Кружок «Волшебная кисточка»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Программа
проведения занятий по развитию
художественных способностей у детей 4 – 5 лет
«Волшебная кисточка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo.docx | 53.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ДС №37
«Дружная семейка»г.Нижневартовска
___________________ И.В.Щербинина
Приказ от___________ № _________
Программа
проведения занятий по развитию
художественных способностей у детей 4 – 5 лет
«Волшебная кисточка»
на 2022 – 2023 уч.год
- Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 4 |
3.1 | Цели и задачи программы | 5 |
3.2 | Планируемые результаты | 5 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 6 |
4 | Содержание программы «Цветные ладошки» | 6 |
5 | Организационно – педагогические условия | 7 |
5.1 | Учебный план | 8-11 |
5.2 | Расписание занятий | 12 |
5.3 | Календарный учебный график | 12 |
5.4 | Программно – методическое обеспечение | 14 |
5.5 | Материально – техническое обеспечение | 14 |
6 | Мониторинг | 16 |
7 | Список литературы | 18 |
- Паспорт программы
Наименование программы | Программа проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 4 – 5 лет «Волшебная кисточка» |
Основания для разработки Программы |
|
Составитель Программы | Касумова Надежда Анатольевна |
Цель Программы | Развитие у детей творческих способностей |
Задачи Программы |
|
- Пояснительная записка
Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской.
Рисование является важным средством познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе развития художественных способностей у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный материал. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, является важной стороной, с помощью которой ребенок познает мир. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, развивается мелкая моторика.
Для детей в среднем возрасте (4 - 5 лет) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..
Актуальность: В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
3.1 Цели и задачи
Цель программы: развитие у детей творческих способностей.
Задачи:
- Формирование у детей знаний о прекрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
- Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
- Развивать самостоятельность, активность, творчество.
- Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям об окружающем мире. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
- Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.
- Планируемые результаты:
В ходе реализации программы ребенок научится:
- знать правила безопасности труда;
- ориентироваться на листе бумаги;
- самостоятельно подбирать цвет, тон;
- складывать и вырезать изделия из бумаги;
- составлять свои варианты композиции;
- использовать в практической работе навыки, проявлять самостоятельность.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях.
3.3 Объём образовательной нагрузки
Сроки реализации рабочей программы – 1 год.
Программа рассчитана на 63 академических часа из расчета 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 27 человек. Возраст детей 4 – 5 лет.
Формы организации деятельности детей на занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, игра-путешествие.
- Содержание программы
Содержание учебной рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в художественно-эстетической деятельности.
Программа составлена с учетом межпредметных связей:
- познавательное развитие - закрепляются навыки счета, знания геометрических форм, размеров, пространственных и временных отношений, сенсорных эталонов; формируются экологические представления, отношения, поведение.
- физическое развитие - развивается мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на развитие речевых зон коры головного мозга, формирование речи в целом;
- речевое развитие: обогащается словарный запас детей, развивается связная, диалогическая, доказательная речь;
- художественно-эстетическое развитие: развиваются творчески способности детей, умение работать с разнообразным материалом, в разных техниках, цветовосприятие, эстетический вкус
Программа состоит из следующих разделов:
- Содержание
- Паспорт программы.
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Учебный план.
- Мониторинг
- Список литературы.
- Организационно – педагогические условия
5.1 Учебный план
№ | Направления работы | Месяц | Количество занятий |
Объемная аппликация из салфеток. 1. Аппликация «Яблоко». - познакомить детей с техникой создания объемного изображения используя салфетки. | Октябрь | 2 | |
2.Рисование зубной щеткой. - учить рисовать зубной щеткой зверей, деревья, траву. - продолжать учить детей правильно держать кисть. | 2 | ||
3.Аппликация «Птица из сухих листьев». - научить детей делать аппликацию из сухих листьев. - развивать моторику мелких мышц рук, глазомер; умение наклеивать мелкие детали на основу. | 2 | ||
4.Пластилин «Грибы». - развивать мелкую моторику, подбирать цветовую гамму, умение размазывать пластилин по контуру. | 2 | ||
- развивать познавательный интерес. - способствовать проявлению индивидуальности и фантазии. | Ноябрь | 8 | |
- учить детей правильно нанести краску на ладонь, оставлять аккуратно отпечаток на листе. | Декабрь | 2 | |
2.Рисование техникой «граттаж». - познакомить с понятием «граттаж», материалами и технологией выполнения работы. - обогащать экологические знания детей о природном явлении – северное сияние. | 2 | ||
3.Рисование в технике «фотокопия». - познакомить с алгоритмом, материалами и техническими приёмами выполнения работы в нетрадиционной технике – фотокопия. | 2 | ||
4.Аппликация «Рыба морей и океанов». - учить создавать выразительный и интересный сюжет в одной из техник (пластилинография, витраж). | 2 | ||
1. Рисование «Симметричные отражения». - ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений | . Январь | 2 | |
- развивать умение складывать лист бумаги, превращая его в игрушку(солнце, кошка). | 2 | ||
3. Аппликация «Душистый снег». - учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. | 3 | ||
- стимулировать интерес к экспериментированию в работе: выполнение работы в нескольких техниках (пластилинография с аппликацией из яичной скорлупы, бумагопластика). | Февраль | 2 | |
- познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. (раскатывается, мнётся, отрывается). - показать приём изготовления изделия из теста. | 4 | ||
3.Рисование в технике «витраж». -познакомить с новой техникой – витраж, её возможностями, материалами, технологией выполнения работы. | 2 | ||
1. Аппликация «Первые цветы». -обучить основным техническим приёмам работы в технике «бумагопластика». -уточнить знания детей о празднике 8 Марта, весенних первоцветах. -формировать желание делать подарки своими руками для мам, бабушек. | Март | 2 | |
2.Рисование тычком - учить рисовать методом тычка зверей. - продолжать учить детей правильно держать кисть. | 2 | ||
3. Рисование в технике печатанья. - познакомить с техникой печатанья трафаретами (вилка, трафареты и т.д..) - учить наносить быстро краску и делать отпечатки , развивать цветовосприятие. | 2 | ||
- учить работать с пластилином скатывая его в палочки и маленькие горошинки. | 2 | ||
- учить наклеивать в техники торцевания венок из цветов. | Апрель | 2 | |
- учить в складывании бумаги по показу педагога, по схемам. | 2 | ||
- развивать научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу. - развивать моторику мелких мышц рук, глазомер; умение наклеивать мелкие детали на основу. | 4 | ||
1.Аппликация из ниток. - учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи | Май | 2 | |
2. Аппликация из цветных кругов -закреплять умение красиво размещать изображения на листе. | 2 | ||
3. Кляксография. - ознакомить с техникой «кляксография», её возможностями, материалами. - познакомить с цветовым кругом. - освоить приёмы работы с цветом (подготовка, смешивание красок, способы нанесения | 2 | ||
4. Рисование по замыслу - создать на основе имеющихся умений и навыков сюжетную композицию на свободную тему. | 2 | ||
63 часа |
- Расписание занятий
№ | Наименование услуг | Форма занятия | Количество детей | День недели | Время проведения | Исполнитель |
1. | Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей | групповая | 27 | вторник четверг | 15.30 – 16.00 | Воспитатель высшей квалификационной категории |
5.3 Календарный учебный график
№ | Тема | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
1. | Рисования техникой граттаж | 2 | |||||||
2. | Пластинография | 2 | 2 | ||||||
3. | Рисование в технике фотокопия | 2 | |||||||
4. | Рисование тычком | 2 | |||||||
5. | Аппликация из салфеток | 2 | |||||||
6. | Рисование зубной щеткой | 2 | |||||||
7. | Рисования + Аппликация | ||||||||
8. | Аппликация | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | |||
9. | Тестопластика | 4 | |||||||
10. | Рисование ладошками | 2 | |||||||
11. | Рисование в технике витраж | 2 | |||||||
12. | Рисование в симметрии. | 2 | |||||||
13. | Папье- маше | 8 | |||||||
14. | Оригами | 2 | |||||||
15. | Выдувание трубочками | 2 | |||||||
16. | Оригами | ||||||||
17. | Рисование в технике печатанья | 2 | |||||||
18. | Объёмная аппликация | 2 | 2 | ||||||
19. | Рисование по замыслу | 2 | |||||||
20. | Торцевание | 2 | |||||||
21. | Квилинг | 4 | |||||||
22. | Аппликация из ниток | 2 | |||||||
Итого занятий | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 8 | 8 | |
32 недели |
5.4 Программно-методическое обеспечение
Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана |
Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей | Программа проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 4-5 лет «Волшебная кисточка» | Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т.С.Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной. |
5.5 Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в группе, расположенной в МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
2. Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны,
- трафареты.
3. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры,
- картон,
-ватман, альбомы,
-клей;
- пластилин,
- стеки,
- простые и цветные карандаши,
- фломастеры,
- восковые мелки,
- гуашь,
- акварель,
- кисти трех размеров,
- тычки разных размеров,
- пробки,
- трубочки для коктейля.
- зубная щетка
6. Мониторинг
Способы определения результативности программы дополнительного образования:
Оценка умений проводится через контрольное посещения занятий по развитию художественных способностей, в ходе которого выявляется уровень освоения курса детьми данного возраста.
Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май)
Инструментарий для проведения контрольных занятий по развитию художественных способностей
№ | Ф.И. ребенка | Изображает предметы, создает отчетливые формы, подбирает цвета, аккуратно закрашивает, использует различные материалы. | Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. | Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в композицию. Использует разные приемы лепки. | Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой и диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. | Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей | Итог | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г. | К.г | ||
1. |
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты (низкий уровень)
2 балла – отдельные компоненты не развиты (средний уровень)
3 балла – соответствует возрасту (высокий)
Результаты обследования:
Начало учебного года | Конец учебного года | |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
7. Список литературы
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий», М.:ТЦ Сфера , 2006г.
- Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Сфера М.2009.
- Е.Д. Закржевская, С.В. Марсаль «Веселое путешествие в страну мозайки. Феникс 2005
- Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи». М. 2008.
- И.Е. Аллаярова «Симфония красок». М. 2007.
- К.К.Утрубина, Г.Ф Утрубин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». М. 2007.
- Г.П. Есафьева «Учимся рисовать». Академия развития 2005.
- А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Академия развития 2005.
- Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги,- Москва, Скрипторий 2003, 2008.
- . Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа объединения кружок «Волшебная кисточка»
В предлагаемой системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года. Занятия по рисо...
«Наши занятия в ИЗО - студии" (Кружок «Волшебная кисточка
Представляю вашему вниманию творческие работы в разной нетрадиционной технике. Ведь все дети любят творить. Ребенок самостоятельно создает работу и осваивает ее, он быстро и успешно овл...
Кружок волшебная кисточка
quot;Волшебная кисточка"...
Осенние фантазии» Тематическая выставка детских работ (фотоотчет) Кружок «Волшебная кисточка»
В нашем детском саду прошла выставка творческих работ воспитанников « Осенние фантазии», которые они выполнили совместно с педагогом.Красоту осенней природы и родных мест запеч...
Презентация "Нетрадиционная техника рисования с детьми 4-5 лет" Кружок "Волшебная кисточка"
данная презентация знакомит детей с многообразием нетрадиционных техник рисования....
«Зимняя сказка» Тематическая выставка детских работ (фотоотчет) Кружок «Волшебная кисточка»
Мы с ребятами из кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка, решили изобразить зимнюю природу в разных состояниях и разными изобразительными и выразительными средствами. Но особе...
Дополнительное образование КРУЖОК "Волшебная кисточка"
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – тво...