Кружок «Волшебная кисточка»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Касумова Надежда Анатольевна

Программа

проведения занятий по развитию

художественных способностей у детей 4 – 5 лет

«Волшебная кисточка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo.docx53.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                          Заведующий МАДОУ ДС №37

                                                                                          «Дружная семейка»г.Нижневартовска

                                                                                                                        ___________________ И.В.Щербинина

                                                                                                                       Приказ от___________  № _________

                                                                                                                                                                     

Программа

проведения занятий по развитию

художественных способностей у детей 4 – 5 лет

«Волшебная кисточка»

на 2022 – 2023 уч.год

                                                                                                                   

  1. Содержание

Наименование

Страницы

1

Содержание

2

2

Паспорт программы

3

3

Пояснительная записка

4

3.1

Цели и задачи программы

5

3.2

Планируемые результаты

5

3.3

Объем образовательной нагрузки

6

4

Содержание программы «Цветные ладошки»

6

5

Организационно – педагогические условия

7

5.1

Учебный план

8-11

5.2

Расписание занятий

12

5.3

Календарный учебный график

12

5.4

Программно – методическое обеспечение

14

5.5

Материально – техническое обеспечение

14

6

Мониторинг

16

7

Список литературы

18

  1. Паспорт программы

Наименование

программы

Программа проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 4 – 5 лет «Волшебная кисточка»

Основания для разработки Программы

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.
  • СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242);        

Составитель Программы

Касумова Надежда Анатольевна

Цель Программы

Развитие у детей творческих способностей

Задачи Программы

  • Формирование у детей знаний о прекрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
  • Развивать самостоятельность, активность, творчество.
  • Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям об окружающем мире. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  • Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.
  • Учить детей проявлять творческую фантазию, использовать зрительные, игровые впечатления в процессе выполнения творческих заданий;

  1. Пояснительная записка

        Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской.

               Рисование является важным средством познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

               В процессе развития художественных способностей у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

                Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный материал. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, является важной стороной, с помощью которой ребенок познает мир. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, развивается мелкая моторика.

                Для детей в среднем возрасте (4 - 5 лет) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

                Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (каран­дашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..

            Актуальность: В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

3.1 Цели и задачи

Цель программы: развитие у детей творческих способностей.

Задачи:

  • Формирование у детей знаний о прекрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
  • Развивать самостоятельность, активность, творчество.
  • Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям об окружающем мире. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  •  Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.

  1.  Планируемые результаты:

В ходе реализации программы ребенок научится:

  • знать правила безопасности труда;
  •  ориентироваться на листе бумаги;
  • самостоятельно подбирать цвет, тон;
  • складывать и вырезать изделия из бумаги;
  • составлять свои варианты композиции;
  •  использовать в практической работе навыки, проявлять самостоятельность.

Итоги реализации программы  предоставляются на открытых занятиях.

3.3 Объём образовательной нагрузки

Сроки реализации рабочей программы – 1 год.

Программа рассчитана на 63 академических часа из расчета 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 27 человек. Возраст детей 4 – 5 лет.

Формы организации деятельности детей на занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, игра-путешествие.

  1. Содержание программы

Содержание учебной рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в художественно-эстетической  деятельности.

Программа составлена с учетом межпредметных связей:

- познавательное развитие - закрепляются навыки счета, знания геометрических форм, размеров, пространственных и временных отношений, сенсорных эталонов; формируются экологические представления, отношения, поведение.

- физическое развитие - развивается мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на развитие речевых зон коры головного мозга, формирование речи в целом;

- речевое развитие: обогащается словарный запас детей, развивается связная, диалогическая, доказательная речь;

- художественно-эстетическое развитие: развиваются творчески способности детей, умение работать с разнообразным материалом, в разных техниках, цветовосприятие, эстетический вкус

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Содержание
  2. Паспорт программы.
  3. Пояснительная записка
  4. Содержание программы
  5. Учебный план.
  6. Мониторинг
  7. Список литературы.

  1. Организационно – педагогические условия

5.1 Учебный план

        

Направления работы

Месяц

Количество занятий

Объемная аппликация из салфеток.

1.        Аппликация «Яблоко».

- познакомить детей с техникой создания объемного  изображения

  используя салфетки.

Октябрь

2

2.Рисование зубной щеткой.

- учить рисовать зубной щеткой зверей, деревья, траву.

- продолжать учить детей правильно держать кисть.

2

                                3.Аппликация «Птица из сухих листьев».

- научить детей делать аппликацию из сухих листьев.

- развивать моторику мелких мышц рук, глазомер; умение наклеивать мелкие детали на основу.

2

4.Пластилин «Грибы».

- развивать мелкую моторику, подбирать цветовую гамму,  умение размазывать пластилин по контуру.

2

  1. Папье-маше «Тарелка и чашка».

- развивать познавательный интерес.

- способствовать проявлению индивидуальности и фантазии.

Ноябрь

8

  1. Рисование ладошками

- учить детей правильно нанести краску на ладонь, оставлять аккуратно отпечаток на листе.

Декабрь

2

2.Рисование техникой «граттаж».

- познакомить с понятием «граттаж», материалами и технологией выполнения работы.

- обогащать экологические знания детей о природном явлении – северное сияние.

2

3.Рисование в технике  «фотокопия».

- познакомить с алгоритмом, материалами и техническими приёмами выполнения работы в нетрадиционной технике – фотокопия.

2

4.Аппликация «Рыба морей и океанов».

- учить создавать выразительный и интересный сюжет в одной из техник (пластилинография, витраж).

2

1. Рисование «Симметричные отражения».

- ознакомление детей с новой техникой рисования двойных

(зеркально-симметричных) изображений

.

Январь

2

  1. Оригами

- развивать умение складывать лист бумаги, превращая его в игрушку(солнце, кошка).

2

3. Аппликация «Душистый снег».

- учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

3

  1. Аппликация « Снеговики».

- стимулировать интерес к экспериментированию в работе: выполнение работы в нескольких техниках (пластилинография с аппликацией из яичной скорлупы, бумагопластика).

Февраль

2

  1. Тестопластика.

- познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. (раскатывается, мнётся, отрывается).

- показать приём изготовления изделия из теста.

4

3.Рисование в технике «витраж».

-познакомить с новой техникой – витраж, её возможностями, материалами, технологией выполнения работы.        

2

1. Аппликация «Первые цветы».

-обучить основным техническим приёмам работы в технике «бумагопластика».

-уточнить знания детей о празднике 8 Марта, весенних первоцветах.

-формировать желание делать подарки своими руками для мам, бабушек.

Март

2

2.Рисование тычком

- учить рисовать методом тычка зверей.

                - продолжать учить детей правильно держать кисть.

2

3. Рисование в технике печатанья.

- познакомить с техникой печатанья трафаретами (вилка, трафареты и т.д..) - учить наносить быстро краску и делать отпечатки , развивать цветовосприятие.

2

  1. Лепка «Букет для мамы».

- учить работать с пластилином скатывая его в палочки и маленькие горошинки.

2

  1. Аппликация, торцевание.

- учить наклеивать в техники торцевания венок из цветов.

Апрель

2

  1. Объемная аппликация «Божья коровка».

- учить в складывании бумаги по показу педагога, по схемам.

2

  1. Квилинг.

-  развивать научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу.

- развивать моторику мелких мышц рук, глазомер; умение наклеивать мелкие детали на основу.

4

1.Аппликация из ниток.

- учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист  картона   с добавлением пряжи

Май

2

                                   2. Аппликация из цветных кругов

-закреплять умение красиво размещать изображения на листе.

2

3. Кляксография.

- ознакомить с техникой «кляксография», её возможностями, материалами.

- познакомить с цветовым кругом.

- освоить приёмы работы с цветом (подготовка, смешивание красок, способы нанесения

2

4. Рисование по замыслу

- создать на основе имеющихся умений и навыков сюжетную композицию на свободную тему.

2

63 часа

  1.  Расписание занятий

Наименование услуг

Форма занятия

Количество

детей

День недели

Время проведения

Исполнитель

1.

Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей

групповая

27

вторник

четверг

15.30 – 16.00

Воспитатель высшей квалификационной категории

5.3 Календарный учебный график

        

Тема

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

Рисования техникой граттаж

2

2.

Пластинография

2

2

3.

Рисование в технике фотокопия

2

4.

Рисование тычком

2

5.

Аппликация из салфеток

2

6.

Рисование зубной щеткой

2

7.

Рисования + Аппликация

8.

Аппликация

2

2

3

2

2

9.

Тестопластика

4

10.

Рисование ладошками

2

11.

Рисование в технике витраж

2

12.

Рисование в симметрии.

2

13.

Папье- маше

8

14.

Оригами

2

15.

Выдувание трубочками

2

16.

Оригами

17.

Рисование в технике печатанья

2

18.

Объёмная аппликация

2

2

19.

Рисование по замыслу

2

20.

Торцевание

2

21.

Квилинг

4

22.

Аппликация из ниток

2

Итого занятий

8

8

8

7

8

8

8

8

  1. занятия

32 недели

5.4 Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана

Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей

Программа проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 4-5 лет «Волшебная кисточка»

Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т.С.Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной.

5.5 Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в группе, расположенной в МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»

Учебно-методическое обеспечение программы.

1. Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

2. Материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны,

- трафареты.

3. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

- цветная бумага различной фактуры,

- картон,

-ватман, альбомы,

-клей;

 - пластилин,

- стеки,

 - простые и цветные карандаши,

- фломастеры,

- восковые мелки,

- гуашь,

- акварель,

 - кисти трех размеров,

- тычки разных размеров,

- пробки,

- трубочки для коктейля.

- зубная щетка

6. Мониторинг

Способы определения результативности программы дополнительного образования:

 Оценка умений проводится через контрольное посещения занятий по развитию художественных способностей, в ходе которого выявляется уровень освоения курса детьми данного возраста.

Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май)

Инструментарий для проведения контрольных занятий по развитию художественных способностей

Ф.И. ребенка

Изображает предметы, создает отчетливые формы, подбирает цвета, аккуратно закрашивает, использует различные материалы.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в композицию. Использует разные приемы лепки.

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой и диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей

Итог

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г.

К.г

1.

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты (низкий уровень)

2 балла – отдельные компоненты не развиты (средний уровень)

3 балла – соответствует возрасту (высокий)

Результаты обследования:

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

7. Список литературы

  1. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование,

      конспекты занятий», М.:ТЦ Сфера , 2006г.

  1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Сфера М.2009.
  2. Е.Д. Закржевская, С.В. Марсаль «Веселое путешествие в страну мозайки. Феникс 2005
  3. Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи». М. 2008.
  4. И.Е. Аллаярова «Симфония красок». М. 2007.
  5. К.К.Утрубина, Г.Ф Утрубин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». М. 2007.
  6. Г.П. Есафьева «Учимся рисовать». Академия развития 2005.
  7. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Академия развития 2005.
  8. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги,- Москва, Скрипторий 2003, 2008.
  9. . Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа объединения кружок «Волшебная кисточка»

В предлагаемой  системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года.  Занятия по рисо...

«Наши занятия в ИЗО - студии" (Кружок «Волшебная кисточка

Представляю вашему вниманию творческие работы в разной нетрадиционной технике. Ведь все дети любят творить. Ребенок самостоятельно создает работу и осваивает ее, он быстро и успешно овл...

Кружок волшебная кисточка

quot;Волшебная кисточка"...

Осенние фантазии» Тематическая выставка детских работ (фотоотчет) Кружок «Волшебная кисточка»

В нашем детском саду прошла выставка творческих работ воспитанников   « Осенние фантазии», которые они выполнили совместно с педагогом.Красоту осенней природы и родных мест запеч...

Презентация "Нетрадиционная техника рисования с детьми 4-5 лет" Кружок "Волшебная кисточка"

данная презентация знакомит детей  с многообразием нетрадиционных техник рисования....

«Зимняя сказка» Тематическая выставка детских работ (фотоотчет) Кружок «Волшебная кисточка»

Мы с ребятами из кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка, решили изобразить зимнюю природу в разных состояниях и разными изобразительными и выразительными средствами. Но особе...

Дополнительное образование КРУЖОК "Волшебная кисточка"

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – тво...