Рабочая программа по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников " Страна Акварели"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Развитие художественно- творческих способностей детей 5 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников " Страна Акварели" | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №6
муниципального образования
станица Старощербиновская.
Принята на заседании Утверждаю
педагогического/методического совета Заведующий МБДОУ ЦРР
от «___»________2021 г. детский сад № 6
Протокол №_________________ м.п. ___________Сюсюкало С.А.
«_____»____________2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СТРАНА АКВАРЕЛИ»
Уровень программы: ознакомительный.
Срок реализации программы:
Возрастная категория: от 5 до 7 лет.
Состав группы: до 15 человек.
Форма обучения: очная.
Виды программы: модифицированная.
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID номер Программы в навигаторе: 31244
Автор-составитель:
воспитатель
Жмака Виктория Владимировна
ст. Старощербиновская 2021 г.
ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «СТРАНА АКВАРЕЛИ»
(наименование программы с указанием направленности)
Наименование муниципалитета | Щербиновский район |
Наименование организации | Муниципальное Бюджетное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад № 6 станица Старощербиновская |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | 31244 |
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна Акварели» |
Механизм финансирования (ПФДО, муниципальное задание, внебюджет) | внебюджет |
ФИО автора (составителя) программы | Жмака Виктория Владимировна |
Краткое описание программы | Обучение традиционным и нетрадиционным техниками рисования |
Форма обучения | очная |
Уровень содержания | ознакомительный |
Продолжительность освоения (объём) | 1 год –74 часа |
Возрастная категория | от 5 до 7 лет |
Цель программы | развитие художественно- творческих способностей детей 5 - 7 лет. |
Задачи программы | Образовательные: Воспитательные: - развитие стремления видеть красивые необычные предметы и явления; - становление и развитие спонтанности, эмоциональности и индивидуальности; Метапредметные: - приобщение к рисованию и желание к дальнейшему обучению данного вида творчества; - формирование умения планировать деятельность под руководством педагога - прививать основы культуры труда; - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность; - формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. |
Ожидаемые результаты | Образовательные: Воспитательные: - становление умения видеть красивые необычные предметы и явления; - становление и развитие спонтанности, эмоциональности и индивидуальности; Метапредметные: - сформирование умения рисовать и желание к дальнейшему обучению данного вида творчества; - сформирование умения планировать деятельность под руководством педагога; - становление основы культуры труда; - сформирование умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность; - сформирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. |
Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) | нет |
Возможность реализации в сетевой форме | нет |
Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий | да |
Материально-техническая база | Помещение для занятий, соответствующее требованиям СанПин, от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» |
Нормативно-методические основания для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
3. Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», в редакции протокола президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19 сентября 2017 года № 66 (7).
5.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», в редакции протокола заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года №3.
7. Региональный проект «Успех каждого ребенка» в редакции протокола проектного комитета от 9 апреля 2019 года №5.
8. Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении Сан Пин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Краснодар 2020 год).
11. Устав Муниципального Бюджетного Учреждения Центр Развития Ребенка детский сад № 6 станица Старощербиновская.
12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБДОУ ЦРР детский сад № 6 ст. Старощербиновская.
Раздел I. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками для развития воображения, творческого мышления и активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа «Страна Акварели» имеет художественную направленность.
Новизна дополнительной общеобразовательной обще развивающей программы «Страна Акварели» предполагает вариативность в содержании изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала.
Актуальность. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников. Опыт работы с детьми показывает, что любой ребенок обладает талантом и задача педагога – распознать его задатки, дать возможность раскрыться, подобрав нужную форму.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям научиться самостоятельно пользоваться изобразительными материалами и овладеть разнообразными техниками исполнения.
Отличительной особенностью программы
Дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа «Страна Акварели» является модифицированной и составлена на основе типовой программы Министерства просвещения (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду) – М.:Просвещение, 1986 (переизд. 2010 г.).
Особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов.
Для выполнения творческих заданий могут быть выбраны различные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаш, уголь, тушь, перо, фломастеры и др.
Особое внимание учащегося направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, а также цвета объектов, что способствует развитию зрительной памяти и пространственных представлений.
Адресат программы. В объединение принимаются дети от 5 до 7 лет, независимо от художественных способностей. Количественный состав групп обучающихся до 15 человек. На вакантные места в объединение может производиться дополнительный набор детей.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы – базовый.
Объем – 74 часа
Срок реализации: 1 год
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по1 академическому часу,
Старший возраст 20 — 25 мин.,
Подготовительный 25 -30 мин.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы – одновозрастной, постоянный.
Занятия – групповые, с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Виды занятий.
При реализации программы используются разнообразные формы проведения занятий: творческий отчет, практическое занятие, мастер-класс, игра-путешествие, творческая мастерская, выставка и т.д.
Задания чередуются по темам, видам, жанрам и используемым материалам. Это позволяет заинтересовать детей, уйти от однообразия в обучении, развивает желание познавать новое, совершенствовать свои творческие способности. Учебный материал сформирован таким образом, чтобы постепенно ввести ребенка в мир изобразительного творчества.
Программа учитывает психологические особенности детей данного возраста и их связь с изобразительной деятельностью. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований, к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Цель программы: развитие художественно - творческих способностей детей 5 - 7 лет.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучение теоретическим знаниям;
- учить технологии работы с бумагой, красками и другими материалами;
- формирование представления об использовании бросового материала в изготовлении изделий;
- совершенствование различным художественным навыкам во всех видах изобразительной деятельности;
- формирование умения изображать реальные и фантазийные образы;
- обогащение, расширение и систематизирование знаний, умений и навыков;
- обеспечение умения создавать композицию в зависимости от сюжета, выделять в ней главное и второстепенное.
Развивающие:
- развитие творческих способности: чувство света, композиции, вкус и т.д.;
- развитие мелкой моторики рук (а значит и речь), глазомер, координацию движений;
- развитие воображения, памяти, фантазии, образного и пространственного мышления;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- знакомство с произведениями разных видов искусств для обогащения зрительных, слуховых, тактильных ощущений и впечатлений;
- становление умения распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам, фотографиям и т. д.;
-формирование представлений о композиции.
Воспитательные:
- формирование аккуратности и усидчивости;
- осознание и бережное отношение к результатам своего труда;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру;
- развитие стремления видеть красивые необычные предметы и явления;
- формирование ответственности и самостоятельности в достижении своих целей;
- формирование неравнодушного отношения к окружающему миру;
- становление и развитие спонтанности, эмоциональности и индивидуальности;
- формирование нравственных качеств: доброжелательность, толерантность, заботу, честность;
- формирование коммуникативных навыков и потребностей развиваться;
- создание вместе с детьми выставки, обсуждение с ними результатов, придумывания названий для работ.
Метапредметные:
- приобщение к рисованию и желание к дальнейшему обучению данного вида творчества;
- формирование умения планировать деятельность под руководством педагога
- прививать основы культуры труда;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание программы
Учебный план
Режим занятий:
№ | Вид организованной образовательной деятельности | Периодичность и объём организованной образовательной деятельности | ||
Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Изодеятельность с применением нетрадиционных методов | 2 раза в неделю по 25 мин (7 мин теория 18 мин практика) | 2 раза в неделю по 30 мин ( 10 мин теория 20 мин практика) | ||
Итого; |
Методическое обеспечение:
Традиционные техники:
- смешивание красок;
- рисование кистью по мокрой бумаге;
- акварель поверх восковых мелков;
- рисование маркером.
Нетрадиционные техники:
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование пальчиками;
- рисование ладошкой;
- оттиск поролоном;
- оттиск смятой бумагой;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- черно-белый граттаж;
- кляксография;
- Кляксография с трубочкой;
- набрызг;
- отпечатки листьев.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые губки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- кисти.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
От 5 до 6 лет
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать в рисовании по предварительному замыслу.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный).
Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
От 6 до 7 лет
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес.
Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются - передать перспективу.
При придумывании темы рисунка дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
Содержание учебного плана
Тема 1: Вводное занятие.
Теория:
Правила ТБ, правила поведения, требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с предметом «Изобразительное искусство».
Тема 2: Линия и цвет.
Теория:
Развитие навыка смешивания красок. Составные цвета. Основные цвета. Теплые и холодные цвета. Виды линий. Основы работы с кистью и красками. Понятие «пятно» в композиции. Понятие линии и штриха.
Практика:
Смешивание красок на палитре для получения нового цвета. Составление составных цветов. Смешивание теплых и холодных цветов. Рисование теплыми цветами. Рисование холодными цветами. Составление узоров из теплых и холодных цветов. Техника проведения разнообразных линий. Выполнение кистью несложного орнамента. Выполнение акцента в композиции с помощью цветового пятна.
Тема 3: Композиция на заданную тему.
Теория:
Развитие навыка композиционного решения
изображения на листе. Понятие композиции. Понятие чувства гармонии. Понятие симметрии. Значение фона в работе. Основы станковой композиции.
Практика:
Компоновка в данном формате. Передача характера через рисунок и цвет. Работа с кистью по готовому фону.
Рисование в технике «по сырому». Рисование с использованием ограниченной цветовой палитры.
Тема 4: Рисование с натуры, по памяти, по представлению.
Теория:
Знакомство с понятием «близко-далеко». Изучение понятия «ритм», симметрия». Композиция натюрморта. Начальные сведения о пропорциях человека. Понятие «орнамент в полосе» и «раппорт». Декоративная переработка форм. Основы декора. Понятие «зрительная память».
Практика:
Рисование человека по памяти и с натуры. Выполнение простейших натюрмортов. Изображение птиц. Изображение деревьев. Передача характера персонажа с помощью деталей. Передача тонально-цветовыми сочетаниями образов времён года. Выполнение орнаментов. Декоративное изображение птиц, цветов, архитектурных сооружений. Декорирование различных предметов. Рисование по памяти.
Тема 5: Нетрадиционная техника рисования.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, это может быть любимая кукла, мишка или машина.
Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Я рисую маму»…
Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников...Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: "Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек.
Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку "Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник.
У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года,
но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Поролоновые штампы.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Загадочные рисунки.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисование мелками.
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
Метод волшебного рисунка.
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь.
Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
Разрисовка маленьких камешков.
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений.
В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
Метод ниткографии.
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
Метод монотипии.
Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Рисование на мокрой бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д.
Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Тканевые изображения.
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают, а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Объемная аппликация.
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир.
С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером.
Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-внимания и усидчивости;
-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
-кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
-рисование песком;
-рисование мыльными пузырями;
-рисование мятой бумагой;
-кляксография с трубочкой;
-монотипия пейзажная;
-печать по трафарету;
-монотипия предметная;
-кляксография обычная;
-пластилинография.
Теория: Нетрадиционные техники.
Планируемые результаты
Образовательные:
- освоение теоретическим знаниям;
- познание технологии работы с бумагой, красками и другими материалами;
- сформировать представления об использовании бросового материала в изготовлении изделий;
- овладение различным художественным навыкам во всех видах изобразительной деятельности;
- сформирование умения изображать реальные и фантазийные образы;
- обогащение, расширение и систематизирование знаний, умений и навыков;
- умения создавать композицию в зависимости от сюжета, выделять в ней главное и второстепенное.
Развивающие:
- сформирование творческих способности: чувство света, композиции, вкус и т.д.;
- развитие мелкой моторики рук (а значит и речь), глазомер, координацию движений;
- развитие воображения, памяти, фантазии, образного и пространственного мышления;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- ознакомление с произведениями разных видов искусств для обогащения зрительных, слуховых, тактильных ощущений и впечатлений;
- умения распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам, фотографиям и т. д.;
-сформирование представлений о композиции.
Воспитательные:
- приобретение навыков аккуратности и усидчивости;
-приобретение осознания и бережное отношение к результатам своего труда;
- сформирование эстетического отношения к окружающему миру;
- становление умения видеть красивые необычные предметы и явления;
- сформирование ответственности и самостоятельности в достижении своих целей;
- сформирование неравнодушного отношения к окружающему миру;
- становление и развитие спонтанности, эмоциональности и индивидуальности;
- сформирование нравственных качеств: доброжелательность, толерантность, заботу, честность;
- сформирование коммуникативных навыков и потребностей развиваться;
- умение создавать выставки, вместе с воспитателем, обсуждение с ними результатов, придумывания названий для работ.
Метапредметные:
- сформирование умения рисовать и желание к дальнейшему обучению данного вида творчества;
- сформирование умения планировать деятельность под руководством педагога;
- становление основы культуры труда;
- сформирование умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- сформирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Раздел II Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Условия реализации программы:
1. Материально техническое обеспечение
Помещение для занятий, соответствующее требованиям СанПин, рабочие столы и стулья по количеству учащихся инструменты и материалы: гуашь, карандаши (в ассортименте), альбомы и бумага для рисования формат А4, А3, кисти (в ассортименте) №№ 1-10, ластики;
-цветовой круг;
-репродукции картин разных художников;
-муляжи для рисования;
-серии фотографий и иллюстраций природы;
-фотографии и иллюстрации животных;
-детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
2. Информационное обеспечение:
-аудио;
-видео;
-интернет - ресурсы.
Формы аттестации
Виды аттестации | Сроки аттестации | Формы |
Первичная | Сентябрь | Наблюдения за изобразительной деятельностью детей, беседы |
Промежуточная | Декабрь | Изобразительная деятельность по замыслу |
Итоговая | Май | Изобразительная деятельность на заданную тему |
Оценочные материалы
Итогом проведения аттестации является карта оценки результатов освоения программы, выставки работ учащихся, открытые занятия.
Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.
Выделенные критерии объединены в две группы:
-первая применяется при анализе продуктов деятельности;
-вторая : при анализе процесса деятельности.
Анализ продуктов изобразительной деятельности.
1.Содержание изображения (полнота изображения образа)
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.
2.Передача формы:
-форма передана точно;
-есть незначительные искажения;
-искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
-части расположены верно;
-есть незначительные искажения;
-части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
-пропорции предмета соблюдаются;
-есть незначительные искажения;
-пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
-по всему листу;
-на полосе листа;
-не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
-соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
-есть незначительные искажения;
-пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
-движение передано достаточно чётко;
-движение передано неопределённо, неумело;
-изображение статичное.
7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
-передан реальный цвет предметов;
-есть отступления от реальной окраски;
-цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
-многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
-преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса изобразительной деятельности.
1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а) характер линии:
-слитная;
-линия прерывистая;
-дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
-средний;
-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
-слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
-ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
-ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
-ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
-безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
-адекватна;
-неадекватна (завышенная, заниженная);
-отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
-к предложенному заданию;
-к процессу деятельности;
-к продукту собственной деятельности.
3.Уровень самостоятельности:
-выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
-требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
-необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4.Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Методические материалы
№ | Раздел, тема | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа, практическое занятие. | Наглядный; Объяснительное- иллюстративный; Репродуктивный; | Схема Таблица Памятка Иллюстрации | Педагогическое наблюдение | |
2 | Линия и цвет. | Практическое занятие; творческая мастерская; беседа. | Наглядный; Объяснительно- иллюстративный; Репродуктивный; Практический; Вербальный | Схема Таблица Раздаточный материал Иллюстрации | Инструменты: карандаши, (простые, цветные) кисточки, краски, палитра и т.д. | Педагогическое наблюдение; выставка |
3 | Композиция на заданную тему. | Практическое занятие; творческая мастерская; беседа | Наглядный; Объяснительно- иллюстративный; Репродуктивный; Практический; Вербальный | Схема Раздаточный материал Иллюстрации | Инструменты: карандаши, (простые, цветные) кисточки, краски, палитра и т.д. | Педагогическое наблюдение; выставка |
4 | Рисование с натуры, по памяти, по представлению. | Практическое занятие; творческая мастерская; беседа | Наглядный; Объяснительно- иллюстративный; Репродуктивный; Практический; Вербальный | Схема Раздаточный материал Иллюстрации | Инструменты: карандаши, (простые, цветные) кисточки, краски, палитра и т.д. | Педагогическое наблюдение; выставка |
5 | Нетрадиционная техника рисования. | Практическое занятие; творческая мастерская; беседа | Наглядный; Объяснительно- иллюстративный; Репродуктивный; Практический; Вербальный | Раздаточный материал Иллюстрации | Инструменты: карандаши, простые, цветные, кисточки, палитра, краски, ножницы, клей ПВА, картон, салфетки, клеёнка и т.д. | Педагогическое наблюдение; выставка |
6 | Итоговое занятие | Беседа, самостоятельная работа; выставка | Контроля и самоконтроля | Инструменты: карандаши, (простые, цветные) кисточки, краски, палитра и т.д. | Анализ результатов |
Применяются следующие педагогические технологии:
-технологии индивидуализации обучения;
-группового обучения;
-коллективной творческой деятельности;
-здоровье сберегающая технология.
Формы организации занятия:
-практические занятия;
-выставки;
-конкурсы.
Алгоритм занятия:
-организационная часть;
-изложение изучаемого материала;
-закрепление полученного материала.
-рефлексия;
-инструктаж по выполнению практического занятия;
-практическое занятие (самостоятельная работа воспитанников);
-оценка деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альберт Г. «Основы рисования./ Г. Альберт, Р. Вульф. - Минск: Из-во Попурри, 2001;
2. Браун Д. «Учитесь рисовать кошек».- Минск: Из-во Попурри, 2009;
3. Рымарь Н. «Как рисовать животных». - Донецк: Сталкер, 2006.- 30 с.;
4. Селиверстова Д. «Рисование. Первые шаги».- М.: Из-во Эксмо, 2012;
5. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать».- М.:Из-во Малыш, 2017;
6. Шматова О. «Самоучитель по рисованию гуашью» - М.: Из-во Эксмо, 2010;
7. Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», М.: Из-во Эксмо, 2018;
8. Шматова О. «Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами, М.: Из-во Эксмо, 2010;
9. Щипанов А.С. «Юным любителям кисти и резца». – М.: Просвещение, 1981.-417 с.
10. Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет / Т. В. Королева. - М. : Сфера, 2011. - 112 с.
11.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128 с.
12. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 2010. – 144с.
13.Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир./ К.К. Утробин, Г.Ф. Утробин – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 64 с.
14.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 96 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Как научиться рисовать. – Режим доступа: http://www.lookmi.ru/
2. Уроки рисования карандашом. – Режим доступа: https://www.lesyadraw.ru/
3. Уроки рисования. Учимся рисовать, рисуем карандашом, гуашью, маслом. – Режим доступа: http://risuem.net/
4. Уроки рисования. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/uroki-risovanija
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Обучение нетрадиционным техникам рисования" подготовительная группа 6-7лет
Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-организационного процесса кружка "Обучение нетрадиционным техникам рисования"...
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...
рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Маленькие умельцы"
Виды техник по нетрадиционной технике рисования....
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе " Волшебный мир красок"
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе " Волшебный мир красок"
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в п...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования с детьми
Рисование в нетрадиционной технике рисования-это один из способов самовыражения ребёнка...
Рабочая программа кружка "Нетрадиционные техники рисования для детей1.5 -3 лет"
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2021 –2022 учебный год...