Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Народные промыслы России»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Наталья Дмитриевна Кирикова

Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Народные промыслы России»

Выполнила: Кирикова Н.Д.

Цель: приобщение к истокам русского промысла на основе росписи по мотивам дымковской игрушки.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления о разнообразии народного декоративно-прикладного искусства. (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка); уметь выделять их характерные особенности.
Расширять умение в декоративном оформлении вылепленных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
Развивающие: развивать чувство гордости за творчество русских мастеров.
Развивать эстетические чувства. Развивать технику рисования концом кисти, всем ворсом, ватной палочкой, спонж-гупкой.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Материалы и оборудование: изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, Городца; фигурки-заготовки «Барышни» из солёного теста; гуашевые краски; кисти №; ватные палочки, губки- спонжи в форме круга; салфетки, тряпочки, образцы элементов дымковских узоров для каждого ребёнка, запись музыки «Ярмарка»
Ход занятия:  

(дети входят в группу, звучит весёлая музыка) Воспитатель встречает детей со словами:

Заходите, заходите,

К нам на ярмарку спешите,

Пропустить ее нельзя!

Что угодно здесь найдете:

И посуду, и игрушки,

Много нового поймете

О народных мастерах.

-Ребята, я приглашаю вас посетить ярмарку, где собраны изделия и предметы народных мастеров и умельцев.

-Скажите, ребята, а что такое ярмарка?(ответы детей)

Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Руками мастеров, народных умельцев:

Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.

Воспитатель: Дети, что такое народные промыслы?(ответы детей)

-Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили? («Мастер на все руки».)

Воспитатель: Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Д/и «Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Воспитатель: Молодцы, вы вспомнили много пословиц о труде.

Давайте подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы. (Даю время рассмотреть)

1)Предлагаю послушать загадку и отгадать о каком промысле идёт речь (загадывает ребёнок)

Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.

Откуда товар такой?

Дети: Хохлома.

Воспитатель: Покажите пожалуйста, где у нас столы с хохломскими товарами? Из какого материала сделаны эти изделия? (Дети: Из дерева.)

Воспитатель: Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись. (Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.)

Воспитатель: почему же хохлому называют золотой? (много жёлтого, золотого цвета.)

2.) Воспитатель: теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.(загадывает ребёнок)

Есть на Волге город древний.

Славятся по всей России своей росписью мастера

Распускаются букеты, ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Что за роспись? (городецкая)

Воспитатель: Покажите пожалуйста, где у нас товары от городецких мастеров?

- Из какого материала сделаны эти изделия? (Дети: из дерева.)

-Какие изделия украшали такой росписью. (Тарелки, разделочные доски, мебель, шкатулки, игрушки)

- Какие основные цвета этой росписи? (Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.)

- Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете? (Цветочные узоры, кони, птицы.)

3.) Воспитатель: 0тгадайте, ребята, ещё одну загадку.(загадывает ребёнок)

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).

Воспитатель: Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия? (из белой глины.)

Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи. (синей, голубой, белый.)

-Какую посуду украшают этими узорами? (Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы)

Воспитатель: Ребята, в России народ умеет не только трудиться, но и веселиться. А какое же веселье без игр. Предлагаю поиграть  в хороводную игру «Колпачок»

Дети выбирают ведущего с помощью считалки:

1,2,3,4,5,

Мы собрались поиграть

к нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

(ведущий сидит на корточках в середине хоровода, на нём одет головной убор в виде колпачка)

Дети: Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки красные сапожки.

Мы тебя поили, мы тебя кормили,

На ноги поставили (дети подходят к центру, приподнимают ведущего и снова образуют круг),

Танцевать заставили (хлопают в ладоши)

Танцуй сколько хочешь выбирай кого захочешь (ведущий танцует с закрытыми глазами и выбирает игрока из хоровода).

4.) Воспитатель: Вот ещё одна загадка, послушайте и отгадайте:

Весёлая белая глина.  Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы, всадники и ребятня, а ну, назовите меня…

Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

Воспитатель: Скажите, ребята, из чего сделаны игрушки? (Дети: Из глины.)

Воспитатель: да.  Из каких элементов состоит дымковский узор? (Дети: Из кругов, колечек,линий прямых и волнистых, клеточек..)

Воспитатель: какие основные цвета используют мастера для росписи дымковской игрушки? (Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.)

Обращаю внимание детей на «Барышень», которые они лепили из солёного теста.

Воспитатель: Что же здесь, за барыни на столе стоят, чьи руки их делали?

- Что же вам надо сделать, чтобы они превратились в яркие, нарядные игрушки? (расписать)

-Вы хотите потрудиться?

-Разбирайте своих изделия и проходите в нашу мастерскую. (дети рассаживаются за столы)

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить свои игрушки ярко, нарядно. Основные элементы дымковского узора перед вами на доске.

-Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.

А сейчас, чтобы ручки не ленились

Очень дружно потрудились,

Нужно пальчики размять!

Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:

Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветы закрывают лепестки (сжимание пальцев)

Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).

Воспитатель: Приступайте к работе мастера.

Самостоятельная деятельность детей. Подхожу к детям спрашиваю, какой узор они выбрали для оформления, подсказываю какой инструмент лучше использовать для прорисовки узора.

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, вам нравятся ваши «Барышни»?

-Элементами какой росписи вы украшали свои изделия?

- На нашей ярмарке изделия каких мастеров представлены?

Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе "Музыкальный рисунок"

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе"Музыкальный рисунок"Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художественное ...

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе "Музыкальный рисунок"

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе"Музыкальный рисунок" Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художеств...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «МОЁ ОТЕЧЕСТВО - РОССИЯ»

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «МОЁ ОТЕЧЕСТВО - РОССИЯ»...

ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМИ МИРОМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "МОЯ РОДИНА РОССИЯ"

Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу, к земле, где родился и вырос, гордость за историческое прошлое своего народа.  Воспитание патриотизма в современном мире требует особ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия"

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы по лексической теме "Моя Родина - Россия"...