Проект по патриотическому воспитанию «9 Мая. День Победы» для детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа)

Сафошина Яна Руслановна

Воспитание гражданско – патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину в Великой Отечественной войне.           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«9 Мая. День Победы»

 Старшая группа №2

МДОУ «Детский сад № 5

общеразвивающего вида»

                                 Воспитатель: Сафошина Я.Р.        

2022 г.

Проект по патриотическому воспитанию

«9 Мая. День Победы»

Актуальность проекта: Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенной в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

Мы живём в эпоху инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Поэтому с раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. В новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.

День Победы близок и понятен детям, потому что реализует простую идею, известную им по сказкам – идею о противостоянии добра и злаи финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, формирует представления о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране.

Тип проекта: познавательный, групповой

Вид проекта: информационный

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели – с 18.04. 2022г. по 11.05.2022г.)

Возраст детей: старший (5-6 лет)

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

Материально-техническое обеспечение: Слайды «Великая Отечественная Война»,  картины о городах героях,  картон, клей, цветная бумага (краски, карандаши для изготовления поделок,  магнитофон, физкультурные пособия для военных игр).

Цель проекта: Воспитание гражданско – патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину в Великой Отечественной войне. Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.

Задачи проекта:

•Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине и осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников.

•Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне.

•Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

•Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

•Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

•Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Предполагаемый результат проекта:

• Осознанное отношение детей к ветеранам Великой Отечественной войны и Дню Победы.

• Создание в группе предметно-развивающей среды, посвящённой Дню Победы в соответствии с требованиями ФГОС.

• Качественность полученных знаний и навыков, стабильный рост интереса детей к познанию.

• Формирование тесных внутрисемейных отношений, чувства гордости за свою семью, собственную сопричастность к празднику Победы.

• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

• Повышение социальной компетентности дошкольников.

• Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.

Предполагаемый результат:

•        сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

•        осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.

•        расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.

•        закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении поделок.

•        сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям.

Подготовительный этап:

• Разработка перспективного плана по реализации проекта.

• Подбор методической литературы, в соответствии с ФГОС

• Подбор художественной литературы, иллюстраций, фотографий, плакатов, видеосюжетов, музыкальных произведений, посвящённых войне, песни военных лет.

• Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине.

• Выявление первоначальных знаний у детей о войне, о Празднике Победы.

• Информирование руководителя ДОУ, родителей и детей о предстоящем проекте.

• Разработка сценария мероприятия, конспектов бесед, консультаций, дидактических игр.

Этапы реализации проекта:

1этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.

2.Информация для  родителей о предстоящем проекте.

3.Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.

4.Создание предметно – развивающей среды, для реализации проекта в соответствии с требованиями ФГОС.

2этап

1.Проведение НОД, тематических бесед с детьми, чтение художественных произведений по теме, дидактических игр, просмотр видеосюжетов.

2.Привлечение родителей к участию в проекте.

3.Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

3этап

1. Организация  выставки  работ ко Дню Победы (совместная работа детей и родителей).

2. Экскурсия в парк имени Н.А. Никитина к «Памятнику воинам Первой Курской партизанской бригады, сражавшимся с немецкими оккупантами в 1942-1943 годах».  

Заключительный этап

Выставка поделок.

Игра-путешествие с детьми группы «Нас ждет победа!».

Содержание проекта:

Деятельность

Познавательная

Игровая

Продуктивная

Художественно - речевая

18.04

Занятие: «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны»

А. Пахмутова «Богатырская наша сила»

19.04

Беседа: «День Победы 9 Мая»

Изготовление  плаката  для украшения группы

20.04

Беседа « История георгиевской ленточки».

Слушание музыки А. Аренский «День Победы»

21.04

Беседа «Ордена и медали».

 Аппликация «Георгиевская ленточка»

22.04

Рассматривание иллюстраций города герои.

Рисование  «Голубь МИРА»

25.04

Рассматривание «Военная форма солдата»

Дидактическая игра «Назови пословицу»

Стихи о Великой Отечественной войне.

26.04

Беседа «Наша армия».

Русские народные игры «Перетягушки»

27.04

Рассматривание иллюстраций «Военная форма»

Рисование «Салют над городом»

28.04

 Беседа «Личные вещи солдата».

Сюжетно-ролевая игра « Военные»

29.04

Подвижная игра «Кто быстрее?»

Выставка работ ко Дню Победы (совместная работа детей и родителей).

11.05

Игра-путешествие с детьми группы «Нас ждет победа!».

Модель реализации проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Физическое развитие

Подвижные игры

«Встречные перебежки» 
Цель: закрепить умение детей бега наперегонки.
«Попади в цель» 
Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.

«Саперы». Приложение №8

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры

«Моряки», 
«Летчики».

Познавательное развитие

Дидактические игры

«Подбери картинку».
«Чья форма».
«Что изменилось».
"Военный транспорт».

Беседы с использованием  иллюстраций

- «О городах героях», «Военная техника», «Ордена и медали».
- рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

 Е. Благина «Шинель»
А. Митяев «Землянка

загадывание загадок на военную тематику

Художественно – эстетическое развитие

Музыка

 Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы»,  

разучивание песен.

Изобразительная деятельность

Выставка работ ко Дню Победы (совместная работа детей и родителей).

Работа с родителями

Советы родителям «Как рассказать детям о войне». Приложение № 10
Привлечение родителей к проведению  конкурса (в группе) «День победы!»

Приложение №1

Занятие «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».

Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам - героям.

Оборудование: портреты героев ВОВ, детей войны, страницы альбома «Солдаты Победы».

Ход занятия.

Воспитатель: Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля  в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна поднялась на борьбу с фашистами. Давайте послушаем сообщения старших ребят о героях той страшной войны (о И. Н. Кожедубе, А. П. Маресьеве, А.М. Матросове).

Воспитатель: А я вам расскажу о детях, которые наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте. Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак.

Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях.

Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам.

Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах. Послушайте рассказы о детях, почти ваших сверстниках. Подвиги всех детей и взрослых не будут забыты никогда.

О них, и о героях войны сложено немало стихов.

«Реквием» Р. Рождественский

Помните!

 Через века, через года, —

О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!

Не плачьте!

 В горле сдержите стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!...

Люди, покуда, сердца стучатся,— помните!

Какою ценой завоёвано счастье, — Пожалуйста, помните!

 Нарисуйте, как вы представляете детей - героев войны.

 

Приложение №2

Беседа  о Великой Отечественной войне: «День Победы 9 Мая»

Цель:

Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.

Задачи:

Закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.

Словарная работа: фашисты, Великая Отечественная война, зенитчица, пулеметчица, разведчица, снайпер, связистка, ветераны, георгиевская ленточка.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, книг о Великой отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне, прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; заучивание стихотворений и песен о войне.

Ход занятия:

В нашей стране отмечают различные праздники: Ребята, какие праздники вы знаете? ( Ответы детей) Правильно. Молодцы.

Среди всех этих праздников, есть один праздник, который отличается от всех других. В этот день мы радуемся за то, что наша страна стала свободной и одержала победу над фашистской Германией. И в то же время мы грустим о тех людях, которые защищая нашу родину погибли. «Как вы думаете, что это за праздник?» (Ответы детей). Ребята прослушайте это стихотворение:

День Победы 9 Мая –

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

(Н. Томилина)

День Победы празднуют 9 мая. В этом году мы празднуем 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

В 1941 году началась война между нашей страной и фашистской Германией. Как вы думаете зачем на нашу страну напали фашисты? (ответы детей). (Правильно, они хотели захватить нашу страну и сделать всех жителей своими рабами). Но смелый, отважный наш народ не дал этого сделать. Как вы думаете, кто защищал нашу страну от врагов? (ответы детей)

Нашу Родину защищали не только мужчины-солдаты, но и женщины. Женщины-воины с честью выполнили свой долг во всех родах войск. За время Войны они стали летчицами, танкистами, зенитчицами, пулеметчицами, разведчицами, снайперами, связистками, медсестрами.

Хоть и не женское это дело воевать, но они храбро сражались с врагом. Очень много женщин стали героями нашей страны. Они были награждены орденами и медалями.

Пока велась война с врагом на поле боя, остальные люди: женщины, старики и дети трудились на заводах и полях. Они изготавливали оружие и все необходимые вещи, а также выращивали и заготавливали продукты питания. Все жители нашей страны старались помочь армии. Каждый делал все, что мог для Победы.

Посмотрите на эти старые фотографии. Что вы видите на них?

(ответы детей). Дети трудились наравне со взрослыми, старались помочь взрослым.

Долгих четыре года шла жестокая и беспощадная война. И 9 мая 1945 года наши войска одержали победу над войсками Германии. Благодаря тому, что жители нашей страны были дружными, отважными и любили свою страну, они одержали победу, и не дали врагу захватить нашу страну.

Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что мир подарили,

Тогда - в сорок пятом !!!

Вы кровью и потом

Добыли Победу.

Вы молоды были,

Сейчас - уже деды.

Мы эту Победу -

Вовек не забудем !!!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям !!!

Пусть счастье и радость

Живут на планете !!!

Ведь мир очень нужен -

И взрослым, и детям !!!

Ольга Маслова

Ребята, как называют людей которые защищали нашу страну во время войны и которые живы сейчас. (ответы детей) Правильно. Ветераны.

В этот день все люди, которые помнят и скорбят о погибших во время воины людях, и в честь тех ветеранов,  которые живут среди нас, прикрепляют на свою одежду, сумки, автомобили и другие предметы, георгиевскую ленточку.

А вы, хотите таким образом выразить благодарность ветеранам? (ответы детей). Давайте и мы с вами прикрепим себе на одежду георгиевскую ленту. И пусть эти маленькие ленточки радуют наших ветеранов , мы помним об их подвиге, мы гордимся ими! (Прикрепляем на одежду георгиевскую ленточку)

Приложение №3

Беседа « История георгиевской ленточки».

Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.

Ход занятия.

Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.

Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?

Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы).

Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.

Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?

 Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!

Неугасима память поколения

Войны не хотим мы нигде, никогда,

И память тех, кого так свято чтим,

Пусть мир будет в мире везде и

Давайте, люди, встанем на мгновенье всегда!

И в скорби постоим и помолчим.

Приложение № 5

Дидактическая игра «Назови пословицу»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.

Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«С родной земли — умри, не сходи»,

«За край свой насмерть стой»,

«За правое дело стой смело»,

«Жить - Родине служить»,

«Счастье Родины - дороже жизни»,

«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».

Приложение № 6

Подвижная игра «Кто быстрее?»

На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет, в какой воинской части дети побывают в следующий раз.

Приложение № 7

Подвижная игра «Перетягушки»

Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.

Приложение № 8

Подвижная игра «Саперы»

Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.

Приложение № 9

Стихи о Великой Отечественной войне.

У кремлевской стены,

Где раскинулся парк,

Люди молча, сняв шапки, стоят.

Там пылает огонь,

И в земле рядом спит

Вечным сном неизвестный солдат.

Мы приходим к тебе и приносим цветы,

Скромный дар от российских ребят,

Мы клянемся тебе

Край родной так любить,

Как любил неизвестный солдат.

***

Сегодня праздник — День Победы!

Счастливый праздник — день весны,

В цветы все улицы одеты,

И песни звонкие слышны.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир для всей планеты!

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут, едут, едут

Наши деды и отцы.

***

Был великий День Победы

Много лет тому назад,

День Победы помнят деды,

Знает каждый из внучат.

Чтит великий День Победы

Вся огромная страна.

В День Победы наши деды

Надевают ордена.

Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле.

Ярче светят в День Победы

Звезды мира на Кремле.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

***

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Спят спокойно дети!

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир для всей планеты!

 

***

Зори блещут в орденских лучах,

Солнышками светятся медали.

Нет, нельзя, чтоб в письменных столах

Свет Победы на год запирали.

Не для личной славы вам страна

Выдала награды, не жалея:

Доставайте чаще ордена,

Мир от них становится светлее.

***

Есть у нас танкисты, есть и моряки,

Есть артиллеристы, меткие стрелки.

Есть у нас ракеты, есть и корабли,

Наши космонавты - чудо всей Земли.

Наша Родина сильна,

Охраняет мир она.

 

***

Был великий

День Победы

Много лет тому назад.

День Победы помнят деды,

Знает каждый из внучат.

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

 

 ***

Четыре года воевал с врагами наш народ.

Труден был путь к победе,

Жесток был смертельный бой,

Но просчитались фашисты,

Не сломлен народ войной.

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

***

В День Победы, утром рано

Выйди в город, погляди:

По улице шагают ветераны

С орденами на груди.

И танкисты, и артиллеристы,

И ракетчики, и пехотинцы,

И моряки.

 

***

Чтит великий День Победы

Вся любимая страна.

В День Победы наши деды

Надевают ордена.

Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ.

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас!

Чтобы взрывы не закрыли

Небо черной пеленой,

Голубок наш белокрылый,

Облети весь шар земной.

***

Грустные ивы стоят у пруда,

 Месяц глядит с вышины,

Сонному берегу шепчет вода

Имя героя страны.

Вместе с Победой спокойные дни

В эти вернулись края.

Ночью на тихой заставе огни

Вновь зажигают друзья.

***

Нет! — заявляли мы войне,

Всем злым и черным силам.

Должна трава зеленой быть,

А небо синим-синим.

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились

Радостные сны.

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире не было войны.

***

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету,

Давайте будем дружить друг с другом,

Как дружит солнце с травой и лугом.

Этим праздничным днем

Песню о мире дружно споем.

Приложение № 10

Советы родителям «Как рассказать детям о войне».

Первый способ — говорите об этом с ребенком!

Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.

Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.

Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.

Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.

Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.

Седьмой способ — посещение памятных мест.

Приложение №11

 Рисование  «Салют над городом».

Этап обучения: основной.

Цель:  Научить рисовать салют новым способом, цветной граттаж.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

2. Научить новому способу получения изображения – цветной граттаж

3. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.

4. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное.

5. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и к ее защитникам.

Тип занятия: изобразительная деятельность.

Оборудование: серийный ряд  репродукций с разнообразным изображением салюта, альбомный лист, размер А 4 подготовленный для граттажа, палочка с заостренным концом, салфетки.

Предварительная работа с детьми: - беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля "Твои защитники", "Памятник советскому солдату",

 просмотр видео сюжетов с изображением салюта.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Ребята, кто может мне сказать, какое событие мы ежегодно празднуем 9 мая?

(День Победы)

- А какому важному для нашей страны событию, которое случилось много лет назад, посвящен этот праздник?

(Окончанию войны.)

День Победы.

Майский праздник -

День Победы -

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Т. Белозеров.

- День Победы - самый великий и серьезный праздник для России и многих стран.

22 июня 1941 года на нашу страну без объявления войны напали враги - фашисты. Огромная, хорошо вооруженная фашистская армия хотела завоевать все страны мира, а так же и нашу великую Родину. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась четыре года. Погибло очень много мирных жителей, детей, были разрушены города и села.

Но наш храбрый народ и наша героическая армия устояли против фашисткой армии, победили их и прогнали из нашей Родины. Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года. Это был великий день.

- Как отмечают День Победы?

- Утром 9 мая, в больших городах России проходят парады, а в не больших, таких как наш город, торжественное шествие. Ветераны надевают ордена и медали. Люди дарят ветеранам цветы. Участники войны, люди младшего возраста и дети возлагают венки и цветы к военным памятникам. Вечером, когда стемнеет, начинается салют Победы.

- Ребята, кто из вас видел салют? Как разлетаются его огни? В какое время суток обычно бывает салют и почему? (ответы детей).

- Да, вечером бывает салют, посвященный этому великому дню. А самый большой, самый красивый салют запускают в столице нашей Родины - Москве. Сначала начинают греметь мощные залпы орудий, а потом в ночном небе вспыхивает множество ярких, разноцветных огней, которые рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются: " Ура! Победа!"

Физкультминутка:

"Салют"

Вокруг все было тихо.                         Встать прямо, руки опустить.

И вдруг - салют! Салют!                        Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули                     Раскрыть пальчики веером,

И там, и тут!                                          помахать руками над головой  

                                                                  Влево – вправо.  

Над площадью, над крышами,              Присесть, встать, руки

Над праздничной Москвой                    с раскрытыми пальчиками

Взвивается все выше                              поднять вверх ( 2-3 раза)

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу                                  легкий бег на месте

Все радостно бегут,

Кричат: " Ура!"                                        Поднять руки вверх,    крикнуть "    

                                                                   «Ура»

Любуются                                               Раскрыть пальчики веером,

На праздничный салют!                          руками над головой

                                                                   Влево – вправо.

2. Основная часть.

-Посмотрите на иллюстрации.

-Что на ней изображено? (Во время рассматривания иллюстрации обратить внимание, что пучки салюта могут состоять из линий, исходящих из одной точки в произвольном направлении:  по кругу - как лучи солнца, в виде полукруга - как веер, фонтан, парные и одиночные линии, на концах лучей огоньки в виде звездочек, снежинок, кружков.)

- Я вам сегодня предлагаю нарисовать картину " Салют победы над городом" для выставки, посвященной 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

- Мы с вами  часто рисуем всякими интересными способами и материалами, назовите их.

( рисование руками, кляксография, раздувание краски, монотипия, рисование мыльными пузырями.)

- Мы уже рисовали с вами салют. Кто помнит, как мы его рисовали, каким способом?

(Способом -  проступающий рисунок. Сначала рисунок рисуется восковыми мелками, а потом  покрывается черной, темно- синей, фиолетовой краской.)

- Сегодня я хочу познакомить вас и научить новому способу рисования - цветной граттаж. На альбомный лист акварельными красками наносятся яркие, разноцветные пятна, которые покрывают весь лист, после того как краска высохнет, лист натирают восковой свечей. Затем берут черную или фиолетовую тушь и добавляют в нее немного жидкого мыла. Этим раствором покрывают весь лист и получаются вот такие листы. На этих листах рисуют не кисточкой, а заостренной палочкой, как бы процарапывая рисунок.

- На нашем рисунке салют является,  главным объектом и будет занимать большую часть будущей композиции. Не главное, второстепенное место отводиться изображению домов, расположить их нужно в нижней части листа.

- Проходите на свои места, присаживайтесь.

- Чтобы наши руки и пальчики хорошо работали, давайте сделаем для них разминку.

Разминка.

Вокруг все было тихо,                   Пальчики собраны в кулачки.

И вдруг- салют! Салют!                  Разжать пальчики.

Ракеты в небе вспыхнули                Растопырить пальчики веерообразно.

И там и тут!                                     Вновь сжать и раскрыть пальчики веером.

(Разминку можно повторить во время работы.)

3. Практическая часть (самостоятельная деятельность детей).

- Что вы будете рисовать? Для чего? Каким новым способом, как он называется?

- Под руку на лист бумаги нужно положить салфетку. Приступайте к работе.

( Во время рисования подхожу к детям, помогаю при затруднениях, обращаю внимание на аккуратность.)

4. Подведение итогов занятия.

- Ваши картины готовы, теперь мы можем разместить их на выставке. - Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Полюбуйтесь на нее.

- Скажите,  какая из картин получилась самая яркая? А на чьей работе самый разноцветный салют? На какой из картин большее место на листе бумаги занимает изображение салюта? На какой картине салют изображен как фонтан, как солнце, как веер?

- С какой новой техникой вы сегодня познакомились? Как она называется?

- Что вы рисовали? Для чего? Все ли у нас получилось?

- А как вы думаете, какому празднику посвящена эта выставка.

- Сегодня вечером, пригласите посетить нашу выставку своих родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер и расскажите им, что вы сегодня рисовали, каким способом, какому великому празднику посвящена эта выставка.  

- А наше занятие мне хочется закончить стихотворением Н. Найденовой:

Пусть будет мир.

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города...

Мир нужен на земле всегда.

Приложение №12

Рисование  «Голубь мира»

Цель:   Формировать у детей гражданскую принадлежность и патриотические чувства.

Программное содержание:

- Воспитывать  у детей  патриотические чувства.  

- Расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных  

  стран, о том  как важно жить в мире со всеми народами.

- Развивать познавательный интерес.

- Познакомить детей с творчеством Пабло Пикассо, его работой «Голубь мира».

- Формировать умение детей рисовать голубя, несущего оливковую ветвь.

- Развивать навыки работы цветными карандашами.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением голубей.

- Чтение и заучивание стихотворения «Голуби».

Материалы: листы бумаги, простые, цветные  карандаши, схема последовательности рисования голубя мира,  репродукции П.Пикассо «Голубь мира», музыкальное сопровождение.

 Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:  9 мая наша страна отмечает знаменательную дату - День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. В этой жестокой войне погибло очень много людей. С тех пор прошло много лет, и все россияне хотят только одного – мира во всём мире.  Ведь победа досталась нам такой трудной ценой -  ценой самого дорогого, что есть у человека – жизни. Много солдат полегло на поле боя и не вернулось домой.  

 «Никто не забыт, ничто не забыто» - такие слова написаны на могиле Неизвестному солдату. В память о погибших горит вечный огонь. Его никогда не задуют ветры, не затушат дожди, не погасит время.  

Ребёнок:         Пусть все мирно живут на планете,

                        Пусть дети не знают войны,

                        Пусть яркое солнышко светит!

                        Мы дружной семьёй быть должны!

Воспитатель:  К большому сожалению, на нашей планете добро ходит рядом со злом. После Великой Отечественной войны прошло 75 лет. Но уже за это время в разных уголках нашей планеты бушевало более 100 войн.

Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, в другом конце земного шара происходят военные конфликты, падают на землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут люди.  В мире очень много стран. И все люди хотят жить на мирной планете. В 1949 году в Париже и в Праге прошёл  Первый Всемирный конгресс сторонников мира. Встреча прошла под девизом: «Защита мира – дело всех народов мира».  Эмблемой этого конгресса стал белый  голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Нарисовал эмблему художник  Пабло Пикассо.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему именно голубь является символом мира?

                          (ответы  детей)

Воспитатель:  Известно, что с очень давних времен   голуби считались священными птицами, добрыми вестниками богов.

                         Белые голуби - вестники мира

                         От Белого моря, до предгорьев Памира

                         Голубь летал, когда Бог наш  крестился.

                         Голубь и Матери Божьей явился.

                         Белые голуби - цвет чистоты!

                         Белые голуби - знак красоты!

                         Белые голуби, счастье несите,

                         Радость и мир на Земле всем дарите!

Воспитатель:- Кто из вас знает,  для чего использовались голуби в старину? (для отправления посланий).    Я предлагаю вам нарисовать  белых голубей - вестников мира, и отправить их с  посланием всем людям Земли. Наши белые голуби будут олицетворять  призыв всем людям жить в мире, дружбе и взаимопонимании,  они   расскажут всему миру о том, что мы с вами  и все дети в России  не хотят войн.

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» .

Воспитатель показывает порядок рисования  голубя по схеме.

Под музыкальное сопровождение дети выполняют работу.

-  Вот и готов наш голубь мира.

 «Голуби»

          Мы хотим, чтоб в этом мире

          Больше не было войны

          Чтобы люди жизнь любили

          Как весенние цветы,

          Чтобы больше на планете

          Было белых голубей,

          Потому, что птицы эти

          Так похожи на детей.

          Пусть они себе воркуют

          Нам о мире на земле.

Используемая методическая литература:

-Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.

-Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

-Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с

-Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.

-А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина»Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.

 

Игра-путешествие «Нас ждёт Победа!»

Смысл игры-путешествия – командное выполнение различных заданий, которые задаются на различных так называемых станциях. Данная форма работы может иметь разные названия: игра-эстафета, игра по станциям и даже игра-квест. Смысл же остаётся тот же: выполнение различных заданий.

Критерии победы тоже могут быть разными:

может выиграть команда, которая первая обойдёт все станции;

команда, которая получит больше всех баллов за выполненные на станциях задания;

команда, которая за определённое время обойдёт как можно большее количество предлагаемых станций.

По характеру игры-путешествия тоже могут быть различными. Игра-путешествие может быть посвящена проверке знаний по какой-либо теме; на станциях дети могут узнавать какую-либо информацию, например, как в нашем случае, касающуюся праздника 9 мая.

Также может быть разной система прохождения станций. Команды могут иметь маршрутный лист, где указано местонахождение станций. Посещать можно в этом случае любые свободные на данный момент станции. Может быть указано местоположение и порядок прохождения станций. В этом случае будет исключена возможность скопления большого количества команд одновременно на одной станции. В маршрутном листе могут быть указаны названия станций, но не написано, где они находятся. Это возможно, например, в том случае, если все станции находятся в одном помещении, например, в актовом зале. Маршрутный лист нужен и для того, чтобы отмечать в нём пройденные станции или баллы, полученные на них за выполнение заданий.

Для детей 6-7 лет, для которых на празднике 9 мая в детском саду можно провести игру-путешествие, лучше обозначить порядок прохождения станций и их месторасположение. Ну и, конечно, с каждой группой в этом случае обязательно должен проходить игру-путешествие взрослый, чтобы исключить различные заминки.

Количество человек в команде может быть от пяти до семи. Количество станций должно или совпадать с количеством команд или быть на одну больше.

Любая игра-путешествие обязательно начинается с линейки или сбора открытия игры, где детям называется тема игры, объясняются правила. Дети делятся на команды, им выдаются маршрутные листы, рассказывается, где находятся станции игры-путешествия и даётся старт игре.

Содержание игры-путешествия

1 станция «Поэтическая»

Дети сочиняют четверостишие по предложенным рифмам. Рифмы даются конечные, их можно менять местами.

Примеры рифм:

Пушка Май Салют Рад Герой

Ушко Поздравляй Тут Парад Мой

Победа Букеты Стреляют Красота Солдаты

Деда Победы Поздравляют Чистота Награды

2 станция «Песенная»

Дети поют известные им военные песни.

3 станция «Поздравительная»

Дети делают поздравительную открытку с помощью предложенных декоративных элементов: заранее подготовленных цветочков, бантиков и другого вида оформления.

4 станция «Историческая»

Дети отвечают на вопросы по теме День Победы.

Примеры вопросов:

— Когда в нашей стране отмечают День Победы?

— Назовите годы, когда была Великая Отечественная война.

— Назовите имена героев Великой Отечественной войны, которых вы знаете.

— Назовите памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, которые есть в нашем городе.

— Назовите улицы в нашем городе, которые названы в честь героев Великой Отечественной войны.

5 станция «Загадочная»

Дети отгадывают загадки на тему игры-путешествия.

Эта лодка не простая,

А огромная такая!

Защищает наш покой,

Плавает лишь под водой.

(Подводная лодка)

Словно праздничный букет,

Загорелся в небе свет!

Ярких вспышек много тут!

Это праздничный… (салют)!

Эту линию нельзя

Перейти никак друзья.

Её строго охраняют

И врагов не пропускают!

(Граница).

Пролетает мимо туч,

Он огромен и могуч.

Совершает свой полёт

Наш военный… (самолёт)!

Нарушителя поймает,

И по запаху узнает.

Служит в армии без страха

Пограничная… (собака)!

Выпрыгнув из самолёта,

Понеслись они в полёте

В небе синем, летнем, чистом.

Кто они? (Парашютисты)

На парад идём с утра,

Деду мы кричим: «Ура!»,

С праздником мы поздравляем,

Счастья мы ему желаем,

Вечером салюта ждём

И смотреть его идём,

И поют нам песни деды.

Праздник это… (День Победы)!

6 станция «Артистическая»

Задание: изобразить какой-нибудь предмет или понятие на тему армия, День Победы.

Названия могут быть написаны на карточках, которые могут лежать в солдатской пилотке, откуда достают их команды. Примеры предметов и понятий: салют, пушка, солдат, пограничная собака, День Победы, атака, разведка и так далее.

7 станция «Быстрая»

Задание «Граница»

За 30 секунд команда должна выложить линию «границы» из кубиков. В маршрутный лист записывается количество кубиков. Выигрывает та команда, линия которой будет длиннее.

Второй вариант оценивания выполненного задания: каждой команде даётся одинаковое количество кубиков. Ведущий на станции засекает секундомером, за какое количество времени команда выкладывает линию «границы». В маршрутный лист заносится итоговое время выполнения задания. Побеждает команда, выложившая линию быстрее остальных.

В конце игры-путешествия все снова собираются на подведение итогов и закрытие игры. Можно наградить все команды в разных номинациях: самая дружная команда, самая быстрая, самая поэтическая, самая музыкальная, самая знающая, самая ловкая и так далее. Главное, чтобы у детей появилось желание поучаствовать в такой игре ещё раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Этот день Победы" для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Этот день Победы" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) разработан с целью фомирования нравственно - патриотического воспитания дошкольников....

Проект по патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из главных задач нравственного воспитания. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы це...

Проект "День победы" для детей старшего дошкольного возраста

В процессе реализации проекта дошкольники ответили на вопрос "Что делали дети на войне?"...