Программа кружка "Фантазия"
методическая разработка по рисованию на тему

Михайленко Ольга Анатольевна

Кружок по художественному творчеству 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружковая работа30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по художественному творчеству «Фантазия»

Пояснительная записка.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их.Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов ,оригами. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Актуальность:

Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.

Задачи:

1. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.

2. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

3. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

4. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.

5. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.

6. Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.

7. Развивать экологическую культуру дошкольника через художественное творчество: знакомство с природой (растения, животные, грибы, знакомство с природными явлениями (снегопад, радуга, северное сияние, дождь, туман и т. п.) ; воспитывать бережное отношение к природе.

8. Составить программу работы кружка «Фантазия».

Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги, электронные (сетевые ресурсы, аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи, наглядные (иллюстрации, картины, демонстрационные (макеты, муляжи, модели) .

Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ) .

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.

Количество занятий: один раз в неделю.

Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественное творчество:

1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом»

2. Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».

3. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук», «Экологические знания, которые могут получить дошкольники по занятиям лепки, рисованию, аппликации».

4. Оформление уголка «Фантазия», «Студия «Умелые ручки». и т. п.

При создании программы опиралась на нормативные документы:

1. Закон об образовании.

2. Устав МБДОУ д/с «Солнышко».

3. Основная общеобразовательная программу МКДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.

4. СанПиН

Итогом детской деятельности могут служить детские работы, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков, выставки.

Место проведения: помещение группы « Лучики».

Используемый материал:

Рисование: различные предметы для рисования (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.

Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал,

Лепка: пластилин, солёное тесто (соль, мука, вода, клеёнки для работы с пластилином.

Срок реализации: 1 год.

Календарно- тематическое планирование кружка «Фантазия» на 2014 – 2015 год.

Месяц

Тема

 Задачи

Сентябрь  

 «Знакомство с разнообразием красок.»

«Знакомство с бумагой.»

Познакомить детей со свойствами бумаги,разнообразием её видов.учить делать разноцветные шарики.

«Знакомство с различными способами нетрадиционного рисования»

Познакомить  с разными нетрадиционными способами в рисовании .

«Фантазия» / коллективная работа.

Октябрь

«Рябинка »

 (1-е занятие) Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики  (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

«Рябинка (2-е занятие) Скатывание бумаги

Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги.

Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки.

Развивать чувство композиции.

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

«Мухомор».

 

Рисование  пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

Ноябрь

«Яблоко»

Аппликация

Учить складывать круг пополам, совмещая края, составлять из двух частей целое

«Звездочки на небе».

рисование свечой. »

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования свечой. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

«Грибок»

Аппликация

Учить складывать круги разных размеров пополам, составлять из двух частей целое.

«Воздушные

шары. »

Оттиск  пробкой, тампонирование.

Познакомить с новой техникой - оттиск пробкой. Развивать цветовосприятие, воспитывать аккуратность.

Декабрь

«Ёлочка»

Оригами

Учить детей складывать квадрат по диагонали. Составлять из треугольников елочку

 «Вот какая елочка»

Рисование ватной палочкой.

 Учить рисовать праздничное дерево. Проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола». Рисование игрушек отпечатком ватной палочки.

«Новогодние игрушки

Тестопластика

Моделировать игрушки  (из2-3 частей) для новогодней елки. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание  округлых форм,  соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание.

«Дерево в снегу. »

Печать ладонью

Продолжать учить рисовать приемом печать ладонью – крона снежного дерева, дорисовывать ствол пальчиком. Дополнение образа по своему желанию.

Январь

«Снеговики играют в снежки»

Тестопластика

Закрепить скатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней, создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

«Снежок порхает, кружится».

Рисование ватными палочками

Создание образа снегопада. Учить рисовать снежинки ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.

«Я слепил снеговика.

Скатывание бумаги

Закрепить технику – сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт. Воспитывать аккуратность.

 

Февраль

«Елочка»

Восковые мелки

+ акварель

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько

цветов.

 Воспитывать интерес, аккуратность

«Снежинки

Свеча + акварель

Продолжать знакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

«Птички синички на кормушке»

Создавать выразительный образ знакомой птички, дополняя работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки). Создавать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем.

«Вот ежик – ни головы,

 ни ножек»

Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками. Развивать чувство формы и мелкую моторику.

Март

«Тюльпаны для мамы»

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами.

Закреплять умения детей складывать квадрат по диагонали. Загибать углы навстречу друг другу.

Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь детей.

Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; любовь и бережное отношение к цветам.

«Веточка мимозы»

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

«Стаканчик»

Оригами

Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали. Загибать углы в разных направлениях

 «Сосульки»

Лепка

Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы.

Апрель

«Одуванчик»

Рисование тычком

Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность.

«Бабочка»( оригами)

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать  полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению  поделки.

«Гусеница»

Оригами

Складывать круги пополам, составлять из частей целое.

Май

«Вот какие у нас»

 флажки! »( оригами)

Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда

«Вот какой у нас салют»

рисование огней салюта нетрадиционным приемом (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни

«Воздушные шары»

Оригами

Закреплять умения равномерно загибать углы квадрата со всех сторон.

«Букет цветов»

Тестопластика

Лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки.

  1. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.
  2. . Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012.
  3. 3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
  4. 4. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.
  5. 5. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
  6. 6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
  7. 7. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
  8. 8. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
  9. 9. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  10. 10. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  11. Лыкова И.А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
  12. Лыкова И.А. Лепим с мамой; азбука лепки; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
  13. Лыкова И.А. Лепим игрушки;  мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009

14.И.А. Рябкова.  Художественно-творческая деятельность

     15.Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

     16.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...