Знакомство с Мезенской росписью
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Занятие для подготовительной группы. Познавательное развитие. знакомство детей с одной из северных росписей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_mironova_znakomstvo_s_mezenskoy_rospisyu.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 12» г. Кандалакша
Конспект открытого занятия на тему:
«Знакомство с Мезенской росписью»
Воспитатель Миронова О.В.
Цель: Знакомство с мезенской росписью.
Задачи:
- Познакомить детей с трудом мезенских мастеров, с историей возникновения промысла; познакомить с основными элементами узоров, особенностями мезенской росписи.
- развивать диалогическую речь, умение высказывать свою точку зрения, высказываться полными распространенными предложениями.
- Обогащать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти, тонким маркером.
- Воспитывать интерес к народным промыслам.
Словарная работа: мезенская роспись, стихии, вывеска, элементы.
Материалы: Предметы народных помыслов: дымковские, гжельские, каргопольские, городецкие, компьютер, мультимедиа, карточки с изображением символов и последовательности выполнения изделия, конверт с буквами, гуашь (чёрная и красная), кисти тонкие по количеству детей, подставки под кисти, салфетки для кисточек, баночки для воды.
Ход занятия: Дети входят в группу под русскую народную мелодию, здороваются с гостями.
Воспитатель: Посмотрите, какие здесь собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы. Все изделия делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. Украшали предметы росписями.
Воспитатель: А какие еще народные промыслы вы знаете?
(хохломская, дымковская, городецкая, каргопольская роспись)
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?
(элементами узора, используемыми цветами, материалами.)
Воспитатель: Правильно. Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери нужный фон».
Д/игра «Подбери нужный фон».
Перед детьми лежат карточки с характерным для той или иной росписи узором (гжельская, хохломская, дымковская, городецкая). Детям нужно расставить на салфетки предметы, соответствующие каждой из видов росписи. После этого воспитатель спрашивает, почему ребята расставили предметы именно так и все ли узоры им знакомы. Дети отмечают мезенскую роспись как новую и незнакомую.
Воспитатель: Ребята, Вам интересно, откуда взялась эта необычная роспись?
- Сегодня, дети, я приглашаю вас совершить путешествие в далекую северную деревню Лешуконского района Архангельской области.
Эта деревня называется Палащелье .
Воспитатель: Есть у меня игра волшебная, которая поможет нам очутиться в этой деревне.
Вставайте в круг, возьмитесь за руки.
Народная игра «Белорыбица»
Выйдем за ворота, (идём по кругу, держась за руки)
Поглядим далеко. (глядим в даль, ребро ладони приставлено ко лбу)
Морюшко широко – (разводим руки в стороны)
Белой рыбы много. (ладони вместе, изображаем волну)
Сети мы закинем, (бросок от плеча)
С белой рыбой вынем. (тянем сети)
Зачерпнём водицы, (наклоняемся, зачерпываем воду)
Наварим мы ушицы. (левой рукой изображаем кастрюлю, правой мешаем).
Покушайте ушицы перед дальней дорогой, а теперь…
Глазоньки свои закроем,
Ноженькою топнем, рученьками хлопнем,
Вкруг себя повернёмся,
Скажем: «Ах!» - и окажемся в гостях.
(Слайд №1)
Воспитатель: Вот и прибыли мы с вами в Палащелье. Пройдёмся по деревне, поглядим на дома
Трудна была здесь жизнь вдали от города. Люди занимались земледелием, охотой, рыболовством. Кажется, обычная деревня, но это не совсем так. Жители этой деревни известны во всем мире.
Воспитатель: Хотите узнать, чем они прославились? (дети высказывают свое мнение).
(Слайд № 3)
Воспитатель: Давным-давно поселились люди на берегу широкой северной реки Мезени среди болот и непроходимых лесов. Они не умели читать и писать, а свои мысли, переживания передавали в рисунках.
С незапамятных времён мастера украшали свои избы – дома: резные ставни защищали от ветров студёных, конь на крыше оберегал дом от невзгод. (Слайд № 4)
Воспитатель: Мезенской росписью занимались мужчины холодными зимними вечерами, узор они наносили на деревянную поверхность размоченной щепкой и пером тетерева, поэтому узоры получались угловатые и неровные. (Слайд № 5)
- Посмотрите, какие красивые изделия у мезенких мастеров. Они расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались повседневно: прялки, короба, посуду, сани, люльки, своими руками они старались рассказать о жизни в деревне, защитить себя и близких от разной нечистой силы. (Слайд № 6)
Воспитатель: Ребята, что вы видите на слайде? (ответы детей)
- Это кухонные доски (одна сторона которых украшена ярким узором, а на другой можно резать овощи и другие продукты). Если такую нарядную доску повесить на стенку, она украсит кухню.
- Но не только для кухни изготавливают мезенские мастера разные предметы. (Слайд № 7) Они делают расписные шкатулки для хранения всяких мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений. - А это прялка. В старину с ее помощью пряли нитки. (Слайд№ 8)
Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, какие еще вы видите предметы, расписанные Мезенской росписью? (Ответы детей).
Воспитатель: Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, цветовой сдержанностью. Используются всего два цвета: красно-коричневый и черный. (Слайд № 9)
- Как вы думаете, из чего в старину делали красную краску? А чёрную?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, красную краску делали из глины, которой в округе много, а чёрную из сажи, которая в трубах печных копится. (Слайд № 10). А чтобы лучше держалась она на досках, добавляли смолу еловую или лиственничную.
Воспитатель: Рассмотрите изделия расписные. (Слайд №11)
Какой главный, центральный элемент встречается на всех изделиях? (Конь, олень).
Воспитатель: Коня не просто так рисовали. Конь – помощник, защитник. Конь – символ добра, символ солнца.
Старики говаривают, что конь на своей спине утром солнце на небо везёт. Поэтому рисуют его красным цветом, как солнце на заре. (Слайд№12)
Воспитатель: Рассмотрите внимательно коня мезенского. Скажите, чем он отличается от настоящего? (Изображали схематично, длинные тонкие ноги, похож на наскальные рисунки)
Воспитатель: А ещё изображали на своих изделиях мастера ленточный орнамент. Между красными полосами рисовали прямые и волнистые линии, завитки, квадраты, ромбы. (Слайд №13)
Воспитатель: А вы знаете, что они обозначают?
Воспитатель: С давних времен, с возникновения промысла, в работах палащельских мастеров сохранились глубокие древние традиции. Большое место среди них занимают знаки четырех стихий – воды, воздуха, земли и огня. (Слайд № 14)
Древние люди очень боялись воды (изображение воды и элементов узора – прямой и волнистой линии), которая несла много бед – наводнения, ливни. Они всегда старались защитить себя от ее разрушительной силы, изображали ее на всех своих изделиях; но вода – это не только зло, но и необходимость для всего живого. (Слайд № 15)
- Какие знаки обозначают воду? (ответы детей).
Воспитатель: Следующая стихия – воздух, его движение; для этого рисовали спиральки, множество штрихов (дети рассматривают картинки). (Слайд№16)
Воспитатель: Земля кормила народ, одаривала своим урожаем, знак плодородия земли был на всех работах. Найдите знаки земли (дети находят квадраты, ромбы, прямые линии, растения). (Слайд №17)
Воспитатель: Четвертая стихия – огонь. Скажите, почему люди боялись огня? (ответы детей). Древние люди думали, что огонь – живое существо, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается, и что огонь – это земное воплощение солнца. Солнце изображали на всех работах. Попробуйте найти знаки огня и солнца (дети находят кресты). (Слайд №18)
(Воспитатель показывает карточки с элементами стихий).
Воспитатель: Запомнили знаки? Тогда давайте поиграем в игру «Четыре стихии», я буду показывать знаки разных стихий, а вы, будете её отгадывать и показывать: если на карточке изображен знак огня, солнца – поднимите руки вверх, земли – нужно сесть, воздуха – покружиться, воды – сделать волнистые движения руками.
Физминутка. Проводится подвижная игра «Четыре стихии».
Воспитатель: продолжим наше путешествие по деревне Палащелье.
(Сюрпризный момент - письмо)
Воспитатель: Давайте откроем и узнаем, кто нам оставил письмо. «Здравствуйте, дети! Пишут вам из музея народного промысла. Мы хотим поменять наружную вывеску нашего здания. Не можете ли вы нам помочь? Спасибо заранее. Сотрудники музея».
Воспитатель: Дети, что это? (Достает из конверта бумажные буквы). Это не просто буквы, здесь прячется какое-то слово. (Дети на ковре собирают слово МУЗЕЙ).
Воспитатель: Что же мы можем сделать, чтобы вывеска стала яркой и красивой? (ответы детей)
(Украсить буквы мезенской росписью)
Выберете себе для работы любую букву, проходите за столы.
Объяснение творческого задания.
Воспитатель: Украшать буквы будем самыми простыми элементами ленточного орнамента любого вида стихии. Их надо будет нарисовать между двумя красными полосками. Полоски рисовать надо красной краской тонкой кисточкой, а орнамент – черным тонким маркером.
Воспитатель:
Мастера скорей за дело,
Украшайте буквы смело,
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель: Теперь вы смело можете приступать к работе.
(Самостоятельная работа детей под спокойную музыку, помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).
Воспитатель: Все работы располагаются на доске.
Какие труды – такие и плоды. Как вы считаете, мы помогли сотрудникам музея? Какой росписью вы украсили буквы? Почему ее так стали называть? Какие элементы мезенской росписи вы использовали в своей работе? Какие краски применяли?
Дети, пора возвращаться в детский сад.
Встанем снова в дружный круг, за руки возьмёмся.
Ногою дружно топнем, в ладоши громко хлопнем.
Вокруг себя мы повернемся.
Скажем: «Ой!» - и вернёмся мы домой
Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? Что было самым интересным? Что было для вас трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСЬЮ
Предлагаю Вашему вниманию семинар-практикум для педагогов ДОУ. Надеюсь Вам пригодится моя разработка....
Презентация к занятию Путешествие в северную деревню. Знакомство с Мезенской росписью.
Архангельская область, северные поморские деревни, как много интересного можно узнать здесь и многому научиться. Арангельская область богата ремёслами и народными мастерами....
НОД по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в северную деревню. Знакомство с мезенской росписью».
Цель занятия: Познакомить детей с одним из видов народного творчества Архангельской области – Мезенская роспись....
Презентация "Знакомство с мезенской росписью"
Дополнительный материал к организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в Страну мастеров"...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство с Мезенской росписью»
Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской роспи...
Воспитатель года 2022. Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Знакомство с мезенской росписью"
Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью....
Знакомство с Мезенской росписью
Мезенская роспись...