Самообразование "Дизайн у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Макарова Татьяна Михайловна

Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_dizayn_u_detey_6_-_7_let.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 157»

Самообразование

«Дизайн

у детей старшего дошкольного возраста

через нетрадиционную технику рисования»

Выполнила:

воспитатель высшей кв. категории

Макарова Татьяна Михайловна

г. Оренбург, 2022 г.

Тема по самообразованию: «Дизайн у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Введение

               «В творчестве нет правильного                        

   или не правильного пути,

есть только свой путь,

к чему стоит стремиться»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.  

Задачи:

  • Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;  
  • Участие в конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
  • Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике;
  • Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
  • Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
  • Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
  • Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
  • Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
  • Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;  
  •  Обобщение опыта работы по теме самообразования;
  • Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для   активизации и   обеспечения всестороннего развития детей   дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования.

Актуальность

     Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

    Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его художественно- эстетическое развитие.

         Одним из видов творчества является рисование.  Нетрадиционные методы рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.  

    Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомят детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, дети учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

           Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в    свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата  

      Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Сведения о педагоге

1. Фамилия, имя, отчество     Макарова Татьяна Михайловна

2. Город (район)    г. Оренбург

3. Образовательное учреждение          Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №157»

г. Оренбурга

4. Образование   Оренбургское педагогическое училище № 2

5.Занимаемая должность       Воспитатель группы детей 6 - 7 лет

6. Педагогический стаж и квалификационная категория

 32 года, высшая квалификационная категория

Этапы работы

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность

Зам зав ВО и МР

Сроки

1.

Информационно-

ознакомительный

  1. Поставить цель и задачи, исходя из интереса и потребностей детей, их психофизиологических и возрастных особенностей
  2. Обратилась за рекомендациями к методисту ДОУ
  3. Обсудила с коллегами актуальность темы, способы достижения цели и задач
  4. Составила план движения к цели
  5. Собрала и изучила информацию, материал, литературу
  6. Подготовила соответствующую развивающую среду

сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь- май

Сентябрь- май

2.

Практический

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

1.Составление программы

2.Корректировка перспективного плана по дизайну

3.Уголок ИЗО «Нетрадиционные материалы»

4. Сообщение для педагогов «Методы и приемы нетрадиционного рисования»

5.Выступление на педсовете. Тема: презентация «Нетрадиционные техники рисования»

6.Подготовка и проведение новогодних выставок и праздников

7.Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности

8.Мастер – класс: изготовление открытки для мамы. Рисование вилкой «Тюльпаны»

9. Презентация «Отчет о работе по самообразованию»

10. Мониторинг знаний и умений по изучению техник нетрадиционного рисования

1.Презентация «Что такое дизайн?»

2. Знакомство с профессией дизайнер

2.Упражнение «Удивительная ладонь»

3.Знакомство с техниками: монотипия. Рисование ватными палочками «Осеннее дерево»

Дизайн - флористика

1.Совместная игровая деятельность. Дидактические игры «Прическа из листиков», «Посади бабочку на цветок», «Цветовая палитра»

2. Знакомство с техниками нетрадиционного рисования:

- штампинг (рисование листьями). «Осень наступила»

- рисование по шаблону «Лес точно терем расписной»

1. Знакомство с «книжным» дизайном. 2.Создание книжки с загадками

3.Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков на тему «Книжка - малышка»

4.Знакомство с техниками нетрадиционного рисования:

- рисование с помощью трафарета и губки «Усатый – полосатый»

- монотипия «Бабочка»

- рисование мятой бумагой «Тигренок»

5.Игровая деятельность. Дидактические игры «Подбери шкурку», «Поиск подходящей текстуры»

1.Знакомство с театральным дизайном.

Изготовление масок, афиши, пригласительных и поздравительных открыток

2.Совместный праздник с родителями «Новый год» изготовление рисунков нетрадиционными техниками рисования для оформления группы

3.Знакомство с техниками нетрадиционного рисования:

- тоновая растяжка

«Царство Снежной Королевы»

- солью «Праздничный салют»

- рисование с помощью линий «На маскараде»

4. Игровая деятельность. Дидактическая игра «Повтори по образцу», «Расставь чашки на блюдца»

1.Знакомство с дизайном игрушки

2.Игровая деятельность. Дидактические игры «Собери роботов», «Цвета и оттенки. Машины»

3.Просмотр презентации на тему: «Снежные узоры на окне»

- рисование с помощью ватных палочек «Снег»

4. Знакомство с техниками нетрадиционного рисования:

- набрызг «Зимняя сказка»

- граттаж «День – ночь»

- втулками от туалетной бумаги «К нам пришел Снеговичок»

1. Знакомство с модным дизайном. Просмотр презентации «Что такое модный дизайн»

1. Знакомство с техникой «боди – арт»

2. Игровая деятельность. Дидактические игры «Собери по образцу комплект одежды», «Разбери одежду по шкафам»

1.Модный дизайн. Знакомство с профессией стилист

2.Создание модного альбома

3.Коллективная работа. Совместная творческая деятельность педагога и детей. Оформление стенгазеты «Цветы для мамы»

4. Знакомство с техниками нетрадиционного рисования:

- целлофан «Красивое платье»

- пластиковые вилки «Модная прическа»

5. Игровая деятельность. Дидактическая игра «Куколки»

1.Знакомство с архитектурным дизайном.

2.Знакомство с профессиями дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер

3. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования:

- графика «Лесной страж»

- монотипия «Сад с фонтаном»

- 10 точек «Сад будущего»

4.Коллективная работа. Совместная творческая деятельность педагога и детей. Оформление выставки «День космонавтики»

- граттаж «Космическое пространство»

5. Игровая деятельность. Дидактические игры: «Постройки», «Собери замок»

1. Знакомство с кулинарным дизайном

2. Игровая деятельность. Дидактические игры: Собери мороженое», «Собери канапе», «Собери пиццу»

2. Знакомство с техниками нетрадиционного рисования:

- свечка и гуашь «Праздничный салют к 9 мая»

- кляксография «Цветущий май»

3. Оформление фотоальбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

4. Проведение наблюдения и выявления овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям

5. Подготовка и проведение «Выпускного бала»

1.Анкетирование родителей «Определение интереса к изобразительной деятельности»

Выставка работ совместного творчества родителей и детей «Осенний переполох»

2.Ширма – передвижка «Дизайн в семье»

3.Консультация «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей»

4.Консультация «Что рисует ваш ребенок?»

5.Папка – передвижка «Нетрадиционные техники рисования для детей как средство эстетического воспитания»

6. Организация выставки работ «Мастерская Деда Мороза»

7.Подготовка к празднику «Новый год» костюмов, атрибутов с применением нетрадиционных материалов и техник

8. Участие в проекте «Адвент – календарь»

9. «Картотека нетрадиционных техник рисования»

10. «Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности»

11.Памятка для родителей

12. Рекомендации для родителей «Организация самостоятельной деятельности детей дома»

13. Выставка весенних совместных работ родителей и детей «Красавица – Весна»

14. Консультация «Психология и творчество»

15. Презентация альбома «Дизайн в группе «Цветик – Семицветик»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

Май

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

3

Обобщающий

1.Мониторинг знаний и умений детей

2.Соотношение прогнозируемых результатов с реальными

3.Выявляю факторы неудач детей, провожу индивидуальную работу

4.Подведение итогов на педагогическом совете, на родительском собрании

5.Выделяю проблему для последующей работы

6.Вношу корректировку в содержание образовательной работы

7.Провожу обобщение педагогического опыта

Апрель

Май

1 раз в месяц

Май

Май

Май

 Апрель - май

Дидактические и методические материалы, разработанные в течении года

Название пособия

Цель

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9

10

.

11

12

13.

14.

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Конспект беседы с детьми «Что такое дизайн»

Составление анкеты

Папка - передвижка для родителей: «Дизайн в семье»

Картотека игр на развитие цветового восприятия

Картотека нетрадиционных техник рисования

Сообщение на педсовете «Методы и приемы нетрадиционного рисования»

Конспект беседы: «Что такое дизайн - флористика»

Дидактические игры «Посади бабочку на цветок», «Цветовая палитра»

Консультация «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей»

Презентация для педагогов и родителей «Нетрадиционные техники рисования»

Конспект беседы «Что такое «книжный» дизайн?»

Консультация «Что рисует ваш ребенок?»

Папка – передвижка «Нетрадиционные техники рисования для детей как средство эстетического воспитания»

Создание книжки - малышки

Дидактические игры «Подбери шкурку», «Поиск подходящей фактуры»

Конспект беседы для детей: «Что такое театральный дизайн»

Дидактические игры «Повтори по образцу», «Расставь чашечки на блюдца»

Картотека творческих игр на развитие воображения по дизайну

Конспект беседы «Что такое дизайн – игрушки»

Дидактические игры: «Собери роботов»

«Цвета и оттенки. Машины»

«Подбери изображение к игрушке»

Презентация «Снежные узоры на окне»

Конспект беседы с детьми: «Что такое модный дизайн», «Знакомство с профессией модельер – дизайнер одежды»

Презентация: «Знакомство с техникой боди – арт»

Дидактические игры: «Собери по образцу комплект одежды»,

«Разбери одежду по шкафам»,

«Превращалки»

Рекомендации для родителей: «Организация самостоятельной изодеятельности дома»

Мастер – класс: «Изготовление открытки для мамы. Рисование вилкой «Тюльпаны»

Дидактическая игра «Куколки»

Конспект беседы «Что такое архитектурный дизайн?», «Знакомство с профессиями

Дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер»

Дидактическая игра «Постройки», «Собери замок»

Презентация «Отчет по самообразованию»

Консультация для родителей «Психология и творчество»

Фотоальбом с отчетом творческих работ детей «Вот как мы можем»

Сформировать представление детей о видах профессий и их значимости для человека, закрепление знаний о разных направлениях профессий дизайнера; формирование логического мышления и навыка делать выводы

Получение от родителей информации о наличии интереса их детей к изобразительной деятельности

Повышение психолого –

педагогических знаний родителей

Подобрать дидактические игры на развитие цветовосприятия детей

Подобрать различные техники нетрадиционного рисования для формирования художественного мышления и нравственные черты личности у детей дошкольного возраста

Рассказать педагогам, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребенку овладеть основами техниками нетрадиционного рисования

Формирование познавательного интереса у детей к фитодизайну и флористике, как ведущему виду декоративно – прикладного искусства

Развивать у детей умение различать и называть предметы по цвету и их оттенки, соотносить предметы по цвету

Повышение психолого –

педагогических знаний родителей

1) установление отношений сотрудничества с педагогами и родителями, поддержка их психолого-педагогической компетентности;

2) установление отношений игрового партнёрства с детьми и содействие их успешному развитию в среде дошкольного учреждения.

Развитие у детей устойчивого интереса к книге, бережного отношения к ней

Повышение психолого –

педагогических знаний родителей

Повышение психолого –

педагогических знаний родителей

Способствовать развитию творчества дошкольников. Повышать сенсорную чувствительность. Формировать умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его

Учить подбирать животному и различным предметам соответствующую по окраске фактуру. Развивать зрительное внимание, память и быстроту мышления

Рассказать детям о театральном дизайне – как новом виде художественно – конструкторской деятельности с просмотром иллюстративного материала

Развивать у детей умение различать и называть предметы по цвету и их оттенки, соотносить предметы по цвету

Создание образовательной художественно – творческой среды полихудожественного развития детей дошкольного возраста

Формировать представление о мастерской игрушек, о материалах, которые используют на фабрике. Развивать умение моделировать простые предметы

Развивать интеллект, внимание, цветовосприятие, память, творческие и аналитические способности у детей с помощью дидактических игр

Совершенствовать умение видеть красоту вокруг. Вызывать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Формирование представлений у детей о творческих профессиях, в том числе модельера – дизайнера одежды

Привлечь детей к интересному виду искусства – боди – арт.

Развивать умение видеть красоту созданного изображения: в передаче плавности, тонкости линий, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка

Учить группировать предметы одежды мужчин и женщин. Уточнять названия и назначения предметов одежды. Развивать умение различать существенные детали и части предметов одежды. Развивать умение понимать обобщающие понятия

Побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации предметов. Закреплять название одежды, кому она принадлежит. Активизировать речевую деятельность детей

Учить создавать образы на лице. Развивать творческое воображение

Повышение психолого –

педагогических знаний родителей

Познакомить педагогов с тем, как можно работать с новыми возможностями художественных техник, художественными материалами. Показать, как можно развивать творческую и познавательную активность у детей, умение создавать художественные образы с помощью нетрадиционных техник рисования.

Расширение представления о строении человеческого тела, вторичных половых признаках, сезонных видов гардероба, очередности надевания одежды. Воспитывать аккуратность и опрятность в ношении одежды.

Формировать у детей знания об архитектуре, ее видах, функции (польза, прочность, красота). Уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии и др.). Познакомить с новыми профессиями – архитектор, дизайнер интерьера и ландшафтный дизайнер. Развивать интерес к искусству и архитектуре. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа

Совершенствовать умение детей читать схему, анализировать постройку. Развивать конструкторские способности детей, логическое мышление. Воспитывать интерес к деятельности

Повышение компетентности педагогов в применении нетрадиционной техники рисования в организованной и свободной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей у детей с помощью игровых методов и приемов

Повышение психолого –

педагогических знаний родителей

- активизация родителей (законных представителей) и укрепление сотрудничества с семьями воспитанников;

- содействие формированию профессиональных навыков и развитию опыта взаимодействия семей;

- укрепление внутрисемейных связей.

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………………….3Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3Цель программы………………………………………………………………………3Задачи программы…………………………………………………………………….3Особ...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Дополнительная образовательная программа по кружковой работе опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абс...

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...