ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМИ МИРОМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "МОЯ РОДИНА РОССИЯ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тубасова Светлана Константиновна

Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу, к земле, где родился и вырос, гордость за историческое прошлое своего народа.  Воспитание патриотизма в современном мире требует особого внимания. Представляю вашему вниманию образовательную деятельность "МОЯ РОДИНА РОССИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_nod.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

Цель: формировать патриотические и гражданские чувства старших дошкольников. 

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей о России, как о многонациональном государстве, в котором мы живем;
  • формировать уважительное отношение к государственным символам;
  • закрепить знания о флаге, гербе, гимне;
  • воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней;
  • совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц;
  • развивать диалогическую речь, память, мышление.

Материалы и оборудование: глобус, карта России, иллюстрации природы России, иллюстрации достопримечательностей Москвы, портрет президента РФ, изображения герба, флага России, аудиозапись гимна РФ, иллюстрации «Народы России».

Ход занятия:

Скоро вы пойдёте в школу и узнаете много интересного и познавательного, но начнём подготовку к школе мы прямо сейчас, сегодня я вас познакомлю с большой и прекрасной страной, которая называется – РОССИЯ. В этой стране живём мы с вами, и чтобы быть настоящими гражданами своей страны, надо знать много о своей родине, любить её, и гордиться ею.

На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Она протянулась от запада на восток и с севера на юг (показ). Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и тоже время в одной части России может идти снег, а в другой светить солнце.  Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Россия – любимая наша страна.

Подумаем вместе, какая она.

Якут, что на Севере Крайнем живёт,

Нам скажет: «В ней снег очень часто идёт,

Лохматых оленей гуляют стада

И много повсюду блестящего льда!»

А мальчик из Сочи задорно хохочет:

«Да что вы, ребята! Какие морозы?

Здесь пальмы растут и душистые розы!»

И кто из них прав? Правы оба, понятно:

Россия огромна, сильна, необъятна!

- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну.  Кто знает…

 Жить – Родине служить.

Родина поучает – Родина выручает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Нет краше земли, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

На чужой стороне и летом холодно.

- все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

Ребята, а давайте посмотрим, как наша страна выглядит на карте мира, глобусе. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитом, Тихим и Атлантическим. Границы России проходят и по суше, и по воде. (рассматривают, ребенок показывает Россию на карте мира)

Представьте, что вам необходимо пройти вдоль всей границы нашей Родины. А что мы увидим на границе, послушайте:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Что вы увидите на своём пути?

Дети: города, реки, моря.

 Давайте продолжим наше путешествие и рассмотрим природу России. (иллюстрации)

Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т. д.) Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.) Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Черника, брусника, клюква и т. д.) А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т. д.)  Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т. д.)А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т. д.)

Ребята, в детском саду у нас есть заведующий, в школе - директор, у папы и мамы на работе - начальники. В каждой стране тоже есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах - это король, в других - королева, а в третьих - к примеру, султан. Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой президент – Владимир Владимирович Путин. (Показ портрета президента)

Мы – граждане России, любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. И как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы (отличительные знаки страны, которые выделяют её среди других государств)

Вы знаете  символы государства? (герб, флаг, гимн)

Каждая страна в мире имеет свой флаг. И сколько в мире стран, столько и флагов.

Кто мне назовёт цвета Российского флага? (ответы детей, а затем показ флага России)

На флаге мы видим три полоски белого, синего и красного цвета. 

Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом. «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», - Сказал снег. И на флаге появилась белоснежная полоска.

В России много морей, озёр, больших и малых рек. Все они вместе решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоса.

По утрам над страной встаёт солнышко. «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», - сказало солнышко. И третья полоса на флаге стала красной.

Ребята, вы видили по телевизору большие спортивные соревнования, в которых участвуют спортсмены разных стран. Каждая команда выступает под флагом своей страны и спортсмены часто говорят , что они защищают честь своего флага.

Ребята, на доске вы видите четыре флага. Найдите среди них флаг России. Я буду показывать на флаг, а вы поднимаете руку, если считаете, что это символ нашей страны.

У вас на столе листочки, на которых вы видите белый флаг. Раскрасьте его так, чтобы получился флаг России. Очень важно не перепутать порядок полос флага. (выполнение задания).

Ребята: А какое дерево является символом России? (Береза)

Физкультминутка: «Берёза»

Мы березку посадили (Выпрямиться.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать.)

К солнцу ветки подняла (Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Мы рассмотрели российский флаг, а теперь мы узнаем , какой у России герб, то есть отличительный знак страны. Обычно на гербах изображают красивых и гордых зверей и птиц, например льва или орла. Иногда это могут быть сказочные животные, например дракон.

Кто же изображён на гербе нашей страны?

Послушайте легенду:

Однажды (это было давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в русских лесах, стали думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: "Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!" Звери и птицы засмеялись: "Да что ты, белочка! Вон ты какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!"

Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: "Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!" Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: "Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц - орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!" Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.

Кроме двуглавого орла, на гербе нашей страны изображён воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьём. Этого воина зовут Георгий Победоносец. Почему Георгий Победоносец изображён на гербе России? Потому, что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов. (показ герба России)

Ребята, а зачем нужен герб, как вы думаете? Герб России мы видим очень часто на государственных документах, на свидетельстве вашего рождения, на паспорте. (показ паспорта) Его наличие подтверждает, что человек является гражданином РФ.

А сейчас посмотрите внимательно на герб Российской Федерации и раскрасьте картинки с изображением герба, которые я вам дала (дети раскрашивают герб).

Оставьте себе на память герб России, чтобы помнить важный символ нашей страны.

Дети, у каждой страны есть самая главная песня. Что это за песня? (гимн)

Что такое гимн? Это самая торжественная, самая главная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна. Музыку к российскому гимну написал композитор А. В. Александров. Послушайте Гимн России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя - это знак уважения к своему государству к своей Родине.

(прослушивание гимна РФ)

Ребята, вот и заканчивается наше с вами маленькое путешествие по большой стране. теперь вы знаете, какая Россия огромная, красивая, могучая. Со своей историей, со своими государственными символами – флагом (показ), гербом (показ) и гимном.

– Назовите столицу России. (Москва.)

– Послушайте стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Игра «Это Родина моя».

Воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя».

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки —

(Это Родина моя)

Горы снежные вершины,

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя)

Где поля и степь без края,

На цветах блестит роса.

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя)

Лес, как царство Берендея,

В нем живут медведь, лиса.

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя)

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега.

А на юге – море, солнце.

(Это Родина моя)

Где город города прекрасней,

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – белый, синий, красный,

(Это Родина моя)

Ребята: А какое дерево является символом России? (Береза)

Физкультминутка: «Берёза»

Мы березку посадили (Выпрямиться.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать.)

К солнцу ветки подняла (Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Воспитатель: Москва – столица нашей Родины.

Воспитатель сопровождает показ иллюстраций рассказам:

«Кремль – это „сердце“ России, самая древняя часть Москвы. На территории Кремля находятся старинные соборы – Успенский, Архангельский, Благовещенский. В Кремле расположена резиденция Президента России. Главные праздники в России принято отмечать на Красной площади. Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраивают военные парады, концерты. На Красной площади расположены известные всему миру собор Василия Блаженного, Исторический музей, Мавзолей В. И. Ленина, памятник Минину и Пожарскому. В память о погибших в Великой Отечественной войне в Александровском саду был зажжен Вечный огонь на могиле неизвестного солдата. В Москве находятся органы государственной власти, живет президент. Уже более трехсот лет Москва является столицей России. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий».

Ребята, вы же умеете считать до 100? Вот и представьте, что в России живут 170 разных народов. Люди разных народов могут отличаться друг от друга цветом кожи: у одних она белая, у других – смуглая, у третьих – совсем тёмная. Кроме того, они могут отличаться и формой глаз: у одних они пошире, у других – поуже. У каждого народа свои обычаи. Но все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и никогда не ссориться друг с другом. Некоторые из них названы в стихотворении.             (иллюстрации)

Вот и заканчивается наше маленькое путешествие по огромной стране. Теперь вы знаете, какая страна большая, красивая, могучая. В ней живут люди разных профессий, все они трудятся для того, чтобы наша Родина стала ещё прекраснее. Со всеми странами Россия хочет жить мирно, дружить и сотрудничать: строить вместе космические корабли, вместе бороться с болезнями, вместе делать так, чтобы наша планета Земля стала ещё краше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы»

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края. Задачи: 1.Расширять представления детей о живой природе родного края. 2.Развивать связную речь и н...

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной к школе группы "Пресветлое солнце"

Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны.Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России.Развитие ...

Конспект занятия НОД ознакомление с окружающим миром в старшей группе Тема «Наша Родина - Россия»

Цели и задачи: • Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице. Закреплять и обобщать знания детей о символах России. Познакомить детей с основными неофициа...

Ольга Витальевна Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Ольга Витальевна ДыбинаЗанятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий...