Рабочая программа «Весёлый художник»
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)
для детей 5-7 лет, нетрадиционная техника рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_veselyy_hudozhnik.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Весёлый художник»
/для детей 5-7 лет, нетрадиционная техника рисования/
Разработала воспитатель: Замотаева А.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Направленность адаптированной дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая, работа по улучшению навыков изобразительной деятельности, развитию мелкой моторики, творческого восприятия, глазомера, воспитанию эстетических качеств у детей с ОНР.
Программа «Весёлый художник» по формированию изобразительных навыков дошкольников через обучение игровыми средствами традиционных и нетрадиционных техник рисования учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
2.Новизнапрограммы.
Новизна программы по нетрадиционной технике рисования является в том, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природный и бросовый материал для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям с ОНР множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
3. Актуальность программы.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Идея использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.
4. Отличительные особенности программы в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у дошкольников развиваются творческие начала. В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОО с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программу:
-Принцип доступности (тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала).
-Принцип интеграции (в различные направления образовательной работы и виды деятельности детей).
- Принцип творчества (заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
- Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.).
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного).
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода).
- Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада, родителями).
6. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет с ОНР через нетрадиционные техники рисования.
7. Задачи программы.
5-6 лет
Обучающие задачи: создать условия для расширения представлений детей о нетрадиционных способах рисования; знакомить детей различными видами изобразительной деятельности; многообразием художественных материалов и приёмами работы сними.
Развивающие задачи: развивать художественный вкус, пространственное воображение; творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное; мышление и любознательность, желание экспериментировать.
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
6-7 лет
Обучающие задачи: продолжать учить использовать в рисовании разнообразные материалы и нетрадиционные техники, самостоятельно выбирать разные способы создания изображения; продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства, их особенностями.
Развивающие задачи: продолжать развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
Воспитательные задачи: продолжать воспитывать интерес к изобразительному искусству (нетрадиционному рисованию), эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка.
8. Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 5-7 лет.
- состав группы постоянный (мальчики и девочки);
- набор обучающихся свободный;
- базовые знания - возрастные.
9. Срок реализации программы.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на два года.
Она охватывает: старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятий: старшая группа – 25 минут; подготовительная к школе группа – 30 минут.
Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в год - 32,
- кол-во часов и занятий в неделю - 1,
- периодичность занятий – 1 раз в неделю.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
5-6 лет
Знать: технику и компоненты, используемые при рисовании нетрадиционной техникой; виды декоративно-прикладного творчества, названия технического материала; виды используемых красок, меры безопасности при работе с разным материалом.
Уметь: выполнять сложные приёмы самостоятельно, создавать эскизы работ самостоятельно, видеть и исправлять ошибки и недостатки при изготовлении работ, грамотно оформлять работы.
Владеть: техникой нетрадиционного рисования.
6-7 лет
Знать: о разнообразии техник нетрадиционного рисования; о свойствах и качествах различных материалов; о технике безопасности во время работы.
Уметь: планировать свою работу; анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей; создавать индивидуальные работы; аккуратно и экономно использовать материалы; самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их; самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования; выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Владеть: знаниями, умениями и навыками по нетрадиционной техники рисования.
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки детских работ, коллективные работы).
Контроль может проводиться в разных формах: творческие задания; диагностика личностного роста; участие в конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||||
всего | теория | практика | |||||
кол-во занятий | мин. | ||||||
1 год обучения (5-6 лет) | |||||||
1 | "Основной цветовой спектр. Цветомешалка" | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин | ||
2 | "Черно - белый спектр. Цветомешалка" | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин | ||
3-4 | "Осеннее дерево" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
5-6 | "Подсолнухи" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
7-8 | "Пушистый комочек" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
9-10 | "Кушать подано!" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
11-12 | "Новогодняя ёлочка" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
13 | "Морозные узоры на окнах" | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин | ||
14-15 | "Милая овечка" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
16-17 | "Зимний пейзаж" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
18-19 | "Коралловый риф" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
20-21 | "Открытка для мамы" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
22-23 | "Барханы" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
24-25 | "Планеты" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
26-27 | "Лунная магия" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
28-29 | "Платочек" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
30-31 | Итоговая коллективная работа "Цветочная поляна" | 2 | 50 мин | 10 мин | 50 мин | ||
Итого: | 31 | 775 мин | 155 мин | 620 мин | |||
2 год обучения (6-7 лет) | |||||||
1-2 | "Цветик - семицветик. Цветомешалка" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
3-4 | "Тропический пейзаж" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
5-6 | "Попугай" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
7-8 | "Олень в лучах заката" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
9-10 | "Дорога в даль" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
11-12 | "Новогодняя елочка" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
13 | "Сладкие мечты" | 1 | 30 мин | 5 мин | 25 мин | ||
14-15 | "Малиновка в снегопад" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
16-17 | "По курсу - инопланетяне!" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
18-19 | "Холодная картина" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
20-21 | "Букет тюльпанов" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
22-23 | "Попрыгунья лягушка" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
24-25 | "Горячая" гора" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
26-27 | "Роскошный павлин" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
28-29 | "Картина в точечку" | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
30-31 | Итоговая работа на свободную тему | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин | ||
Итого: | 31 | 930 мин | 155 мин | 775 мин | |||
Общий итог: | 62 | 1705 мин | 310 мин | 1395 мин |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
- Приемы и методы организации.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- пальчиковая живопись;
- монотипия;
- рисование свечой, восковыми мелками;
- рисование по мокрой бумаге;
- набрызг;
- оттиски штампов различных видов;
- точечный рисунок;
- батик;
- граттаж;
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- рисование жесткой кистью (тычок);
- пластилинография;
- аппликация;
- трафарет;
- рисование на полиэтиленовой пленке.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Эмоциональные методы:
− поощрение;
− порицание;
− учебно-познавательная игра;
− создание ярких наглядных образных представлений;
− создание ситуации успеха;
− свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
− опора на жизненный опыт;
− создание проблемной ситуации;
− выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
− создание ситуации взаимопомощи;
− поиск контактов и сотрудничества;
− заинтересованность в результатах;
− взаимопроверка.
- Дидактический материал.
Стенды:
Нетрадиционные техники рисования.
Рисунки детей для выставок.
Картотеки:
Пальчиковые игры для дошкольников на все возраста.
Дидактический материал:
Муляжи фруктов и овощей, цветов.
Картинки, образцы по темам.
Игрушки.
- Техническое оснащение занятий.
- просторное помещение для занятий;
- музыкальный центр.
Материалы для работы:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые мелки, свеча;
- ватные палочки;
- полиэтиленовая клеенка;
- поролоновые губка;
- коктейльные, бумажные трубочки;
- матерчатые салфетки, бумажные;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- разной жесткости кисти;
- самодельные кисти;
- крупа, соль, мука;
- клей карандаш, ПВА;
- нитки;
- ножницы;
- пластилин;
- белая бумага, белый картон, цветная бумага.
Список литературы для педагогов
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1, 2. - М.: Издательство Скрипторий, 2008 г.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и родителей / А.В.Никитина. – Санкт – Петербург, «Каро», 2016. – 96 с.
- Журнал «Весёлый художник» №1-38. - М.: ООО «ДжИФаббриЭдишинз», 2009-2010г.
- Интернет – источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Весёлые ниточки"
Особенностью программы кружка " Весёлые ниточки" (джутовая филигрань) в том, что она разработана для детей коррекционной школы, которые стремятся получить практические навыки и умнния в ра...
Рабочая программа" Весёлый фитбол".
Фитбол развивает координацию движений у малышей....
Образовательная программа «Весёлый художник»
Кружковая работа. Программа образовательных услуг по обучению нетрадиционным техникам рисования «Весёлый художник» для детей дошкольного возраста (6-7 лет)...
Аннотация к рабочей программе "Юные художники"
Нетрадицинные техники рисование...
Аннотация к рабочей программе "Юные художники"
Нетрадиционные техники рисования...
Рабочая программа «Юный художник» для детей 2-3лет
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности(работа с разными художественными материалами, инструментами и новыми интересными техниками рисования) и на...
Рабочая программа "Маленькие художники"
Педагогическая программа «Маленькие художники» из части, формируемой участниками образовательных отношений, расширяющая содержание образовательной области «Художественно-эстетическое...