искусство». (В. А. Сухомлинский)

«Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, жить и творить по «законам красоты». К. Маркс

Эстетическая воспитанность – результат, качественный показатель эффективности осуществления процесса эстетического воспитания.

Как полагает специалист в области эстетического воспитания дошкольников Комарова Тамара Семёновна, одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

Восприятие – способность видеть прекрасное в любом его проявлении: природе, искусстве, межличностных отношениях и др.

Чувства – эмоциональная оценка прекрасного.

Потребности – желание получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного.

Вкусы – умение оценивать проявления окружающего мира с точки зрения его соответствия эстетическим идеалам.

Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

                         

                            Задачи эстетического воспитания

Формирование эстетического    отношения к окружающему миру

Формирование художественных умений

умение видеть красоту в природе, поступках, искусстве;

понимать прекрасное;

воспитание художественного вкуса.

обучение рисованию, лепке;

обучение пению, движениям под музыку;

развитие словесного творчества.

Существует определенная классификация средств приобщения к прекрасному. К таким универсальным средствам относятся: изобразительное искусство (живопись, скульптура); драматургия (театр); архитектура; литература; телевидение, СМИ; музыка различных жанров; природа.

Таким образом, эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

Авторские стихотворения как эффективный инструмент нравственно- этического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

               Использование данного опыта в практике педагогов, психологов, воспитательной деятельности родителей будет способствовать в дальнейшем эффе...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – основа их творческого развития.

Воспитание эстетической оценки у детей зависит от развития художественного вкуса.Художественный вкус подразумевает культуру правильного отбора высокохудожественных произведений. Важным фактором, при э...

Статья "Основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"

В нашу жизнь активно проникает научно-технический прогресс. И выпускник детского сада должен быть коммуникабелен, способен поставить перед собой цель и достичь ее, при помощи практических навыков.Но п...

Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)

Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».Тип проекта: познавательно-исследовательский, твор...

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тип проекта: познавательно-исследовательский...