Рабочая программа кружка "Маленькие художники"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Иванова Юлия Евгеньевна

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для малышей "Маленькие художники".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_malenkie_hudozhniki.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Звездочка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ

«МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»

                                                                                        Подготовила:

                                                               воспитатель первой категории

                                                               МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»

                                                               Иванова Юлия Евгеньевна

                                               г. Осташков

                                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

«Это правда, ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне»

Э. Успенский

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. 

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

ЗАДАЧИ:

• Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и способами применение их на практике.

• Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

• Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

• Активизировать детей при выборе тематики.

• Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

• Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке

• Выявить способности у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.

 МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

- практические

- игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

 ФОРМА РАБОТЫ

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год 30. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, время занятий 15 мин.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-отчет по проведенной работе

Нетрадиционные художественные техники

- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОСНАЩЕНИЕ:

1. Листы бумаги.

2. Гуашь.

3. Трафареты.

4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).

9. Крупа.

10. Подносы.

11. Использованные фломастеры.

12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

• самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

• выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

• проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ:

• Систематические занятия

• Игры и игровые приемы.

• Организация и оформление выставок детских работ.

• Индивидуальная работа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

2.  Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.

3.  Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

4.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОКТЯБРЬ

1. «Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой (НИТ) рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.

Листы с наклеенными на них тучками, синяя гуашь, салфетки, зонтик для игры.

2. «Весёлые мухоморы»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с НИТ– рисование пальчиками. Учить наносить равномерно и ритмично точки на всю поверхность бумаги.

Способствовать формированию смелости и интереса к результату.

Вырезанные шаблоны мухоморов

Красная и белая гуашь Салфетки

3. «Солнышко, которое мне светит»

Рисование ладошкой. Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка.

4 «Необычный компот». (оттиск отпечатками из яблок, пробкой)

Цель: Показать прием получения отпечатка яблоком, пробкой. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность

НОЯБРЬ

1. «Ветка рябины»

Рисование пальчиками

гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.

2. «Грибок»

Рисование крупой

Познакомить с техникой рисования крупой.

Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка, кисти, клей ПВА, крупа манная, салфетки

3. «Краски осени» (оттиск смятой бумагой)

Цель: учить рисовать листву с помощью смятой бумаги, гуаши. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску.

4. «Свитер для моих друзей». (рисование ватной палочкой, оттиск пробкой).

Цель: знакомить с техникой рисования ватной палочкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

ДЕКАБРЬ

1. «Снежинки».

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с НИТ– рисование пальчиками. Учить наносить равномерно и ритмично точки на всю поверхность бумаги.

Способствовать формированию смелости и интереса к результату.белая гуашь. Салфетки

2. «Украшаем елочку»

Рисование методом тычка ватной палочкой

Продолжать учить детей рисовать методом тычка.

Закреплять знание цветов.

Развивать чувство ритма, желание использовать в работе несколько цветов краски. Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать эмоциональную сферу – умение радоваться результату, оценивать работы сверстников.

Лист бумаги с наклеенным силуэтом елки.

ватные палочки

Гуашь основных цветов

Салфетки

3. «Мои рукавички»

Оттиск печатками из картофеля, рисование пальчиками. Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки

4. Оформляем открытку «С Новым годом!»

«Дед мороз»

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.

ЯНВАРЬ

1.«Веселый снеговик»

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.

2. «А снег кружится»

Рисование пенопластом (по клею)

Познакомить с техникой изображения путем хаотичного наклеивания.

Воспитывать терпение, аккуратность.

Лист с рисунком с изображением природы зимой, клей ПВА, «шарики» пенопласта, заготовленные заранее вместе с детьми.

3. «Дерево в инее». (техника рисования манкой)

Цель: учить изображать иней кончиком кисти на ветвях дерева, используя «манную краску»

ФЕВРАЛЬ

1. «Снегири»

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой пальцеграфии

Развивать фантазию, интерес к работе с красками

Учить делать ритмичные отпечатки, фиксируя пальчики.

Воспитывать аккуратность в работе, желание дорисовывать детали

Белый лист бумаги

Гуашь черного и красного цвета

Кисти широкие

Салфетки

2. «Зимняя ночь»

Рисование методом тычка ватной палочкой

Продолжать учить детей рисовать методом тычка.

Закреплять знание цветов.

Развивать чувство ритма, воспитывать аккуратность в работе.

Развивать эмоциональную сферу – умение радоваться результату, оценивать работы сверстников

Лист бумаги с изображение города в ночное время.

ватные палочки

Гуашь основных цветов

3. «Зимний вечер»

• продолжать осваивать технику пластилинографии;

• развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать навыки работы с пластилином;

• развивать творческие способности детей, художественный вкус, навыки работы с нетрадиционным материалом;

• воспитывать любовь к художественно - творческой деятельности, аккуратность, трудолюбие;

• поддерживать желание доводить начатое дело до конца

4. «Зайчики»

Рисование методом тычка жесткой кисти

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Листы белого цвета с силуэтом ежика и зайчика, кисть с жестким ворсом,

краска черного и белого цвета,

стаканы с водой,

салфетки.

МАРТ

1. «Грачи прилетели»

Рисование ладошкой.

развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое восприятие природы через изображения птиц.

тонированный лист, гуашь черного цвета, салфетки, образец.

2. «Чудо подснежники»

Рисование ладошкой.продолжение знакомства с нетрадиционной техникой рисования (печатание ладошкой). Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности, чувство композиции и цветовосприятия. Воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость, доброжелательность, желание помогать другим.

3. «Весенние сосульки» 

- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

4. «Веселый дождик»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Уточнить приемы рисования точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер используя точку как средство выразительности. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.

Лист альбома с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки

АПРЕЛЬ

1. «Скворечник» 

- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика).

2. Рисование по замыслу - ватными палочками.

Продолжать развивать желание и умение самостоятельно определять содержание своего рисунка.

3. Коллективная работа «Светит солнышко»

Рисование ладошкой, продолжение знакомства с нетрадиционной техникой рисования (печатание ладошкой). Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности, чувство композиции и цветовосприятия.

4. «Кораблики пускаем по речке голубой»

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. Салфетки белого цвета, изображение кораблика, клейстер, салфетки

МАЙ

1. «Яблони в цвету»

Рисование пальчиками

тонированная бумага, гуашь белого цвета, влажные салфетки, иллюстрация дерева яблони.

2. «Зеленые кусты» рисование кистью и пальчиками. Гуашь.совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник (рисование кистью и пальчиками).

3. «Летнее небо» 

Рисование восковыми мелками акварелью. Учить детей рисовать восковыми мелками и тонировать бумагу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный художник"

АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для одаренных детей «Каждый ребенок-художник» на 2015-2018г.г

Данная ПРОГРАММА создана для работы с художественно-одаренными детьми. Но материал можно использовать при проведении НОД по теме "Знакомство с пейзажем", "Сюжетное рисование по литературным произведен...

Аннотация к рабочей программе "Юные художники"

Нетрадицинные техники рисование...

Аннотация к рабочей программе "Юные художники"

Нетрадиционные техники рисования...

Рабочая программа «Юный художник» для детей 2-3лет

   Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности(работа с разными художественными материалами, инструментами и новыми интересными техниками рисования) и на...

Рабочая программа «Весёлый художник»

для детей 5-7 лет, нетрадиционная техника рисования...