Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»
проект (старшая группа) на тему
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да, прошло время, изменился уклад жизни, менялся и мир игрушек. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки - гармоничное ощущение радости труда и красоты. Практика доказала, что именно с игрушки начинается эстетическое освоение ребенком окружающего мира. С раннего детства каждый человек через народную игрушку связан с наследием мировой культуры, так как каждый народ создавал свои игрушки, передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. В народных игрушках, сказках и песнях детям передавались вековые понятия об окружающем мире, о добре и зле, красоте и счастье. По утверждению А. Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит все дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир -игрушечное царство».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_v_mire_dymkovskoy_igrushki.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»
Проблема.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да, прошло время, изменился уклад жизни, менялся и мир игрушек. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки - гармоничное ощущение радости труда и красоты. Практика доказала, что именно с игрушки начинается эстетическое освоение ребенком окружающего мира. С раннего детства каждый человек через народную игрушку связан с наследием мировой культуры, так как каждый народ создавал свои игрушки, передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. В народных игрушках, сказках и песнях детям передавались вековые понятия об окружающем мире, о добре и зле, красоте и счастье. По утверждению А. Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит все дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир -игрушечное царство».
Цель. Формирование знаний детей о дымковской игрушке как одного из видов народного декоративно – прикладного искусства.
Задачи.
1. Приобщать детей к декоративно – прикладному искусству дымковской игрушки.
2. Формировать представления о дымковской игрушке, ее назначении в прошлом и настоящем, ее специфике и образной выразительности.
3. Способствовать организации деятельности детей в центрах активности по декоративно – прикладному искусству.
4. Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров.
5. Формировать знания о материалах и инструментах дымковских мастеров при изготовлении народной игрушки.
6. Развивать навыки изотворчества детей.
7. Создать мини-музей в группе «Дымковская игрушка».
8. Оформить в группе уголок по народному искусству, используя работы детей и родителей.
9. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций.
10. Воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев.
11. Воспитывать интерес к народной культуре, развивать эстетический вкус.
Актуальность и новизна проекта.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство- все это близко и интересно детям.
Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.
Методы и приемы.
Методы, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
Словесные методы: объяснение, рассказы, беседы, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры. Рассматривание и описание детьми игрушек. Рассказ воспитателя об игрушках и её мастерах.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, альбомов, плакатов, книг, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами, использование мультимедийных пособий.
Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.
Игровой метод: для создания мотивации мною использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово.
В процессе работы дети легко запоминают и рассказ-объяснение и новые понятия, обогащают свой словарь, развивают образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта.
Структурирование содержательной части проекта
Этапы реализации проекта.
1-й этап: подготовительный
2-й этап: основной
3-й этап: заключительный
4-й этап: презентационный
I этап – подготовительный
1. Подобрать научно – методическую литературу, иллюстрированный и дидактический материал.
2. Изучить методическую литературу по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой.
3. Изучить спрос родителей с помощью анкетирования.
II этап – основной
1. Разработать перспективный план мероприятий.
2. Разработать конспекты НОД.
3. Подготовить беседу для детей.
4. Подготовить консультации для родителей и педагогов.
5. Оформить папку – передвижку.
6. Разработать совместное детское – родительское развлечение.
7. Изготовить альбом, дидактическую игру.
8. Разработать материал для проведения КВН.
9. Разработать анкеты для родителей.
III этап – заключительный
В ходе проектной деятельности, можно сделать вывод, что знакомство детей с предметами народного творчества и изобразительная деятельность оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.
Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. У детей появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.
Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей.
Эффективность работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Рекомендуется им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.
IV этап – презентационный
1. Презентации:
• «Ознакомление дошкольников с народной игрушкой».
• «История развития дымковской игрушки».
2. Анкетирование для родителей:
• «Народное искусство в жизни вашей семьи».
• «Создание условий для декоративного рисования дома».
• «Что мы узнали о народной игрушке».
3. Консультации для родителей:
• «Народная игрушка. Советы родителям».
• «Создание условий для декоративного рисования дома».
• «Народные промыслы в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников».
4. Консультация для педагогов:
• «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности».
5. Конспекты НОД
• Декоративное рисование «Роспись дымковской барышни».
• Рисование «Дымковский конь».
• Знакомство с творчеством дымковских мастеров.
• Лепка «Дымковская игрушка».
• «Путешествие в мир народной игрушки».
6. Дидактическая игра:
• «Откуда эта игрушка? »
7. Родительские собрания:
• «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы».
• «Что мы узнали о народной игрушке».
8. Беседа с детьми:
• «Знакомство с русской народной матрешкой».
9. Выставка детских рисунков:
• «Узор на платье» (дымковская роспись) .
10. Экскурсия: в мини – музей
• «Ознакомление дошкольников с народной игрушкой».
11. Папка – передвижка:
• «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре».
12. Досуг:
• «Диво дивное, чудо чудное».
13. КВН:
• «Творчество дымковских мастеров».
14. Развивающая среда:
• «Народная игрушка. Игротека для детей дошкольного возраста».
15. Альбом:
• «Дымковская игрушка».
Самостоятельная деятельность учащихся.
Индивидуальная деятельность:
• рассматривание поделок, альбомов, образцов, фотографий, иллюстраций
• художественное творчество
Парная деятельность:
• загадывание загадок
• отгадывание ребусов
• беседы
• дидактические игры
Групповая деятельность:
• разучивание потешек, стихов, отгадывание загадок о народных промыслах
• проведение цикла тематических занятий
• экскурсии в мини-музей детского сада
• досуги и развлечения
• проведение подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций
• диагностика детей и анализ результативности
• чтение художественной литературы
• театрализованная деятельность
• сюжетно – ролевые игры
Формы работы с семьей.
• привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)
• приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковские расписные» с последующим оформлением мини-музея в групп
• приглашение родителей к оформлению выставки «Дымковские расписные» из детских поделок
Значимость результатов проекта.
Дети будут знать:
• традиции и обычаи русского народа
• орнаменты и узоры народных промыслов (дымковская роспись)
• народные игры, танцы, песни, колыбельные
• пополнят словарный запас (традиция, обряд, гончар, промысел, ярмарка и т. д.)
• приобретут представления об общечеловеческих ценностях
• научатся проявлять уважение к своим родителям, людям труда
• у них будет развито чувство гордости за свою родину
Родители:
• приобретут знания о народных традициях, праздниках
• укрепят внутрисемейные связи
• у них будет развито чувство гордости за свою родину
• они научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки
Педагоги:
• расширят знания о народных праздниках, их происхождении
• пополнят личный репертуар народными песнями
• разработают проект «В мире дымковской игрушки» для последующего его использования в других группах (обмен опытом)
• разработают конспекты непосредственной образовательной деятельности, бесед для детей, консультации для родителей
• пополнят словарный запас детей
• будут лучше знать семьи своих воспитанников, что будет способствовать тесному сотрудничеству
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»
Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...
Презентация «В мире дымковской игрушки»
Образовательный проект «В мире дымковской игрушки» ...
Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе.
Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе....
проект "В мире дымковской игрушки"
Проект по художественно-эстетическому развитию...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "В мире дымковской игрушки"
Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать тра...
Проект "В мире Дымковской игрушки"
паспорт проекта...
Проект "В мире Дымковской игрушке"
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Она привлекает детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, ...