Рабочая программа «Весёлый художник»
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Анастасия Владимировна Замотаева

для детей 5-7 лет, нетрадиционная техника рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_veselyy_hudozhnik.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Весёлый художник»

/для детей 5-7 лет, нетрадиционная техника рисования/

Разработала  воспитатель: Замотаева А.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

Направленность адаптированной дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая, работа по улучшению навыков изобразительной деятельности, развитию мелкой моторики, творческого восприятия, глазомера, воспитанию эстетических качеств у детей с ОНР.

Программа «Весёлый художник» по формированию изобразительных навыков дошкольников через обучение игровыми средствами традиционных и нетрадиционных техник рисования учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

2.Новизнапрограммы.

Новизна программы по нетрадиционной технике рисования является в том, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природный и бросовый материал для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям с ОНР множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

3. Актуальность программы.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Идея использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.

4. Отличительные особенности программы в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у дошкольников развиваются творческие начала. В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОО с семьёй.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Основные принципы, заложенные в основу программу:

-Принцип доступности (тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала).

-Принцип интеграции (в различные направления образовательной работы и виды деятельности детей).

- Принцип творчества (заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).

- Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.).

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного).

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).

- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода).

- Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада, родителями).

6. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет с ОНР через нетрадиционные техники рисования.

7. Задачи программы.

5-6 лет

Обучающие задачи: создать условия для расширения представлений детей о нетрадиционных способах рисования; знакомить детей различными видами изобразительной деятельности; многообразием художественных материалов и приёмами работы сними.

Развивающие задачи:  развивать художественный вкус, пространственное воображение; творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное; мышление и любознательность, желание экспериментировать.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

6-7 лет

Обучающие задачи: продолжать учить использовать в рисовании разнообразные материалы и нетрадиционные техники, самостоятельно выбирать разные способы создания изображения; продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства, их особенностями.

Развивающие задачи: продолжать развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

Воспитательные задачи: продолжать воспитывать интерес к изобразительному искусству (нетрадиционному рисованию), эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка.

8. Возраст детей.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 5-7 лет.

- состав  группы постоянный (мальчики и девочки);

- набор обучающихся свободный;

- базовые знания - возрастные.

9. Срок реализации программы.

Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на два года.

Она охватывает: старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий: старшая группа – 25 минут; подготовительная к школе группа – 30 минут.

Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в год - 32,

- кол-во часов и занятий в неделю - 1,

- периодичность занятий – 1 раз в неделю.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

5-6 лет

Знать: технику и компоненты, используемые при рисовании нетрадиционной техникой; виды декоративно-прикладного творчества, названия технического материала; виды используемых красок, меры безопасности при работе с разным материалом.

Уметь: выполнять сложные приёмы самостоятельно, создавать эскизы работ самостоятельно, видеть и исправлять ошибки и недостатки при изготовлении работ, грамотно оформлять работы.

Владеть: техникой нетрадиционного рисования.

6-7 лет

Знать: о разнообразии техник нетрадиционного рисования; о свойствах и качествах различных материалов; о технике безопасности во время работы.

Уметь: планировать свою работу; анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей; создавать индивидуальные работы; аккуратно и экономно использовать материалы; самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их; самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования; выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Владеть: знаниями, умениями и навыками по нетрадиционной техники рисования.

12. Форма подведения итогов.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки детских работ, коллективные работы).

Контроль может проводиться в разных формах: творческие задания; диагностика личностного роста; участие в конкурсах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1 год обучения (5-6 лет)

1

"Основной цветовой спектр. Цветомешалка"

1

25 мин

5 мин

20 мин

2

"Черно - белый спектр. Цветомешалка"

1

25 мин

5 мин

20 мин

3-4

"Осеннее дерево"

2

50 мин

10 мин

50 мин

5-6

"Подсолнухи"

2

50 мин

10 мин

50 мин

7-8

"Пушистый комочек"

2

50 мин

10 мин

50 мин

9-10

"Кушать подано!"

2

50 мин

10 мин

50 мин

11-12

"Новогодняя ёлочка"

2

50 мин

10 мин

50 мин

13

"Морозные узоры на окнах"

1

25 мин

5 мин

20 мин

14-15

"Милая овечка"

2

50 мин

10 мин

50 мин

16-17

"Зимний пейзаж"

2

50 мин

10 мин

50 мин

18-19

"Коралловый риф"

2

50 мин

10 мин

50 мин

20-21

"Открытка для мамы"

2

50 мин

10 мин

50 мин

22-23

"Барханы"

2

50 мин

10 мин

50 мин

24-25

"Планеты"

2

50 мин

10 мин

50 мин

26-27

"Лунная магия"

2

50 мин

10 мин

50 мин

28-29

"Платочек"

2

50 мин

10 мин

50 мин

30-31

Итоговая коллективная работа "Цветочная поляна"

2

50 мин

10 мин

50 мин

Итого:

31

775 мин

155 мин

620 мин

2 год обучения (6-7 лет)

1-2

"Цветик - семицветик. Цветомешалка"

2

60 мин

10 мин

50 мин

3-4

"Тропический пейзаж"

2

60 мин

10 мин

50 мин

5-6

"Попугай"

2

60 мин

10 мин

50 мин

7-8

"Олень в лучах заката"

2

60 мин

10 мин

50 мин

9-10

"Дорога в даль"

2

60 мин

10 мин

50 мин

11-12

"Новогодняя елочка"

2

60 мин

10 мин

50 мин

13

"Сладкие мечты"

1

30 мин

5 мин

25 мин

14-15

"Малиновка в снегопад"

2

60 мин

10 мин

50 мин

16-17

"По курсу - инопланетяне!"

2

60 мин

10 мин

50 мин

18-19

"Холодная картина"

2

60 мин

10 мин

50 мин

20-21

"Букет тюльпанов"

2

60 мин

10 мин

50 мин

22-23

"Попрыгунья лягушка"

2

60 мин

10 мин

50 мин

24-25

"Горячая" гора"

2

60 мин

10 мин

50 мин

26-27

"Роскошный павлин"

2

60 мин

10 мин

50 мин

28-29

"Картина в точечку"

2

60 мин

10 мин

50 мин

30-31

Итоговая работа на свободную тему

2

60 мин

10 мин

50 мин

Итого:

31

930 мин

155 мин

775 мин

Общий итог:

62

1705 мин

310 мин

1395 мин

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

  1. Приемы и методы организации.

В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • пальчиковая живопись;
  • монотипия;
  • рисование свечой, восковыми мелками;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • набрызг;
  • оттиски штампов различных видов;
  • точечный рисунок;
  • батик;
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • пластилинография;
  • аппликация;
  • трафарет;
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

Методы и приемы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

Эмоциональные методы:

− поощрение;

− порицание;

− учебно-познавательная игра;

− создание  ярких  наглядных  образных представлений;

− создание ситуации успеха;

− свободный выбор заданий.

Познавательные методы:

− опора на жизненный опыт;

− создание проблемной ситуации;

− выполнение творческих заданий.

Социальные методы:

− создание ситуации взаимопомощи;

− поиск контактов и сотрудничества;

− заинтересованность в результатах;

− взаимопроверка.

  1. Дидактический материал.

Стенды:

Нетрадиционные техники рисования.

Рисунки детей для выставок.

Картотеки:

Пальчиковые игры для дошкольников на все возраста.

Дидактический материал:

Муляжи фруктов и овощей, цветов.

Картинки, образцы по темам.

Игрушки.

  1. Техническое оснащение занятий.

- просторное помещение для занятий;

- музыкальный центр.

Материалы для работы:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • полиэтиленовая клеенка;
  • поролоновые губка;
  • коктейльные, бумажные трубочки;
  • матерчатые салфетки, бумажные;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • разной жесткости кисти;
  • самодельные кисти;
  • крупа, соль, мука;
  • клей карандаш, ПВА;
  • нитки;
  • ножницы;
  • пластилин;
  • белая бумага, белый картон, цветная бумага.

Список литературы для педагогов

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1, 2. - М.: Издательство Скрипторий, 2008 г.
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и родителей / А.В.Никитина. – Санкт – Петербург,  «Каро», 2016. – 96 с.
  3. Журнал «Весёлый художник» №1-38. - М.: ООО «ДжИФаббриЭдишинз», 2009-2010г.
  4. Интернет – источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Весёлые ниточки"

Особенностью программы  кружка " Весёлые ниточки"  (джутовая филигрань) в том, что она разработана для детей коррекционной школы, которые стремятся получить практические навыки и умнния в ра...

Рабочая программа" Весёлый фитбол".

Фитбол развивает координацию движений у малышей....

Образовательная программа «Весёлый художник»

Кружковая работа. Программа  образовательных услуг по обучению нетрадиционным техникам рисования «Весёлый художник» для детей дошкольного возраста (6-7 лет)...

Аннотация к рабочей программе "Юные художники"

Нетрадицинные техники рисование...

Аннотация к рабочей программе "Юные художники"

Нетрадиционные техники рисования...

Рабочая программа «Юный художник» для детей 2-3лет

   Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности(работа с разными художественными материалами, инструментами и новыми интересными техниками рисования) и на...

Рабочая программа "Маленькие художники"

Педагогическая программа «Маленькие художники» из части, формируемой участниками образовательных отношений, расширяющая содержание образовательной области «Художественно-эстетическое...