Статья на тему: «Методика использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования воображения у дошкольников»
статья по рисованию

В статье представлены несколько типов техник рисования , которые  способствуют развитию творческого воображения дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx549.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: 

«Методика использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования воображения у дошкольников»

Необходимость системного подхода к решению педагогических задач требует определения целей деятельности, выбора методик, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей группы, планирования взаимодействия с детьми. Для осуществления этих задач необходимо, прежде всего, ознакомиться с опытом применения различных методик.

Источники, позволяющие проанализировать богатый педагогический опыт по использованию нетрадиционных техник рисования, можно разделить на две группы. Прежде всего, это методические пособия, предлагающие различные материалы, необходимые для организации детского художественного творчества. Например, в пособии Р.Г. Казаковой «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» описано более 30 нетрадиционных техник рисования. Описание сопровождается анализом влияния данных методик на развитие детей. Д.Н. Колдина в книге «Рисование с детьми 5-6 лет» предлагает конспекты мероприятий, позволяющие организовать работу с детьми старшей группы. Нетрадиционным техникам рисования посвящены методические пособия А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей» и Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» (в 2 частях). Авторы предлагают конспекты занятий по художественной деятельности. Таким образом, можно выделить несколько групп пособий. Во-первых, это методические пособия по организации изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях, где описываются в том числе и нетрадиционные техники рисования (Д.Н. Колдина, И.А. Лыкова, Т.С. Комарова и др.) Ко второй группе можно отнести пособия, представляющие опыт использования именно нетрадиционных техник рисования как эффективного метода развития детского творчества (Р.Г. Казакова, Т.А. Цквитария, Г.Н. Давыдова и др.)

Кроме методических пособий, богатейший опыт применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками можно почерпнуть из материалов различных сайтов педагогической направленности. Это, например, сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru» и другие. Особенно следует отметить Международный образовательный портал MAAM.RU. На этом сайте существует отдельный раздел, посвященный нетрадиционным техникам рисования. В нем можно найти самый разнообразный опыт применения техник в работе с детьми дошкольного возраста. Представлены конспекты мероприятий, детские рисунки, подробные описания различных техник и прочие методические материалы, позволяющие ознакомиться с особенностями рассматриваемого направления и наметить пути применения методик в работе с детьми.

Рассмотренный методический материал позволяет выделить ряд нетрадиционных техник рисования, которые могут использоваться в работе с детьми дошкольниками.

Рассмотрим несколько типов техник, которые на наш взгляд, способствуют развитию творческого воображения.Pim0014

Рисование ладошкой. Данная техника может применятся с детьми начиная с двух лет. Средством выразительности данной техники является пятно, цвет и получаемые из отпечатка руки  фантастический силуэт. Для рисования используют широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотную бумагу любого цвета, листы большого формата, салфетки. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или  окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Данная техника позволяет  развить творческое отношение к деталям изображения, цветовосприятие,  чувство композиции, воображение, творчество.  См.рисунок 1.

Оттиск  пробкой. Техника  может  применятся  с  детьми начиная  с 

двух лет.Пятно, фактура, вет  средствами  выразительности.  Используются следующие материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.  Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Техника развивает чувство ритма, композиции, воображение, творчество.  См.рисунок 2.                                                                        Pim0054

Следующая техника  - «Знакомая форма – новый образ» может использоваться с детьми от  пяти лет. Средствами  выразительности являются изменчивость знакомой формы. Ребенок обводит                                                                       карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит простым карандашом. При рисовании используют следующие материалы: бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки» кукольная одежда), карандаши. Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки. С помощью этой техники развивается чувство композиции, ритма, аккуратность, воображение. См.рисунок 3.Pim0030

Кляксография обычная. Занятия можно проводить с детьми от пяти лет. Средством выразительности является пятно. Материалами для изображения -  бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Изображение получают следующим образом:  ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. См. рисунок 4.Pim0010

Разновидностью кляксографии является «Кляксография с ниточкой», которую так же рекомендуется использовать с детьми от  пяти лет. Нитку опускают  в краску, отжимает  ее. Затем на листе бумаги выкладывает из  нитки изображение, оставляй один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Полученное пятно является средством выразительности. См. рисунок 5.https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=7b3845ec16633b2a&mb=imgdb_preview_345

Техника, в которой средством выразительности является фактура и цвет можно назвать технику  «Отпечатки листьев». Листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти это все материалы, которые требуются для данной техники.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Можно отпечаток листа использовать для изображения различных предметов, зверей, птиц. Данная техника развивает фантазию, эстетическое отношение к природе, чувство композиции, колорита. См. рисунок 6.Pim0013

Следующая техника Может быть использована как самостоятельная, так и в составе с другими техниками. «Рисование солью». В данной технике используется бумага для акварели. Если посыпать акварельный рисунок солью, она пропитывается краской и при высыхании создает эффект зернистости. Рисовать надо очень быстро, так как соль нужно сыпать на влажную краску. Дать рисунку хорошо просохнуть, стряхнуть лишнюю соль. Прилипшую соль можно соскрести или оставить на рисунке. У ребенка развивается умение комбинировать различные техники, художественное восприятие образа, развитие фантазии. См. рисунок 7.http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/19730_daf9d320b17320e8a40102facc2e8e72.jpg.jpg

Несколько похожая на кляксографию техника «Раздувание    краски» ,   на  лист   бумаги   наносят несколько капелек жидкой краски. Затем берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), её нижний конец направляют в центр пятна, но так, чтобы её конец не касался ни пятна ни бумаги, и с усилием дуют. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект. Отдельные детали дорисовываются кисточкой или фломастером. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка. См. рисунок 8.http://kids.moy.su/_si/0/s92743988.jpghttps://sites.google.com/site/netradicionetehrisovania567789/_/rsrc/1384088274670/monotipia/s45597876.jpg

Следующая техника «Монотипия». Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема. См. рисунок 9.

Такая техника рисования как «Каракулеграфия»  очень понравится  маленьким художникам. Всего лишь нужно нарисовать каракули или недорисованный контур любого предмета. Затем, если добавить недостающие детали, дополнить образ, то получим достаточно целостный и узнаваемый объект. Каракулеграфия направлена на развитие представления и зрительной памяти, что требует уже сложившегося определённого уровня наблюдений и опыта. Для начала лучше предложить ребёнку распознать в незаконченных контурах объектов загаданный образ. Если возникнут затруднения, можно задавать наводящие вопросы. Например, попросить определить, каких именно деталей не хватает, и дорисовать их. Также можно предложить ребёнку раскрасить изображение и дополнить рисунок тематическими элементами. См.рисунок 10. http://kids.moy.su/_si/0/s31787560.jpghttp://kids.moy.su/_si/0/90667662.jpg

Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе «Шаблонография». Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить – из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратах, овалах, прямоугольников. Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур. Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами (можно приобрести готовый, а можно изготовить самостоятельно).На начальном этапе можно предложить ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Ребенок учится обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. Постепенно усложнять задания, предполагая все большую самостоятельность действий ребенка. Обучать последовательности создания сюжета: сначала обрисовать основную, самую крупную форму, а затем переходить к деталям. Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его. См. рисунок 11.

Рисование поролоном. Для данной техники необходим кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску ,так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники хорошо подходит при изображении животных, так и  передает фактурность пушистость поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях ( изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.) .См.рисунок 12.http://pandia.ru/text/79/036/images/image004_65.jpg

Частью любого творческого процесса является умение  видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Нетрадиционный способ рисования «Ожившие предметы» строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умение выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. См.рисунок 13.http://kids.moy.su/_si/0/s05625353.jpg

Расчесывание краски. Этот  прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске т процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает оббьем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам. См.рисунок 14.http://img2.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-06-06/image_4204421.jpg

 Таким образом, при выполнении заданий с применением нетрадиционных техник рисования обеспечивается большая свобода для деятельности воображения, поскольку создавая образы дети могут использовать не только традиционные техники, но и дополнить их. Нетрадиционные техники рисования развивают направленность процессов воображения, их пластичность, формируют у детей способность создавать сложные целостные изображения. Так же необходимо обратить внимание на активное руководство детской изобразительной деятельностью и процессом формирования техники рисования со стороны взрослого. По мнению Т.С. Комаровой создание изображения с помощью  нетрадиционных техник рисования является значительно более трудным, чем рисование карандашом и кистью, и имеет положительные черты «в манипулировании материалами»: богатство технических приемов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша и др., разнообразие сочетания этих материалов .

Таким образом, нетрадиционные техники рисования дают возможность увидеть тот или иной образ в получаемом изображении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

«Использование нетрадиционной техники рисование как средство развития творческого воображения детей».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 68»       Образовательный проект. Использование не...

Статья "Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Использование нетрадиционных техник рисования, как средства формирования эмоционально-чувственного мира дошкольников.

Использование нетрадиционных техник рисования, как средства формирования эмоционально-чувственного мира дошкольников...

Статья на тему: «Методика использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования воображения у дошкольников»

На современном этапе творческое воображение становится определяющим во всей практической деятельности человека. Современные дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самос...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения старшего дошкольника

Нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выраз...