Проект «Русская народная игрушка» (подготовительная группа) - 2023 г.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

С 13 по 24 марта шёл проект "Русская народная игрушка".

За время проекта дети закрепили свои знания и узнали много нового о народных промыслах, русских народных игрушках и народных подвижных играх.
На занятиях мы рисовали, вырезали, лепили, играли в игры. А в конце проекта смогли насладиться своими работами на "Народной ярмарке".
Так же ребята могли любоваться изделиями народных мастеров в мини-музее, который собрали сами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская народная игрушка»

Авторы проекта:

Шаргаева М.В. ,и Шандыга М.А.

Тип проекта: познавательно-творческий

Возраст детей: 6-7 лет

Период реализации: 13 – 27 марта

Участники проекта:

Воспитатели и воспитанники подготовительной группы ,родители.

Цель: формирование и расширение знаний детей о народных промыслах через ознакомление с народной игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

Задачи:

 1.Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.

2.Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.

3.Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.

4.Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.

5.Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Актуальность

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. К сожалению, не знание наших детей своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

Ожидаемые результаты:

- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;                                                                                                 

- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);

- пополнение и обновление предметно-развивающей среды  по духовно-нравственному воспитанию;                             

- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;

- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.                    

Мероприятия по реализации проекта

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги, родители воспитанников

Организационный этап

1.Составление плана проекта, определение  сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

2.Беседы о народных игрушках, истории возникновения.

3. Помощь детям в поиске информации.

4. Организация предметно-развивающей среды (музей «Народного творчества»,  полочка любования, коллекции,  подбор детской художественной литературы и др.).

Педагоги, родители, воспитанники

Практический этап  

1. Утренние беседы,  «Что ты знаешь о русских народных игрушках»

2. ООД «Русская народная игрушка». Знакомство с народными промыслами - дымковским, филимоновским, гжелевским.

3. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

4Чтение и пересказ русской народной сказки «Сивка-бурка». Разучивание русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.

6. ООД «Составление дымковских узоров». ИЗО «Дымковские игрушки» (роспись фигурок из гипса)

7. Беседа «Сине-голубая гжель» (об истории промысла). Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка», разучивание стихов о Гжели.

8. ООД «Рисование элементов гжельских узоров». Оригами «Уточка», роспись гжелью.

9. ООД «Золотая Хохлома». ИЗО «Роспись миски хохломским узором»

10. ООД «Русская матрёшка». ИЗО «Роспись матрёшек». Аппликация «Матрёшки в хороводе»

11. Ручной труд «Кукла-хороводница» (тряпичная кукла)

12. Экскурсия в Музей предметов русской старины

Педагоги, родители, воспитанники

Итоговый этап

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки  совместных работ, фото выставки и фотоколлажей по теме проекта.

Проведение итогового мероприятия – оформление прогулочного участка группы по теме проекта, постройка снежных фигур.

Анализ  результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги, родители, воспитанники

 Результативность проекта

         По результатам проекта у  детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.

Пополнилась  и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».

Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр  по духовно-нравственному воспитанию.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ,  фотоколлажи по теме проекта; прогулочный участок оформлен в стиле народных промыслов. Силами родителей пополнен экспонатами Музей предметов русской старины детского сада.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Проект «Русская народная игрушка матрешка» (вторая младшая группа)

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Русские народные игры» Подготовительная группа

Сформировать и синтезировать знания детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру. Прививать любовь и интерес к русским народным играм, развивать физические качества. Привл...

Образовательный проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа

Образовательный проект«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА»Средняя группа...

Паспорт педагогического проекта «Русская - народная игрушка» (Средняя группа)

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэто...