РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна
высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_odaryonnymi_detmi_tsvetnye_ladoshki.docx | 65.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №39 «Юбилейный»
Утверждена приказом по МБДОУ
«Детский сад 39«Юбилейный»
от 30.08.2022г. № 176
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Принята на заседании педагогического совета протокол № 1
от 30.08.2022г.
с одарёнными детьми имеющими
художественно-эстетические способности
«Цветные ладошки»
для старшего дошкольного возраста
срок реализации программы (1 год)
воспитатель: Жарикова Менченкова Ю.А
Смоленск 2022-2023гг.
В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить…
Шалва Амонашвили
Пояснительная записка
В условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в возрождении России, востребована как никогда прежде. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна
высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.
“Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер).
Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина.
Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации.
Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки
к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г, а так же основой программы является указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204. Нац. проект «Образования» в который входит Федеральный проект "Успех каждого ребенка".
В программе основным направлением является - развитие возможностей для развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности. Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.
Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.
- Воспитатель проводит самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
- Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
Концепция программы
Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Одаренный дошкольник в художественно - эстетическом творчестве – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в художественно-творческой деятельности.
Такие дети более настойчивы и усидчивы в рисовании. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных запасов представлений у рисующего одаренного ребенка. Они требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений в художественном творчестве. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 6-7 годам пытаются найти ответы самостоятельно: свои наблюдение в природе переносят на бумагу, экспериментируют с красками, карандашами и другими художественными материалами.
Содержание программы
Программа рассчитана на один год обучения (2021-2022гг.), содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Проводится одно занятие в неделю длительностью 30-40 минут (всего 36 занятий в течение учебного года).
Нормативно — методические документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством
РФ от 03.10.2002 г.;
-Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Устав ДОУ
- Локальные акты учреждения, регламентирующие воспитательно- образовательный процесс.
Отличительные особенности одаренных детей
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.
- Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам.
Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:
- родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
- родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
- подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
- система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
- детско-родительские проекты.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
- Выявление одарённых детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Цель программы: углубленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающими нормативы образовательной программы по художественно - эстетической деятельности.
Общие задачи:
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
- Создать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Обогатить предметно-развивающую среду с целью развития творческого потенциала.
- Формировать осознанный интерес к художественной культуре.
- Развивать творчество, образное мышление, художественные способности.
- Проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности.
Основные задачи:
Художественно-эстетические:
- Развивать художественное восприятие жизни;
- Уточнять представления об окружающем мире;
- Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительного материала.
Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
- Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Задачи на формирование технических навыков:
- упражнять кисти руки, закрепляя правильное положении при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
- обучать различным техникам рисования с разнообразными изобразительными материалами;
Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народного промысла;
- замечать прекрасное и отмечать уродливое в окружающем мире;
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- Научить различать жанры живописи
- Развивать художественно-эстетический вкус.
Воспитательные:
- Развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- Учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
- Радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
Планируемые результаты:
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в художественно-эстетическом направлении.
- Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству.
- Повышение художественно-эстетического вкуса.
- Оформление выставок детского творчества.
- Положительная динамика процента участников и призёров в творческих конкурсах.
Принципы построение программы:
- Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
- Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
- Предусматривать решение программных и образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и в самостоятельной деятельности детей;
- Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников в детском саду.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: образовательной, художественной, физической и др.
Дети охотно осваивают навыки учения под руководством взрослого и самостоятельно.
Воспитательная и образовательная работа должна организовываться воспитателем таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
Условия успешной работы с одаренными воспитанниками.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Воспитатель должен быть:
- увлечён своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно — воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными воспитанниками.
- творческие мастерские;
- групповые занятия ;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательские проекты
Направления работы с одарёнными детьми и их родителями
- Планирование и организация работы.
- Корректировка банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира
- Мониторинг состояния здоровья одаренных детей
- Оказание методической помощи родителям об организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей
- Подбор литературы по выбранным темам проектно- исследовательской деятельности воспитанникам
- Создание картотеки материалов периодической печати по научно- исследовательской деятельности.
Схема методики проведения занятий:
- Вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, приемов (нерадиционных), с которыми будут работать.
- Показ образца, сенсорное обследование.
- Показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов.
- Самостоятельная работа (составление композиции или образа).
- Анализ готовой продукции.
- Уборка рабочих мест.
Основыне этапы работы: 1 этап: «Создание интереса»
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных матриалов с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым преметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
этап: «Формирование практических навыков»
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
этап: «Собственное творчество»
Задача педагога создать условия для самостоятельной деятельности в творчестве, формировать умение самостяотельно придумывать и создавать композицию, эксперементировать с разными техниками и материалами.
Инструменты и материалы необходимые в работе:
Бумага для акварели А3 и А4, альбомные листы, гуашь, акварель, пастельные и масляные карандаши, кисти разных размеров, глина, пластилин, цветной картон, салфетки бумажные и тканевые, палитра, ватные палочки, стаканчики с водой и т.д.
Методика для выявления одарённых детей имеющих художественно-эститеческие способности художественно одаренных детей
Используется методика Лосева (для детей младшего возраста) и тест Е.Торранса (для детей от 5 лет).
Критерии оценки | Ф.И. детей | |||||
1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. | ||||||
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. | ||||||
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунках, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, |
рисунков, камней, марок, открыток, и т.д.). | ||||||
4. Всегда готов использовать какой-либо материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. | ||||||
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение (украшение для дома, одежды и т.д.). | ||||||
6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. | ||||||
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. | ||||||
8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно. | ||||||
Средний бал |
Если какая-то характеристика присуща ребенку:
в наивысшей степени – 5 баллов; выше средней — 4 балла; средней – 3 балла;
низкой – 2 балла.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов и полученное число запишите в бланк.
Краткий тест. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.
Фигурный тест Е. Торренса. Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Примечание: общая инструкция для детей может выглядеть так
«Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие и постарайтесь делать это так чтобы ваш рисунок был интересным, необычным,
особенным.» Объясняя как выполнять задания, нельзя приводить примеры возможных ответов, показывать рисунки выполненные кем-то другим. Перед выполнением каждого субтеста психологу или педагогу следует проговаривать содержание задания, уточнять что именно следует сделать.
На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Испытуемому предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет овала испытуемых выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность:
- б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
- б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
- б. - нос, остров.
- б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
- б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
- б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.
Название:
- - обычное название.
- - простое описание.
- - описательное название.
- - релевантное название.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а так же придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий — картинку не привожу, так как это нарисовать сможет каждый. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.
Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Перспективный план работы по художественному эстетическому развитию с одаренными детьми на 2021-2022 учебный год
МБДОУ «Детский сад №50 «Незабудка»
Тема | Задачи | |
Сентябрь | 1-3 неделя Диагностика творческих способностей. 4 неделя «Ёжик» (рисование мятой бумагой). | Выявить детей с предпосылками одаренности по художественно- эстетическому развитию (фигурный тест Е.Торренса; наблюдения в О.О.Д.). Закрепить с детьми технику рисования, используя смятую бумагу, учить правильно, передавать строение ёжика, пропорцию его частей. Дополнить рисунок сюжетом. |
Октябрь | 1 неделя: «Натюрморт – овощи» стр. 76 Леонова Н.Н. | Продолжать знакомить детей с натюрмортом как с жанром изобразительношо искусства; совершенствовать технику рисования с натуры. |
2 неделя: «Грибы» (монотопия) | Упражнять детей в рисовании, используя технику монотипия; учить правильно, передавать строение гриба, правильно подбирать тон красок. | |
3 неделя: «Куст» (выдувание). Фатеева стр.63 | Познакомить детей с техникой рисования – выдувание. Упражнять детей в правильном нанесении краски и дуть в правильном направлении дорисовывая изображение. Развивать творчество, фантазию. | |
4 неделя: «Красота и музыка» Леонова Н.Н. стр.91 | Учить детей чувствовать красоту музыкальных мелодий; совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой; стимулировать к импровизации с цветовым пятном. | |
Ноябрь | 1-2 неделя: «Осенний пейзаж» (рисование губкой) | Познакомить детей с техникой рисования – губка; учить детей правильно передавать построение пейзажа, строение деревьев, пропорцию их частей, используя схему построения пейзажа. Упражнять детей в рисовании ветки дуба с натуры; учить правильно, передавать строение плодов и листьев дуба; совершенствовать технику рисования с натуры. |
3-4 неделя: «Жёлуди» (гуашь) |
Декабрь | 1-2 неделя: «Ветка сосны в вазе» (акварель) 3-4 неделя: «Вечер» (раздельный мазок) | Продолжать работу над натюрмортом, учить детей рисовать композицию с натуры, смешивать краски, рисовать плавными движениями кисти контур вазы, отрывными движениями кисти – длинные иглы сосны; совершенствовать технику рисования с натуры. Продолжать учить детей работать в технике раздельного мазка. Передавать в рисунке вечернее время суток, используя глухие, тёмные тона; закрепить умение рисовать деревья и здания, соблюдая пропорциии. |
Январь | 2 неделя: «Мы во двор пошли гулять» (рисование по замыслу) Леонова Н.Н. стр. 114 3-4 неделя: «Зимний пейзаж» (гуашь) | Учить детей отображать в рисунках свои впечатления о зимних забавах; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие цвета. Закрепить умение детей строить сюжет в пейзаже, умение использовать правильное строение деревьев и их разновидность; умение подбирать цветовую гамму. |
Февраль |
«Художники- анималисты, России» (презентация).
животные» Леонова Н.н. стр.120 3-4 неделя: «Наскальные рисунки» (презентация). «Первобытный художник» Леонова Н.Н. стр. 125 | Формировать знание детей о художниках-анималистах. Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук; закрепить навыки работы с красками; воспитывать интерес к живой природе, любовь к животным. Познакомить детей с историей первобытных художников; формировать знание детей о наскальных рисунках. Познакомить детей с новым графическим материалом – углем; учить выполнять графический рисунок чедовека в движении. |
Март |
«Портретная живопись».
«Букет из сухих цветов» (гуашь) 4 неделя: «Жостовские цветы» Леонова Н.Н.стр.136 | Продолжать учить детей рисовать жанр живописи – портрет; закрепить правильное расположение частей лица и тела; умение правильно располагать портрет на листе. Продолжать учить детей рисовать натюрморт с натуры: правильно передавать строение предметов и их пропорции, учить смешивать цвета, получая новые оттенки. Учить детей различать оттенки настроения в живописи и использовать цвет как изобразительное средство; формировать чувство цвета при самостоятельном подборе краски для узора в соотвествтвии с фоном; совершенствовать навыки работы с кистью. |
Апрель | 1-2 неделя: «Архитектурный дизайн» (презентация) «Детский театр» Леонова Н.Н. стр.149 3-4 неделя: «Рисование по мотивам русских народных сказок» Леонова Н.Н. стр.150 | Познакомить детей с основными законами архитектуры. Закрепить знания детей об основных частях здания, их местонахождении, о различных вариантах их украшения; развивать творческую фантазию, художественный вкус. Просмотр презентации «Русские художники- иллюстраторы» (расширение и обогащений знаний детей); Учить детей рисовать по мотивам русских народных сказок; учить передовать содержание сказки с помощью разных изобразительных материалов. |
Май | 1-2 неделя «Тюльпаны» (ниткография) 3-4 неделя Диагностика | Учить детей рисовать, используя нити; передавать в своём рисунке строение тюльпанов, дорисовывать пятно от нитей до желаемого изображения; закрепить жанр живописи – натюрморт. Выявить знание и умения детей в овладении техническими навыками по изобразительной деятельности. |
Список литературы:
Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты.
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;
Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребенок»
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность детей в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".
В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией. Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6220032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению и развитию оригами детей старшего дошкольного возраста
Кружк по оригами «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию « Мастерская чудес» для детей старшего дошкольного возраста.
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - засте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности "Семицветик" для старшего дошкольного возраста
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких вида...
Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность Младший и старший дошкольный возраст (2-3 года,5-6 лет)
Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования образовательная область «художественно- эстетическое развитие», по направлению «музыкальная детальность&r...
Программа с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах де...