Проект "Из прошлого в будущее"
проект по рисованию (подготовительная группа)
Проект "Из прошлого в будущее" направлен на развитие изобразительного творчества дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._tekst-arhitektura.docx | 948.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 498»
🖂 630126 г. Новосибирск, ул. Выборная 101/4 🕿 тел. и факс 269-20-05
Педагогический проект
Номинация: | Виды методической продукции Педагогический проект |
Авторы проекта: | Переманова Надежда Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории |
Меркулова Светлана Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории |
Новосибирск, 2022 г.
1. Краткая аннотация проекта
Название работы | «Из прошлого в будущее» |
Тип проекта | Педагогический |
Авторы | Переманова Надежда Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории; Меркулова Светлана Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории. |
Участники проекта | Педагоги, дети подготовительной группы комбинированной направленности для детей с речевыми нарушениями "Пчёлка", родители. |
Сроки реализации | Сентябрь 2020 – май 2021 гг. |
Цель | Развитие изобразительного и конструктивно-модельного творчества дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России. |
Задачи | Задачи для детей: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Задачи для родителей:
Задачи для педагогов:
|
Приоритетные образовательные области | Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие. |
Выход | Архитектурное видеопутешествие из прошлого в будущее "Юные зодчие" https://drive.google.com/file/d/1xwoLFP23oX5qfCi6RLVCkLB9U6Dr6WIV/view?usp=sharing |
2. Описание учреждения
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 498" введен в эксплуатацию 5 августа 1990 года. Проектная мощность дошкольного образовательного учреждения 17 групп. 20 марта 2012 года Министерство Образования, науки и инновационной политики Новосибирской области выдало МКДОУ д/с № 498 бессрочную лицензию на образовательную деятельность (серия А № 0002291, регистрационный номер 6984). Адрес официального сайта МКДОУ д/с № 498 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ds498nsk.edusite.ru
Адрес здания | Общая площадь | Площадь территории |
ул.Выборная, 101/4 | 2385 м2 | 11300 м2 |
Ул. Выборная, 20 | 717,5 м2 | 3776 м2 |
Всего в учреждении работает 17 групп. Из них 3 группы для детей в возрасте до 3-х лет, 9 групп общеобразовательной направленности от 3-х до 7-ми лет, 5 групп комбинированной направленности для детей с речевыми нарушениями.
В ДОУ реализуется "Общеобразовательная программа МКДОУ д/с № 498", разработанная с использованием общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Ве6раксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой Н.В.
3. Постановка проблемы
Говоря об основных глобальных задачах, стоящих сегодня перед Российским обществом, Президент РФ В.В.Путин отметил, что в число ключевых национальных целей и приоритетов, поставлен научно-технологический прорыв и одним из условий его осуществления является расширение свободы инициативы и творчества людей.
Эти слова подтверждают важность сформированного в условиях модернизации российского образования социального заказа на формирование творческой личности ребенка, способной к саморазвитию и самореализации, творческому преобразованию современных реалий социально-экономической жизни общества.
В связи с этим развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики, решению которой, в соответствии с ФГОС ДО, отвечает и образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», одной из задач которой является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка (ФГОС ДО, п. 1.6.4)
Согласно примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы осуществляется это в том числе и через приобщение дошкольников к искусству, одним из видов которого является архитектура, через развитие изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.
Исходя из проявленного в ходе посещения выставки детских поделок и моделей "Мой любимый детский сад", посвященной 30-летия нашего сада, активного интереса детей к архитектуре, ее прошлому, настоящему и будущему, желания узнать об этом побольше и сделать что-то своими руками, было решено начать реализацию архитектурного проекта "Из прошлого в будущее".
4. Цели и задачи проекта
Цель:
Развитие изобразительного и конструктивно-модельного творчества дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России.
Задачи для детей:
Образовательные:
- формировать представления об архитектуре как виде искусства;
- знакомить с архитектурными памятниками России, их авторами;
- формировать представления о различных типах архитектурных строений , о стилях архитектуры (деревянное, каменное зодчество, классицизм, готика, типовое строительство, архитектура будущего: хай - тек, био - тек), их особенностях, назначении;
- учить создавать архитектурные образы посредством художественного творчества.
Развивающие:
- развивать самостоятельность, инициативу, творческую, познавательную активность;
- развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на произведения архитектурного искусства;
- развивать художественно-эстетическое восприятие;
- совершенствовать умения в изобразительной, конструктивно - модельной деятельности;
- развивать художественно-творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к архитектуре как виду искусства;
- воспитывать желание принимать активное участие в созидательной деятельности;
- воспитывать патриотические чувства, чувство сопричастности к истории развития архитектуры в России, интерес к архитектурным памятникам;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Задачи для родителей:
- повысить компетентность родителей по данному вопросу;
- направить педагогический потенциал родителей на решение данной проблемы;
- развивать творческие возможности родителей, их инициативу;
- формировать партнерские отношения родителей с педагогами, семьями, воспитанниками в вопросах воспитания и образования детей.
Задачи для педагогов:
- поддерживать детскую инициативу, создать атмосферу ее принятия и поддержки;
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач в ходе организации учебно-воспитательного процесса;
- создать условия для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей;
- развивать конструктивные взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- повышать педагогическую компетентность;
- пополнять и обогащать РППС.
5. Обоснование актуальности и значимости проекта
По словам С.Ю. Бологова, кандидата педагогических наук, общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.
"Ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов", - утверждает Т.С. Комарова, способствует развитию детского изобразительного творчества.
Наряду с важностью приобщения ребёнка к ценностям мира архитектуры, анализ исследований в области дошкольной педагогики, а также частных методик изобразительной деятельности, по словам Платохиной Натальи Алексеевны, к.п.н., показал, что эта тема разработана недостаточно, в противоположность другим видам искусства.
Поэтому данный проект направлен на создание варианта практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитектурой как видом изобразительного искусства и историей ее развития в России , что отвечает образовательным потребностям педагогов.
Кроме того, в нем учтены запросы родителей, отраженные в результатах анкетирования (100% родителей считают важным знакомить ребенка с архитектурой), а также потребности и интересы детей.
Реализация данного педагогического проекта вносит вклад в решение государственных задач по модернизации, обновлению образования, позволяет в соответствии с ФГОС ДО удовлетворить такие требования стандарта, как
- учет образовательных потребностей всех участников образовательного процесса;
- развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания детьми произведений искусства, в развитии интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, в реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Деятельность в рамках проекта способствует реализации национального проекта "Образование" в области
- разработки и обновления методик с учетом образовательных потребностей детей , мотивирования, заинтересованности ребенка к процессу обучения и развития,
- в области повышения базового уровня в сфере культуры и искусства, увеличения предлагаемых методик, направленных на всестороннее развитие ребенка для быстрого освоения навыков и умений.
Реализация проекта отвечает основным направлениям "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", где отмечено, что одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является формирование у детей чувства причастности к историко-культурной общности российского народа.
Кроме того, деятельность в данном направлении способствует повышению образовательного уровня ДОО, как структурной единицы муниципальной системы образования, в частности
- по обогащению и обновлению содержания образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в части, формируемой участниками образовательных отношений в рамках проекта;
- по обогащению и обновлению РППС ДОУ;
- по повышению компетентности педагогов;
- по установлению связей с общественными организациями;
- по вовлеченности родителей в образовательный процесс.
6. Готовность к реализации проекта
Для реализации проекта
- подготовлено необходимое ресурсное обеспечение;
- РППС с перспективой периодического обновления;
- педагоги, участвующие в проекте повысили уровень компетентности в ходе ознакомления с методической литературой и прохождения специальных мероприятий:
Переманова Надежда Ивановна:
- прошла курсы повышения в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по программе "Изобразительная деятельность как средство реализации содержания образовательных областей";
- приняла участие в работе городского практического семинара по теме "Развитие эмоционального интеллекта детей средствами художественной деятельности";
- прошла обучение на форуме "Педагоги России" по теме "Творчество и мышление как основные компетенции поколения 2020".
Приняла участие в работе вебинаров:
- "Терапия Искусством. Практическое применение приемов арт-терапии в работе дошкольного учреждения";
- "В музей с дошкольником: как смотреть картины, чтобы не заскучать в музее? Как там, внутри картины?";
- "Проектная деятельность в современном детском саду". (Приложение 1).
7. Этапы реализации проекта
1 Этап. Подготовительный (сентябрь 2020г.)
- определение проблемы: тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей;
- постановка цели, формулировка задач для всех участников проекта;
- научно-методическая подготовка педагогов по теме проекта;
- анализ и подготовка материально-технической базы, РППС;
- составление плана проектной деятельности;
- обсуждение с родителями совместных действий по реализации проекта.
2 этап. Внедренческий ( октябрь-апрель)
- осуществление и накопление опыта проведения образовательной деятельности по знакомству детей с архитектурой в рамках интегрированного образовательного пространства, направленного на удовлетворение познавательного интереса дошкольников, формирование знаний и представлений по теме, на развитие детского изобразительного и конструктивного творчества.
3 этап. Заключительный ( май)
- выход проекта;
- анализ успешности выбранных методов работы для решения поставленных целей и задач, выявление проблем, разрешение путей их решения;
- анализ результатов диагностирование детей по результатам деятельности проекта;
- анализ удовлетворения интереса родителей;
- оформление материалов опыта;
- участие материалов проекта в конкурсах, трансляция педагогами накопленного опыта.
8. Схема взаимодействия участников проекта
9. Реализация образовательной деятельности
Используемые технологии:
1. Технология проектной деятельности; 2. Информационно - коммуникативные технология; 3. Технология предметно-развивающей среды; 4. Технология интегрированного обучения; 5. Личностно- ориентированные технология; 6. Игровая технология. |
Используемые формы и методы:
1. Словестные: обсуждение, планирование деятельности, моделирование проблемных ситуаций, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, викторины, пояснение и т.д.
2. Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций , выставочного, наглядного материала, презентаций, видеоматериалов и т.д.
3. Практические: поисковая деятельность, подбор материалов, организация различных видов деятельности, оформление выставок, продуктивная изобразительная деятельность с элементами нетрадиционных техник, конструктивно - модельная деятельность, игровая деятельность.
4. Метод полихудожественных проектов.
5. Экскурсии в "Музей сказок", Новосибирский государственный Художественный музей, Новосибирский музей деревянного зодчества под открытым небом, на тематические выставки в детском саду,
6. Посещение Новосибирского областного театра кукол.
7. Мастер-классы педагогов, родителей, детей.
Календарный план реализации образовательного проекта
Познавательное развитие. РППС
Октябрь (1-4 неделя), Ноябрь (1, 2 недели)
Русское деревянное зодчество "Сказка наяву"
РППС, созданная участниками проекта | Познавательное развитие | |
Мультфильмы, диафильмы, (с изображением архитектурных сооружений по теме ) | Образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов | |
1.Выставка в книжном уголке "Сказочные избушки" (чтение, рассматривание иллюстраций): "Сказка о рыбаке и рыбке", рис.И.Билибина; "Ладушки", "Заюшкина избушка", рис.В.Васнецова; "Маша и медведь", рис.Е Рачёва; Т.Коваль "Снег", рис.Т.Марфиной. 2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества: - рисунки "Изба - краса" по сказке В.Телешова "Крупкничка"(гуашь), "Деревенька моя" (гуашь, дудлинг); - "Мельница - умелица" (пластилинография); - "Хуторок" (конструирование из строительного материала); - продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников. 3. Выставка "Наша передвижка" (рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций ): - В.Васнецов "Сивка-бурка", "Царевна-лягушка"; - И.Левитан "Над вечным покоем"; - Б.Ольшанский "Алеша Попович и Елена краса", "Городская улица 17 века"; - В.Поленов "Старая мельница"; -Ю.Клевер "Пейзаж с избушкой"; - А.Максимов "В усадьбе князя". 4. Экспозиция детских мини-проектов: - Лиза Папилова "Русские Кижи"; - Саша Прусаченко "Шедевры Суздаля". 5. Дидактические игры : "Построй избушку"(палочки Кюизенера); "Дом и его части"; "Собери избушку"; "Архитектурный кроссворд" | - Просмотр мультфильмов: "Чудо - мельница", "Заюшкина избушка". | - Экскурсия на общесадовскую выставку "Мой любимый детский сад";"Осень", "Мельница"; - Чтение: О.Мыслин " Как построить дом"; - Чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций; - Чтение стихотворения Ю.Старостиной "Суздаль", В.Степанов "Золотое кольцо"; - рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка"; - Презентация "Архитектура"; - Беседа"Из истории архитектуры. Деревянные шедевры. Зодчие"; - Беседа "Изба-краса" с просмотром презентации; - презентации детских мини-проектов; - Виртуальная экскурсия "Музей дер.зодчества" (https://ok.ru/video/1137474081032); - Работа с материалами лэпбука "Сказка наяву". |
Ноябрь (3-4 неделя). Декабрь.
Каменное древнерусское зодчество "Каменных дел мастера"
РППС, созданная участниками проекта | Познавательное развитие | |
Мультфильмы, диафильмы, (с изображением архитектурных сооружений по теме ) | Образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов | |
1.Выставка в книжном уголке "Каменных дел мастера"(чтение, рассматривание иллюстраций): В.А. Жуковский "Спящая красавица", рис.Ю.Селиверстова; "Марья Маревна", рус.нар.сказка, рис.А.Плаксина; "Морозко", рус.нар.сказка,, рис.И.Рыбченко; Н.Телешов "Крупеничка", рис.С.Бордюг; А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане", рис. И.Билибина. 2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества: - рисунки "Хоромы Морозко" по сказке "Морозко"(гуашь); - Макет "Город-крепость"(мол.пакеты, гуашь, бумагопластика) ; - Модель "Белоснежный храм"(молочные пакеты, гуашь, бумагопластика ; - «Сторожевая башня», конструктор; - продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников. 3. Выставка "Наша передвижка": -А.Васнецов"Белокаменный кремль при Д.Донском»; - А.Васнецов"Кремль при И.Грозном»; - А.Васнецов «Кремль при И.Калите»; -А.Васнецов «Основание Москвы»; - В.Стожаров «Псков.Кремль.»; -А Вилков «Троице Сергиева Лавра» - С.Герасимов «Храм на Нерли». 4. Экспозиция детских мини-проектов: - Никита Шелегов "Сторожевая башня"; - "Золотое кольцо"(каменное зодчество), Полина Б. 5. Дидактические игры : -"Назови строение"; - Игровое упражнение "Дорисуй"; -"Построй терем, хоромы", палочки Кюизинера; - "Найди, что нужно архитектору". 6. Игры-ходилки: - «Помоги всаднику на белом коне проехать из одной крепости в другую»; 7. Игровое упражнение: «Помоги всаднику проехать через древний город». | Просмотр мультфильмов: -«Сказка и царе Салтане»; - «Крепость. Щитом и мечом». - видеопутешествие "Храм Покрова на Нерли" проhttp://www.youtube.com/watch?v=9cr1l7Qr_xg. | - Экскурсия в групповую картинную галерею «От дерева к камню» , рассматривание, любование репродукциями А.Васнецова по истории московского кремля; - Рассматривание "Портрета архитектора К.Бейне", П.Федотова. Совместный разговор по картине о профессии архитектора, рассматривание работ К.Бейне; - Рассматривание интерьера московского кремля на примере подбора художественных фотографий Р. Шраде, Н.Саноян; - Беседа «Хоромы, терема – стать Российская видна» об устроении архитектурных сооружений, элементах строительства; - Чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций; - презентации детских мини-проектов; - Строительство снежной крепости; - сюжетно-ролевая игра «Взятие снежной крепости». |
Январь
Готика "Загадки старого замка"
РППС, созданная участниками проекта | Познавательное развитие | |
Мультфильмы, диафильмы, (с изображением архитектурных сооружений по теме ) | Образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов | |
1.Выставка в книжном уголке "Загадки старого замка"(чтение, рассматривание иллюстраций): - Ш.Перро "Золушка", рис.Б.Васильева; - Ш.Перро "Спящая красавица", рис.Н.Гольц; - Ш.Перро "Кот в сапогах", рис.В.Конашевича; - Е.Гинзбург "Волшебный замок". 2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества: - рисунки "Замок снежной королевы"; - рисунки" Никольская башня"; - пластилинография "Готическая роза" (круглое окно в архитектуре готического стиля); - макет "Волшебный замок принцессы; - продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников. 3. Выставка "Наша передвижка": - Максимилиан Люс "Собор парижской богоматери"; - К.Шинкель "Готический собор у реки"; - К.Самойлов "Ласточкино гнездо"; - С. Миронова "У Снежной королевы"; - "Замок Нойшванштайн", художественное фото. 4. Экспозиция детских мини-проектов: - "Замок Спящей красавицы - Нойшванштайн ", Маша Т.; - "Ласточкино гнездо", Полина Б. 5. Дидактические игры : -"Выложи замок" (пазлы); - "Найди отличия" (готические замки и русское деревянное и каменное зодчество); - "Выбери элементы строений готики"; - "Выбери строения готического стиля". 6. Игровое упражнение "Дорисуй замок" | - "Розовый замок", - "Янтарный замок" http://ok.ru/video/1401205559749 | - Просмотр презентации "Готический архитектурный стиль", http://www.youtube.com/watch?v=riZhSr0iAUA; - Виртуальная экскурсия "Замок Нойшванштайн - сказочный замок Спящей красавицы" https://www.youtube.com/watch?v=GABIPzWLgBs; - Виртуальное путешествие "Сказочные замки ", http://www.youtube.com/watch?v=QXy6U-T0_HU; - рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка"; - чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций; - презентации детских мини-проектов. |
Февраль
Классицизм "Его величество Театр"
РППС, созданная участниками проекта | Познавательное развитие | |
Мультфильмы, диафильмы, (с изображением архитектурных сооружений по теме ) | Образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов | |
1.Выставка в книжном уголке "Его величество Театр"(чтение, рассматривание иллюстраций): - А.Толстой "Золотой ключик или приключения буратино", рис.Л.Владимирского; - А.П. Чехов "Каштанка", рис.Е.Комарова; - К.Паустовский "Растрепанный воробей", рис.Т. Ереминой; - А.Алексеева "Колокольчик", рис.А.Аземша; - В.Дуров "Мои звери", рис.В.Черноглазова. 2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества: - рисунки "Мы едем в театр"; - раскраски с дорисовкой "Как мы ходили в театр"; - пластилинография, конструктивно-модельная деятельность "Портик" (выступающая часть здания, крытая галерея); - макет "Колоннада"; - продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников. 3. Выставка "Наша передвижка": - М.Козаковцев "Вокзал Новосибирск - главный"; - О. Варламова "Новосибирский оперный театр"; - А.Васнецов "Ротонда"; - К.Прохоров "Артек. Беседка Покрышкина"; - М.Воробьев "Исаакиевский собор". 4. Экспозиция детских мини-проектов: - "Вокзал Новосибирск-главный", Никита Ш.; - "Новосибирский Дом актера", Настя П. 5. Дидактические игры : - Виртуальная игра"Угадай стили архитектуры"; - "Найди отличия" (готические замки и русское деревянное и каменное зодчество, классицизм); - "Выбери элементы строений классицизма"; - "Выбери строения стиля "Классицизм"( по репродукциям); - "Поле архитектурных чудес".
| "Домики. Большой театр" https://youtu.be/1h98NpC_qBI "Домики. Парфенон" Мультфильм "Беседка" | - "Уроки тетушки Совы. Храм Артемиды"; - Видеопутешествие в Санкт Петербург. "Классицизм вместе с Хрюшей", знакомство с творчеством Казакова и Баженова; https://youtu.be/ndpUq3AMG6U - просмотр презентации "Классицизм в архитектуре"; - Просмотр презентации "Классицизм Новосибирска. Театры"; - Викторина "Архитектура в загадках"; - рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка"; - чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций; - презентации детских мини-проектов. |
Март
Типовое строительство "Дом, в котором мы живем"
РППС, созданная участниками проекта | Познавательное развитие | |
Мультфильмы, видеоролики, | Образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов | |
1.Выставка в книжном уголке "Дом, в котором мы живем"(чтение, рассматривание иллюстраций): - А.Барто "Веревочка", рис. Т.Ереминой; - Н.Н.Носов "Незнайка в солнечном городе", рис.Г.Валька; - С.Михалков "Моя улица", рис. Н.Цейтлин; - Н.Закусина "Четыре времени счастья", рис.Л.Лазоревой; - В.Чаплина "Крылатый будильник", рис.Е.Кольцовой. 2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества: - рисунки "Город весной"; - рисования "Интерьер моей квартиры"; - макет "Наш микрорайон"; - продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников. 3. Выставка "Наша передвижка": - Н.Грицюк "Новосибирск"; - Н.Грицюк "Красный проспект"; - А.Манушин "Академгородок"; - Н.Фролков "Весна в городе"; - Ю.Пименов "Новая Москва". 4. Экспозиция детских мини-проектов: - "Архитектура улицы Выборной", Лера К.; - "Любимые места города. Типовая Архитектура", Лиза П. 5. Дидактические игры : - "Найди отличия" (с добавлением типового строительства ); - "Определи стиль строения на репродукции картины"; - "Поле архитектурных чудес". - "Придумай дом"; - "От самого до самого". | "Незнайка в солнечном городе" https://youtu.be/WD8i2tg2c9Y "Профессия архитектор" "Дом, в котором мы живем" "История архитектуры" | - Беседа-знакомство с новым стилем архитектуры "Типовое строительство"; - Просмотр презентации "Мой дом, моё жилище" - Викторина "Путешествие по нашей улице. Угадай место"; - Вечер загадок "Нарисуй отгадку"; - рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка"; - чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций; - презентации детских мини-проектов. |
Апрель
Архитектура будущего "Вперед, в будущее!"
РППС, созданная участниками проекта | Познавательное развитие | |
Мультфильмы, видеоролики, (с изображением архитектурных сооружений по теме ) | Образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов | |
1.Выставка в книжном уголке "Вперёд, в будущее!"(чтение, рассматривание иллюстраций): - Ю.Магалиф "Типтик", рис. Л.Лазаревой; - Н.Н.Носов "Незнайка на луне", рис.В.Челака; - М.Еленская "Архистория", рис.А.Дудек, М.Новак; - Мила Барди "Архитектура", рис. Э.Алтариба. 2. Выставка детского изобразительного, конструктивного творчества: - рисунки "Город будущего"; -макеты "Город , в котором мы будем жить" (макетирование из картона, из бумаги); - продукты самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников. 3. Выставка "Наша передвижка": - репродукции Роберт Маккола "Архитектура будущего"; - А.Шугуров "Полис"; - А.Шугуров "Город"; - Д.Доцу "Новый город"; - "Молодые архитекторы", автор неизвестен. 4. Экспозиция детских мини-проектов: - "Архитектура будущего", Макар Б.; - "Новосибирск - город будущего", Вова А. 5. Дидактические игры : - "Найди отличия" (с добавлением архитектуры будущего ); - "Строительная мозаика"; - "Поле архитектурных чудес". - "Придумай дом"; - "От самого до самого"; - "Да, нет". | "В гости к Робинсонам" Общежитие спасет аквачонка "Мой город будущего" "Сказочный город будущего" Дети создают архитектуру будущего | - Беседа- фантазия об архитектуре будущего; - Знакомство с архитектурными стилями "Хай-тек" и "Биотек" - Просмотр презентации "Современныя архитектура"; - Викторина "Архитектура и время" - Вечер загадок "Ну-ка, отгадай!"; - рассматривание, любование, обсуждение картин-репродукций с выставки "Наша передвижка"; - чтение произведений, выставленных в книжном уголке с рассматриванием иллюстраций; - презентации детских мини-проектов. |
Календарный план реализации образовательного проекта
Изобразительная деятельность. Музыкальное развитие
Октябрь (1-4 неделя), Ноябрь (1, 2 недели) Русское деревянное зодчество "Сказка наяву" | ||
Изобразительная, конструктивная деятельность | Музыкальное развитие, полихудожественные проекты | |
1. Рисование "Изба - краса" по сказке В.Телешова "Крупеничка"; 2. Рисование «Деревенька моя» с использованием техники "Дудлинг"; 3. Лепка (пластилинография) «Мельница - умелица». 4. Конструирование из бумажных трубочек «Русская деревня» (коллективное). 5. Аппликация «Чудо-окошко». 6. Рисование по русской народной сказке "Морозко". "Сказочные хоромы". | Полихудожественные проекты: 1.Н.Кудрин, музыка к песне "Деревенька моя"; 2. В.Гундарев "Деревенька моя"; 3. С.Герасимов "Улица в Козлове". Слушание: - С.Майкопар "Сказочка"; - рус.нар.песенка "Я на печке молотила"; - рус.нар.песенка "Как у наших у ворот"; - рус.нар."Комаринская". | |
Ноябрь (3, 4 неделя), Декабрь Каменное древнерусское зодчество "Каменных дел мастера" | ||
1. Рисование "Богатырь на страже города". 2.Рисование "Храм над рекой". 3. Макет "Город-крепость" . 4. Модель "Белоснежный храм". 5. Пластилинография "Украшаем царские палаты". | Полихудожественный проект: 1. Н.Римский-Корсаков "Море", увертюра к опере "Садко"; 2. А.Пушкин"... Город новый, златоглавый...", отрывок из "Сказки о царе Салтане; 3. Иллюстрация И.Билибина к произведению А.Пушкина "Сказка о царе Салтане". *** Полихудожественный проект: 1. Пахельбель "Звуки океана"; 2. С.Герасимов "Храм покрова на Нерли"; 3. М.Титаева " Как по речке Нерль". *** Полихудожественный проект: 1. М.Мусоргский "Рассвет на Москва реке" 2. Ф.Глинка "Город чудный, город древний...; 3. А.Васнецов "Московский кремль при Иване III". *** Слушание: 1. П.И.Чайковский "В церкви". | |
Январь Готика "Загадки старого замка" | ||
1. Рисование "Замок снежной королевы". 2. Рисование « Московский кремль. Никольская башня». 3. Пластилинография "Готическая роза" (круглое окно в архитектуре готического стиля). 4. Конструирование из коробок и подручных материалов "Волшебный замок". | Полихудожественный проект: 1. Бах - Токката и фуга ре-минор Орган; 2. Н .Переманова "Под небом серо-голубым..."; 3. К.Шинкель "Старинный замок". *** Полихудожественный проект: 1.В.Вагнер "Счастье"; 2. "На высокой скале..."; 3. Фото замка Нойшванштайн. *** Слушание: И.С.Бах: - "Бранденбургские концерты"; - "Шутка". М.Мусоргский: - "Старый замок". | |
Февраль Классицизм "Его величество Театр" | ||
1. Рисование "Мы едем в театр". 2. Конструктивно-модельная деятельность "Коллонада" (бумагопластика). 3. Конструктивно-модельная деятельность "Театральный портик" (работа с картоном, бумагопластика, пластилинография). | Полихудожественный проект: 1. А.Моцарт "Фантазия де минор"; 2. рис. Т.Ереминой "Большой театр"; 3. Н.И.Переманова "Тихо так в городе...(приложение 6). *** Слушание: -Й.Гайдн "Струнный квартет № 3" . | |
Март Типовое строительство "Дом, в котором мы живем" | ||
1. Рисование "Город весной". 2. Конструктивноо-модельная деятельность "Наш миккрорайон" (из коробок, аппликация). 3. Рисование "Интерьер моей квартиры". 4. Городская улица. Конструктор. | Полихудожественный проект: 1. В.Орлов "Большая Ордынка"; 2. М.Таривердиев "Утро"; 3. А.Барто "Весна, весна на улице". *** Слушание: - песня "Город 54", видеоролик - М.Малихин "Детский гимн Новосибирску", видеоролик https://youtu.be/5lwDYAgRCNU?t=7 - В.Ленский "Я люблю тебя, мой милый город". | |
Апрель Архитектура будущего "Вперёд, в будущее!" | ||
1. Рисование "Горрод будущего". 2. Учимся у природы. "Жилой комплекс Бионика"(Дом - ветка, дом - лепесток, дом - дерево). Бумагопластика. 3. Небоскрёб. Дом - фантазия из цилиндров. Работа с картоном и бумагой, аппликация. 4. Дом с космическими парковками. Работа с картоном, фольгой. 5. Дом на солнечных батареях. (Аппликация, работа с картоном, фольгой). | Полихудожественные проекты: 1. Р.Маккол "Полис будущего"; 2. Э.Артемьев, " "Океан", тема из фильма "Солярис; 3. Н.Переманова "Летим мы сквозь время, через года...". *** 1. А.Шугуров "Город"; 2. Я.Лусенс "Серебряная мечта"; 3. Н.Переманова "Будущий город". *** Слушание: - А.Рыбников "Этот большой мир", https://youtu.be/M25S1Vnvmys; - Ю.Энтин "Прекрасное далеко", https://youtu.be/ssdMXAsCwws ; - А. Рыбников "Голубая планета", |
Совместная деятельность педагогов и родителей
- анкетирование родителей (приложение 2);
- информирование родителей о ходе проекта;
- индивидуальные беседы о ходе проекта;
- консультирование по изготовлению исследовательских мини-проектов;
- организация и проведение мастер-классов педагогов "Старинный замок", "Городской дизайн", "Вечерний город";
- организация и проведение родительского мастер - класса "Домик. Оригами";
- организация экскурсии в "Музей сказок";
- организация экскурсии в Новосибирский государственный художественный музей;
- организация экскурсии в Новосибирский музей деревянного зодчества под открытым небом;
- организация посещения Новосибирского областного театра кукол;
- консультации для родителей:
"Архитектура. Стили архитектуры. Знакомимся сами и знакомим детей";
"Словарь архитектурных терминов";
"Классицизм для дошкольников";
"Знакомим дошкольников с архитектурой родного города";
"Архитектура Новосибирска";
"Экскурсия по улице Выборной";
"Делаем вместе";
Мастер - класс "Городской дизайн".
- изготовление дидактических игр;
- подготовка к мероприятиям.
Совместная деятельность детей и родителей
- подбор информации, материалов для создания РППС;
- изготовление исследовательских мини-проектов:
"Русские Кижи", "Шедевры Суздаля", "Сторожевая башня", "Золотое кольцо"(каменное зодчество),. "Замок Спящей красавицы - Нойшванштайн ", "Ласточкино гнездо", "Вокзал Новосибирск-главный", "Новосибирский Дом актера", "Архитектура улицы Выборной", "Любимые места города. Типовая Архитектура", "Архитектура будущего", "Новосибирск - город будущего";
- изготовление дидактических игр (приложение 5);
- создание совместных работ (поделок, рисунков);
- родительский мастер - класс для детей "Домик. Оригами";
- участие в групповом конкурсе детско - родительских работ "Наш лучший архитектурный проект";
- домашнее чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеороликов, фильмов по теме проекта;
- организация семейных прогулок по городу с привлечением детского внимания на архитектурные объекты;
- организация выходов в театры, кинотеатры и т.д. с обращением внимания на архитектуру зданий.
10. Прогнозируемые конечные результаты деятельности
Показатели развития участников проекта на этапе завершения проекта:
Дети:
- проявляют познавательный интерес к данной теме;
- проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность в познавательно - творческой деятельности;
- обладают представлениями об архитектуре, как виде искусства, о направлениях архитектуры ( деревянном, каменном зодчестве,), о стилях ("Классицизм", "Готика", "Типовое строительство", "Современный архитектурный стиль"), о истории ее развития в России;
- обладают представлениями об архитектурных памятниках России (Кижи, Собор Василия Блаженного, Ласточкино гнездо, Московский кремль, Никольская башня Московского кремля);
- проявляют чувство гордости за достижения страны в данной области, патриотические чувства;
- эмоционально открываются на произведения изобразительного, музыкального искусства, художественной литературы, где присутствует архитектурные образы;
- обладают более высоким уровнем эстетического восприятия;
- приобрели новые умениями в изобразительной, конструктивно - модельной деятельности, способны творчески подходить к созданию архитектурных образов в продуктивных видах деятельности;
- обладают более высоким творческим потенциалом;
- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
- обладают более высоким уровнем коммуникативных навыков.
Педагоги:
- имеют более высокий уровень компетентности в вопросах, связанных с архитектурой и истории ее развития в России;
- обогатили свой педагогический опыт, повысили уровень профессионального мастерства;
- проявляют рост творческой активности, инициативы в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса;
- обогатили РППС;
- готовы транслировать свой педагогический опыт на различных площадках, с помощью различных ресурсов, в сети интернет;
- обогащают систему форм взаимодействия с семьёй в вопросах воспитания патриотических чувств дошкольника в ходе знакомства с архитектурой.
Родители:
- осознают важность приобщения детей к искусству архитектуры, формирования у них познавательного интереса, повышения кругозора, развития творческих и конструктивных способностей;
- обладают более высоким уровнем знаний по вопросам архитектуры, а также обогащенным уровнем художественно-эстетического восприятия;
- способны транслировать и творчески передавать детям приобретенные знания;
- проявляют более высокую активность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
11. Результаты работы над проектом
Дети:
- усилился интерес к совместной деятельности;
- стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- стали активно анализировать, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- проявляют патриотические чувства;
- стали более любознательны, инициативны, стали проявлять организаторские способности;
- обладают более высоким уровнем знаний об архитектуре, ее стилях, истории развтия в России;
- обладают более высоким уровнем художественно-эстетического восприятия;
- обладают более высоким уровнем развития изобразительной, конструктивно-модельной деятельности и художественного творчества.
Данные результаты отражены в мониторинге (приложение 8);
- на основании материалов проекта приняли участие в творческих конкурсах:
группа "Пчёлка" - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов" в номинации "Декоративно - прикладное творчество" за работы: "Улочка старинная", "Готическая роза", "Старинный замок", "Театр");
группа "Пчёлка" - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Декоративно - прикладное творчество" за работу: "Дом будущего");
группа "Пчёлка" - II место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Декоративно - прикладное творчество" за работу: "Царские палаты");
Максим Иванов - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Рисунок" за работу: "Деревенька моя";
Папилова Лиза - II место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов", в номинации "Рисунок" за работу: "Старая мельница";
Бовбель Полина - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов", в номинации "Рисунок" за работу "Хоромы Морозко");
Кох Валерия - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Рисунок" за работу: "Дом Крупенички");
Савченко Даша - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Рассударики" в номинации "Рисунок" за работу: "Всегда на страже");
Савченко Даша - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов" в номинации "Рисунок" за работу: "Замок Снежной королевы");
Кох Лера - Лауреат I степени (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов" в номинации "Рисунок" за работу: "Я иду в театр");
Довгаль Артём - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов" в номинации "Рисунок" за работу: "Город будущего");
(приложение 4).
- стали победителями в групповом творческом конкурсе детско-родительских работ "Наш лучший архитектурный проект":
Турков Артём - 1 место за работу "Военная база";
Лиза Папилова - 2 место за работу "Домик в деревне";
Журба Матвей - 3 место за работы "Дом на дереве";
Маколкина Лиза - 3 место за работу "Мой дом".
Педагоги:
- повысилась творческая, педагогическая активность и инициативность педагогов в ходе организации взаимодействия с детьми и родителями;
- повысилась профессиональная компетентность педагогов;
- произошло обогащение РППС:
создана подборка дидактических игр (приложение 5);
созданы подборки репродукций картин художников "Русское деревянное зодчество (Каменное зодчество, Готика, Классицизм, Типовое строительство, Архитектура будущего) в живописи";
подборки художественной литературы ;
подборки загадок (приложение 7);
- создан вариант практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитектурой как видом изобразительного искусства и историей ее развития в России.
На основе материалов проекта
- воспитатель изобразительной деятельности Переманова Н.И. награждена на основании материалов проекта дипломом I степени Всероссийского центра гражданских и молодёжных инициатив "Идея" за победу в ХII Всероссийском конкурсе лэпбуков "От идеи до воплощения" в номинации "Авторский лэпбук" за работу "Сказка наяву. Деревянное зодчество России";
- в качестве распространения педагогического опыта результаты проекта были представлены на педагогическом совете ДОУ и рекомендованы для использования;
- в качестве распространения педагогического опыта мастер - класс Перемановой Н.И."Старинный замок" был опубликован в Образовательной социальной сети nsportal.ru (приложение 9);
- в качестве распространения педагогического опыта консультация для родителей Меркуловой С.В. "Архитектура Новосибирска" была опубликована в Образовательной социальной сети nsportal.ru (приложение 9);
- в качестве распространения педагогического опыта лэпбук Перемановой Н.И. "Сказка наяву. Деревянное зодчество России" был опубликован на сайте Центра гражданских и молодёжных инициатив "Идея" (приложение 9);
- удовлетворенность педагогов, по результатам анкетирования, в ходе работы над проектом увеличилась на 40% и достигла 100%.
Родители:
- повысили свою педагогическую компетентность в вопросах знаний об архитектуре и о способах и приемах ознакомления с нею детей;
- повысили свой культурно-исторический, художественно-эстетический уровень по вопросам истории архитектуры;
- стали активными, инициативными участниками воспитательно-образовательного процесса;
- повысилась мотивация родителей к совместной познавательной, творческой, исследовательской деятельности;
- удовлетворенность родителей, по результатам анкетирования, в ходе работы над проектом увеличилась на 57 % и достигла 93%.
12. Практическая значимость результатов
1. В ходе реализации проекта обогащена РППС, создан банк методических, дидактических, психолого-педагогических, диагностических материалов по данной теме, создан вариант практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитектурой как видом изобразительного искусства и историей ее развития в России. Данные материалы широко используется для обогащения и совершенствования воспитательно - образовательного процесса в ДОУ;
2. Педагогический опыт, приобретенный в рамках работы проекта
по отдельным аспектам темы, транслируемый на различных площадках и с помощью разнообразных ресурсов может быть использован педагогами других образовательных учреждений;
3. Проект может быть реализован в других образовательных учреждениях.
Вывод:
Считаем, что погружение в мир архитектуры, творчества, поиска и взаимодействия в ходе реализации проекта, позволило детям, педагогам и родителям испытать чувство удовлетворения от участия в общем деле и личной востребованности.
Прикасаясь к истории архитектуры в России, реально становясь настоящими зодчими, создавая неповторимые художественные образы, находя свои оригинальные конструктивные решения, ребята смогли на себе ощутить и прочувствовать радость созидания и желание создавать еще больше креативного, необычного и полезного, что, несомненно, внесло свою лепту в формирование инициативной и творческой личности каждого ребенка, востребованной сегодня, в эпоху научно-технологического прорыва, как никогда.
13. Перечень источников
Нормативно-правое обеспечение:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. - ООН 1990 г;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013грегистрационный № 30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- Устав МКДОУ д/с № 498.
Методическое обеспечение проекта:
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.;
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2015.;
- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
- Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с архитектурой.-М. 2005
https://edushk.ru/cultura/3869/index.html:
- С.Ю.Бологова "Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой";
- Н.С.Бузакова "К проблеме разработки содержания знаний об архитектуре, способствующих воспитанию художественного вкуса у дошкольников";
- Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина "Красота. Радость.Творчество";
- Н.С.Платохина "Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу";
- О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным окружением», подготовительная группа. – М. Мозаика Синтез, 2016.;
- Иванова, Е.Н. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания [текст] / М.: Наука 2001
- Игнатович, С. Знакомим детей с искусством зодчества// Дошкольное воспитание. 2006.-№2.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова "Патриотическое воспитание детей 4-6 лет" - М.:Творческий центр Сфера, 2007.;
- Н.А.Курочкина "Знакомим детей с живописью. Сказочно-былинный жанр" - Санкт-Петербург: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.;
- Е.Забродина "Построено на века. История России в архитектурных памятниках" - Издательство МАНН, ИВАНОВ, И ФЕРБЕР, 2018.;
- Е.П.Маркова, К.А.Самолдина "Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников".- Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мое прошлое, настоящее, будущее
Занятие направлено на формирование представлений о ходе времени (прошлое, настоящее и будущее) и на расширение представления ребенка об изменении человека в течение жизни....
Социально значимый проект по формированию уважительного отношения к старости "Без прошлого нет будущего"
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО Уйдя на пенсию, пожилым не хватает внимания и любви и, в то же время, им самим часто некому дарить свое тепло, заботу, любовь. А в этом остро нуждаются...
Без прошлого нет будущего!
Без прошлого нет будущего Россия – огромная страна. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, надо принять духовную жизнь народа, ее историю и культуру. ...
Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."
Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....
презентация "Из прошлого в будущее - До чего дошел прогресс"
Презентация с картнками , что было в прошлом, а что в настоящем времени....
Консультация для родителей: "Без прошлого нет будущего"
Консультация для родителей...
Конспект занятия «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».
Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие.Цель: Обобщить и сис...