Программа кружка "Фантазия"
методическая разработка по рисованию на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка по художественному творчеству «Фантазия»
Пояснительная записка.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их.Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов ,оригами. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Актуальность:
Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.
Задачи:
1. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.
2. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
3. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
4. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.
5. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
6. Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.
7. Развивать экологическую культуру дошкольника через художественное творчество: знакомство с природой (растения, животные, грибы, знакомство с природными явлениями (снегопад, радуга, северное сияние, дождь, туман и т. п.) ; воспитывать бережное отношение к природе.
8. Составить программу работы кружка «Фантазия».
Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги, электронные (сетевые ресурсы, аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи, наглядные (иллюстрации, картины, демонстрационные (макеты, муляжи, модели) .
Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ) .
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.
Количество занятий: один раз в неделю.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественное творчество:
1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом»
2. Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
3. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук», «Экологические знания, которые могут получить дошкольники по занятиям лепки, рисованию, аппликации».
4. Оформление уголка «Фантазия», «Студия «Умелые ручки». и т. п.
При создании программы опиралась на нормативные документы:
1. Закон об образовании.
2. Устав МБДОУ д/с «Солнышко».
3. Основная общеобразовательная программу МКДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.
4. СанПиН
Итогом детской деятельности могут служить детские работы, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков, выставки.
Место проведения: помещение группы « Лучики».
Используемый материал:
Рисование: различные предметы для рисования (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.
Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал,
Лепка: пластилин, солёное тесто (соль, мука, вода, клеёнки для работы с пластилином.
Срок реализации: 1 год.
Календарно- тематическое планирование кружка «Фантазия» на 2014 – 2015 год.
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Знакомство с разнообразием красок.» | |
«Знакомство с бумагой.» | Познакомить детей со свойствами бумаги,разнообразием её видов.учить делать разноцветные шарики. | |
«Знакомство с различными способами нетрадиционного рисования» | Познакомить с разными нетрадиционными способами в рисовании . | |
«Фантазия» / коллективная работа. | ||
Октябрь | «Рябинка » (1-е занятие) Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
«Рябинка (2-е занятие) Скатывание бумаги | Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции. | |
«Мой любимый дождик» Рисование пальчиками. | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками. | |
«Мухомор».
Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке. | |
Ноябрь | «Яблоко» Аппликация | Учить складывать круг пополам, совмещая края, составлять из двух частей целое |
«Звездочки на небе». рисование свечой. » | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования свечой. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. | |
«Грибок» Аппликация | Учить складывать круги разных размеров пополам, составлять из двух частей целое. | |
«Воздушные шары. » Оттиск пробкой, тампонирование. | Познакомить с новой техникой - оттиск пробкой. Развивать цветовосприятие, воспитывать аккуратность. | |
Декабрь | «Ёлочка» Оригами | Учить детей складывать квадрат по диагонали. Составлять из треугольников елочку |
«Вот какая елочка» Рисование ватной палочкой. | Учить рисовать праздничное дерево. Проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола». Рисование игрушек отпечатком ватной палочки. | |
«Новогодние игрушки Тестопластика | Моделировать игрушки (из2-3 частей) для новогодней елки. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. | |
«Дерево в снегу. » Печать ладонью | Продолжать учить рисовать приемом печать ладонью – крона снежного дерева, дорисовывать ствол пальчиком. Дополнение образа по своему желанию. | |
Январь | «Снеговики играют в снежки» Тестопластика | Закрепить скатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней, создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать чувство формы, мелкую моторику. |
«Снежок порхает, кружится». Рисование ватными палочками | Создание образа снегопада. Учить рисовать снежинки ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма. | |
«Я слепил снеговика. Скатывание бумаги | Закрепить технику – сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт. Воспитывать аккуратность. | |
Февраль | «Елочка» Восковые мелки + акварель | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность |
«Снежинки Свеча + акварель | Продолжать знакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | |
«Птички синички на кормушке» | Создавать выразительный образ знакомой птички, дополняя работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки). Создавать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. | |
«Вот ежик – ни головы, ни ножек» | Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками. Развивать чувство формы и мелкую моторику. | |
Март | «Тюльпаны для мамы» | Учить детей изготовлению цветов в технике оригами. Закреплять умения детей складывать квадрат по диагонали. Загибать углы навстречу друг другу. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь детей. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; любовь и бережное отношение к цветам. |
«Веточка мимозы» | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | |
«Стаканчик» Оригами | Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали. Загибать углы в разных направлениях | |
«Сосульки» Лепка | Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. | |
Апрель | «Одуванчик» Рисование тычком | Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность. |
«Бабочка»( оригами) | Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. | |
«Гусеница» Оригами | Складывать круги пополам, составлять из частей целое. | |
Май | «Вот какие у нас» флажки! »( оригами) | Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда |
«Вот какой у нас салют» | рисование огней салюта нетрадиционным приемом (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни | |
«Воздушные шары» Оригами | Закреплять умения равномерно загибать углы квадрата со всех сторон. | |
«Букет цветов» Тестопластика | Лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки. |
- Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.
- . Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012.
- 3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
- 4. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.
- 5. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
- 6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
- 7. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
- 8. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
- 9. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- 10. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
- Лыкова И.А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
- Лыкова И.А. Лепим с мамой; азбука лепки; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
- Лыкова И.А. Лепим игрушки; мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009
14.И.А. Рябкова. Художественно-творческая деятельность
15.Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка
16.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...