Проектная деятельность "В мире дымковской игрушки"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Название проекта «В мире дымковской игрушки».
Актуальность: Во время занятия по рисованию, когда мы разрисовывали дымковскую игрушку, нам стало интересно. Откуда к нам пришла дымковская игрушка?
Цель: Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
Задачи:
Обучающая:
- Формировать знания детей о дымковской игрушке, ее характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
- Совершенствовать способы рисования кистью.
Развивающая:
- Развивать цветовое восприятие
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству, уважительное отношение к народным мастерам.
Объект исследования: дымковская игрушка
Тип проекта: групповой, кратковременный
Метод: познавательно-творческий, краткосрочный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта «В мире дымковской игрушки».
Актуальность: Во время занятия по рисованию, когда мы разрисовывали дымковскую игрушку, нам стало интересно. Откуда к нам пришла дымковская игрушка?
Цель: Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
Задачи:
Обучающая:
- Формировать знания детей о дымковской игрушке, ее характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
- Совершенствовать способы рисования кистью.
Развивающая:
- Развивать цветовое восприятие
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству, уважительное отношение к народным мастерам.
Объект исследования: дымковская игрушка
Тип проекта: групповой, кратковременный
Метод: познавательно-творческий, краткосрочный.
1 этап
Во время занятия по рисованию, кода мы разрисовывали дымковскую игрушку «Утка с утятами», нам стало интересно. Откуда к нам пришла дымковская игрушка? Мы с Ларисой Вячеславовной прочитали интересную книгу, откуда мы узнали:
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали,
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо – сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.
С высокого берега Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. И зимой, когда топятся печи, и летом когда туман, все село будто в дыму, в дымке. Отсюда и название «Дымково». Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую назвали дымковской, или ласково – дымкой.
Вот мы и узнали, откуда к нам пришла – дымковская игрушка.
2 этап
Из чего делают эти игрушки? Из глины.
Мы с ней прекрасно знакомы, лепили из нее фигурки. Но нам стало интересно, как глиняные фигурки превращали искусные мастера в веселые игрушки.
И мы из интернета вместе с родителями узнали, как делают дымковские игрушки.
Послушайте, как дымковские мастера делают свои игрушки.
Привезли мы глину
Ну – ка, за работу, чудо – мастера!
Я слеплю лошадку, я ее мокрой тряпочкой приглажу
Слепим, высушим и в печь!
А потом распишем,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи,
Не пышки, не ватрушки,
А печи игрушки!
Красную мягкую глину для игрушек берут неподалеку от Дымково. Ее смешивают с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнет приготовленную глину и лепит из нее фигурки. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпочкой. Потом игрушки подсыхают. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Много различных глиняных игрушек делают мастера, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать. Она отличается от всех, тем, что она – белоснежная.
Когда игрушки остынут, их белят мелом разведенном в молоке. А затем фигурки «наряжают». Их расписывают разными красками с помощью кисточек.
Белоснежны как березки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но не отвести не в силах взор.
Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото» из мягкой позолоченной фольги. Мастерицы смачивали кисточку в сыром яйце, и наносили Ромбики и треугольники на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешке.
3 этап
Так же мы узнали, какие элементы орнамента использовали мастера?
Это - круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.
Цвета для росписи игрушек использовали - желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
4 этап Практическая часть
Когда мы все узнали, нам очень захотелось попробовать слепить из глины самим – дымковскую игрушку.
Начали мы с того, что смешали глину с водой. Лепили по частям, как делали это народные мастера.
Сделали заготовки – туловище, голову, хвост, рога и соединили все эти детали, смачивая место соединения водой (вода играет роль клея). Затем поверхность игрушки загладили мокрой тряпочкой, что бы она была гладкой и поставили игрушки подсыхать. Потом игрушки мы взяли домой, и обожгли их в газовых плитах, так как в детском саду мы этого сделать не смогли. Игрушки стали твердыми. Принесли их в детский сад и продолжили нашу работу с Ларисой Вячеславовной. Мы развели мел в молоке, покрасили игрушки и они стали белоснежными. Затем расписали наши игрушки.
Дальше мы решили попробовать сделать золотые квадратики, как это делали народные мастера. Взяли позолоченную фольгу, обмакнули кисточку в сырое яйцо, и наносили фольгу на рожки. Вот посмотрите, как засияли игрушки, засветились и стали еще ярче. Вот так мы научились делать Дымковскую игрушку и узнали, откуда к нам пришла Дымковская игрушка.
Еще мы узнали, что такое глина и ее свойства. Глина — это продукт земной коры.
Свойство глины – она активно поглощает воду, при смешивании с водой глина становится вязкой, пластичной, после обжига превращаться в прочный, жесткий и водостойкий материал.
Так же мы узнали, чем отличается сырая глина от сухой. Сухая глина рассыпчатая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно лепить), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины. Глина выдерживает высокую температуру – значит она огнеупорная. На обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
Спасибо за внимание!!!
Результаты работы:
Презентация «В мире дымковской игрушки»
Выставка «Дымковская игрушка»
Альбом «Стихи о дымковских игрушках»
Выставка рисунков «Дымковские узоры»
Перспектива:
Познакомить детей филимоновской игрушкой.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
группы детей дошкольного возраста
общеразвивающей направленности
Проект
Тема: «В мире дымковской игрушки»
Участники проекта:
дети группы «Гномики»
Руководитель проекта: Володина Л.В,
воспитатель 1 квалификационной категории
2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные с...

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»
Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...

Проектная деятельность "В мире дымковской игрушки"
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных нав...

Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе.
Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе....
В мире Дымковской игрушки
Закрепление знаний детей о Дымковской игрушке, её истории возникновения, особенностях росписи, колорите, основных элементах узоров, практическом применении – сувениры....

Проектная деятельность , тема "Дымковская игрушка.
Тема проекта: Дымковская игрушкаВид проекта: познавательный, творческийПродолжительность проекта: 5 днейЦель проекта: обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве...