Конспект основной-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Пасхальная писанка»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Конончук Ольга Владимировна

Цель:

Ознакомление детей с историей праздника Пасхи. Формирование интереса к народному творчеству посредством, рисования на объемной форме.

 

Программное содержание:

  • Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими   

писанками), дать представление о композиции и элементах декора.

  • Формировать умение рисовать на объемной форме (на яйце, из которого выдуто содержимое).
  • Воспитывать интерес к народному творчеству.
  • Развивать фантазию, наблюдательность, воображение.

 

Предварительная работа:

Рассказ педагога о великом празднике Пасха. Рассматривание высокохудожественных изображений писанок. Беседа о том, что в разных видах декоративно-прикладного искусства часто встречаются одинаковые элементы декора. Нанесение узоров на плоскостную форму яйца. Рассматривание высокохудожественных изображений писанок.

 

Оборудование:

Приятная фоновая музыка, фонограмма колокольного звона, презентация «История создания писанки» , орнаментальные схемы (сетки) и варианты композиций, краски гуашевые всех видов (на каждого), кисти, салфетки, баночки с водой, яйца куриные, загрунтованные заранее на держателях (трубочки для коктейля), карандаш.

 

Ход занятия:

Педагог читает стихотворение А.Плещеева «Христос Воскрес»:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес...

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идёт, полна чудес

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

 Ребята, на этой неделе мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха). На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Кто знает, что это за еда?  (Ответы детей)
Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца.

 

Святая Пасха. А какая же Пасха без колокольного звона? Это красота , которая не сравнима ни с чем. Считается что колокольный звон отпугивает все плохое.     

(Звучит аудиозапись колокольного звона).

А как вы отмечаете этот праздник, расскажите?

(ответы детей)

Этот праздник, прекрасный повод, провести время с семьей, навестить

родных, друзей. К празднику готовятся заранее: убирают жилища, готовят

традиционные блюда. Как вы думаете, какие?

(ответы детей)

Одно из  Самых занимательных занятий –красить яйца. Яйцо -символизирует возрождение, символ новой жизни. Принято дарить крашенное яйцо друг другу. А зачем это нужно делать?

(Ответы детей)

(Показ презентации)

Сначала яйца окрашивали только в красный цвет, позже стали использовать и другие цвета (такие  яйца  называли «крашенки»). На Руси еще расписывали яйца –их называли «писанками». Такими нарядными «писанками" встречали Весну, воспевали пробуждение природы. Искусство оформления яиц древнее. Давайте рассмотрим особенности декоративного  оформления яиц, и сами попробуем расписать их. 

«Писанки» –это роспись на поверхности яйца, настоящего, деревянного или металлического. Вот оно, такое хрупкое, маленькое и при этом объемное.

Ребята, писанки не рисовали, а писали на сыром курином яйце. Поэтому в

руках его нужно держать осторожно, поворачивая, чтобы видеть со всех

сторон узор во всей его красе.

Обратите внимание на узор, мы видим элементы, которые чаще всего

встречаются на писанках –солнечные знаки, растительные мотивы. По

орнаменту можно многое прочитать в изображении.

Нахождение элемента декора с орнаментальной схемы на писанках, изображенных на слайдах.

Посмотрите на писанки, найдите ветку сосны –символ здоровья, а вот

солнце с завитушками (рожками).

А что еще вы увидели в орнаменте?

(Ответы детей: цветы, веточки, бараньи рожки, снежинки ...)

Ребята, всякая линия на писанке –дуга. Дуги образуют круги, овалы, и,

перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля (орнаментальная сетка). 

Мы сегодня постараемся расписать яйца сетками. Каждую писанку

разделим на части условными линиями. Орнамент имеет такое строение, что

узор должен быть виден со всех сторон. Элементы разместим как внутри

участков, так и на пересечении линий.

(Дети рассматривают орнаментальные сетки и элементы композиций)

А сейчас пройдем на свои рабочие места. Но прежде чем приступить к работе, мы подготовим свои пальчики.

 

Стол пасхальный накрываем,

Веткой вербы украшаем.                                 (Показ ладошками)

Из печи несём куличики,

А от курочки – яички.

Дай нам, курочка, яичко простое,                   (Пальцами «пишут» по воздуху)

Мы его распишем – будет золотое.

Яйцо – символ жизни, любви и надежды!

Нарядим яйцо в пасхальные одежды.               (Руки на поясе, повороты туловища)

Своему дружку Егорке

Нарисую мотылька.                                            (Машут руками, как мотыльки)

Ну, а я подруге Оле

Разрисую всё фасолью.

Будет ей жених богатый,                                      (Показ бровей, веснушек).

Симпатичный, конопатый.

А соседским близнецам нарисуем солнце.

Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце!    ( Круговые движения руками).

 

По предложению педагога дети берут по одному яйцу с держателем (трубочкой для

коктейля), получают краски. Педагог предупреждает, что содержимое выдуто через

отверстия, и в одно из них вставлена трубочка чтобы удобнее было держать яйцо во

время работы. Дети приступают к работе под спокойную, приятную музыку, нанося

орнамент-сетку карандашом и на основе сетки создают свою композицию, работая

кистью и краской. Готовое изделие оставляют на трубочках до полного высыхания

краски.

 

Подведение итогов занятия:

Ребята, что вам понравилось  на занятии?

(Ответы детей)

Чему вы научились?

(Ответы детей)

Как называются ваши работы?

(Ответы детей)

Назовите самые распространенные узоры, орнаменты на писанках?

От ваших работ веет светом и теплом, их приятно подарить друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisanka.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опаснос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому творчеству(аппликации) в средней группе «Снеговики катаются на лыжах».

Цель:  продолжить работу, проделанную дома с родителями по пособию «Детский календарь» Задачи: - учить рассказывать о зиме и зимних забавах.- продолжать учить наклеивать готовые формы на лис...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»

Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские кольца»

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские кольца»Цель: закреплять з...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению с воспитанниками старшей группы "ВОЛШЕБНЫЕ СНЕЖИНКИ"

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ВСЕМ ПЕДАГО...