Проект "В мире Дымковской игрушки"
проект по рисованию (старшая группа)

паспорт проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 «ЖУРАВУШКА»

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому воспитанию

через приобщение к народному творчеству

«В мире дымковской игрушки»

Подготовили:

Полякова Ю.С.,

Петрова О.Н.

 

г. Мытищи, 2021

Введение

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции народной культуры как одной из составных частей истории Российского государства, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ.

Актуальность. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

А обратиться к нашим истокам помогает народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство – все это близко и интересно детям.

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что об этом промысле все известно и мы хорошо знаем весь путь его развития. И уж тем более неизвестен он детям, только познающим тонкости искусств и ремесел. Поставив перед собой задачу ввести детей в мир дымковской игрушки, мы открываем для них новое, прекрасное, родное.

Паспорт проектной работы

Группа: старшая

Воспитатели: Полякова Ю.С., Петрова О.Н.

Название проекта: «В мире дымковской игрушки»

Образовательные области, в рамках которых проводятся работы по проекту: «Художественно-эстетическая», «Познавательная», «Социально-  

                  коммуникативная».

Тип проекта:

  • по тематике: информационно-творческий;
  • по составу участников: коллективный;
  • по срокам: средней продолжительности (месяц)

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств  дошкольников посредством ознакомления детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи проекта:

  • познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, закрепить в их сознании связь между игрушкой, жизнью и бытом своего народа;
  • выработать правильную методику общения ребенка с народной игрушкой;
  • внедрить в работу с детьми различные способы использования игрушек в воспитании детей;
  • активизировать речь, расширить словарь;
  • содействовать развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики;
  • развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах);
  • активно привлекать родителей;
  • воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев;
  • воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Конечный результат: вернисаж «Красиво своими руками».

Этап

Содержание деятельности воспитателя на различные этапы проекта

Содержание деятельности детей на различные этапы проекта

Поисковый

  1. Формирует проблему, цель.

Вопрос: Что нужно сделать, чтобы «сказочные игрушки» появились в нашем детском саду?

При постановке цели определяется продукт: выставка народной игрушки.

  1. Вводит в игровую ситуацию.
  2. Формируем задачи: познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами.
  1. Входят в проблему с вопросов: что мы знаем о народных игрушках? Что хотим узнать? Что для этого надо сделать? Для чего нужны народные игрушки?
  2. Вживаются в игровую ситуацию.
  3. Принимают и уточняют задачи проекта.

Аналитический

  1. Подводит к решению задач.
  2. Воспитатель и родители помогают детям спланировать деятельность (найти решения путем экспериментирования, воплотить найденное решение продуктивной деятельности).
  3. Педагоги решают задачу организации деятельности.
  4. Проводят совместный поиск информации с родителями в литературе, интернете.
  1. Планируют деятельность.
  2. Объединяются в рабочие группы.
  3. Распределяют амплуа, задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы.

Практический

  1. Педагоги организуют работу над проектом поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность.
  2. Оказывают практическую помощь, привлекают детей к достижению намеченного плана.
  1. Ищут решения задач.
  2. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.
  3. Совместно составляют схему этапа. Походу работы совещаются, вносят изменения и делают вывод о завершении работы.
  4. Участвуют в беседах, обсуждениях, чтении литературы.

Презентационный

  1. Принимает участие в защите проекта.
  2. Участвует в представлении продукта проектной деятельности с родителями и детьми.
  1. Договариваются о защите проекта.
  2. Представляют продукт деятельности: вернисаж «Красиво своими руками».

Контрольный

  1. Выдвигает новую проблему.
  1. Дети отвечают на вопросы и задают их. Выявляют причины успеха неудач.
  2. Определяют цели нового проекта: ………………

Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта

Предварительная работа:

  • выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;
  • оснащение уголков группы материалами по теме проекта;
  • планирование НОД в рамках проекта и календарное планирование;
  • привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)

Центры активности, уголки

Книжный уголок:

  1. Иллюстрации по дымковской игрушке.
  2. Книга «Дымковская игрушка».
  3. Картотека загадок, прибауток, стихотворений о дымке.

Уголок творчества:

  1. Раскраски с образцом раскрашивания для самостоятельного творчества.
  2. Заготовки всех поделок и схемы для самостоятельного творчества (лепка, аппликация, ручной труд).
  3. Бросовый материал — открытки, для самостоятельного вырезания и изготовления аппликации.

Игры:

Настольно-печатные игры «Подбери узор», «Сложи картинку» (разрезные картинки); «Русский сувенир», «Учись, играя: народные промыслы».

Взаимодействие с семьей:

  1. Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
  2. Приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковская игрушка своими руками» с последующим оформлением мини-музея в группе
  3. Приглашение родителей к оформлению выставки «Красиво своми руками» из детских поделок.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  • традиции и обычаи русского народа;
  • орнаменты и узоры народных промыслов (дымковская роспись) ;
  • народные игры, стихи, загадки;
  • пополнят словарный запас (традиция, обряд, гончар, промысел, ярмарка и т. д.);
  • приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
  • научатся проявлять уважение к своим родителям, людям труда;
  • у них будет развито чувство гордости за свою родину.

Родители:

  • приобретут знания о народных традициях, праздниках;
  • укрепят внутрисемейные связи;
  • разовьют чувство гордости за свою родину;
  • научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки.

Педагоги:

  • расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
  • пополнят личный репертуар стихотворениями, загадками и дымковской игрушке;
  • разработают проект «В мире дымковской игрушки» для последующего его использования в других группах (обмен опытом) ;
  • разработают конспекты непосредственной образовательной деятельности, бесед для детей, консультации для родителей
  • будут лучше знать семьи своих воспитанников, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организация которых обеспечивается воспитателей

І неделя

ІІ неделя

ІІІ неделя

ІV неделя

Н

О

Д

Формирование целостной картины мира

Знакомство с дымковской игрушкой (с использованием презентации)

Знакомство с дымковской росписью.

Д/игра «Обведи элемент»

[2; 16]

Как появляются на свет дымковские игрушки

(подбор видеоматериалов процесса изготовления)

Домашние животные (собака, кошка, лошадь, корова)

[2; 22]

Лепка/ аппликация

«Уточка» (лепка)

«Царство Дымково» (коллаж «В деревне»)

«Дымковский конь» [1; 16] (лепка)

Коллективная композиция «»

Рисование

Узор «Солнышко», «Уточка с утятами» [1; с. 6-7]

«Дымковские узоры» (дорисовать узор дымковского индюка) [1; 8]

Узор «Сетка», «Наряд крестьянки» [1;10]

«Волшебные лошадки» [2; 20]

Дидактические игры

«Обведи элемент» [2; с. 38-40]

«Подбери узор»

«Собери целое»

«Русский сувенир»

Художественная литература

Чтение стихотворений М.Г. Смирновой «Дымка», «Веселая дымка»[2; с. 43-44]

Чтение стихотворений А. Дьякова «Пестрый хоровод» и В.В. Гавриловой «Индюк»[2; с. 44-46]

Разучивание стихотворения «Няня»[2; 47]

Разучивание стихотворения «Конь бежит»[2;46]

Работа с родителями

Консультации для родителей

Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковская игрушка своими руками» с последующим оформлением мини-музея в группе

Консультации для родителей

Тема: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Приглашение родителей к оформлению выставки «Красиво своми руками» из детских поделок

Литература

  1. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства / авт.-сост. Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24с.
  2. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / авт.-сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. - Волгоград : Учитель, 2011. - 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные с...

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...

Презентация «В мире дымковской игрушки»

Образовательный проект  «В мире дымковской игрушки» ...

Проектная деятельность "В мире дымковской игрушки"

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных нав...

Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе.

Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе....

В мире Дымковской игрушки

Закрепление знаний детей о Дымковской игрушке, её истории возникновения, особенностях росписи, колорите, основных элементах узоров, практическом применении – сувениры....

Проектная деятельность "В мире дымковской игрушки"

Название проекта «В мире дымковской игрушки».Актуальность:  Во время занятия по рисованию, когда мы разрисовывали дымковскую игрушку, нам стало интересно. Откуда к нам пришла дымковск...