Рабочая программа 2022-2023 "Нетрадиционная техника рисования"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественно-образное мышление, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2022-2023_netraditsionnaya_tehnika_risovaniya_.docx | 38.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Нетрадиционная техника рисования
«Необычное рисование»
Художественной направленности
Для детей от 5 до 6 лет
Срок реализации программы 2022-2023 учебный год
Автор: Морозова Наталья Сергеевна
Воспитатель ГБОУ Школа 1161
Москва 2022-2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественно-образное мышление, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Дает возможность творческой самореализации личности.
Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания. В системе работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия 30 минут.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию; совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона.
Цель программы:
- Развитие художественно – творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и способами изображения;
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Задачи:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе:
- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
- Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит узоры и отпечатки на бумагу.
- Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и салфетками, картофелем)
- Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов, затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
- Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
- Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок.
- Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
- Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
- Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
- Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
- Пуантилизм - рисунок создается при помощи отдельных точек разного цвета.
Перечень используемого рабочего материала:
- цветной картон;
- салфетки;
- восковые мелки;
- краски, гуашь, кисти;
- альбомы для рисования;
- свечи;
- карандаши цветные;
- трубочки для коктейлей;
- ватные палочки.
Календарно-тематический план на 2022-2023 год
Месяц | Тема | Техника рисования | Цели |
Сентябрь | Дерево колдуньи | Кляксография | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. |
Ранняя осень (паучок) | Оттиск пробкой | Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности. | |
Яблоня с золотыми яблоками | Рисование поролоновыми тычками | Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвлённость кроны фруктовых деревьев. Закреплять умения рисовать нетрадиционными методами рисования (рисование поролоновыми тычками). Учить красиво располагать изображение на листе. | |
Путешествие в золотистый лес | Рисование ватной палочкой по трафарету | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью. | |
Октябрь | Цветы в вазе | Печатание природным материалом | Познакомить с нетрадиционной техникой Печатка (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание). Развивать художественно-творческие способности. Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме. Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. Формировать композиционные навыки. |
Невиданный зверь | Жесткая кисть, мягкая кисть | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. | |
Фруктовые деревья | Печатание природным материалом, рисование пальчиками | Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования, совершенствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и кистей, вызвать положительный отклик на результаты своего труда. | |
Природа отражается в воде | Монотипия, рисование по сырому листу | Совершенствовать технику рисования акварелью. Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Закреплять технику рисования деревьев. Развивать творческое воображение. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. | |
Ноябрь | Подарок для бабушки | Различные техники | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции и ритма. Развитие эстетического восприятия и воображения, творческой активности, умения дополнять создаваемый образ интересными деталями; Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. |
Сказочная птица | Экспериментирование с материалами | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. Развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Осенний пейзаж | Тонирование бумаги, тычок поролоном | Закрепить знания детей о техниках рисования. Побуждать детей передавать особенности осенних деревьев, добиваясь выразительности с помощью цвета. Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать работу по обогащению словарного запаса, закрепить понятие «пейзаж». Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. | |
Волшебная страна – подводное царство | Рисование по мокрому листу | Учить детей рисовать нетрадиционным способом “по мокрому” листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество. | |
Декабрь | Снегирь | Восковые мелки + акварель | Развивать у детей творческие способности, воображение. Закреплять умение работать кистью и красками, аккуратно закрашивать белый лист бумаги. Воспитывать бережное отношение к птицам, заботиться и подкармливать их. |
Кактус | Кляксография | Закреплять умение использовать технику изображения "кляксография"; развивать творчество, интерес к окружающему миру. | |
Морозные узоры | Монотипия | Упражнять в использовании техники изображения "монотипия", используя целлофан. Вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности. Развивать творческие способности. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | |
Дед Мороз | Рисование солью | Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Закрепить умения рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца. | |
Январь | Метель | Набрызг | Развивать умение строить композицию рисунка, устанавливать связь музыки с живописью для выражения своих чувств в рисунке. Закрепить навыки рисования наклонных веток деревьев концом кисти. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству, эмоциональному отклику, развивать эстетические чувства (радость, восторг). |
Хрустальный замок Снежной Королевы | Рисование солью | Закреплять умение располагать узор в соответствии с заданной формой, придумывать детали рисунка по своему желанию; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. | |
Подарим друг другу радость | Цветная пена, оттиск пенопластом, ватными палочками | Развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования: цветная пена, оттиск пенопластом, ватными палочками. | |
Пушистые котята | Тычок жёсткой полусухой кистью | Закреплять умение держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических формах, формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму; развивающие: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику кистей рук; воспитательные: воспитывать сострадание и любовь к животным. | |
Февраль | Волшебные снежинки | Краски зимы , выдувание | Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём наращивания элементов по концентрическим кругам. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. |
Папин портрет | Различные техники | Учить рисовать мужской портрет, передавая особенности внешнего вида, характер и настроение человека. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление, соответствующие цветовые сочетания. | |
Цветы для Дюймовочки | Рисование штампами | Уточнить знания детей о садовых цветах. Развивать у детей навыки тактильного ощущения. Закреплять навыки и умения, полученные на предыдущей НОД рисовать с помощью печатей - штампов (картофель, луковица) и различных предметов (пластиковая вилка, ватная палочка и поролоновый шарик). | |
Царевна - лебедь | Рисование ладошкой | Учить рисовать ладошкой, смешивать краски. Развивать художественно-творческие способности, развивать фантазию и чувство композиции. | |
Март | Открытка для мамы | Печать по трафарету | Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. |
Ветка мимозы | Пластилинография, пуантилизм | Совершенствовать умение использовать ватные палочки и пластилин для создания образа; развивать творческие способности, интерес к изобразительной деятельности. | |
Домашние птицы | Трафареты, простые карандаши | Упражнять детей в рисовании простым и цветными карандашами. Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета. Развивать мелкую моторику рук. | |
Букет сирени | Рисование мятой бумагой | Закреплять знание жанровых особенностей натюрморта и пейзажа. Учить передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего. Развивать цветовосприятие и чувство композиции, эстетическое восприятие мира природы и произведений изобразительного искусства. Воспитывать навыки адекватной самооценки своей деятельности. | |
Апрель | Весна | Оттиск, отпечатки листьев | Дать понятие о поставленной задаче и ее выполнении самостоятельно; развивать творческие способности детей через использование нетрадиционных техник рисования; воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению; развивать воображение, чувство композиции, вызвать у детей радость от проделанной деятельности. Продолжать совершенствовать техники рисования: оттиск, отпечатки листьев. |
Закат солнца | Рисование по сырому листу | Создать условия для свободного экспериментирования с акварелью. Учить изображать небо способом цветовой растяжки "по мокрому". Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. | |
Красочные бабочки | Пуантилизм | Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Развивать у детей творческие способности- чувство цвета, умение придумывать узор. Воспитывать в детях желание доводить начатое дело до конца, доставить детям радость от своих работ нарисованных нетрадиционным способом. | |
Голубь – символ мира | Рисование | Продолжать знакомить с методом рисования ладошками. Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке. | |
Май | Тюльпаны | Рисование вилкой и пальцем | Развитие творческих способностей детей. Развитие творческого воображения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества. Совершенствовать умения композиционно располагать детали на листе бумаги. |
Салют в День Победы | Тычок жесткой полусухой кистью | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой сухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: желтый, красный, зеленый, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности. | |
Плюшевый медвежонок | Тычок жёсткой полусухой кистью, паролоном | Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | |
Небо при закате солнца | Монотипия пейзажная | Познакомить детей с новой техникой монотипия «по сырому». Продолжать формировать у детей отражать особенности. Изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники рисования. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Список используемой литературы:
- Развитие мелкой моторики у детей от 5 до 6 лет через нетрадиционные техники рисования. – М.:Просвещение,2012.
- Г.Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду (часть1,2) – М.: Скрипторий, 2007.
- Журнал «Дошкольное образование». 2010 – 2015.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия Развития, 2006.
- Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Обучение нетрадиционным техникам рисования" подготовительная группа 6-7лет
Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-организационного процесса кружка "Обучение нетрадиционным техникам рисования"...
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...
рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Маленькие умельцы"
Виды техник по нетрадиционной технике рисования....
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе " Волшебный мир красок"
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе " Волшебный мир красок"
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в п...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования с детьми
Рисование в нетрадиционной технике рисования-это один из способов самовыражения ребёнка...
Рабочая программа по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников " Страна Акварели"
Развитие художественно- творческих способностей детей 5 - 7 лет....