Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Людмила Николаевна Куликова

Цель: воспитание моральных качеств детей (дошкольников) с помощью художественного слова.

Задачи:

обучающие:

- формировать понятие о Родине, систематизировать знания детей о символике государства, способствовать развитию личности в духе патриотизма; развивать интерес к произведениям рязанского поэта С.Есенина;

развивающие:

- закреплять знание детей пословиц о добре, дружбе, Родине; расширять словарный запас детей; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом;

воспитательные:

- воспитывать доброту, милосердие, дружбу, эмоциональную отзывчивость,  доброжелательное отношение к окружающему миру и близким людям, любовь к родному краю.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №80»

Конспект НОД

в старшей и подготовительной группе

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

                               Подготовили воспитатели:

Куликова Л.Н.

Андрианова Т.А.

г. Рязань

2021г.

Цель: воспитание моральных качеств детей (дошкольников) с помощью художественного слова.

Задачи:

обучающие:

- формировать понятие о Родине, систематизировать знания детей о символике государства, способствовать развитию личности в духе патриотизма; развивать интерес к произведениям рязанского поэта С.Есенина;

развивающие:

- закреплять знание детей пословиц о добре, дружбе, Родине; расширять словарный запас детей; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом;

воспитательные:

- воспитывать доброту, милосердие, дружбу, эмоциональную отзывчивость,  доброжелательное отношение к окружающему миру и близким людям, любовь к родному краю.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений С.Есенина, стихотворений о Родине, пословиц и поговорок о добре, дружбе, разучивание пальчиковой гимнастики.

Приемы:

- беседа,

- пословицы, поговорки,

-чтение стихотворений,

- дидактические игры.

Оборудование: оборудование для показа слайдов,   трафареты цветка (один на двух детей),  цветные мелки, влажные салфетки,  надувные шары (на каждого ребенка), маркеры, медали.

Ход образовательной деятельности:

Дети сидят стульях. Слайд 1 -ДС

Воспитатели приветствуют детей:

Т.А.: Здравствуйте, дети! Мы очень рады видеть ваши добрые лица! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Молодцы!

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой…

Л.Н.  :  дети, сегодня мы с ТА приглашаем вас поучаствовать в интересной викторине.  Она  посвящена доброте, дружбе, милосердию, любви к близким, родному краю и Родине! Сегодня в викторине у нас участвуют две команды:  

- Команда «Кубик».

Т.А. :  и команда «Мозаика».

Л.Н.: давайте поприветствуем друг друга (хлопают в ладоши)

Т.А.:  в процессе викторины каждая команда за выполненное задание получает фишку. Выиграет та команда, у которой  к концу викторины будет больше фишек. Фишки будем закреплять на магнитную доску.

Дети, а давайте подумаем и скажем, какие правила надо соблюдать во время викторины? (дети вместе с воспитателями повторяют правила проведения)

Правила:

- Слушать вопрос до конца.

- Поднимать руку, не выкрикивать с места.

- Не перебивать товарищей.

- Можно дополнить того, кто отвечает.

Т.А.: фишки мы подсчитывать будем в конце игры. Молодцы! И так мы начинаем!

Л.Н.:  дети, а как вы понимаете выражение «быть добрым человеком» (ответы детей)

Добрый человек уважает старших, заботится о ближних, он  щедрый и делится всем, чем может, любит природу, бережно относится к ней.

Молодцы, дети!

Т.А.:   первое задание нашей викторины - «Замени добрыми словами».

Я буду называть  слово и бросать вам мяч каждому  ребенку,  а вы  должны подумать и назвать слово- антоним к каждому слову, т.е противоположное по значению. (Воспитатель приглашает детей встать в круг. Затем  бросает мяч  по очереди каждому ребенку из разных групп и называет слово, а дети отвечают и бросают мяч обратно).

Злой – добрый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый
Сломать – починить
Порвать – заклеить

Т.А. :  молодцы, дети!  Как много добрых слов вы знаете. Спасибо всем!  Садитесь на стулья. Каждая команда справилась с этим заданием и получает фишку  

КЛЕЮ ФИШКУ

Л.Н. : а  теперь второе задание  нашей викторины - «Продолжи пословицу»

Сейчас я буду называть первую половину пословицы, а вы- вторую.

СЛАЙД 2

Например,…

  1. Не имей сто рублей, а имей сто – (друзей).
  2. Про доброе дело – (говори смело).
  3. Лениться да гулять – (добра не видать).
  4. Друга ищи, а найдешь – (береги).
  5. Старый друг – лучше новых (двух).
  6. Скажи мне, кто твой друг- и я скажу (кто ты).
  7. Друг познается (в беде).

Л.Н. :Молодцы, дети! Обе команды отлично справились с заданием. Много пословиц знаете. Выдаю фишки обеим командам

Т.А.  : дети, скажите пожалуйста, а добрый человек умеет дружить?

Ответы детей. СЛАЙД 3

Т.А. : а что такое дружба?

- это, когда дети играют вместе,

- делятся игрушками друг с другом,

- другу можно доверить тайну,

- на друга можно положиться на трудную минуту.

А теперь, дети, послушайте, пожалуйста, рассказ, который называется  «Друзья».

Чтение рассказа (читает ТА) и беседа по прочитанному. СЛАЙД 4

Однажды Саша принес в детский сад игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!»

- Давай, - согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

-Я – Сашин друг! – гордо сказал он.  – Я один буду с ним играть.

На другой день Денис принес в группу трансформеров. И опять первым возле него оказался  Максим.

- Я - твой друг ! – опять произнес он. – Будем вместе играть!

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, объяснил Максим. – Вчера у  тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Т.А.:  дети, как вы считаете,  можно ли Максима назвать другом Саши или Дениса? Почему?

Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить. Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что -то хорошее сделал, а потому, что этот человек тебе дорог, близки его интересы.

Т.А.:  дети, в дружбе ценится бескорыстие.  А как вы считаете,  дети в наших группах умеют дружить? А работать вместе умеют?

 (сказать обеим группам) А сейчас мы проверим!

Л.Н.:  СЛАЙД 5 (ЗЕМЛЯ) дети, посмотрите, что это? Правильно, это Земля-наша планета, на которой мы все живем. Посмотрите какая она большая и  красивая. А как вы думаете, что надо сделать, чтобы она всегда была такой и люди жили на нашей планете все счастливо? (надо беречь нашу планету).

А какое сейчас время года наступило? Конечно,  весна! Весной вся природа оживает, распускаются цветы, и  мы сегодня попробуем сделать нашу планету яркой и цветущей с помощью цветов (показываю трафарет цветка). Но это не простые цветы. Мы их с вами разукрасим. Вы должны будете сделать это не только красиво, но и быстро. Для этого предлагаю вам разделится на пары. И договориться, кто,  что, и каким цветом будет разукрашивать. А мы посмотрим, какая группа быстрей и дружней справится с заданием. Итак,  третье задание  нашей викторины – «Разукрась цветок».

ДЕТИ САДЯТСЯ ПАРАМИ ЗА СТОЛЫ

Т.А.: чтобы быстрее и веселее работалось, давайте разомнем наши руки.

(воспитатели проводят каждый со своей командой)

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе девочки  и мальчики.

(соединяют пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре , пять – начинай считать опять.

(парное касание пальцами от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Рисунок «Цветы»  (дети выполняют работу)

ВКЛЮЧАЮ МУЗЫКУ – ПЕСНЯ НОМЕР 3

Т.А.:  оказывается, не так-то и просто слаженно выполнить совместную работу, правда, дети? Для этого нужно? (уметь  договориться друг с другом)

Но вы молодцы, у вас получилось работать в команде! Какие красивые цветы. Давайте украсим ими нашу  планету (дети берут свои рисунки и идут к доске по 2 человека. Цветы прикрепляются к доске и садятся на места)

- Что ж, обе команды отлично справились с заданием: дружно разукрасили цветы! И за это получают фишки. КЛЕЮ ФИШКИ

Т.А:  дети, очень красиво получилось у вас украсить нашу Землю.

И вот на этой планете находится наша страна. Кто из вас знает, как называется наша родина, в которой мы живем? (Россия!)

Т.А.: правильно, Россия! У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Дети, а какая она, наша страна? СЛАЙД 6-КАРТА (большая, красивая, любимая, богатая, сильная.)

Л.Н.: у каждой страны есть свои символы. Дети, назовите их (флаг, герб, гимн. (помочь детям, если затрудняются). Правильно, флаг, герб и гимн.

СЛАЙД 7– ФЛАГ

Л.Н.: белый цвет – березка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска – солнечный рассвет.

Л.Н.: а что же такое – герб? СЛАЙД 8- ГЕРБ

Герб – это знак. Это эмблема нашего государства. На нем изображен золотой двуглавый орел с расправившимися крыльями. На каждой голове орла имеется корона, а над ними расположилась еще одна большая корона. Двуглавый орел держит скипетр (украшенный жезл) и державу (украшенный шар).  На его груди находится красный щит, на котором изображен всадник, поражающий дракона копьем. Герб России — красивый и величественный.

Л.Н.:  гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну. Гимн слушают стоя. (обе группы)

МУЗЫКА – КУПЛЕТ ГИМНА – ПЕСНЯ 1

- Когда мы слушаем эту песню, испытываем чувство патриотизма и гордости за свою Родину!

- У нашего славного города тоже есть свои символы – флаг, герб

СЛАЙД 9 (а гимн мы послушаем в группе)

Т.А.: «…Где Ока красавица

Зорькою румянится,

Бьёт в причалы

Тихою волной…

Трубами фабричными

Зданьями отличными

Город поднимается родной…»

Т.А.:  Вы догадались о чём мы с вами сегодня поговорим? (ответы детей)

Т.А.: О нашем любимом городе. Как называется город, в котором мы живём? (ответы детей)

Т.А.: Да, наш родной город называется Рязань. Давным-давно был на Руси славный город с красивым названием Переславль. А построен он был на болотистой местности. Кругом одна вода. А суша была лишь местами, вода её как будто резала. Переславль так и назвали Рязанским. А на высоком берегу р. Оки были выстроены терема рязанских князей.

СЛАЙД 10 (древний город)

- В те далёкие временя неспокойно на Руси было. Напали на Рязань монголо-татары во главе с ханом Батыем.

«…Горят хоромы, терема –

Всё, чем Рязань была богата.

И зимняя ночная тьма

Багровым пламенем объята…»

СЛАЙД 10- битвы рязанских воинов с войском орды

- Спустя много лет много лет город  был построен заново, а название ему дали Рязань.

СЛАЙД 11 – с городом и памятными местами Рязани)

Современная Рязань – это красивый город. У нас много заводов. В нашем городе много учебных заведений, детских садов, школ, училищ, институтов. Какие достопримечательности своего города вы знаете? (ответы детей)

Т.А.: Мы с вами должны любить свой город, беречь его, уважать жителей города и гордиться нашим славным городом!

Л.Н.:  дети, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячу ладошек.

Дети:  дерево.

Л.Н.: а какое дерево является символом нашей страны?

Дети: береза. СЛАЙД 12 - береза

- Ни в одной стране нет столько берез, сколько в  России. В нашем городе и на рязанской земле растут много берез-березовые рощи. Наш край очень красивый и богатый. И эту  красоту нашей природы воспевал в своих произведениях наш знаменитый земляк – великий поэт Сергей Александрович Есенин. СЛАЙД 13 - Есенин

 (Воспитатель обращает внимание детей на портрет С.Есенина)

- родился С. Есенин в с. Константиново. Недавно мы с детьми группы «Кубик» и родителями побывали на родине поэта. СЛАЙД 14

- Нам эта экскурсия очень понравилась. Мы увидели, как красиво в селе, узнали много нового о жизни поэта. Стихи С. Есенин начал писать в 9 лет. Посвящал он их маме, природе родного села и России.

Сергей Есенин воспевал красоту русской природы в разных временах года: голубое небо, цветущая черемуха, золотая роща. И  сейчас мы приступаем к заключительному 4 заданию нашей викторины «Угадай время года». Мы с ТА вам будем читать отрывки из стихотворений поэта, а вы будете говорить, о каком времени года идет речь. Итак, 1 отрывок. Поднимайте руку, кто знает ответ.

Л.Н:

Еду. Тихо. Слышны звоны СЛАЙД 15 - ОБЩИЙ

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

(Дети отвечают,  СЛАЙД 16 – ЗИМА)

Т.А.: черемуха душистая СЛАЙД 17 - ОБЩИЙ

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

(Дети отвечают, СЛАЙД 18 – ВЕСНА)

Л.Н.: Улыбнулись сонные березки, СЛАЙД 19 - ОБЩИЙ
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

(Дети отвечают, СЛАЙД 20 – ЛЕТО)

Т.А.: Отговорила роща золотая   СЛАЙД 21 - ОБЩИЙ

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

(Дети отвечают, СЛАЙД 22 – ОСЕНЬ) 

Л.Н. Молодцы! СЛАЙД 23-АППЛОДИСМЕНТЫ

- Что ж, обе команды отлично справились с этим заданием и получают фишку. Вы знаете времена года и стихи С.Есенина. Молодцы!

КЛЕЮ ФИШКУ

Итог занятия. Рефлексия.

Т.А.: дети, наша викторина подошла к концу. Вам понравилось?

А что же вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?

(что такое доброта, дружба, ….)

А сейчас мы подведем итоги нашей викторины. Сейчас каждая команда посчитает фишки, которые они получили за конкурсы.

(дети каждой группы считают фишки).

Воспитатель объявляет победителя (или победителей) .

Л.Н. и Т.А.:  дети, сегодня вы были большие молодцы!

Вы знаете, что такое доброта, умеете дружить, любите своих близких, свою Родину и свой родной город! Мы награждаем вас медалями! ПЕСНЯ 2

(Воспитатели раздают детям медали, звучит песня «Что такое доброта»).

А сейчас посмотрите, какие красивые шары у нас есть. СЛАЙД - ШАРЫ

(Воспитатели раздают детям шары).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...

План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)

Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...