Конспект открытого занятия по ХЭР в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Роспись посуды(тарелочки) башкирским орнаментом"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Сформировать у детей понятие о башкирском народном орнаменте,его элементах,симметрии и цвете.Выявить отличительные признаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bashkirskiy_ornament_-_kopiya.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Роспись посуды(тарелочки) башкирским орнаментом"
Цели:
- Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете, выявить отличительные признаки башкирского орнамента;
-учить детей рисовать элементы геометрического орнамента - зигзаг, линия, ромб;
- продолжать развивать представление ребенка о различных сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;
- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народ;
- воспитывать самостоятельность в выполнении задания;
- развивать умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы,
-развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; чувство цвета, формы, размера; развивать эстетическое восприятие, речь и мышление;
- развивать способность к воображению;
- развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком и всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);
- формировать эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материалы:
а) демонстрационные – иллюстрации: с элементами башкирского орнамента и сервиз башкирской посуды.
б) раздаточные - кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, тарелочки.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается музыка).
Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный день вечер они разожгли огонь и завели беседу.
Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.
Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.
Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле»
Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес».
А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы».
И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.
Воспитатель: - Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?
Дети: Орнамент - это узор,
- это повторяющийся узор,
- это узоры, которые симметрично расположены,
- это узоры, которыми украшали одежду, посуду, ковры.
Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте. На какие 2группы делятся узоры в башкирском орнаменте.
Дети: Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры.
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.
Основные фигуры и пояснение .
Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия
Сердечко – гостеприимство
Солярный знак – солнце
Ромб – символ земледелия
S-образный орнамент
Гусиная лапка
Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры?
Дети: симметрично повторяются, следуют друг за другом
Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте?(красный, зеленый, желтый, белый, черный).
Воспитатель: Дети, в башкирском орнаменте красный и желтый цвета означает - цвет солнца, а зеленый цвет – это трава, листья, а черный цвет - наша башкирская плодородная земля, синий-цвет свободолюбия, белый-чистота, миролюбие.
Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?
Например:
- треугольники
- ромбы
- зигзаги
- параллельные косые линии
- круги
- завитки
- розетки
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом?
Дети:
- посуду
- одежду
- обувь
- ковры
- полотенца
- занавески
- постельное белье
- изделия из кожи
- домашняя утварь.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Воспитатель: Добрый день, инзерцы. А почему я вас так назвала?
Дети: Мы живем в селе Инзер.
Воспитатель: А в какой республике мы живем?
Дети: Мы живем в Башкортостане.
Воспитатель: Назовите национальности людей, которые проживают в Башкортостане
Дети:
- русские, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, мордва
Воспитатель: Как вы думаете, у этих народов использовался одинаковый орнамент в одежде, на посуде?
Дети:
- Нет, разный.
Воспитатель: Значит у каждого народа свой орнамент, т. е. орнамент можно назвать народным или национальным?
- Да, можно.
Физминутка. Игра «Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок
Поиграем, и попляшем,
И, помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Дети садятся за стол.
Обратить внимание на осанку.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом? (посуду, одежду, обувь, ковры, полотенца, занавески)
-Ребята, а вы знаете, кто занимается росписью посуды?
Воспитатель: А хотите и вы стать мастерами умельцами, которые расписывают посуду? (ответы детей) Проходите в нашу мастерскую.
Воспитатель: Что у вас на столах? (тарелочки) Чего на них не хватает? (орнамента)
Воспитатель: Как вы думаете, мы можем это исправить и как? (ответы детей)
Посмотрите на тарелочки, которые я расписала для вас, какой орнамент вы видите? Как расположен орнамент? Какие цвета использованы?
-Некоторые узоры в башкирском орнаменте рисуются кончиком кисти, а какие- то всем ворсом кисти.
-Посмотрите элемент орнамента на тарелочке, которую я расписала, расположен симметрично, ровно. А я открою вам секрет, я нарисовала ромб и напротив него еще один ромб и между элементами оставила одинаковое расстояние. Между ромбами можно добавить крестик или треугольник.
Вы сейчас пофантазируете, и распишите свою тарелочку башкирским орнаментом, каким хотите.
Воспитатель: Перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дети приступают к самостоятельной работе (звучит мелодия курая)
(после того как выполнили работу подходят на ковер встают в круг)
Воспитатель: Ответьте, пожалуйста, вам понравилось то, чем мы сейчас занимались? Тяжело было? Что именно?
Вы сделали тарелочки, вам они нравятся? (ответы детей)
Воспитатель: Я очень рада что вам понравилось, кто знает, может быть, когда вы вырастете, кто-то и станет умельцем по росписи. Теперь вы умеете расписывать тарелочки, в следующий раз мы с вами распишем посуду другим орнаментом, другого народа.
Воспитатель: А как вы думаете, почему мы сегодня расписывали пиалу именно башкирским орнаментом? (ответы детей)
- Да, конечно, мы с вами живем в Башкортостане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Использование развивающих игр на занятиях по ФЭМП"
Развивать логическое мышление, память, воображение...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Россия – родина моя!»
Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период вс...
Открытое занятие во 2-й младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию"Наш любимый детский сад"
Знакомить детей с трудом сотрудников детского сада....
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».
Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...
Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
Цель: воспитание моральных качеств детей (дошкольников) с помощью художественного слова.Задачи: обучающие:- формировать понятие о Родине, систематизировать знания детей о символике государства, способ...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом» в подготовительной группе «Буратино»
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом» в подготовительной группе «Буратино»...