Мастер-класс для педагогов «Релаксирующие рисование «зендудлинг»
консультация по рисованию

Мастер-класс для педагогов "Релаксирующее рисование "зендудлинг"(снятие напряжение и усталости)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx415.25 КБ
Файл master-klas-zendudling_1v8dp.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Релаксирующие рисование «зендудлинг» (снятие напряжения и усталости)

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по освоению стиля «зендудлинг».

Задачи:

- познакомить педагогов со стилями «дудлинг», «зентангл»;

- познакомить с современным медитативным рисованием в технике «зендудлинг»;

- дать практические знания педагогам-участникам по рисованию в стиле «зендудлинг»;

- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов;

- вызвать положительные эмоции от художественной деятельности.

Форма проведения мастер-класса:

- лекция с элементами презентации + практическая работа.

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса;

- образцы готовых работ, выполненные педагогами;

Материалы и инструменты для работы: альбомные листы; простые карандаши; цветные карандаши; ластики; гелевые ручки.

 

Ход мероприятия

Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Релаксирующее рисование «зендудлинг». Сегодня, на нашем мастер-классе, я хочу затронуть тему сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья педагогов с помощью занятий по релаксирующему рисованию, а именно, использование техники зендудлинга.

Зендудлинг– техника рисования, в последнее время приобретающая большую популярность. Интерес к ней связан с тем, что она является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эта техника прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

Данная техника оказывает исключительно положительное влияние:

• создает выраженный терапевтический эффект, способствует релаксации;

• приносит вдохновение, способствует развитию творческих способностей;

• является прекрасным средством от бессонницы;

• рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс и негативные эмоции;

• улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.

 

Стиль «зендудлинг» применяется в арт-терапии. Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным, Человек начинает чувствовать себя спокойно.

Итак, «зендудлинг»- техника, которая произошла из двух техник «дудлинг» и «зентангл».

 

ДУДЛИНГ – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Дудлинг часто используют для оформления предметов интерьера, одежды, посуды, ногтей, тату. Также этот стиль широко используется в современной индустрии моды и дизайна. Дудлинг, как способ релаксации не только позволяет снять напряжение, но и сможет раскрыть грани вашего внутреннего мира.

               https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1631111953_1-papik-pro-p-risunki-zentangl-legkie-1.jpg

ЗЕНТАНГЛ является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила, сформулированные авторами идеи - Риком Робертсом и Марией Томас. Они определяют зентангл как форму медитативного искусства. 

https://i.ytimg.com/vi/niJP7nfJExM/maxresdefault.jpg

Эта техника рисования подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

• зентангл выполняется в черно-белых цветах;

• узор ограничивается квадратной рамкой внутри карточки заданного размера (9Х9 см);

• у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;

• образовавшиеся после проведения линий сектора заполняются причудливыми произвольными узорами; каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;

• при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;

• нельзя использовать ластик.

 

Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.

Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – можно в итоге перевести как «каракули, которые несут успокоение», или, еще точнее, «медитативное рисование». Если сосредоточиться на рисовании повторяющегося узора, то душа успокаивается.

Правила, которые необходимо учитывать при выполнении рисунка в технике «зендудлинг»:

         нет необходимости разграничивать свой лист на сектора - можно начинать рисовать из любого места, постепенно дорисовывая детали в разные стороны.

         зендудлинг можно рисовать, особо не задумываясь о композиции или повторяемости/неповторяемости рисунка, это действие для расслабления скорее, чем для собранности и концентрации.

         в зендудлинге нет никаких запатентованных узоров или требований к бумаге. Он может быть абсолютно любым.

 

«Зендудлинг» идеально подходит как для расслабления взрослого, снятия стресса, так и для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить). Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов.

 

Практическая часть

 

Уважаемые коллеги! У кого возникло желание на собственном опыте попробовать нарисовать картину в стиле «зендудлинг», я приглашаю занять места за рабочими столами. Перед рисованием нужно принять удобную позу, расслабиться. В этом нам поможет релаксация.

Сказочное мини-упражнение на расслабление (под музыкальное оформление)

«Море»

Стайка рыбок закружилась – море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха, проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки, вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица! видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать… Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись, из морских глубин вернулись.

 

Сегодня, я предлагаю Вам «окунуться» в морскую тематику. Мы будем использовать шаблоны «морские животные» (рыбки, дельфины, осьминоги, черепахи).

 

Алгоритм выполнения техники зендудлинг:

1. Вначале каждый выберет себе понравившийся шаблон. В центре листа обведем рисунок по трафарету.

2. Нарисовали контурный рисунок морского животного. Затем нужно контурный рисунок поделить на разные секторы, проводя линии без отрыва руки от бумаги.

3. Рисунок с секторами делим на более мелкие секторы. В секторах самостоятельно придумываем различные узоры, зарисовываем сегмент за сегментом.

4. Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняйте узором так, как Вам подсказывает ваше воображение. Оставляйте некоторые участки не зарисованными, от этого общая картина не пострадает.

5. Раскрасить узоры.

 

Алгоритм выполнения техники зентангл:

  • Возьмите квадрат размерами 9x9 см.
  • В пределах квадрата обозначьте четырьмя точками еще один квадрат. Эта рамка не обязательно должна быть строго прямой квадратной формы, какие-то из сторон могут немного изгибаться.
  • Принцип любого узора заключается в том, что вы делите рамку различными кривыми, а затем начинаете заполнять узором каждую из образовавшихся частей. В данном случае в пределах рамки нарисуйте несколько горизонтальных волнистых линий, с двумя подъемами, напоминающими верблюжий горб (смотрите на рисунке ниже). Первую линию нарисуйте «горбами» вверх, линию ниже — «горбами» вниз, и чередуйте их таким образом.
  • Начинайте заполнять самый нижний сегмент вертикальными дужками, которые будут его словно опоясывать. У вас получится нечто, похожее на кокон. То же самое проделайте с остальными сегментами. Границы между ними наведите черным пожирнее.
  • В качестве последнего штриха каждый из сегментов затените в нижней части с помощью легкой растушевки.

 

Рефлексия:

Работе даем название, ставим число и подпись. Я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня не только познакомил вас с чем-то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял Вам всем настроение!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Релаксирующие рисование « зендудлинг » как способ снятия напряжения и развития творчества . Семешко А.И., воспитатель

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ЗЕНДУДЛИНГ ?

Слайд 3

ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами.

Слайд 4

ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования . Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии).

Слайд 5

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". В.А. Сухомлинский

Слайд 6

ЗЕНДУДЛИНГ ( Zendoodling ) – можно перевести как «каракули, которые несут успокоение», или, еще точнее, «медитативное рисование». « Зендудлинг » идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно), нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить .

Слайд 7

Преимущества « зендудлинга » : Простота. Не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать шаблоны. Доступность. Требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги. Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом. Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие. Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях. Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...

Мастер-класс для детей, педагогов и родителей "Рисование кусочком текстиля на бумаге"

Мастер-класс для педагогов «Основы декоративного рисования»Тема мастер-класса «Рисование кусочком текстиля на бумаге». Воспитатель: Калинина Л.Н.МБДОУ детский сад № 33....

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

мастер-класс для молодых педагогов "Рисование елочки в средней группе"

Мастер-класс для молодых педагогов, студентов   "Рисование елочки в средней группе"...

Мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционной техникой рисования на стекле «Художественный витраж»

Цель: Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:Образовательные:1. Донести до педагогов важнос...