Программа кружка "Разноцветная фантазия"
рабочая программа по рисованию

 Александра Олеговна Ветчинкина

Программа кружка "Разноцветная фантазия"

Цель Программы  – развить нестандартное видение предметов и ситуаций в окружающей действительности.

    Поставленные задачи, определение цели позволило выдвинуть гипотетическое предположение: Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:

  1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.
  2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)
  3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.
  4. Мотивация задания.
  5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С.В.Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей,  в отношении к себе (т.е. творческое саморазвитие).

           Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

            Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Тайна научного творчества с давних времен интересовала самих ученых, а художественного -  поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.

   Исходя из выше сказанного,  считаю, что   программа «Разноцветная фантазия» рассматривающая влияние нетрадиционных видов изодеятельности на развитие творческих способностей ребенка актуальна в данный момент.

Новизна данной программы в том, что   тематическое планирование занятий по нетрадиционным видам рисования соответствуют темам недели  детского сада,  а также  предусматривает проведение интегрированных занятий и рассматривает художественно – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением нашей деятельности.

Цель Программы  – развить нестандартное видение предметов и ситуаций в окружающей действительности.

    Поставленные задачи, определение цели позволило выдвинуть гипотетическое предположение: Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:

  1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.
  2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)
  3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.
  4. Мотивация задания.
  5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.

      Задачи программы

  1. обучать техническим приёмам и способам изображения с использованием различных материалов;
  2. подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
  3. развивать творческие способности детей.
  4. воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  5. учить детей видеть и  понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы, окружающих предметов.
  6. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

Форма работы

  1. Подгрупповые занятия

Можно выделить несколько форм организации, которые проводят в разновозрастных группах. Наиболее простая форма, когда каждый ребёнок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.

Другая форма составляется из нескольких подгрупп и каждая выполняет свою часть общей композиции (работы).

Методически целесообразно объединять детей по 2-3. Такой приём рождает деловое общение. Особенно он эффективен в разновозрастной группе.

Выбор той или иной формы зависит от возраста детей, темы и от того, когда выполняется работа – на общем групповом занятии  и в процессе самостоятельной деятельности.

Возраст

Количество детей в группе

Время занятий

3- 4

4-5

15

4-5

6-7

20

5-6

6-7

20

Последовательность занятий и количество часов на каждую неделю могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Принципы проведения занятий:

  • Наглядность обучения - выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Цикличность построения занятий;
  • Развивающий характер;
  • Системность подачи материала.
  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
  • Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.


Занятие состоят из  нескольких частей.

Вводная

Цель вводной части занятия – настроить детей на совместную работу, используя игровую мотивацию:

  • Создание проблемной ситуации;
  • Игры на развитие воображения, цветовое восприятие.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная практическая работа. В неё входят показ и объяснение способов действия, знакомство с «инструментарием», использование художественного слова и самостоятельное творчество детей.

Часть 3 Заключительная

Цель этой части – анализ продукта деятельности. Здесь предусматривается закрепление техник изодеятельности, проведение какой-либо игры. Совместное рассматривание работ, разрешение проблемной ситуации.

  1. Индивидуальная работа

Включает в себя: показ техники изодеятельности (показ рукой ребёнка), объяснение, диагностику творческих способностей детей.

  1. Работа с родителями

Взаимодействие с родителями проводится индивидуально и коллективно. С родителями используются следующие формы работы:

  • учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
  • находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить от души детей;
  • уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
  • доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;
  • привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих творческому развитию детей;
  •  просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, наглядной информации, дни открытых дверей ,выставки работ детей ,библиотека для родителей.

Проводится с родителями консультации и беседы,   родительские собрания. По возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.

Методические приёмы

  • Наблюдение окружающего;
  • Использование иллюстративного материала;
  • Показ способов действий;
  • Характер творческих заданий;
  • Исследовательская деятельность.

Программа составлена с учётом реализации  межпредметных связей по разделам:

  • «Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов, гримирование в рисунке под определённого персонажа, моделирование театральных костюмов.
  • «Физическое развитие». Использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям;
  • «Музыкальное воспитание». Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  • «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ товарищей.
  • «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а   также знакомства со строением предметов, объектов.

Уровень подготовки знаний дошкольников

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и  развития их  творчества (Т.С.Комарова)

Анализ продукта деятельности

1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;

2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 – балла  на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;

2 балла -   есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,

3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4 Ассоциативное восприятие пятна: 3балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и  фантастические образы;

2 балла – справляется при помощи взрослого;

1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности

  1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительного материалами;
  2. балла  - испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;

1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.

2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу, заинтересован предложенным заданием;

2 балла - эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен к самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;

1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, заинтересован (равнодушен) продуктам собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;

2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень;

9-16 – средний уровень;

17 – 21 – высокий уровень.

Перечень основных средств обучения

  • Музыкальный центр;
  •  DVD - плеер;
  • Сиди – аудиотека: «Одинокий пастух», «Музыка для релаксации», «Сборник детских песен»; «Детские сказки»;
  • Ноутбук;

Наглядный материал

  • Альбом «художники и их иллюстрации»;
  • Альбом «Рисуйте с нами»;
  • Альбом «Народный месяцеслов»;
  • Игры для восприятия цвета и развития руки;
  • Ватман;
  • Обои;
  • Фломастеры;
  • Акварель, гуашь, кисточки;
  • Печати – клише;
  • Трафареты;
  • «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
  • Бусинки, пуговицы;
  • Пробки;
  • Свечи;
  • Цветная бумага;
  • Нитки, вата;
  • Пластилин;
  • Художественная литература;
  • Лоскутки ткани.

Целевые ориентиры

-посредством данной программы педагоги получат возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

      Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Особенности программы

Программа «Разноцветная фантазия»  направлена на развитие воображения, творческой деятельности, умения осознавать свои внутренние переживания, навыков самоанализа, способности экспериментирования, на расширение эмоционального опыта ребёнка,

Изобразительная деятельность детей (лепка, рисование, аппликация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство – художественное (образное) отображение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением  искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных учёных: физиолога В.М. Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флёриной и др.

Занятия  лучше  начинать  не  с  предметного  рисования,  а  с  развития  у  детей  чувства  цвета.  Каждому  ребенку  необходимо  найти  своё  понимание  цвета   и  научиться, с  его  помощью  выражать  свои  эмоции.   В 4-5 лет  у  ребенка  появляется  интерес  к  линии,  её  пластичности выразительности.  В  этом  возрасте  с  детьми  можно  заниматься  графикой,  обогащая  ей  цветом,  которым  они  уже  владеют.

  Перед  тем  как  начать  рисовать,  надо  представить  то,  что  будет  изображено,  придумать  себе  характер  персонажа,  его  повадки,  образ  жизни,  манеру  двигаться.  Ребенок  все  познает  в  игре,  через  создание  второй  реальности – рисунка.  Рисунки – это  продукт  творчества.  Способность  ребенка  осуществлять  своей  фантазией  неодушевленный  мир,  как  бы  сама  диктует  педагогу  метод  обучения.  Каждое  занятие  по  изо деятельности  должно  доставлять  ребенку  радость,  делать  открытия.

Именно  поэтому  рекомендуется  использовать  в  работе  нетрадиционные  способы  рисования.

Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми. И в этом плане помогают разнообразные игры, сказки, произведения художественной литературы. Полезны и специальные упражнения - словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур. Одним словом, изобразительная деятельность ребенка должна основываться на  впечатлениях об окружающей действительности. Чем многообразнее  и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш,  тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой изобразительной деятельности. А все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого, не может быть творчества в какой бы то ни было художественной деятельности.

Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я стараюсь убедить родителей, чтобы у них не было пренебрежения, боязни, что ребенок обольется водой или запачкается красками. Для этого нужно лишь подготовить рабочее место и подобрать специальную одежду. Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на рабочий лад. А так же  уверяю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны. Они развивают глаз и пальцы, углубляют  и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор. На эту тему я провожу консультации и семинары-практикумы, где показываю родителям приемы работы по нетрадиционной технике рисования.   Есть мамы, которые уже радуются успехам своего малыша и с желанием рассказывают мне. Одним из условий моей работы является взаимодействие с педагогами и  с родителями.

 Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть  с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир. Расширяю кругозор детей и обогащаю впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной техники рисования. Знакомлю детей со свойствами и качествами  разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для наших необычных занятий.  Прогулка является неотъемлемой частью для последующих занятий, например, собираем листья, наблюдаем за птицами, рассматривание ветки ёлки.

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания

Гуляя с детьми на улице, можно собрать коллекцию природных материалов, сделать серию набросков и зарисовок, понаблюдать за поведением птиц.

 Программа «Разноцветная фантазия» рассчитана 3 года (младшая, средняя, старшая). Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне.

С каждой возрастной группой проводится усложнение с добавлением нового материала.

Младшая группа

Техника – «Пальцеграфия», «Печать от руки»

Средняя группа

Техники  - «Клише», «Монитипия», «Тампонирование»,

«Метод тычка», «Обрывание», «Фотокопия»;

Старшая группа  

«Изонить», «Пластилиновая живопись», «Водяная печать», «Раздувание краской», дорисовки фломастерами, кистями.

Структурной особенностью программы является тематическое планирование, которое соответствует темам нашего детского сада.

Система художественно – творческих заданий рассчитана на два занятия в месяц.

Описание опыта работы

Свою работу я решила начать, потому что считаю  одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики, и, мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речь.                                

Работа была начата с младшей группы. Дети с удовольствием стали заниматься, их привлекло то, что можно рисовать не только кисточкой, но и пальцами, ладошкой и другими материалами.                                                        

Главная задача стояла развить творческую индивидуальность своё творческое «Я», инициативность, самостоятельность в выборе техник, преодолеть боязнь ребёнка испачкаться в краске. При построении занятий учитывала: индивидуальные особенности, уровень развития  детей. Наиболее удачными методами оказались: исследовательская деятельность, организация выставок детских работ, оформление атрибутов к утренникам, театральным представлениям, использование музыкального сопровождения.                                    

В начале своей деятельности я столкнулась с непониманием со стороны родителей. Используя такие формы работы с родителями как индивидуальные беседы, выступление на родительском собрании,  семинар – практикум, анкетирование «Что рисует ваш ребёнок» с целью выяснения условий для творчества в домашних условиях, наглядная информация, результаты детей  - убедили родителей в актуальности  выбора  деятельности.                                        

На основе проделанной работы заметен положительный результат,  у детей возрос интерес к необычному рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, подбирать способы выражения своего сегодняшнего дня, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Такая форма работы позволила самоутвердиться слабым детям.

 

Тема занятий

Нетрадиционная техника

Программное содержание

оборудование

сентябрь

Я шагаю по ковру из осенних листьев.

Печатание листьями, набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие.  

Альбомный лист, гуашь, опавшие листья, гуашь, кисти, трафареты.

Ветка рябины

(с натуры)

Рисование тампонами и пальцами

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки особенности. Закрепить умение рисовать пальцами прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, чувство восприятия.

Ветка рябины, лист А-4, гуашь и все предметы для рисования.

Октябрь

Мое любимое платье или свитер.

Обрывание бумаги.

Закреплять умения украшать платье или свитер простым узором, используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе. Развитие творчества, фантазии.

Платье и свитер, вырезанные из бумаги, рисунки одежды, принадлежности для рисования. Цветная бумага

Укрась шапку и шарф

Тычок жёсткой кистью, печатание печаткой

Закреплять умение украшать простым узором, воспитывать аккуратность

Вырезанные силуэты шапки и шарфа, жёсткая кисть, гуашь, печатки, эскизы.

Ноябрь

Животные, которых я сам себе придумал.

Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Птицы

Коллаж

Закреплять умение в вырезывании. Умение работать в коллективе, умение располагать композицию на ватмане

Журналы, клей кисти, салфетки, ватман, карандаши

Декабрь

Елочка нарядная.

Тычок полусухой кистью, оттиск печатками

Совершенствовать умения пользоваться печатками, закреплять умения использования приёма тычкования.

Ватман, гуашь, жёсткие кисти, печатки.

На нашем дворе

Восковые мелки, акварель,

 свеча

Закрепить умения в данных техниках. Развивать воображения творчества, закреплять раннее усвоенные умения

Альбомный лист, свеча, восковые мелки, акварель

Январь

«Филин»

Коллаж

Учить создавать выразительный образ филина. Закрепить навык работы с данным материалом.

Ватман, контур филина, клей, ножницы, кусочки меха

«Зима в посёлке»

монотипия

Закреплять умения рисовать снег пальчиками, ватными палочками,

Лист, тонированный на каждого ребёнка, акварель, ватные палочки

февраль

«Игрушки»

Оттиск скомканной бумагой, тычок жёсткой кистью

Совершенствовать умения детей в данных изотехниках. Учить отображать в рисунках образ животных наиболее выразительно

Жёсткая кисть, тонированная или белая бумага, скомканная бумага, гуашь и акварель

«Чайная пара»

Печать клише

Закреплять умение пользоваться данной техникой. Воспитывать аккуратность, развивать чувство композиции

Вырезанная чайная пара на каждого ребёнка, гуашь, печатки

Март

«Праздничный букет»

Фотокопия

Учить рисовать цветы восковыми мелками, развивать цветовосприятие, учить с помощью акварели передавать весенний колорит

Альбомные листы, восковые мелки, иллюстрации, эскизы

«Комнатные растения»

(2 занятия)

Коллаж

Совершенствовать умения и навыки в данной технике, развивать воображение.

Ватман с нарисованным окном, салфетки разных цветов, клей, кисти, силуэт кашпо, яичная скорлупа

апрель

«Космическая прогулка»

Набрызг

Познакомить с техникой набрызг, воспитывать аккуратность в работе с краской. Учить создавать образ звёздного неба

Альбомный лист, акварель, зубные щётки, расчёска, вырезанные силуэты ракет, планет

«Весенний лес»

Монотипия

Учить создавать выразительный образ природы весной. Развивать чувство композиции

Альбомный лист, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы, картины о весне

Май

«Птица мира - голубь»

Пластилиновая живопись

Познакомить детей с данной техникой. Развивать мелкую моторику рук.

Контур голубя, пластилин, стека, салфетки.

Итоговая выставка детских работ за год

 

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

           С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

           Рассмотрим некоторые широко известные нетрадиционные  техники рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.

ПЕЧАТКА - эта техника позволяет младшему дошкольнику многократно изображать  один и тот же предмет, составлять из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, пригласительные  билеты, салфетки.

    Дети  младшей и средней группы рисуют несложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали.

    Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и геометрические. Предметные - изображения цветов, птиц, животных и др. Геометрические выполняются в форме круга, треугольника, ромба, овала и других геометрических  фигур.

     Вначале необходимо изготовить печатки сделать это можно по-разному:

1.Штампы и печатки несложно сделать из овощей: картофеля, моркови.

Овощ разрезается по меньшему диаметру и на гладкий срез шариковой ручкой наносится нужный для печати рисунок, затем мякоть аккуратно срезается по контуру рисунка. Рельеф должен быть  отдаленным от фона на 1-1,5см. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к бумаге. Для каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить краску.

    В качестве штампов  используется различный подручный материал: катушки от ниток, коробочки, пенопласт, резиновый ластик, бутылочные пробки.  

2.В качестве печаток можно использовать листья красивых форм. Сухие листья, с объемной стороны прокрашивают густой гуашью и осторожно укладывают накрашенной стороной на бумагу.  

     ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - Очень простая техника рисования. Детям младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно  все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную  способность детей.

      Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель), ее свойства  вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.

      Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и рисуют.

      ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ - Очень интересный игровой прием. Рисование  с  помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

     Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой. В оттисках ладони со сжатыми или раскрытыми пальцами видны изображения  рыбки, петушка, перчаток, солнца (если их прикладывать по кругу), павлина и др.

    Если предложить ребенку сложить руки ладошка к ладошке и торцевую сторону ладошек окунуть в краску, а затем приложить к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх  ствола, получится дерево с кудрявой кроной.

    Если закрасить ладошку и два пальца – указательный и безымянный, то получится отпечаток-портрет зайчика.

    Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения  диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров.

Материалы: гуашь, плоские тарелочки с губкой, таз с водой для мытья рук и салфетки для вытирания рук

   МОНОТИПИЯ – одна из наиболее распространенных и простейших техник.

   Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает  специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.

   Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой, тщательно  разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На развороте  получается зеркальное изображение (симметричное изображение). Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Узоры могут вызвать ассоциации с цветами, рыбами, с облаками. Способом симметричного оттиска можно выполнить рисунки  «Бабочка», «Матрешка», «Бой петухов», «Цветы в вазе», и т. п.

   Материалы:  гуашь или акварель, белая или черная бумага,  

    ТАМПОНИРОВАНИЕ - увлекательная техника! Для ее применения необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким  прикосновением к бумаге, после  того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что–ни будь пушистое, легкое, воздушное. (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.) Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев.

Приём: техника «Трафарет» выполняется следующим образом: сначала вырезают трафарет, затем, плотно прижав его к листу бумаги, обводят по контуру частыми прикосновениями тампона. Осторожно приподнимают трафарет – на бумаге остаётся чёткий ясный контур.

   При помощи больших тампонов можно нарисовать пушистых животных, птиц и др., дорисовывая затем нужные мелкие детали.

Материалы: тампон, гуашь, альбомный лист.  

    МЕТОД ТЫЧКА - увлекательный способ рисования.  При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой, подрезанной на2-3мм. Самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования.  Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится  в вертикальном положении, тогда ворс  расплющивается и получается большая «пушистая» точка.

     Воспитатель заранее на листе у детей  рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем  контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем  произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, лапы, нос, усы и др.) дорисовывают  дети концом тонкой кисти. Или  же им помогает воспитатель.

    Данную технику можно применять при изготовлении приглашений на праздник или подарков. Работы детей в предложенной технике  получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.  

    Материалы: альбомный лист, гуашь, жесткая подрезанная кисть.

ФОТОКОПИЯ (Рисование свечой) Этот способ издавна использовался народными мастерами при расписывании пасхальных яиц. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели  восковым мелком или свечой. Наносят свечой рисунок, заполняя поверхность листа. Затем весь лист покрывается краской. Сначала одной-двумя, а потом, когда этот прием освоен, можно использовать и большее количество цветов. Произойдет удивительное: изображение сделанное свечой, появится прямо на глазах.

   Темами рисунков могут быть: «Узоры  Деда  Мороза на оконном стекле»,

 « Снежинки», «В декабре, в декабре…», «Кружевные салфетки» и др.  

   Материалы: стеариновая свеча или восковой мелок, бумага, кисть, акварель.

Данная  тема  интересна  своей  необычайностью,  не традиционностью.

 Существуют  четыре  вида  нетрадиционных  занятий  по  рисованию:

  а)     занятия,  на  которых  используется  нетрадиционная  техника  рисования;  

  б)     нетрадиционная  структура  занятий;  

  в)     нетрадиционная  методика;

  г)     интегрированное  занятие.

Нетрадиционные  способы  изо деятельности  приобретают  все  большее  значение  в  формировании  творческих  способностей  у  детей,  их  воображения.  На  занятиях,  где  используются  новые  нетрадиционные  способы  изображения,  у  детей  с  большей  силой  развивается  художественный  вкус,  разносторонние  возможности  творчества,  инициатива,  эмоционально-волевая  среда.  Обогащается  внутренний  мир ребенка,  его  видение  окружающей  действительности.

  Развитие  творческих  способностей  детей  в  процессе  обучения – одна  из важнейших  задач  сегодняшнего  дня.

 « Каждый  нормальный  ребенок  рождается  с  врожденными  творческими способностями,  но  творческими  людьми  вырастают  только  те  дети,  условия  воспитания,   которых  позволяет  развить  эти  способности  вовремя»

(О.Белобрыкина)

 

Каждый  ребенок  по  своей  природе – творец.  Как  правило,  его  творческие  способности  находятся  в  скрытом  состоянии  и  не  всегда  полностью  реализуются.  Создавая  условия,  побуждающие  ребенка  к  занятиям  искусством,  возможно,  разбудить  эти  дремлющие, до  поры  до  времени,  творческие  наклонности.

Начинать  заниматься  творчеством  лучше  с  детьми  трехлетнего  возраста – считает  кандидат  педагогических  наук  Н.Михайлова,  когда  происходит  закрепление  естественного,  природного,  врожденного.

Занятия  лучше  начинать  не  с  предметного  рисования,  а  с  развития  у  детей  чувства  цвета.  Каждому  ребенку  необходимо  найти  своё  понимание  цвета   и  научиться, с  его  помощью  выражать  свои  эмоции.   В 4-5 лет  у  ребенка  появляется  интерес  к  линии,  её  пластичности выразительности.  В  этом  возрасте  с  детьми  можно  заниматься  графикой,  обогащая  ей  цветом,  которым  они  уже  владеют.

  Перед  тем  как  начать  рисовать,  надо  представить  то,  что  будет  изображено,  придумать  себе  характер  персонажа,  его  повадки,  образ  жизни,  манеру  двигаться.  Ребенок  все  познает  в  игре,  через  создание  второй  реальности – рисунка.  Рисунки – это  продукт  творчества.  Способность  ребенка  осуществлять  своей  фантазией  неодушевленный  мир,  как  бы  сама  диктует  педагогу  метод  обучения.  Каждое  занятие  по  изо деятельности  должно  доставлять  ребенку  радость,  делать  открытия.

Именно  поэтому  рекомендуется  использовать  в  работе  нетрадиционные  способы  рисования.

 Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно: то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождя?

 Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создавать мотивацию учебной деятельности; в игровой форме руководить и оценивать работу; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата и от возможности использовать его в игре по окончании занятия.

Именно поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа.

Очень важно в работе с детьми использовать игровые приемы, обыгрывание различных предметов. Например, ребенку предлагается ключ от машины, просят его отрыть машину и прокатиться. Ребенок в недоумении смотрит на белый лист  бумаги, потом берет карандаш и сначала нерешительно, потом увереннее рисует машину и дорогу.

Фантики, свернутые в кулечки – клоунские колпачки, дело за пустяком – надеть эти колпачки на клоунов, которых надо вылепить. Пружинки – хвостики мышей, к хвосту уже ничего не стоит сделать туловище мышки. Бусинки – это глаза, а остальное надо вылепить. Деталь возбуждает воображение. Снимает страх перед объемом работы.

Сейчас все чаще и чаще в детском саду используют интересные формы работы с детьми – комплексные занятия. В одном занятии содержится несколько видов деятельности: здесь и слушание музыки, стихов, и произведения искусства, и рисование (аппликация, лепка). И все пронизано одной целью. Смена нескольких видов деятельности позволяет долго удерживать внимание детей. Такие занятия надолго запоминаются детям, обогащают их разносторонними знаниями.

Заключение

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Таким образом, наше гипотетическое предположение – если на занятиях использовать педагогические условия, разнообразные методы и приёмы, демонстрационный материал, привлечение родителей поддерживать интерес к творчеству ребёнка в семье, подтвердилось.

  • На что получился похожим рисунок?

Если трудно определить, тогда ребенку разрешается дорисовать рисунок. Просят придумать как можно больше названий к полученному рисунку.

Инструкции: перед вами лист бумаги и различные краски. Выбери любые три понравившиеся краски, и зарисуйте весь лист бумаги, так как захотите. Представьте, что вы великие художники и создайте самую красивую картинку в своей жизни.

А теперь посмотрите каждый на свой рисунок и скажите, на что  похоже, что там нарисовано, как называется ваш рисунок?



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование ОД по нетрадиционным  техникам изодеятельности во 2 младшей группе

Тема

Программное содержание

Цель

Методы и приемы

оборудование

1

« Весёлые мухоморы»

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить равномерно точки на всю поверхность шляпки гриба.

Учить технике пальчикового рисования. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Рисование пальчиком. Художественное слово.

 На листе бумаги изображение гриба. Гуашь  красного и зелёного цвета. Иллюстрации мухоморов, муляжи грибов. Влажные салфетки.

2

« Веточка рябины»

Учить рисовать на ветке ягодки пальчиками. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Упражнять в рисовании пальчиками. Закреплять знание цвета.

Рисование пальчиком. Художественное слово.

Лист бумаги с нарисованной веточкой. Гуашь  красного цвета. Ветка рябины.  Влажные салфетки.

3

« Осеннее дерево»

Продолжать учить рисовать пальчиками (разноцветные листья)  Учить рисовать кистью дерево.

 Развивать эстетическое восприятие природы и ее изображение в осеннем дереве. Развивать цветовое восприятие.

Рисование кистью сверху вниз ствола и снизу вверх веток. Рисование пальчиками. Художественное слово.

Лист  белой бумаги.  Гуашь  красного, желтого, коричневого и зелёного цвета. Влажные салфетки.

4

« Осенние заготовки»

Познакомить с техникой печатания пробкой.  Показать прием получения отпечатка. По желанию можно использовать рисование пальчиком. Развивать чувство композиции.

Учить получить оттиск  печати. Упражнять в нанесении рисунка равномерно по всей поверхности листа.

Оттиск пробкой.

 Рисование пальчиками. Художественное слово.

Лист бумаги в форме банки, Гуашь красного цвета. Печатки из пробки. Влажные салфетки.

5

« Тарелочка для мамочки»

Закреплять умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок, по возможности  равномерно по краю тарелки. Воспитывать аккуратность.

Продолжать знакомить с техникой рисования пробкой. Учить составлять элементарный узор.

Оттиск пробкой.  Художественное слово.

Вырезанная из бумаги тарелка.  Выставка тарелок

( фото). Гуашь красного цвета. Печатки из пробки. Влажные салфетки.

6

« Рыбки»

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить делать отпечатки, плотно прижимая ладонь к листу.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображению.

Рисование ладошкой (печать от руки).

Художественное слово.

Лист  белой бумаги.  Гуашь  красного, желтого,  синего цвета. Кисть. Фломастер для дорисовки.

7

«Петя, Петя - петушок»

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток. Учить дополнять изображение деталями.

Развивать  чувство композиции и цвета.   Продолжать знакомить с техникой рисования печать от руки.

Рисование ладошкой (печать от руки).

Художественное слово.

Лист  белой бумаги.  Гуашь  красного,  синего цвета. Кисть. Фломастер для дорисовки. Образец воспитателя.

8

«Чашка для папы»

Закреплять умение украшать простые по форме предметы. Украшать в технике печатания. Воспитывать аккуратность.

Продолжать учить составлять элементарный узор. Знакомить с печатанием штампами, вырезанными из картофеля.

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля, рисование пальчиками.  

Вырезанная из бумаги чашка. Гуашь  красного,  синего цвета. Кисть. Влажные салфетки. Различные печатки.

9

« Мы рисуем, что хотим».

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционной изо деятельности..

Воспитывать самостоятельность в выборе темы.

Рисование по замыслу. Закрепление материала.

Лист бумаги на каждого ребенка, гуашь разного цвета, кисть, печатки, штампы. Влажные салфетки.

10

Итоговая выставка

Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся работ

Рисунки детей за год


Перспективное планирование ОД по нетрадиционным техникам  изодеятельности в средней  группе

Тема

Программное содержание

Цель

Методы и приемы

оборудование

1

« Мои домашние животные»

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой, жесткой кистью, учить имитировать шерсть животного, т.е. использовать создаваемую тычком фактуру, как средство выразительности.

Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Развивать чувство цвета, фактурности, объёма.

Тычок жесткой, полусухой кистью. Художественное слово.

Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных, жесткая кисть, гуашь черного, коричневого цвета. Иллюстрации и изображения домашних животных.

2

« Астры в вазе»

Закреплять умение правильно держать кисть. Развивать чувство композиции.

Продолжать учить рисовать методом тычка

Рисование методом тычка. Художественное слово.

Альбомный лист, с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов; гуашь розового, желтого, зеленого цвета. 2 кисточки на каждого ребенка, баночка с водой, влажные салфетки.

3

«Грибы в лукошке»

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками, рисовании пальчиком.

Развивать эстетическое восприятие природы.

Рисование пальчиком, печатками

Лист бумаги  в форме корзинки на каждого ребенка, гуашь коричневого, красного цвета, кисть, печатки, муляжи грибов. Влажные салфетки.

4

«Осенний лес»

Познакомить с техникой печать листом. Показать прием получения отпечатка. Развивать чувство композиции, воображение, аккуратность.

Учить получать оттиск от листа.  Упражнять наносить рисунок равномерно по всей поверхности бумаги.

Печать листом. Художественное слово.

Опавшие листья деревьев,; Лист  белой бумаги.  Гуашь  красного, желтого, коричневого и зелёного цвета.  Кисть, баночка с водой. Влажные салфетки.

5

« Поможем найти зайцу друга»

Продолжать закреплять умение детей рисовать способом  тычка полусухой, жесткой кистью.

Продолжать учить рисовать методом тычка Развивать творчество.

Рисование методом тычка. Художественное слово.

Лист,  тонированный голубой краской, с карандашным контуром зайца, гуашь белого цвета, черный карандаш, жесткая кисть, баночка с водой, влажные салфетки.

6

«Укрась свитер»

Совершенствовать умения в данных техниках. Закреплять умение украшать простые по форме предметы. Украшать в технике печатания. Воспитывать аккуратность.

Закреплять приемы рисования разными способами. Развивать чувство ритма, композиции.

Рисование пальчиком, печатками, рисование методом тычка. Художественное слово.

Вырезанный из бумаги  силуэт свитера. Гуашь красного, синего, зеленого  цвета, жесткая кисть, баночка с водой, печатки, штампы. Влажные салфетки.

7

« Жили у бабуси два веселых гуся»

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток.

Учить дополнять изображение деталями.

Рисование ладошкой (печать от руки).

Художественное слово.

Лист бумаги, гуашь белого, серого и зеленого цвета, черный фломастер, для прорисовывания деталей ,баночка с водой, влажные салфетки.

8

« Ежик»

Продолжать знакомить  с техникой рисования  тычком полусухой, жесткой кистью, учить имитировать колючки животного, т.е. использовать создаваемую тычком фактуру, как средство выразительности..

 Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Расширять знания о животных.

Рисование методом тычка. Художественное слово.

Альбомный лист с нарисованным контуром ежа, 2 кисточки, гуашь черного и серого цвета, баночка с водой, влажные салфетки. черный фломастер для прорисовывания деталей.

9

« Зимний лес»

Упражнять в печати по трафарету,  Закреплять умение правильно держать кисть.

Развивать воображение , творчество

Рисование методом тычка. Художественное слово.

Тонированный альбомный лист, гуашь белого, зеленого цвета, трафареты елей разной величины, жесткая полусухая кисть, баночка с водой, влажные салфетки.

10

« Ёлочные игрушки»

Продолжать упражнять в печатании пробкой и рисовании с помощью пальчиков. Учить чередовать бусины разного размера и цвета .

Развивать  чувство композиции и цвета.  

Пальцеграфия, оттиск пробкой

Готовая елка, гуашь разных цветов, пробки, кисть, баночка с водой, влажные салфетки.

11

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционной изо деятельности..

Воспитывать самостоятельность в выборе темы.

Рисование по замыслу. Закрепление материала.

Лист бумаги на каждого ребенка, гуашь разного цвета, кисть, печатки, штампы, трафареты, жесткая кисть, Влажные салфетки.

12

«Солнышко- вёдрышко..»

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток.

Развивать  чувство композиции и цвета.  

Рисование ладошкой. Художественное слово

Ватман, тонированный голубым цветом, гуашь желтого цвета, кисть, влажные салфетки.

13

« Огонь»

Познакомить детей с техникой рисования ватными палочками

Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Развивать воображение , творчество

Рисование ватными палочками.

Акварель, гуашь, баночка с водой, лист бумаги, ватные палочки, влажные салфетки

14

« Плывет, плывет кораблик..»

Закреплять умения печатать по трафарету, уметь дополнять рисунок. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность.

Упражнять в печати по трафарету. Расширять знания о водном транспорте.

Художественное слово

Лист формата А4  тонированный голубой краской, гуашь белого, красного, синего, зеленого цвета, поролон на палочка. трафареты кораблей. влажные салфетки,  

15

«Весна пришла!»

Упражнять в рисовании пальчиками. Закреплять знание цвета.

Развивать творчество, воображение, умение работать в коллективе.

Пальцеграфия. Рисование ватными палочками.

Художественное слово

Ватман, гуашь, кисть, ватные палочки, влажные салфетки

16

Итоговая выставка

Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся работ

Рисунки детей за год

Перспективное планирование ОД по нетрадиционным техникам изодеятельности в старшей группе.

Тема занятий

Нетрадиционная техника

Программное содержание

оборудование

сентябрь

Я шагаю по ковру из осенних листьев.

Печатание листьями, набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие.  

Альбомный лист, гуашь, опавшие листья, гуашь, кисти, трафареты.

Ветка рябины

(с натуры)

Рисование тампонами и пальцами

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки особенности. Закрепить умение рисовать пальцами прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, чувство восприятия.

Ветка рябины, лист А-4, гуашь и все предметы для рисования.

Октябрь

Мое любимое платье или свитер.

Обрывание бумаги.

Закреплять умения украшать платье или свитер простым узором, используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе. Развитие творчества, фантазии.

Платье и свитер, вырезанные из бумаги, рисунки одежды, принадлежности для рисования. Цветная бумага

Укрась шапку и шарф

Тычок жёсткой кистью, печатание печаткой

Закреплять умение украшать простым узором, воспитывать аккуратность

Вырезанные силуэты шапки и шарфа, жёсткая кисть, гуашь, печатки, эскизы.

Ноябрь

Животные, которых я сам себе придумал.

Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Птицы

Коллаж

Закреплять умение в вырезывании. Умение работать в коллективе, умение располагать композицию на ватмане

Журналы, клей кисти, салфетки, ватман, карандаши

Декабрь

Елочка нарядная.

Тычок полусухой кистью, оттиск печатками

Совершенствовать умения пользоваться печатками, закреплять умения использования приёма тычкования.

Ватман, гуашь, жёсткие кисти, печатки.

На нашем дворе

Восковые мелки, акварель,свеча

Закрепить умения в данных техниках. Развивать воображения творчества, закреплять раннее усвоенные умения

Альбомный лист, свеча, восковые мелки, акварель

Январь

«Филин»

Коллаж

Учить создавать выразительный образ филина. Закрепить навык работы с данным материалом.

Ватман, контур филина, клей, ножницы, кусочки меха

«Зима в посёлке»

монотипия

Закреплять умения рисовать снег пальчиками, ватными палочками,

Лист, тонированный на каждого ребёнка, акварель, ватные палочки

февраль

«Игрушки»

Оттиск скомканной бумагой, тычок жёсткой кистью

Совершенствовать умения детей в данных изотехниках. Учить отображать в рисунках образ животных наиболее выразительно

Жёсткая кисть, тонированная или белая бумага, скомканная бумага, гуашь и акварель

«Чайная пара»

Печать клише

Закреплять умение пользоваться данной техникой. Воспитывать аккуратность, развивать чувство композиции

Вырезанная чайная пара на каждого ребёнка, гуашь, печатки

Март

«Праздничный букет»

Фотокопия

Учить рисовать цветы восковыми мелками, развивать цветовосприятие, учить с помощью акварели передавать весенний колорит

Альбомные листы, восковые мелки, иллюстрации, эскизы

«Комнатные растения»

(2 занятия)

Коллаж

Совершенствовать умения и навыки в данной технике, развивать воображение.

Ватман с нарисованным окном, салфетки разных цветов, клей, кисти, силуэт кашпо, яичная скорлупа

Апрель

«Космическая прогулка»

Набрызг

Познакомить с техникой набрызг, воспитывать аккуратность в работе с краской. Учить создавать образ звёздного неба

Альбомный лист, акварель, зубные щётки, расчёска, вырезанные силуэты ракет, планет

«Весенний лес»

Монотипия

Учить создавать выразительный образ природы весной. Развивать чувство композиции

Альбомный лист, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы, картины о весне

Май

«Птица мира - голубь»

Пластилиновая живопись

Познакомить детей с данной техникой. Развивать мелкую моторику рук.

Контур голубя, пластилин, стека, салфетки.

Итоговая выставка детских работ за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-развивающая программа "Полет фантазий"

Развитие эмоциональной сферы дошкольника с примененм инновационных технологий...

Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...

Методические рекомендации по теме: «Нравственно- эстетическое воспитание» по программе «Арт- фантазия».

Основой театрально- игровой методики является индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах. Чем ме...

Программа кружка "Фантазия"

Кружок по художественному творчеству...

Рабочая программа "Пластилиновая фантазия"

Программа создана с целью  развития ручной умелости у детей среднего  дошкольного возраста посредством пластилинографии....

Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"

программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»...