Программа дополнительно образования "Разноцветные ладошки"
методическая разработка (младшая группа)
Программа дополнительного образования (кружковая работа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok-sensorika.docx | 74.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 31»
Утверждаю:
Зав. МБДОУ ЦРР – д/с №31
Колесникова Е.И.:________
Программа дополнительного образования
(Кружок по сенсорному развитию)
«Разноцветные ладошки»
Рекомендована для детей дошкольного возраста (3-4 лет)
Срок реализации: 1 год
Разработала: воспитатель
Железняк Юлия Александровна
г. Воронеж 2016 г.
СодержаниеПояснительная записка…………………………………………….…….........3
- Цели и задачи программы дополнительного образования……………5
- Организационно-методическая деятельность по реализации программы.......................................................................................................................7
- Календарно-тематическое планирование...………….........……….........9
Список использованной литературы……………....……………………......14
Приложения………………………………………………………………….15
Приложение 1. График работы кружка
Приложение 2.Список детей
Пояснительная записка
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.
Развитие сенсорики у детей является одним из главных аспектов их полноценного развития. Особенно важно уделять внимание сенсорике в раннем дошкольном возрасте. Именно поэтому большинство дидактических игр в данном направлении рассчитаны именно на детей в возрасте от 2 до 4 лет.
Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Иногда в большей, иногда в меньшей степени.
Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет направлены в первую очередь на развитие мелкой моторики рук. А также на развитие у ребенка чувства восприятия цвета и формы предметов, соотношения их величин.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
1. Цели и задачи программы дополнительного образования
Цель программы - формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств, а также развивать мелкую моторику рук.
Задачи программы:
Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи обучения:
Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Дать представления о чередовании предметов по форме.
Предполагаемый результат
Дети различают и называют цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
2. Организационно-методическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы:
Дети 3-4 лет.
Семьи детей, посещающих детский сад.
Педагогический персонал детского сада.
Методы и приемы:
Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!
Формы организации деятельности:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы:
Учет интересов и способностей детей.
Желание родителей.
Добровольное участие.
Учет психофизических особенностей детей.
Работа с родителями
В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями изготовить дидактические игры:
«Разноцветная коробочка»
«Украсим бабочек»
«Застегни пуговицы»
«Веселые карандаши»
Провести консультации с родителями на темы:
«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»;
«Я учусь действовать с предметами»;
«Массаж рук».
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 73 занятий по 15-20 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
3. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Сроки проведения | Тема | Задачи | Оборудование, материалы |
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя | 1. «В гостях у Осени» | Закрепить название овощей и фруктов, определить какого они цвета | Картинки - фрукты и овощи |
2. Д/И: «Корзинка» | Разложить фрукты и овощи в корзинки, соответствующего цвета | Шаблоны овощей и фруктов, корзинки | ||
2-я неделя | 1. «Радуга» | Закрепить основные цвета спектра - «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «голубой», «синий», «фиолетовый» | Полоски цветной бумаги. Картинка -«Радуга» | |
2. Д/и: «Подбери чашки к блюдцам» | Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи, развивать мелкую моторику рук, внимание | Шаблоны к игре | ||
3-я неделя | 1. «Назови геометрическую фигуру» | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры | Геометрические фигуры | |
2. Д/и: «Разложи фигуры по местам» | Развивать действия соотношения геометрических фигур с эталоном | Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник | ||
4-я неделя | 1.«Большой-маленький» | Познакомить детей с признаками: большой — маленький | Игрушки разного размера | |
2. Д/и: «В какую коробку?» | Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера | Коробки с игрушками | ||
НОЯБРЬ | 1-я неделя | 1. «Длинный-короткий» | Закреплять знания о величине предметов (длина) | Полоски бумаги разной длины, шнурки и пр. |
2. Д/и: «Самая длинная, самая короткая» | Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной. | Разноцветные ленты разной длины | ||
2-я неделя | 1. «Шире-уже»
| Познакомить детей с признаками: шире-уже | Полоски бумаги разной ширины | |
2. Д/и: «Сравни» | Закрепить знания о ширине предмета | Ленты разной ширины | ||
3-я неделя | 1. «Выше-ниже» | Познакомить детей с признаками: выше-ниже | Картинки тематики: «Выше-ниже» | |
2. Д/и: ««Волшебный лес» | Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше» | Деревья разные по-высоте, толщине | ||
4-я неделя | 1. «Тяжелее-легче» | Закрепить свойства предмета: тяжёлый-легкий | Камень-бумага, книга-тетрадь и пр. | |
2. «Прозрачность воды» (опыт) | Познакомить детей со свойствами воды | Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон, одноразовые стаканчики, ложка | ||
3. «Теплый – холодный» (опыт) | Закреплять знания детей о свойствах воды: теплая-холодная | Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики | ||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя | 1. «Разноцветная вода» (опыт) | Окрашивание воды с помощью гуаши. Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук | Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь |
2. «Шумящие коробочки» | Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов | Коробочки с мелкими деталями | ||
3. «Волшебные мешочки» | Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один» | Мешочек с разными предметами | ||
2-я неделя | 1. «Определи на ощупь» | Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки | Мешочек (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). | |
2. «Из чего сделано» | Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы | Мешочек с предметами из разного материала (стекло, железо, вата и пр.) | ||
3-я неделя | 1. «Веселые прищепки» | Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения | Разноцветные маленькие прищепки, полоски бумаги | |
2. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, еж) | Развивать мелкую моторику рук, фантазию, умение отвечать на вопросы воспитателя | Разноцветные бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка и др. | ||
4-я неделя | 1. «Узнай на вкус» | Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус | Яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь, огурец, лук и др. | |
2. «Кисло, сладко…» | Упражнять в развитии эталонов вкуса | Яблоко, лимон, виноград, банан и пр. | ||
ЯНВАРЬ | 2-я неделя | 1. «Вода раствори» (Опыт) | Исследовать растворимость продуктов в воде | Стаканы с водой, песок, соль, сахар, пластилин, ложка |
2. «Что как плавает» (Опыт) | Сравнивать камень с деревянной палочкой: что тонет в воде, а что плавает | Таз с водой, камни, деревянные палочки и др. | ||
3-я неделя | 1. Д/и: «Ткани» | Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей | Пары одинаковых на ощупь тканей | |
2. «Дальше-ближе» | Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше | Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше | ||
4-я неделя | 1. «Золушка» | Рассмотреть и изучить с детьми различные крупы. Учить детей сортировать предметы (крупы) по цвету, развивать мелкую моторику рук | Картинки и образцы круп | |
2.«Пересыпание ложкой» (Опыт) | Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность | Поднос, крупа, ложки (разные), стаканы | ||
3. «Сортировка» | Группировать предметы по цвету; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» | Предметы, различного размера, цвета, материала | ||
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя | 1. «Спрячь грибок за елкой» | Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету. | Дидактические картинки |
2-я неделя | 1. Д/и: «Полянка» | Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации. | Грибы, цветы, ягоды, картинка поляны. | |
2. «Угости зайцев морковкой». | Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. | Игрушечные зайцы и морковка разных размеров. | ||
3-я неделя | 1. «Счетные палочки» | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки | Счетные палочки | |
2. «Какие материалы пропускают воду» (Опыт) | Показать какие материалы пропускают воду | Вода, пипетка, поднос, лист бумаги, картон, ткань, салфетка | ||
4-я неделя | 1.«Из каких фигур состоит предмет?» | Узнать и назвать геометрические фигуры | Конструкция различных предметов, составленных из геометрических фигур | |
2. «Снеговик» | закрепить представления о величине и понятия «большой», «средний», «маленький», формировать целостное восприятие предмета. | Круги разного размера | ||
МАРТ | 1-я неделя | 1. «Бумага на прочность» (Опыт) | Научить делать кулек из бумаги | Лист тетради, крупа |
2.Д/и: «Коврик» | Учить составлять композицию из геометрических фигур по образцу | Коврик из геометрических фигур | ||
3. «Кукла из бумаги» (Опыт) | Исследовать прочность бумаги | Листы бумаги, шпагат | ||
2-я неделя | 1. «В гости к мишке» | Сопоставление формы предметов с эталоном формы. Закрепление выделения параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься | Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка. | |
2. «Найди пару» | Учить подбирать предметы разных пропорций по образцу, закреплять знания основных цветов спектра, развивать внимание, память. | Изображения шарфов и варежек, выполненные из картона разного цвета. | ||
3-я неделя | 1. «Накорми поросенка» | Учит развивать точность и мелкую моторику | Бутылка пластиковая в виде поросенка, фасоль | |
2. «Подбери серединку к цветку» | Закрепить знания размера, цвета; развитие моторики руки. | Горлышки с крышками от бутылок, цветы из бумаги | ||
4-я неделя | 1. «Бусы» | укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости | Заготовки бусинок из соленого теста, шнурки | |
2. «Заплети косичку» | развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе. | Ленточки, нитки | ||
АПРЕЛЬ | 1-я неделя | 1. «Найди окошко для фигурки» | Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия. | Коробка с отверстиями под геометрические фигуры |
2. «Гусеничка-крупеничка» | Развивать тактильные ощущения у детей | Мешочки с крупами | ||
2-я неделя | 1. «Колобок» | Учить детей лепить из пластилина шарики | Пластилин, картинка колобка | |
2. «Сухой бассейн» | Снятие эмоционального напряжения | Контейнер, мелкие шарики, крупа | ||
3-я неделя | 1. «Собери картинку» | закрепить умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из частей, развивать внимание. | Наборы кубиков с картинками и разрезные картинки | |
2. «Свойства бумаги» (Опыт) | Познакомить детей с основными свойствами бумаги | Газета, тетрадь, ткань, пакет, карандаш | ||
4-я неделя | 1. «Д/и: «Нарядим солнышка» | Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу | Солнышко, лучики, бантики разных цветов | |
2. Д/и: «Стиральная машинка» | Развивать цветовосприятие, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки ). | Стиральные машины из картона с прорезью, белье | ||
МАЙ | 1-я неделя | 1. «Что, каким бывает?» | Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус | кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д. |
2. Д/и: «Найди заплатку» | Учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме | Картинки с заплатками | ||
2-я неделя | 1. «А давай мы поиграем» | Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. | Салфетки универсальные, ножницы, карандаш, трафарет геометрических фигур | |
2. «Душистый мешочек» | Развивать обоняние у детей | Мешочки с разными пряностями | ||
3-я неделя | 1. Д/и: «Четвертый лишний» | Закреплять знание цветов, формы, признаков предметов | Коробка с разными материалами | |
2. Д/и: «Украсим салфеточку» | Закреплять умение детей составлять узор | Салфетка, заготовки украшений | ||
4-я неделя | 1. Игры - шнуровки | Развивать мелкую моторику рук | Д/и: «Шнуровки» | |
2. «Что лежит в мешочке» | Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | ||
3. Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
Список использованной литературы:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
- Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
- В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:
Приложения
Приложение 1
График работы кружка
День недели | Время |
Вторник | 16.35-16.55 |
Четверг | 16.25-16.45 |
Приложение 2
Список детей
1 | Алешников Денис |
2 | Аралкин Михаил |
3 | Бухонов Михаил |
4 | Денищенко Егор |
5 | Козлова Виктория |
6 | Кошкарева Милана |
7 | Кубинцева Валерия |
8 | Лукашов Егор |
9 | Морозова Ксения |
10 | Морозова Анна |
11 | Немцев Максим |
12 | Плахотный Александр |
13 | Прудченко София |
14 | Расулова Лейла |
15 | Ротова Дарина |
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
(консультация для родителей)
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.
Возраст трех лет - это период ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").
Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.
Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.
Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.
Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.
Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.
Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.
Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.
Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.
Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.
Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.
Например, трехлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.
Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".
Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.
Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.
Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.
Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.
Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.
Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).
Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.
Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.
Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.
Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.
Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.
Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.
Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.
Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.
Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.
Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
первой младшей группы «В»
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к родительскому собранию нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет, форма, величина.
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?__________________________________
_____________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки», для детей 5–6 лет
Пояснительная записка.Количество кружковых занятий в год: 28Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.Срок обучения: 1 год.Направленность: художественно-эстетическая....
Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".
Программа разработана на базе методического пособия Лыковой....
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Программа дополнительного образования "Ладошки на песке". Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №16 "Былина" Напылова С.Г. (г.Бор, Нижегородской обл.)
Я работаю учителем-логопедом детского сада компенсирующей направленности. Мои воспитанники - дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Статистика показывает...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...