Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Цель: воспитание моральных качеств детей (дошкольников) с помощью художественного слова.
Задачи:
обучающие:
- формировать понятие о Родине, систематизировать знания детей о символике государства, способствовать развитию личности в духе патриотизма; развивать интерес к произведениям рязанского поэта С.Есенина;
развивающие:
- закреплять знание детей пословиц о добре, дружбе, Родине; расширять словарный запас детей; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом;
воспитательные:
- воспитывать доброту, милосердие, дружбу, эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему миру и близким людям, любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx | 41.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №80»
Конспект НОД
в старшей и подготовительной группе
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Подготовили воспитатели:
Куликова Л.Н.
Андрианова Т.А.
г. Рязань
2021г.
Цель: воспитание моральных качеств детей (дошкольников) с помощью художественного слова.
Задачи:
обучающие:
- формировать понятие о Родине, систематизировать знания детей о символике государства, способствовать развитию личности в духе патриотизма; развивать интерес к произведениям рязанского поэта С.Есенина;
развивающие:
- закреплять знание детей пословиц о добре, дружбе, Родине; расширять словарный запас детей; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом;
воспитательные:
- воспитывать доброту, милосердие, дружбу, эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему миру и близким людям, любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений С.Есенина, стихотворений о Родине, пословиц и поговорок о добре, дружбе, разучивание пальчиковой гимнастики.
Приемы:
- беседа,
- пословицы, поговорки,
-чтение стихотворений,
- дидактические игры.
Оборудование: оборудование для показа слайдов, трафареты цветка (один на двух детей), цветные мелки, влажные салфетки, надувные шары (на каждого ребенка), маркеры, медали.
Ход образовательной деятельности:
Дети сидят стульях. Слайд 1 -ДС
Воспитатели приветствуют детей:
Т.А.: Здравствуйте, дети! Мы очень рады видеть ваши добрые лица! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Молодцы!
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…
Л.Н. : дети, сегодня мы с ТА приглашаем вас поучаствовать в интересной викторине. Она посвящена доброте, дружбе, милосердию, любви к близким, родному краю и Родине! Сегодня в викторине у нас участвуют две команды:
- Команда «Кубик».
Т.А. : и команда «Мозаика».
Л.Н.: давайте поприветствуем друг друга (хлопают в ладоши)
Т.А.: в процессе викторины каждая команда за выполненное задание получает фишку. Выиграет та команда, у которой к концу викторины будет больше фишек. Фишки будем закреплять на магнитную доску.
Дети, а давайте подумаем и скажем, какие правила надо соблюдать во время викторины? (дети вместе с воспитателями повторяют правила проведения)
Правила:
- Слушать вопрос до конца.
- Поднимать руку, не выкрикивать с места.
- Не перебивать товарищей.
- Можно дополнить того, кто отвечает.
Т.А.: фишки мы подсчитывать будем в конце игры. Молодцы! И так мы начинаем!
Л.Н.: дети, а как вы понимаете выражение «быть добрым человеком» (ответы детей)
Добрый человек уважает старших, заботится о ближних, он щедрый и делится всем, чем может, любит природу, бережно относится к ней.
Молодцы, дети!
Т.А.: первое задание нашей викторины - «Замени добрыми словами».
Я буду называть слово и бросать вам мяч каждому ребенку, а вы должны подумать и назвать слово- антоним к каждому слову, т.е противоположное по значению. (Воспитатель приглашает детей встать в круг. Затем бросает мяч по очереди каждому ребенку из разных групп и называет слово, а дети отвечают и бросают мяч обратно).
Злой – добрый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Т.А. : молодцы, дети! Как много добрых слов вы знаете. Спасибо всем! Садитесь на стулья. Каждая команда справилась с этим заданием и получает фишку
КЛЕЮ ФИШКУ
Л.Н. : а теперь второе задание нашей викторины - «Продолжи пословицу»
Сейчас я буду называть первую половину пословицы, а вы- вторую.
СЛАЙД 2
Например,…
- Не имей сто рублей, а имей сто – (друзей).
- Про доброе дело – (говори смело).
- Лениться да гулять – (добра не видать).
- Друга ищи, а найдешь – (береги).
- Старый друг – лучше новых (двух).
- Скажи мне, кто твой друг- и я скажу (кто ты).
- Друг познается (в беде).
Л.Н. :Молодцы, дети! Обе команды отлично справились с заданием. Много пословиц знаете. Выдаю фишки обеим командам
Т.А. : дети, скажите пожалуйста, а добрый человек умеет дружить?
Ответы детей. СЛАЙД 3
Т.А. : а что такое дружба?
- это, когда дети играют вместе,
- делятся игрушками друг с другом,
- другу можно доверить тайну,
- на друга можно положиться на трудную минуту.
А теперь, дети, послушайте, пожалуйста, рассказ, который называется «Друзья».
Чтение рассказа (читает ТА) и беседа по прочитанному. СЛАЙД 4
Однажды Саша принес в детский сад игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!»
- Давай, - согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
-Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.
На другой день Денис принес в группу трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я - твой друг ! – опять произнес он. – Будем вместе играть!
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Т.А.: дети, как вы считаете, можно ли Максима назвать другом Саши или Дениса? Почему?
Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить. Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что -то хорошее сделал, а потому, что этот человек тебе дорог, близки его интересы.
Т.А.: дети, в дружбе ценится бескорыстие. А как вы считаете, дети в наших группах умеют дружить? А работать вместе умеют?
(сказать обеим группам) А сейчас мы проверим!
Л.Н.: СЛАЙД 5 (ЗЕМЛЯ) дети, посмотрите, что это? Правильно, это Земля-наша планета, на которой мы все живем. Посмотрите какая она большая и красивая. А как вы думаете, что надо сделать, чтобы она всегда была такой и люди жили на нашей планете все счастливо? (надо беречь нашу планету).
А какое сейчас время года наступило? Конечно, весна! Весной вся природа оживает, распускаются цветы, и мы сегодня попробуем сделать нашу планету яркой и цветущей с помощью цветов (показываю трафарет цветка). Но это не простые цветы. Мы их с вами разукрасим. Вы должны будете сделать это не только красиво, но и быстро. Для этого предлагаю вам разделится на пары. И договориться, кто, что, и каким цветом будет разукрашивать. А мы посмотрим, какая группа быстрей и дружней справится с заданием. Итак, третье задание нашей викторины – «Разукрась цветок».
ДЕТИ САДЯТСЯ ПАРАМИ ЗА СТОЛЫ
Т.А.: чтобы быстрее и веселее работалось, давайте разомнем наши руки.
(воспитатели проводят каждый со своей командой)
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединяют пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре , пять – начинай считать опять.
(парное касание пальцами от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Рисунок «Цветы» (дети выполняют работу)
ВКЛЮЧАЮ МУЗЫКУ – ПЕСНЯ НОМЕР 3
Т.А.: оказывается, не так-то и просто слаженно выполнить совместную работу, правда, дети? Для этого нужно? (уметь договориться друг с другом)
Но вы молодцы, у вас получилось работать в команде! Какие красивые цветы. Давайте украсим ими нашу планету (дети берут свои рисунки и идут к доске по 2 человека. Цветы прикрепляются к доске и садятся на места)
- Что ж, обе команды отлично справились с заданием: дружно разукрасили цветы! И за это получают фишки. КЛЕЮ ФИШКИ
Т.А: дети, очень красиво получилось у вас украсить нашу Землю.
И вот на этой планете находится наша страна. Кто из вас знает, как называется наша родина, в которой мы живем? (Россия!)
Т.А.: правильно, Россия! У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Дети, а какая она, наша страна? СЛАЙД 6-КАРТА (большая, красивая, любимая, богатая, сильная.)
Л.Н.: у каждой страны есть свои символы. Дети, назовите их (флаг, герб, гимн. (помочь детям, если затрудняются). Правильно, флаг, герб и гимн.
СЛАЙД 7– ФЛАГ
Л.Н.: белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
Л.Н.: а что же такое – герб? СЛАЙД 8- ГЕРБ
Герб – это знак. Это эмблема нашего государства. На нем изображен золотой двуглавый орел с расправившимися крыльями. На каждой голове орла имеется корона, а над ними расположилась еще одна большая корона. Двуглавый орел держит скипетр (украшенный жезл) и державу (украшенный шар). На его груди находится красный щит, на котором изображен всадник, поражающий дракона копьем. Герб России — красивый и величественный.
Л.Н.: гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну. Гимн слушают стоя. (обе группы)
МУЗЫКА – КУПЛЕТ ГИМНА – ПЕСНЯ 1
- Когда мы слушаем эту песню, испытываем чувство патриотизма и гордости за свою Родину!
- У нашего славного города тоже есть свои символы – флаг, герб
СЛАЙД 9 (а гимн мы послушаем в группе)
Т.А.: «…Где Ока красавица
Зорькою румянится,
Бьёт в причалы
Тихою волной…
Трубами фабричными
Зданьями отличными
Город поднимается родной…»
Т.А.: Вы догадались о чём мы с вами сегодня поговорим? (ответы детей)
Т.А.: О нашем любимом городе. Как называется город, в котором мы живём? (ответы детей)
Т.А.: Да, наш родной город называется Рязань. Давным-давно был на Руси славный город с красивым названием Переславль. А построен он был на болотистой местности. Кругом одна вода. А суша была лишь местами, вода её как будто резала. Переславль так и назвали Рязанским. А на высоком берегу р. Оки были выстроены терема рязанских князей.
СЛАЙД 10 (древний город)
- В те далёкие временя неспокойно на Руси было. Напали на Рязань монголо-татары во главе с ханом Батыем.
«…Горят хоромы, терема –
Всё, чем Рязань была богата.
И зимняя ночная тьма
Багровым пламенем объята…»
СЛАЙД 10- битвы рязанских воинов с войском орды
- Спустя много лет много лет город был построен заново, а название ему дали Рязань.
СЛАЙД 11 – с городом и памятными местами Рязани)
Современная Рязань – это красивый город. У нас много заводов. В нашем городе много учебных заведений, детских садов, школ, училищ, институтов. Какие достопримечательности своего города вы знаете? (ответы детей)
Т.А.: Мы с вами должны любить свой город, беречь его, уважать жителей города и гордиться нашим славным городом!
Л.Н.: дети, отгадайте загадку:
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячу ладошек.
Дети: дерево.
Л.Н.: а какое дерево является символом нашей страны?
Дети: береза. СЛАЙД 12 - береза
- Ни в одной стране нет столько берез, сколько в России. В нашем городе и на рязанской земле растут много берез-березовые рощи. Наш край очень красивый и богатый. И эту красоту нашей природы воспевал в своих произведениях наш знаменитый земляк – великий поэт Сергей Александрович Есенин. СЛАЙД 13 - Есенин
(Воспитатель обращает внимание детей на портрет С.Есенина)
- родился С. Есенин в с. Константиново. Недавно мы с детьми группы «Кубик» и родителями побывали на родине поэта. СЛАЙД 14
- Нам эта экскурсия очень понравилась. Мы увидели, как красиво в селе, узнали много нового о жизни поэта. Стихи С. Есенин начал писать в 9 лет. Посвящал он их маме, природе родного села и России.
Сергей Есенин воспевал красоту русской природы в разных временах года: голубое небо, цветущая черемуха, золотая роща. И сейчас мы приступаем к заключительному 4 заданию нашей викторины «Угадай время года». Мы с ТА вам будем читать отрывки из стихотворений поэта, а вы будете говорить, о каком времени года идет речь. Итак, 1 отрывок. Поднимайте руку, кто знает ответ.
Л.Н:
Еду. Тихо. Слышны звоны СЛАЙД 15 - ОБЩИЙ
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
(Дети отвечают, СЛАЙД 16 – ЗИМА)
Т.А.: черемуха душистая СЛАЙД 17 - ОБЩИЙ
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
(Дети отвечают, СЛАЙД 18 – ВЕСНА)
Л.Н.: Улыбнулись сонные березки, СЛАЙД 19 - ОБЩИЙ
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(Дети отвечают, СЛАЙД 20 – ЛЕТО)
Т.А.: Отговорила роща золотая СЛАЙД 21 - ОБЩИЙ
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(Дети отвечают, СЛАЙД 22 – ОСЕНЬ)
Л.Н. Молодцы! СЛАЙД 23-АППЛОДИСМЕНТЫ
- Что ж, обе команды отлично справились с этим заданием и получают фишку. Вы знаете времена года и стихи С.Есенина. Молодцы!
КЛЕЮ ФИШКУ
Итог занятия. Рефлексия.
Т.А.: дети, наша викторина подошла к концу. Вам понравилось?
А что же вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?
(что такое доброта, дружба, ….)
А сейчас мы подведем итоги нашей викторины. Сейчас каждая команда посчитает фишки, которые они получили за конкурсы.
(дети каждой группы считают фишки).
Воспитатель объявляет победителя (или победителей) .
Л.Н. и Т.А.: дети, сегодня вы были большие молодцы!
Вы знаете, что такое доброта, умеете дружить, любите своих близких, свою Родину и свой родной город! Мы награждаем вас медалями! ПЕСНЯ 2
(Воспитатели раздают детям медали, звучит песня «Что такое доброта»).
А сейчас посмотрите, какие красивые шары у нас есть. СЛАЙД - ШАРЫ
(Воспитатели раздают детям шары).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
критерий 2.3.4 Обобщение педагогического опыта по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
свидетельство область...
педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...
План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».
laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)
Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...