Рабочая программа дополнительного образования «Разноцветные лучики»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Цель программы: Развивать творчество, художественные способности путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник, формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дополнительного образования «Разноцветные лучики» | 43.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Ежовский детский сад «Солнышко»
Программа утверждена
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2022г.
Рабочая программа дополнительного образования
«Разноцветные лучики»
Возраст детей 3-4года (1 год обучения)
Разработчик программы:
воспитатель Соловьева И.А.
2022г
Пояснительная записка
Направленность программы: художественно-эстетическое.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном возрасте – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Особенностью работы воспитателя по развитию детского художественного творчества является целенаправленное руководство творческим развитием детей. Следует отметить, что никто, кроме ребенка не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют одного правильного ответа: ответов столько, сколько детей их выполняют. Роль педагога – понять и принять разнообразные решения. Работа в кружке «Разноцветные лучики» - прекрасное средство развития творчества, эстетического вкуса детей.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, дает возможность творческой самореализации личности. Углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов и техник. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Вид программы: авторская. Программа учит детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материала, использовать нетрадиционные способы изображения. Программа предлагает более широкий спектр задач и разнообразных приемов, направленных на решение данных задач.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ.
Цель программы: Развивать творчество, художественные способности путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник, формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи программы
Обучающие
- Обучение приемам работы с различными материалами;
- Изучение свойств различных материалов;
Развивающие
- Развитие у детей вкуса и творческого потенциала;
- Развитие воображения;
- Развитие эстетического восприятия мира;
Воспитательные:
- Воспитание аккуратности;
- Прививать любовь к природе;
- Формирование чувства коллективизма;
Режим занятий:
Программа дополнительного образования «Разноцветные лучики» рассчитана на детей 3-4 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю, в четверг, в 15.30., длительность 15 минут, всего 34 занятия за учебный год.
Количество детей: 10 человек.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дошкольники:
- научаться следовать словесной инструкции;
-контролировать порядок выполнения своей работы;
-будут развивать внимание, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Участие в выставках творческих работ, в конкурсах ДОУ.
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учетом состояния здоровья воспитанников. Программой предусмотрено выполнение практических работ. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарной и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам и оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа рассчитана на 1 год.
Перспективное тематическое планирование занятий
Тема | Задачи | Материал | ||
Сентябрь | ||||
Дождик, дождик кап-кап-кап…(рисование пальчиками) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | Бумага, гуашь голубого цвета. | ||
«Ягоды и яблоки на тарелочке» (оттиск печатками из яблок). | Познакомить с техникой печатания печаткой из яблок. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. | Бумага в виде круга, печатки из яблок, гуашь красного и зеленого цветов. | ||
«Вкусный компот» - (оттиск картофелем). | Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. | Вырезанные в виде банок заготовки из бумаги, печатки из картофеля, красная и желтая гуашь. | ||
«Осеннее дерево» (рисование ладошкой). /коллективное/ | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие, навыки коллективной деятельности. | Бумага формата А3, гуашь зеленого, желтого, красного цвета. | ||
Октябрь | ||||
«Солнышко » (рисование на манке). | Познакомить детей с новой техникой – рисование на манке. Совершенствовать мелкую моторику рук. | Одноразовые тарелочки, манка | ||
«Ветка рябины» (скатывание салфеток) | Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). | Бумага с нарисованной веткой рябины, нарезанные на маленькие квадраты салфетки красного цвета, клейстер, салфетки фланелевые. | ||
«Веселые кляксы» | Познакомить с новым способом изображения – кляксография, учить дорисовывать детали объектов. Развивать воображение, интерес, фантазию. | Лист А4, гуашь, набор фломастеров, кисть. Готовые работы (для показа образцов). | ||
«Украшение чайного сервиза» (оттиск печатками). | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги заготовки в форме чайника, чашек; печатки поролоновые, гуашь. | ||
Ноябрь | ||||
«Платье для куклы» (тычок жёсткой полусухой кистью). | Познакомить детей с новой техникой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Вырезанные из бумаги заготовки в виде платьев, кисти жесткие(щетина), гуашь. | ||
«Мои рукавички» (рисование свечой) | Познакомить детей с новой техникой рисования свечой по сухой бумаге. | Вырезанные из бумаги силуэты рукавичек, парафиновые свечи, гуашь, кисти. | ||
«Снежок выпал на лужок» (рисование пальчиками). | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Тонированные листы бумаги(синий, голубой), гуашь белая. | ||
« Звёздочки на небе» (рисование манкой). /коллективное/ | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист тонированной бумаги (черный), манка, клей. | ||
Декабрь | ||||
«Орешки для белочки» (аппликация техникой обрывания бумаги). | Познакомит детей с новой техникой; учить обрывать бумагу на маленькие кусочки; аккуратно пользоваться клеем. Развивать мелкую моторику рук. | Изображение белочки на листе, контуры орешков; цветная коричневая бумага, клей. | ||
«Маленькая елочка» (рисование ладошкой). | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. | Лист бумаги А3, гуашь зеленая. | ||
«Украсим елочку» (рисование пластилином). | Учить детей выполнять изображение с помощью пластилина :отламывать небольшой кусочек пластилина и размазывать его пальчиком. Воспитывать аккуратность. | Силуэты елочки на листе бумаги, пластилин, салфетки. | ||
«Веточка елочки» | Учить детей изображать веточку елки способом штриховки, воспитывать сосредоточенность. | Тонированная бумага (пол альбомного листа), цветные мелки (фломастеры) зеленого цвета. | ||
Январь | ||||
«Сказочная птичка» (рисование пальчиками). | Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность. | Вырезанные из бумаги силуэты птицы (павлин), набор гуаши, салфетки. | ||
Рыбки в аквариуме рисование ладошкой). /коллективное/ | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | Лист тонированной бумаги А3 (голубой), набор гуаши. | ||
«Плюшевый медвежонок» (печатание поролоном). | Познакомить детей с новым способом изображения – рисование поролоновой печаткой; передавать в рисунке знакомый образ игрушки. | Нарисованный контур мишки на листе, печатка с приклеенным поролоном, гуашь коричневого цвета. | ||
Февраль | ||||
«Снежный узор» (рисование солью) | Познакомить с новой техникой изображения(посыпание соли по мокрой краске). Побуждать к творческой активности. | Тонированная голубая бумага, белая гуашь, кисточка, стаканчик с водой, соль в солонке. | ||
«Снеговик» (скатывание салфеток). /коллективное/ | Продолжать знакомить техникой скатывания салфетки. Учить изображать снеговика. Закрепить знания и представления о цвете (белый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). | Альбомный лист тонированный голубым цветом с нарисованным контуром снеговика, нарезанные салфетки белого цвета, клей. | ||
«Елочки большие и маленькие» (рисование свечой). | Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой по сухой бумаге. Отображать в рисунке образ зимней природы. | Альбомный лист, парафиновая свеча, акварельная краска голубого цвета, широкая кисть, стаканчик с водой. | ||
«Яблоки на подносе» (скатывание салфеток). /коллективное/ | Упражнять в скатывании шариков из салфеток, продолжать развивать навыки коллективной деятельности. | Альбомный лист с изображением контура подноса и яблок, нарезанные салфетки розового цвета, клей. | ||
Март | ||||
«Корзина для тюльпанов» - скатывание салфеток. /коллективное/ | Упражнять в скатывании шариков из салфеток, развивать навыки коллективной деятельности. | Лист А3, нарисованный контур корзины, нарезанные квадраты из салфеток желтого цвета, клей. | ||
«Тюльпаны для мамы» (рисование ладошкой). /коллективное/ | Упражнять в технике печатания ладошкой, развивать навыки коллективной деятельности. | Лист А3 с нарисованным контуром корзины, набор гуаши. | ||
«Веточка мимозы» | Продолжать учить создавать изображение из шариков скатанных салфеток. | Пол альбомного листа с наброском веточки мимозы, нарезанные салфетки желтого цвета, гуашь зеленая, подставка для кисти, баночка с водой. | ||
«Колючий ежик» | Продолжать учить детей изображать рисунок способом штриховки, воспитывать сосредоточенность. | Пол альбомного листа с контуром туловища ежика, цветные мелки, пластилин черного цвета (для глаз и носика). | ||
Апрель | ||||
«Ночное небо» (граттаж) /коллективное/ | Познакомить детей с новым способом изображения – граттажем (процарапыванием острым предметом). Вызвать интерес к необычному способу рисования. | Плотный лист (картон), натертый свечой и тушью черного цвета, заостренные деревянные палочки. | ||
«Цветик- семицветик» (рисование пальчиками). | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. | Пол альбомного листа с контуром цветка с семью лепестками, набор гуаши. | ||
«Колокольчик» (рисование ладошкой). | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность. | Пол альбомного листа бледного цвета, гуашь зеленого и голубого цвета, кисть, подставка для кисти, баночка с водой. | ||
«Цветы вазе» (обрывание бумаги) /коллективное/ | Продолжать знакомить с изображением в технике обрыва бумаги; аккуратно пользоваться клеем. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. | Листа А3 с изображением контура вазы с цветами, набор цветной бумаги, клей. | ||
Май | ||||
«Салют» | Продолжать знакомить детей с техникой тычкования жесткой, полусухой кистью. Учить равномерно наносить тычки по всей поверхности листа. | Альбомный лист тонированной бумаги темного цвета, жесткая кисть (щетина), набор гуаши, баночка с водой, салфетка, подставка для кисти. | ||
«Божьи коровки» - рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. | Альбомный лист с нарисованными изображениями божьих коровок, гуашь черного цвета. | ||
«Одуванчик» (техника обрыва бумаги). | Создание выразительного образа луговых цветов в технике обрывной аппликации. | Тонированный альбомный лист светлого оттенка с контуром цветов одуванчика, цветная бумага желтого цвета, клей. | ||
Диагностика художественно-творческого развития детей. | Выявление уровня художественного развития детей на конец года. |
Методическое обеспечение Программы
Ведущая идея данной Программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания Программы учитывается темп развития социальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная работа, менее подготовленным предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить творить и создавать без боязни.
Формы и методы занятий:
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинирован6ные, практические.
А также различные методы:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Материально-техническая база МДОБУ Ежовский детский сад «Солнышко» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе организована мини -лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. Имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Создание условий для реализации Программы:
Психологические и социально-педагогические условия организации работы
- учитывать социальный опыт ребенка;
- учитывать его возможности, способности;
- строить педагогический процесс как диалоговый;
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Ребенок 4 лет в результате освоения данной Программы должен:
- знать и называть цвета и умеет правильно подбирать их;
- передавать различие предметов по величине;
- ритмично наносить штрихи, пятна;
- рисовать линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
- рисовать предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
- создавать изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
- знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
- украшать изделие, используя фломастеры, карандаши.
Формы отчетности
1. Выставки детских работ.
2. Участие в мероприятиях разного уровня.
3. Открытые занятия
Список используемой литературы
- Анистратова А.А. «Поделки из кусочков бумаги» М.: ООО «Издательство Оникс», 2011г.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.- 80с.
- Василькова Т.А. Авторская программа «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. ДВД диски. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 200991.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2010г.
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
- Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Швайко Г.С.«Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительно образования "Разноцветные ладошки"
Программа дополнительного образования (кружковая работа)...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
Программа дополнительного образования "Разноцветные капельки"
Программа дополнительного образования "Разноцветные капельки"...
Программа дополнительного образования «Разноцветные пальчики» (с использованием нетрадиционных техник рисования) для детей 2 - 4 лет
Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир"
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир" включает работу с использованием нетрадиционных техник изодеятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
В настоящее время специалисты в области раннего развития говорят о том, что развитие мыслительных и интеллектуальных процессов необходимо начинать с развития крупной и мелкой моторики рук. Это связано...
Образовательная программа дополнительного образования Мультстудия «Лучик»
Программа мультстудия «Лучик» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют сво...