Зачем изобразительная деятельность в детском саду?
консультация по рисованию

Коростина Марина Леонидовна

Голос ребенка

В гостях у девочки 6 лет. На холодильнике висит много рисунков. Мама показывает очень красивого оленя и натюрморт: «Смотрите, это у нас Машенька, сама рисует, в студии».  Нельзя не заметить что глаза и рога оленя, как и тени и блики на яблонях сделаны рукой взрослого. Тут прибегает Маша с картинкой: «Вы лучше сюда посмотрите!» на картинке желтый пляж, синее море, голубое небо.  Везде разбросаны  разноцветные пятнышки разной формы: «Вот тут люди лежат, там лодки, тут парашют! Это я прямо сама- сама- сама- сама!!!»

 

Казалось бы, ответ на вопрос, поставленный в заглавии, очевиден: конечно, чтобы уметь рисовать. Тога возникает следующий вопрос: а зачем человеку рисовать, если он не художник? Версия, которая лежит на поверхности, - для удовольствия. А вы много знаете взрослых людей, которые рисуют для себя? Просто потому что любят? Скорее всего, утвердительно ответят единицы. Большая часть взрослого населения рисовать категорически отказывается под любым предлогом: не умею, не мое, не люблю, не дано. Если же провести эксперимент и в аудитории из 100 человек попросить быстро нарисовать любую картину, то результат будет поразительным. Около 90 % работ будет выглядеть как на фото 1.

Причем  солнышко  все непременно с лучиками- палочками, домики с трубой, а цветочек никак не соразмерен елке. Почему так получается? Люди прячутся за теми клише, которые усвоили в раннем детстве. Как до школы научили рисовать солнышко, так и нарисовал. А 40 лет до этого и не думал даже браться ни за краски, ни за карандаши. Так зачем же прятаться? От кого? Очень часто вполне зрелого человека при необходимости провести линию по бумаге, особенно красками, которые нельзя стереть, охватывает панический ужас. Страх – явление по определению иррациональное, то есть необъяснимое логически. Ну, испортишь лист- достанешь  новый, ругать никто не будет, смеяться тоже. Однако вид белого листа способен парализовать многих. Почему?  Все мы родом из детства, и ваш внутренний художник, который совершенно точно есть в каждом человеке, не исключение.

Если посмотреть на фото 2-3, то можно увидеть знакомую проблему. Да, это выставки дошкольников в разных детских садах.  Парадоксально, что дети, конечно, разные,  а работы все одинаковые, как будто из копировального аппарата. Группа , рисует (вырезает, лепит)строго по образцу, предъявленному педагогом. Ценным считается соперничество попадание: кто сделал точно, как у взрослого, тот молодец. У того красиво. А кто не смог повторить взрослого полностью – размазал, вылез за край, вообще не уместил на лист, нарисовал кривой кружок или кособокий квадрат – у того плохо, некрасиво. Маленькому человеку невероятно сложно сделать также аккуратно, как у взрослого, и огрехи случаются часто. Что происходит в этих случаях? Уставший и раздраженный взрослый ругается, а доброжелательный и позитивно настроенный начинает активно помогать – вырезать за ребенка кружочки, рисовать детали. В общем, делать за дошкольника  всю сложную работу так, чтобы тому осталось только закрасить крупные поверхности, а потом, немного смущаясь, как будто бы в чем- то виноват, показать маме в раздевалке работу и сказать: «Мам, это я сам». «Сам… Точно сам?» и здесь начинает таять и так еще хрупкая уверенность в своих силах. Страх сделать «не так», «неправильно», «некрасиво», однажды зародившись в душе ребенка, может остаться там навсегда.

Иногда среди воспитателей приходится слышать такое мнение: нет большой беды в том, что человек, вырастая, не рисует не занимается другим художественно- прикладным творчеством. Всем художниками быть необязательно. Зато очень важно развивать у дошкольника мелкую моторику и приучать к аккуратности. Вот это ему точно в жизни  пригодиться. Трудно спорить с тем, что мелкая моторика, так же как собранность и аккуратность, очень важны и для дальнейшего обучения, и вообще для успешности в разных видах деятельности. И, конечно, занятия искусством- благодарная почва для развития мелкой моторики и для приучения к аккуратности.

Разберемся подробнее. У кого координация пальцев и кистей рук будет развита лучше: у ребенка, который постоянно и с увлечением рисует, лепит, конструирует, строит так, что трудно оторвать от любимого занятия ( пусть у него и не получается красиво, с точки зрения взрослого), или у того, кто делает это из- под палки, два раза в неделю на занятиях по полчаса, но зато старается, чтобы было идеально ровно и точно? Мелкая моторика, а вместе с ней интеллект будут лучше развиты в первом случае: важны постоянные упражнения мелких мышц, связок, развитие координации глаз, мозга, пальцев. Однако и для развития  аккуратности важен стабильный положительный эмоциональный фон. Ничто так не тормошит развитие произвольности, как тревожность, вызванная хроническим стрессом. Опять получается, что надо сделать так, чтобы рисовал (лепил, клеил, вырезал) много, увлеченно и с удовольствием. И совершенно неважно при этом, станет  он в будущем художником или ветеринаром.

Так зачем же изобразительная деятельность ( и другие виды искусства) в детском саду? Под какой вывеской всегда висят выставки одинаковых детских работ в раздевалках? Правильно: «Наше творчество». Занятия художественно- эстетического цикла, прежде всего, необходимы для того, чтобы ребенок учился выражать свои чувства, мысли, отношение к происходящим событиям. Ведь кто такой художник? Это человек, который умер хорошо рисовать. Он знает, как изобразить перспективу, как накладывать краски, множество приемов штриховки и растушевки, законы светотени и цветового круга, разбирается в видах бумаги и красок и т.д. Но можем ли мы сказать, что именно владение разнообразными техниками делает человека  художником? А если он только копирует чужие работы? Ключевой способностью, которая, собственно, и делает человека художником, является умение действовать по собственному замыслу. Именно это является великим даром, доступным каждому. Важно только не перекрыть к нему доступ.

Итак, копирование взрослого образца, а также чересчур авторитарные инструкции (иногда даже приходится сталкиваться с тем, что педагог водит своей рукой руку ребенка с кисточкой или дорисовывает вместо малыша)  блокируют творческую инициативу ребенка, убивая мотивацию к дальнейшему самовыражению.

Решение, кажется, лежит на поверхности: пусть дети рисуют, лепят, делают коллажи только по собственному разумению. Однако здесь тоже есть «но», на котором стоит остановиться подробнее. Если педагог самоустранится и даст детям возможность рисовать полностью автономно, то скорее всего, получится следующее: большинство детей начнут воспроизводить образцы, взятые из массовой культуры ( мультфильмы, интернет); сюжеты их работ не будут усложняться и обогащаться.

Говоря на языке психологов, любая образовательная деятельность должна строиться  в зоне ближайшего развития ребенка, то есть ставить такие задачи, которые малыш может выполнить сам, но в сотрудничестве со взрослым. Задача педагога- обогащать присущие ребенку виды деятельности, в том числе художественно- прикладные, используя следующие приемы:

-предлагать интересные техники исполнения. Существует огромное количество приемов, которые очень просты в исполнении и могут быть показаны детям не профессиональным художником, а  педагогом детского сада. Рисование малярными кисточками, спонжами, валиками, просто пальчиками, котельными  палочками, использование фактур в виде бумажных салфеток, ватных дисков, чая, макарон, риса- описание всех этих предметов можно найти в интернете и соответствующей литературе. Показывая детям интересные приемы, обязательно надо предусмотреть возможность выбора: что именно рисовать в рамках предложенной темы, каким цветом, какие будут детали и т. п. Всегда в рамках обучения той или иной технике можно создать пространство для самовыражения,  главное, все время держать это в уме как педагогическую задачу;

-демонстрировать богатые культурные примеры.  Обязательно  нужно обсуждать с детьми: картины великих живописцев, скульптуру, архитектуру. Идеально, если такие занятия будут связаны с большой проектной или исследовательской темой, то есть привязаны к текущей образовательной деятельности. Например, тему про путешествия можно связать с картинами И.А.Айвазовского («Морской пейзаж». Коктебель).  На языке культурологов это назевается «референс»- вспомогательные  изображения», которые художник изучает перед работой. Задача педагога- подбирать такие референсы для вдохновения детей и предъявлять их не сухо и формально, а оживляя разными историями и возможностью высказывать личное отношение;

-обсуждать эмоционально- эстетические переживания. Приобщение  к культуре и развитие воображения возможны только через переживание. Просто информирование о жанрах и фамилиях ничего не дают. Можно ведь сделать так, чтобы, изучая тему «Весна», дети посмотрели на «Сирень» М.А.Врубеля и «Цветущий миндаль» В ван Гога, послушали классическую музыку, обсудили, какая мелодия больше подходит к разным картинам и почему, а потом нарисовали свое настроение и ассоциации. Но пред этим надо обязательно тщательно обсудить детские переживания, не диктуя, а проясняя, задавая открытые вопросы, стимулирующие выражение достаточно сложных для дошкольников мыслей;

-создание богатой среды, насыщенной разнообразными материалами для

творчества, которые все время находятся в доступе у детей. Получается трехступенчатая конструкция с увеличивающейся долей детской самостоятельности: а) ребенок осваивает разные техники (задания содержат элемент выбора и вариативности);  б)ребенок использует техники в контексте общей проектно- исследовательской образовательной темы (работа носит авторский характер, но педагог дает вдохновляющие примеры); в) ребенок находится в полностью открытой свободной ситуации и сам выбирает, что ему делать. На этой стадии в роли педагога выступает уже не воспитатель, а среда (удобно и доступно разложенные материалы притягивают и вдохновляют ребенка на собственные задумки). Конечно, для этого нужны не только материалы, но и время, специально предусмотренное на свободную деятельность в течение дня.

Отдельно следует остановиться на спонтанном детском рисовании. Это те «каляки- маляки»,  которые ребенок делает не на занятиях, а в свободное время- утром, пока еще группа не собралась, пока накрывают на стол, или в конце дня,  в уголке, когда ребенок ожидает маму. К сожалению, часто мы не придаем значения этим спутанным линиям и образам «палка- палка, огуречик». Ребенок чувствует пренебрежение, обижается и не развивает свои темы дальше. Однако свободные детские рисунки – это предтеча письменной речи. Как правило, за непонятной «абстракцией» стоит целая история, которую стоит выслушать, а еще лучше записать со слов ребенка и сделать книгу рассказов с иллюстрациями.

На фото 4-7 приведены примеры рисунков Линды (4 года).

В этих историях содержится невероятно богатый материал для последующего разворачивания образовательных действий: дискуссии про космос,  рассматривание глобуса, обсуждение строения мозга, магнита, Солнечной системы и т.д. Главное, чтобы взрослых пустили в этот мир, а пока они будут называть эти рисунки «каляками- маляками», вероятность этого не очень высокая. Если же относиться с вниманием и уважением к маленьким авторам, то педагогу и тем для образовательных событий не придется придумывать. Только важно помнить, что мир детской фантазии не только богат, но еще и очень хрупок: прямая критика и прямая эксплуатация для него губительны.

Фото 4.Картина мира: мама с сыном стоят на Земле.

Фото5.портрет соблезубой  мыши. «Она огромная: больше Земли, и больше всех планет, и больше Солнца. И живет она там, где живут туманы – справа от космоса, и слева от космоса, и под космосом. А охотится она на космических ежиков. И уши у нее большие, чтобы далеко слышать. А на спине шипы, и на хвосте шипы. А дышит она воздухом с земли: подает сигнал, и воздух поступает к ней в кольцо в носу. Но ей много не надо».

Фото 6-7. Мозг молодого (слева) и старого инопланетянина (справа). «У молодого в голове большой магнит, что даже Солнце притягивает: он наклоняет голову, и Солнце ближе к Земле придвигается, и на Земле становится жарко».

Если педагог с помощью разных интересных техник помогает ребенку «открыть» материал и через него выразить себя, то это создает пространство для детского творчества и воплощения собственного замысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_izo_zachem_iz_deyatelnost.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем изобразительная деятельность в детском саду?

Голос ребенка

В гостях у девочки 6 лет. На холодильнике висит много рисунков. Мама показывает очень красивого оленя и натюрморт: «Смотрите, это у нас Машенька, сама рисует, в студии».  Нельзя не заметить что глаза и рога оленя, как и тени и блики на яблонях сделаны рукой взрослого. Тут прибегает Маша с картинкой: «Вы лучше сюда посмотрите!» на картинке желтый пляж, синее море, голубое небо.  Везде разбросаны  разноцветные пятнышки разной формы: «Вот тут люди лежат, там лодки, тут парашют! Это я прямо сама- сама- сама- сама!!!»

Казалось бы, ответ на вопрос, поставленный в заглавии, очевиден: конечно, чтобы уметь рисовать. Тога возникает следующий вопрос: а зачем человеку рисовать, если он не художник? Версия, которая лежит на поверхности, - для удовольствия. А вы много знаете взрослых людей, которые рисуют для себя? Просто потому что любят? Скорее всего, утвердительно ответят единицы. Большая часть взрослого населения рисовать категорически отказывается под любым предлогом: не умею, не мое, не люблю, не дано. Если же провести эксперимент и в аудитории из 100 человек попросить быстро нарисовать любую картину, то результат будет поразительным. Около 90 % работ будет выглядеть как на фото 1.

Причем  солнышко  все непременно с лучиками- палочками, домики с трубой, а цветочек никак не соразмерен елке. Почему так получается? Люди прячутся за теми клише, которые усвоили в раннем детстве. Как до школы научили рисовать солнышко, так и нарисовал. А 40 лет до этого и не думал даже браться ни за краски, ни за карандаши. Так зачем же прятаться? От кого? Очень часто вполне зрелого человека при необходимости провести линию по бумаге, особенно красками, которые нельзя стереть, охватывает панический ужас. Страх – явление по определению иррациональное, то есть необъяснимое логически. Ну, испортишь лист- достанешь  новый, ругать никто не будет, смеяться тоже. Однако вид белого листа способен парализовать многих. Почему?  Все мы родом из детства, и ваш внутренний художник, который совершенно точно есть в каждом человеке, не исключение.

Если посмотреть на фото 2-3, то можно увидеть знакомую проблему. Да, это выставки дошкольников в разных детских садах.  Парадоксально, что дети, конечно, разные,  а работы все одинаковые, как будто из копировального аппарата. Группа , рисует (вырезает, лепит)строго по образцу, предъявленному педагогом. Ценным считается соперничество попадание: кто сделал точно, как у взрослого, тот молодец. У того красиво. А кто не смог повторить взрослого полностью – размазал, вылез за край, вообще не уместил на лист, нарисовал кривой кружок или кособокий квадрат – у того плохо, некрасиво. Маленькому человеку невероятно сложно сделать также аккуратно, как у взрослого, и огрехи случаются часто. Что происходит в этих случаях? Уставший и раздраженный взрослый ругается, а доброжелательный и позитивно настроенный начинает активно помогать – вырезать за ребенка кружочки, рисовать детали. В общем, делать за дошкольника  всю сложную работу так, чтобы тому осталось только закрасить крупные поверхности, а потом, немного смущаясь, как будто бы в чем- то виноват, показать маме в раздевалке работу и сказать: «Мам, это я сам». «Сам… Точно сам?» и здесь начинает таять и так еще хрупкая уверенность в своих силах. Страх сделать «не так», «неправильно», «некрасиво», однажды зародившись в душе ребенка, может остаться там навсегда.

Иногда среди воспитателей приходится слышать такое мнение: нет большой беды в том, что человек, вырастая, не рисует не занимается другим художественно- прикладным творчеством. Всем художниками быть необязательно. Зато очень важно развивать у дошкольника мелкую моторику и приучать к аккуратности. Вот это ему точно в жизни  пригодиться. Трудно спорить с тем, что мелкая моторика, так же как собранность и аккуратность, очень важны и для дальнейшего обучения, и вообще для успешности в разных видах деятельности. И, конечно, занятия искусством- благодарная почва для развития мелкой моторики и для приучения к аккуратности.

Разберемся подробнее. У кого координация пальцев и кистей рук будет развита лучше: у ребенка, который постоянно и с увлечением рисует, лепит, конструирует, строит так, что трудно оторвать от любимого занятия ( пусть у него и не получается красиво, с точки зрения взрослого), или у того, кто делает это из- под палки, два раза в неделю на занятиях по полчаса, но зато старается, чтобы было идеально ровно и точно? Мелкая моторика, а вместе с ней интеллект будут лучше развиты в первом случае: важны постоянные упражнения мелких мышц, связок, развитие координации глаз, мозга, пальцев. Однако и для развития  аккуратности важен стабильный положительный эмоциональный фон. Ничто так не тормошит развитие произвольности, как тревожность, вызванная хроническим стрессом. Опять получается, что надо сделать так, чтобы рисовал (лепил, клеил, вырезал) много, увлеченно и с удовольствием. И совершенно неважно при этом, станет  он в будущем художником или ветеринаром.

Так зачем же изобразительная деятельность ( и другие виды искусства) в детском саду? Под какой вывеской всегда висят выставки одинаковых детских работ в раздевалках? Правильно: «Наше творчество». Занятия художественно- эстетического цикла, прежде всего, необходимы для того, чтобы ребенок учился выражать свои чувства, мысли, отношение к происходящим событиям. Ведь кто такой художник? Это человек, который умер хорошо рисовать. Он знает, как изобразить перспективу, как накладывать краски, множество приемов штриховки и растушевки, законы светотени и цветового круга, разбирается в видах бумаги и красок и т.д. Но можем ли мы сказать, что именно владение разнообразными техниками делает человека  художником? А если он только копирует чужие работы? Ключевой способностью, которая, собственно, и делает человека художником, является умение действовать по собственному замыслу. Именно это является великим даром, доступным каждому. Важно только не перекрыть к нему доступ.

Итак, копирование взрослого образца, а также чересчур авторитарные инструкции (иногда даже приходится сталкиваться с тем, что педагог водит своей рукой руку ребенка с кисточкой или дорисовывает вместо малыша)  блокируют творческую инициативу ребенка, убивая мотивацию к дальнейшему самовыражению.

Решение, кажется, лежит на поверхности: пусть дети рисуют, лепят, делают коллажи только по собственному разумению. Однако здесь тоже есть «но», на котором стоит остановиться подробнее. Если педагог самоустранится и даст детям возможность рисовать полностью автономно, то скорее всего, получится следующее: большинство детей начнут воспроизводить образцы, взятые из массовой культуры ( мультфильмы, интернет); сюжеты их работ не будут усложняться и обогащаться.

Говоря на языке психологов, любая образовательная деятельность должна строиться  в зоне ближайшего развития ребенка, то есть ставить такие задачи, которые малыш может выполнить сам, но в сотрудничестве со взрослым. Задача педагога- обогащать присущие ребенку виды деятельности, в том числе художественно- прикладные, используя следующие приемы:

-предлагать интересные техники исполнения. Существует огромное количество приемов, которые очень просты в исполнении и могут быть показаны детям не профессиональным художником, а  педагогом детского сада. Рисование малярными кисточками, спонжами, валиками, просто пальчиками, котельными  палочками, использование фактур в виде бумажных салфеток, ватных дисков, чая, макарон, риса- описание всех этих предметов можно найти в интернете и соответствующей литературе. Показывая детям интересные приемы, обязательно надо предусмотреть возможность выбора: что именно рисовать в рамках предложенной темы, каким цветом, какие будут детали и т. п. Всегда в рамках обучения той или иной технике можно создать пространство для самовыражения,  главное, все время держать это в уме как педагогическую задачу;

-демонстрировать богатые культурные примеры.  Обязательно  нужно обсуждать с детьми: картины великих живописцев, скульптуру, архитектуру. Идеально, если такие занятия будут связаны с большой проектной или исследовательской темой, то есть привязаны к текущей образовательной деятельности. Например, тему про путешествия можно связать с картинами И.А.Айвазовского («Морской пейзаж». Коктебель).  На языке культурологов это назевается «референс»- вспомогательные  изображения», которые художник изучает перед работой. Задача педагога- подбирать такие референсы для вдохновения детей и предъявлять их не сухо и формально, а оживляя разными историями и возможностью высказывать личное отношение;

-обсуждать эмоционально- эстетические переживания. Приобщение  к культуре и развитие воображения возможны только через переживание. Просто информирование о жанрах и фамилиях ничего не дают. Можно ведь сделать так, чтобы, изучая тему «Весна», дети посмотрели на «Сирень» М.А.Врубеля и «Цветущий миндаль» В ван Гога, послушали классическую музыку, обсудили, какая мелодия больше подходит к разным картинам и почему, а потом нарисовали свое настроение и ассоциации. Но пред этим надо обязательно тщательно обсудить детские переживания, не диктуя, а проясняя, задавая открытые вопросы, стимулирующие выражение достаточно сложных для дошкольников мыслей;

-создание богатой среды, насыщенной разнообразными материалами для

творчества, которые все время находятся в доступе у детей. Получается трехступенчатая конструкция с увеличивающейся долей детской самостоятельности: а) ребенок осваивает разные техники (задания содержат элемент выбора и вариативности);  б)ребенок использует техники в контексте общей проектно- исследовательской образовательной темы (работа носит авторский характер, но педагог дает вдохновляющие примеры); в) ребенок находится в полностью открытой свободной ситуации и сам выбирает, что ему делать. На этой стадии в роли педагога выступает уже не воспитатель, а среда (удобно и доступно разложенные материалы притягивают и вдохновляют ребенка на собственные задумки). Конечно, для этого нужны не только материалы, но и время, специально предусмотренное на свободную деятельность в течение дня.

Отдельно следует остановиться на спонтанном детском рисовании. Это те «каляки- маляки»,  которые ребенок делает не на занятиях, а в свободное время- утром, пока еще группа не собралась, пока накрывают на стол, или в конце дня,  в уголке, когда ребенок ожидает маму. К сожалению, часто мы не придаем значения этим спутанным линиям и образам «палка- палка, огуречик». Ребенок чувствует пренебрежение, обижается и не развивает свои темы дальше. Однако свободные детские рисунки – это предтеча письменной речи. Как правило, за непонятной «абстракцией» стоит целая история, которую стоит выслушать, а еще лучше записать со слов ребенка и сделать книгу рассказов с иллюстрациями.

На фото 4-7 приведены примеры рисунков Линды (4 года).

В этих историях содержится невероятно богатый материал для последующего разворачивания образовательных действий: дискуссии про космос,  рассматривание глобуса, обсуждение строения мозга, магнита, Солнечной системы и т.д. Главное, чтобы взрослых пустили в этот мир, а пока они будут называть эти рисунки «каляками- маляками», вероятность этого не очень высокая. Если же относиться с вниманием и уважением к маленьким авторам, то педагогу и тем для образовательных событий не придется придумывать. Только важно помнить, что мир детской фантазии не только богат, но еще и очень хрупок: прямая критика и прямая эксплуатация для него губительны.

Фото 4.Картина мира: мама с сыном стоят на Земле.

Фото5.портрет соблезубой  мыши. «Она огромная: больше Земли, и больше всех планет, и больше Солнца. И живет она там, где живут туманы – справа от космоса, и слева от космоса, и под космосом. А охотится она на космических ежиков. И уши у нее большие, чтобы далеко слышать. А на спине шипы, и на хвосте шипы. А дышит она воздухом с земли: подает сигнал, и воздух поступает к ней в кольцо в носу. Но ей много не надо».

Фото 6-7. Мозг молодого (слева) и старого инопланетянина (справа). «У молодого в голове большой магнит, что даже Солнце притягивает: он наклоняет голову, и Солнце ближе к Земле придвигается, и на Земле становится жарко».

Если педагог с помощью разных интересных техник помогает ребенку «открыть» материал и через него выразить себя, то это создает пространство для детского творчества и воплощения собственного замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".

Опыт дошкольного учреждения   по организации продуктивной деятельности детей, строящейся  в партнерстве с  включенным в  нее взрослым....

Здоровьесберегающие технологии на занятии по изобразительной деятельности в детском саду.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Физкультминутки для малышей...

Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду

консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД  по рис...

«Щенок». Занятие по изобразительной деятельности в детском саду

«Щенок». Занятие по изобразительной деятельности в детском садуТема НОД: «Щенок»Программное содержание:• Учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка• Совершенствовать умение правильно держать ки...

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

"Изобразительная деятельность в детском саду"

Актуальность.     Развитие художественно-творческих способностей у ребенка - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.И самое эффективное ее...

Перспективный план Развитие речи И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе» Подготовительная к школе группа

Перспективный план по развитию речи в подготовительной к школе группе. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельнос...