Детские раскраски как уникальное средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста
консультация по рисованию

Зайцева Елена Витальевна

Рисование – одно из самых нужных и полезных увлечений. Это отлично развивает моторику рук, способствует развитию детского воображения и фантазии, порождает новые эмоции, помогает лучше познавать мир. Рисование для ребенка – не просто очередное увлекательное занятие. Художественное творчество очень благоприятно влияет на развитие малыша и становление его личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaytseva_goncharova.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЕ РАСКРАСКИ КАК УНИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Зайцева Е.В., педагог-психолог,

Гончарова Н.В., воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 64 «Искорка»

Старооскольского городского округа

г. Старый Оскол

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в дошкольном учреждении является художественная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Рисование – одно из самых нужных и полезных увлечений. Это отлично развивает моторику рук, способствует развитию детского воображения и фантазии, порождает новые эмоции, помогает лучше познавать мир. Рисование для ребенка – не просто очередное увлекательное занятие. Художественное творчество очень благоприятно влияет на развитие малыша и становление его личности.

Во время рисования у ребенка развиваются интеллектуальные способности, происходит процесс активного взаимодействия правого и левого полушарий мозга, увеличивается словарный запас. К тому же малыш учится думать логически. Он анализирует те предметы, которые рисует (форму, цвет, размер), в том числе сравнивая их между собой. Рисование развивает воображение и фантазию, а также влияет на формирование эстетического вкуса.

Детские рисунки – отличный способ определить его душевное состояние, ведь через это творческое занятие малыш выражает свои эмоции. Узнать настроение ребенка можно по тому, что именно он рисует, какие цвета красок (карандашей, фломастеров) использует. В работе с детьми, психологи часто прибегают к этому методу.

Кроме прочего, рисование делает ребенка организованным и самостоятельным. Малыш учится усидчивости, терпению и выдержке, а также доводить начатое дело до конца. Ребенок приучается к порядку и дисциплине, если ему объяснить, что после каждого занятия рисованием необходимо убирать за собой (собирать карандаши в коробочку, класть альбом на место).

В современном  мире  самыми  популярными детскими художественными играми,  на ряду с дидактическими, являются раскраски. Раскрасками увлекаются все без исключения, и взрослые и дети. Раскраски – замечательный подарок для любого ребенка. Ведь детей, которые бы не любили рисовать или раскрашивать, просто не бывает! Раскраски для детей – это особенный мир, в котором они могут творить, уноситься в страну своих фантазий и просто делать мир прекраснее.

Выполненные профессиональным художником, раскраски приглашают ребёнка к сотрудничеству, ведь от цветового решения маленького соавтора во многом будет зависеть и настроение художественного образа, и его выразительность. Палитра обучающих возможностей раскрасок почти безгранична!

Для детей младшего дошкольного возраста – раскраска помогает осваивать первые простые формы, находить цветовые соответствия, развивает мелкую моторику. Именно с раскрасок начинается действенный путь от мира видимых, реальных объектов к миру условному, знаковому, вторичному по отношению к окружающей малыша действительности.

В старшем дошкольном возрасте раскраски – источник знаний и представлений об окружающем мире, ёмкий, детализированный, лаконичный. Раскраска помогает детям выявить предпочтения, организует мысль, концентрирует внимание на деталях, формирует вкус. Сам процесс раскрашивания из действия механического в старшем дошкольном возрасте превращается в творческий процесс – опытным путём ребёнок  начинает осваивать выразительные возможности цвета. Развитие дифференцированных движений руки при раскрашивании мелких деталей – необходимое условие подготовки ребёнка к письму.

Раскрашивание - хороший способ переключить внимание ребенка, отвлечь его от стрессовой ситуации.  Такое занятие неплохо успокаивает нервную систему ребенка и позволяет отвлечься от проблем и неприятных мыслей.

Хотим рассказать о видах раскрасок, которые используем в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Пальчиковые раскраски. Такое раскрашивание развивает творческий потенциал ребенка, мелкую моторику пальцев рук, помогает в изучение цветовых гамм. Так же при помощи рисования пальчиками малыш получает новые тактильные и зрительные  ощущения, расширяется кругозор. Ребенок получает положительные эмоции, а ведь именно яркие творческие впечатления положительно влияют  на психологическое развитие малыша. Рисование пальцами ещё называют игры с грязью, через которые ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает, или не считает возможным нарушать правила. «Игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

В настоящее время по работе с детьми все чаще сталкиваемся с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь  раскрашивание мандал.       

Рисование мандал — творчество, которое приносит детям невероятное удовольствие.

В чем польза мандал для детей?

  • Проявляется творческие потенциал.
  • Развивается мелкая моторика.
  • Улучшается усидчивость, аккуратность и способность доводить дело до конца.
  • Ребенок учиться успокаиваться и узнает, как справляться с эмоциями и сложными чувствами.
  • И самое важное, он наполняет себя положительной энергией.

После завершения мы можем заглянуть во внутренний мир ребёнка, исходя его цветовых предпочтений:

  • Красный — предпочитают активные дети, такие дети нуждаются в похвале.
  • Желтый — невероятные фантазеры.
  • Зеленый — такие цвета выбирают дети, которые нуждаются в родительском внимании и чувстве защищенности. Развивайте в них творческий потенциал.
  • Синий — цвет спокойствия. Если ребенок неожиданно начал использовать этот цвет, это символизирует усталость.
  • Оранжевый — чрезмерные активные ребята, шумные, заводные. Выбирайте для них занятия, которые будут высвобождать эту энергию, например, спорт.
  • Коричневый — означает запутанность, неблагополучие в психике, отгороженность от окружающих.
  • Серый — редкий цвет для выбора, предпочитают замкнутые дети.
  • Черный — ребенок переживает стресс и нуждается в поддержке.

Мега- раскраски. Такие раскраски можно назвать новинками. Как все раскраски, они очень полезны, особенно для детей дошкольного возраста, потому что они: развивают мелкую моторику; развивают координацию движений; готовят руку ребенка к письму; позволяют с пользой провести время за медитативным занятием - раскрашиванием.

Их может раскрашивать один ребенок или сразу несколько - деталей для раскрашивания хватит всем, воспитывается чувство коллективизма, чувство совместной деятельности. Раскрашивать можно как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности.  После разукрашивания, для малышей можно придумать еще очень много других заданий: найти, посчитать, назвать и т.д. По этим картинкам можно придумывать небольшие истории и сказки. Плакаты можно использовать как игровое поле для игр с машинками, маленькими игрушечными зверями или куклами. Плакаты легко превратить в настольные игры - ходилки, если нарисовать через трафарет или вырезать из цветной бумаги и приклеить на раскраску кружочки - дорогу. В качестве фишек подойдут маленькие фигурки от "Лего" или "Киндер-сюрприза".

Рисование  солью  похоже на волшебный эксперимент. Это действительно находка для детей, которые любят делать что-нибудь необычное.  Коме того, нетрадиционные способы творчества помогают ребенку раскрепоститься, получить от процесса удовольствие и удивляться результатам.  На одном занятии заготавливаем  шаблон рисунка, это может быть: бабочка, грибочек, солнышко, деревце, домик, цветочек….а на следующем занятии его раскрашиваем.

Техника рисования солью - это хорошее средство развития художественных способностей у детей дошкольного возраста.

Оказывается, кухонная соль - это прекрасный материал для нетрадиционного рисования и изготовления с детьми интересных поделок.

👍Используя технику рисования солью, ребенок развивает художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, трудолюбие и целеустремленность.

Раскраски своими руками. При работе с детьми мы попробовали изменить пассивную позицию ребёнка, раскрашивающего картинку, на активную: ребёнок сначала самостоятельно создаёт графический образ и лишь на следующем занятии (или в самостоятельной художественной деятельности) вносит в неё цвет. Такое разделение графического  и колористического образа в большей мере соответствует психофизиологическим особенностям дошкольников. Не отвлекаясь на цветовые характеристики изображаемого, ребёнок начинает лучше чувствовать пространство листа. Итог работы – контурная картинка, готовая к раскрашиванию. Дальше фокусируем внимание детей на выразительных возможностях цвета.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтшуллер, Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности [Текст]/Г. С. Альтшуллер// Работа с дошкольниками.- 2007.-№6
  2. Глазкова Н.Н. Нетрадиционные техники рисования  как  средство развития творческих способностей детей [Текст]/ Н.Н. Глазкова // Работа с дошкольниками.- 2009.-№2
  3. Ильина,  А. Рисование нетрадиционными способами [Текст]/ А. Ильина // Дошкольное воспитание.- 2004.-№2
  4. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст]/ Р.Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М.: Сфера, 2006. – 114 с.
  5. Никольская, О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. [Текст]/  О. А. Никольская. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1997. – 96 с.
  6. Цквитария, Т. Нетрадиционные техники рисования. [Текст]/  Т. Цквитария. – М.: Сфера. – 2011. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день....

«Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» - как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

В статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...