Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования с детьми
рабочая программа по рисованию
Рисование в нетрадиционной технике рисования-это один из способов самовыражения ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_risovaniyu.docx | 137.94 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебные пальчики» разработана воспитателем МДОУ «Детский сад № 171» Магомедовой Софией Станиславовной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), рассмотрена и утверждена на Совете Педагогов
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.
Продолжительность реализации программы — 4 года. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13
(требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 3-7 лет, реализуется она через кружковую работу и выставки.
Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет: 15 мин для детей 3-4 лет, 20 минут для детей 4 -5 лет, 5-6 лет - 25 минут; 2 раза в неделю длительность составляет 30 мин для детей 6-7 лет.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Закон РФ «Об образовании»;
-Конвенция о правах ребенка (1989г);
-Концепция дошкольного воспитания;
- СанПиН 2.4.1.3049-13
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные пальчики» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
1.2Актуальность.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
1.3.Педагогическая целесообразность.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
В различных исследованиях вопросы развития художественно-творческих способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей.
Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования.
Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.4 Цели и задачи программы.
Цель программы:
Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения
Задачи программы:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
- Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
1.5 Принципы, методы и приемы.
Принципы:
- системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
- последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
- принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
- принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
- принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов
и способов изображения, разнообразие материала.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Средний дошкольный возраст: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
Старший дошкольный возраст: более трудные методы и техники:
- Рисование солью, крупой;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- ниткография
- по – сырому;
- набрызг;
- тычок жесткой кистью;
- по – оттиску;
- ладошками;
- зубной щеткой, ватными палочками.
Методы и приёмы:
1.Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков.
2.Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие Продолжать знакомить с цветами спектра. Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Совершенствовать глазомер. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Использовать игры по художественному творчеству, игры – экспериментирование.
Чтение художественной литературы: Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой замысел. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в использовании предметов при рисовании.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
Здоровье: физкультминутки, игры малой подвижности. Знакомить с основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами поведения в организованной деятельности.
Музыка: Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить с наиболее экономными приемами работы. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
Программа рассчитана на кружковую работу:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе - 30 мин
Старшая, подготовительная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе -35-40 мин.
Форма занятий - тематическая деятельность и в форме кружковой работы.
2. Планируемые результаты.
К концу года первого года обучения:
дети знакомы с нетрадиционными способами рисования, сформирован интерес к изобразительной деятельности;
дошкольники владеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
воспитанники применяют самостоятельно нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками и т. д).
К концу второго года обучения ребенок может
различать способы нетрадиционного рисования;
самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
самостоятельно передавать сюжетную композицию;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
К концу третьего года обучения ребенок может:
различать и называть способы нетрадиционного рисования;
знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту
уметь применять полученные знания на практике;
знать основы цветоведения ;
развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.
К концу четвертого года обучения ребенок приобретает следующие интегративные качества:
-Инициативность;
-Самостоятельность;
-Любознательность;
-Наблюдательность;
-Воображение, фантазия, образное мышление;
-Творческие способности;
-Склонность к экспериментированию;
-Способность к принятию решений.
Промежуточные результаты освоения программы
3-5 лет
- традиционные материалы, которыми можно рисовать
Нетрадиционные способы и материалы: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка;
- цвета и оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).
- свойства акварели и её отличия от гуашевых красок;
- характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.
- правильно работать карандашом, фломастером, кистью; изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;
- владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому;
- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;
- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;
- комбинировать разные способы изображения и изоматериалы;
- изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;
- владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);
- создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;
- творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.
5-7 лет
- виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);
- теплые и холодные оттенки спектра;
- особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.
- различать виды изоисксства;
- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика);
- смешивать краски для получения новых оттенков;
- передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;
- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;
- рисовать самостоятельно;
- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.
Ожидаемый результат:
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности.
- Овладение простейшими операциями .
- Сформируются навыки трудовой деятельности.
- Развитие мелкой моторики рук.
3. Формы подведения итогов реализации программы
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Проведение мастер-классов среди педагогов ДОУ
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
4. Материально-техническое обеспечение.
Помещение для занятий: групповая комната.
Уголок художественного творчества в группе;
Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал
Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча;
ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры,педагогические эскизы
Перспективный план по художественному творчеству (нетрадиционные техники) вторая младшая группа
№ п/п | Тема занятия/ Дни недели | Нетради- ционные техники | Программное содержание | оборудование |
Адаптационный период ( знакомство с детьми, изучение психолого-педагогической документации) 1 неделя сентября |
1. | Рисование по замыслу 2 неделя сентября | Свободный выбор материалов | развивать творчество, воображение. развивать мелкую моторику рук. учить доводить начатое дело до конца. развивать умение видеть прекрасное в повседневной жизни. развивать умение работать самостоятельно. | карандаши, фломастеры, краски – акварель (на выбор детей). баночки с водой. лист бумаги. |
2. | Осеннее дерево у воды 3 неделя сентября | Монотопия, отпечаток. | развивать творческое мышление. познакомить с нетрадиционной техникой рисования «монотопия». развивать мелкую моторику руки. | краски – акварель, гуашь ( на выбор детей). баночки с водой. лист бумаги. губки. кисточки двух размеров. |
3. | Во саду ли, в огороде 4 неделя сентября | Рисование пальчиками и ладошкой | развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование пальчиками и ладошкой. развивать общую и мелкую моторики. развивать пространственную ориентацию. развивать чувство цвета и формы. развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении | 1. широкие блюдечки с гуашью. 2. беличьи кисточки. 3. плотная бумага. 4. салфетки |
4. | Хлебный колос 1 неделя октября | Рисование пластилином, гуашь | развивать творческие способности. развивать тонкие движения рук. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование пластилином. развивать зрительное внимание. | гуашь. пластилин. листы плотной бумаги любого цвета. салфетки. |
5. | Золотой листопад 2 неделя октября | Рисование тканью, свёрнутой в трубочку | развивать творческое воображение. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование тканью. развивать зрительное внимание. учить рассматривать картины: выделять главное в картине – тему, изобразительные средства (колорит, композиция) воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. | лист бумаги. жидко разведённая гуашь в мисочке. несколько кусочков ткани ( по цветам осени) простой карандаш. акварель. музыкальные произведения А. Вивальди «Времена года».
|
6. | Одежда, головные уборы, обувь. 3 неделя октября | Рисование с помощью мелких предметов. | развивать творческие способности, воображение. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование мелких предметов. продолжать использовать цвет для передачи предназначения цвета. Развивать умение составлять орнамент. развивать мелкую моторику руки.
| гуашь. кисточки. цветная или белая бумага (на выбор),вырезанная по контуру одежды, обуви или головного убора. набор мелких предметов.
|
7. | Зимующие птицы 4неделя октября | Рисование штрихами. | развивать воображение, фантазию. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование штрихами учить использовать цвет для передачи содержания и выразительности рисунка. развивать точность и координированность мелких движений рук. продолжать развивать умение работать самостоятельно. | 1. простой карандаш. 2. цветные карандаши 3. образец рисунка, выполненный педагогом. 4. листы бумаги.
|
8. | Необычный зверь 1 неделя ноября | Акварель+ рисование штрихами | познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование штрихами. развивать абстрактное мышление, воображение. продолжать развивать координацию мелких движений руки. развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении. | листы белой и цветной бумаги для основы цветные карандаши. простой карандаш акварель кисточки баночки с водой |
9. | Дикое животное 2 неделя ноября | Рисование скомканными полиэтилено- выми пакетами, акварель | развивать творческое воображение, фантазию. продолжать знакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование скомканными полиэтиленовыми пакетами. учить координировать движения руки. воспитывать у детей познавательный интерес. | акварельные краски. беличьи кисточки. банка с водой. полиэтиленовые пакеты. салфетки. |
10 | Осень 3 неделя ноября | Обрывание бумаги, гуашь, кисть | развивать творческую фантазию. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: обрывание бумаги. развивать тонкие движения мелкой моторики руки. развивать зрительное восприятие и внимание. | белый лист бумаги. клей. цветная бумага. гуашь. кисточки. |
11. | Поздравительная открытка 4 неделя ноября | Коллаж, рисование акварелью | развивать творческие способности, фантазию. продолжать знакомить с нетрадиционным способом изображения: коллаж. развивать чувство цвета, ритма, формы, композиции. учить с помощью нетрадиционной техники передавать характерные признаки, позы, движения персонажей. развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него. воспитывать умение работать самостоятельно. | акварель. лист бумаги. вырезки из журналов, открыток, ткани на выбор. кисточки рисовальные и клеевые. клей. |
12. | Посуда 1 неделя декабря | Рисование сыпучими материалами | продолжать развивать творческие способности. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование сыпучими материалами. совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук. развивать чувство цвета. | манка, пшено и т.д. плотная бумага. клей. гуашь. трафареты посуды. |
13 | Торт 2 неделя декабря | Рисованием тычками | продолжать развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: тычкование. совершенствовать движения общей моторики; закреплять умение переключаться с одного види деятельности на другое. продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей. | белый лист кисть, акварель тычки баночки с водой |
14. | Снегопад 3 неделя декабря | Рисование свечкой | продолжать развивать творчество. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование свечкой совершенствовать координированность мелкой моторики. продолжать воспитывать у детей умения видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни. продолжать учить рассматривать картины: выделять главное в картине – тему, изобразительные средства. | гуашь либо акварель. кисть. баночки с водой. свечка лист бумаги. |
15. | Новогодняя ёлочка 4 неделя декабря | Мокрая бумага, акварель. | развивать творческие способности и воображение. продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: рисование по мокрой бумаге. учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. продолжать воспитывать самостоятельность в работе. развивать мелкую моторику рук. | краски – акварель. баночки с водой. лист бумаги. беличьи кисточки. |
16. | Наши зимние забавы 2 неделя января | Рисование по сжатой бумаге, набрызг, акварель. | развивать творческое воображение. учить использовать разные техники при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге. развивать чувство цвета и композиции. развивать моторику рук. | белая бумага. акварель. беличьи кисточки. жёсткие кисточки или зубные щётки музыкальное произведение. |
17 | Человечки 3 неделя января | Различные | продолжать развивать творческие способности и воображение. закрепить знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения. продолжать развивать мелкую моторику руки. продолжать развивать чувства формы, цвета и композиции. учить оценивать качество работ своих товарищей. закрепить умение выбирать самостоятельно тему и техник | Все имеющиеся |
18. | Спортинвентарь 4 неделя января | Мыльный фон с элементами бумагопластики | развивать творческие способности, мышление, ориентировку в пространстве. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: мыльный фон и бумагопластика учить комкать, скручивать, скатывать и обвёртывать бумагой. совершенствовать мелкую моторику рук. | миски с водой + мыльное средство губка гофрированная бумага или салфетки разных цветов плотная бумага. акварель. кисти. клей |
19. | Иллюстрация к любимой сказке 1 неделя февраля | различные | продолжать развивать творческие способности и воображение. закрепить знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения. продолжать развивать мелкую моторику руки. продолжать развивать чувства формы, цвета и композиции. учить оценивать качество работ своих товарищей. закрепить умение выбирать самостоятельно тему и технику. | губка. акварель – краски. восковые мелки. бумага для обрывания (цветная и белая). свеча. трубочка ( соломинка для напитков). предметы, которые можно обвести ( ножницы, подносы, стаканчики). чёрная тешь. баночки с водой. лист бумаги. кисточки. кусочки поролона и пенопласта. |
20. | Что сшили в ателье? 2 неделя февраля | Рисование мелом по бархатной бумаге | продолжать развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование мелом по бархатной бумаге. научить работать с мелом. развивать точность мелкой моторики руки. | бархатная бумага мелки разных цветов салфетки тряпочки для стирания |
21. | Стройка 3 неделя февраля | Рисование с помощью копировальной бумаги | развивать творческое воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование через копировальную бумагу. совершенствовать точность и координированность общей моторики. | копировальная бумага, можно цветную. лист плотной бумаги, либо цветной картон для основы. палочка с заострённым концом. |
22. | Подарок защитнику Отечества 4 неделя февраля | Цветной граттаж | развивать творческое воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж. учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет. учить оценивать качество работ своих товарищей. развивать точность и координированность общей моторики. | цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами. свеча. широкая кисть. мисочки для гуаши. палочка с заточенными концами. |
23. | Подарок маме 1 неделя марта | Восковые мелки, акварель | продолжать развивать творческие способности. продолжать учить использовать разные техники при рисовании. развивать чувство цвета и композиции. совершенствовать переключаемость общих движений. | восковые мелки. акварельные краски. беличьи кисточки. баночки с водой. |
24. | Мебель 2 неделя марта | Рисование по сжатому листу | 1. развивать творческое воображение. 2. учить использовать разные техники при рисовании: набрызг, рисов. по сжатке. 3. развивать чувство цвета и композиции. 4. развивать моторику рук. | белая бумага. акварель. беличьи кисточки. музыкальное произведение. |
25. | Бытовая техника 3 неделя марта | Оттиск поролоном, гуашь | развивать творческие способности развивать тонкие движения рук познакомить с нетрадиционным способом изображения: оттиск поролоном. развивать чувство цвета. развивать зрительное внимание. | гуашь. мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью. листы плотной бумаги любого цвета. небольшие кусочки поролона |
26. | Транспорт на дороге 4 неделя марта | Рисование печатками из пластилина | продолжать развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование печатками из пластилина совершенствовать движения общей моторики; закреплять умение переключаться с одного вида деятельности на другое. продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей | Печатки из пластилина лист бумаги, акварель, кисточки. баночки с водой. мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью. |
27. | Работник транспорта 1 неделя апреля | Рисование с помощью точек («Точечное рисование») | развивать творческие способности, воображение. познакомить с нетрадиционным способом изображения: «точечное рисование». продолжать использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета. развивать чувство формы и композиции. развивать мелкую моторику руки. | гуашь. кисточки. простой карандаш. цветная или белая бумага (на выбор). |
28. | Космос 2 неделя апреля | Рисование восковыми карандашами+ акварель+соль | продолжать развивать творчество. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование восковыми карандашами, акварелью и солью развивать чувство формы, композиции, ритма. продолжать развивать мелкую моторику; точность и координированность движений общей моторики. развивать эстетическое восприятие. | лист бумаги. восковые карандаши кисть, акварель клей соль |
29. | Перелётные птицы 3 неделя апреля | Рисование пальчиками, ладошкой. | развивать воображение, фантазию. познакомить с нетрадиционным способом изображения: пальчиковое рисование и рисование ладошкой. учить использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета. развивать точность и координированность мелких движений рук. продолжать развивать умение работать самостоятельно. | 1. акварельные краски. 2. баночки с водой. 3. образец рисунка, выполненный педагогом. 4. листы бумаги. 5. салфетки. 6. широкие блюдечки с гуашью |
30. | Ландышы 4 неделя апреля | Обрывание бумаги, бумагопластика гуашь, кисть | развивать творческую фантазию. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: обрывание бумаги. развивать тонкие движения мелкой моторики руки. развивать зрительное восприятие и внимание. | цветной лист бумаги. клей. белые салфетки. гуашь кисточки. |
31. | Наша Родина 1 неделя мая | различные. | продолжать развивать творческую активность совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках продолжать развивать мелкую моторику рук продолжать развивать чувство формы, цвета и композиции закрепить умение самостоятельно выбирать тему, эпизод, материал, рисовать на всём листе; показывать взаимосвязь между изображёнными предметами; отражать в рисунке полученные впечатления учить оценивать качество работ своих товарищей | все имеющиеся |
32. | Салют в честь победы 2 неделя мая | Набрызг, рисование мыльными пузырями | продолжать развивать творческие способности, воображение. учить создавать выразительный образ салюта, используя разнообразную нетрадиционную технику изображения: рисование мыльными пузырями, набрызг. совершенствовать чувство цвета и композиции. продолжать развивать переключаемость общих движений. формировать нравственно-эстетические чувства. | лист бумаги баночка с водой гуашь кисточки мыльное средство трубочки для коктейля стакан зубная щётка или жёсткая кисть |
33. | Подарок выпускникам 3 неделя мая | Рисование с помощью гуаши и акварели | продолжать развивать творчество продолжать учить создавать выразительный образ, используя нетрадиционную технику изображения: рисование с помощью густой краски и воды. продолжать развивать чувство цвета и композиции. совершенствовать тонкие движения рук. | плотная белая бумага гуашь, акварель кисти |
34. | Мониторинг |
Перспективный план по художественному творчеству (нетрадиционные техники) средняя группа
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал | ||
сентябрь | |||||
1 «Золотая осень». | Рисование способом тычка. | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | ||
2 «Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. | ||
3 «Разноцветные бабочки». | Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. | ||
4 «Осенние листочки». | Отпечаток листьев. Набрызг. | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования | ||
октябрь | |||||
1 «Подсолнух». | Аппликация из крупы. | Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. | Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа. | ||
2 «Животные, которых я сам себе придумал». | Кляксография. | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, восковые мелки, принадлежности для рисования. | ||
3 «Синий вечер» | Линогравюра | Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук. | По 2 листа белой бумаги, на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка | ||
4 «Загадки» | Ниткография | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. | Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага. | ||
ноябрь | |||||
1 «Ежик» | Метод тычка | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Бумага, гуашь, жесткие кисти | ||
2 «Черепашка». | Аппликация из крупы. | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. | ||
3 «Мышка». | Аппликация из резаных ниток. | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА. | ||
4 « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. | ||
декабрь | |||||
1 «Снежная семья». | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | ||
2 «Елочка». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. | ||
3 «Елочка» (продолжение). | Пластилинография. | Продолжить мозаику из пластилина. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. | ||
4 «Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти | ||
январь | |||||
1 «Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка | ||
2 «Мои рукавички». | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. | ||
3 «Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. | ||
февраль | |||||
1 «Мое любимое дерево». | Рисование мазком, монотипия, набрызг. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. | ||
2 «Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. | ||
3 «На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки | ||
4 «Подарок папе». | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации | ||
март | |||||
1 «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. | ||
2 «Какого цвета весна». | Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. | ||
3 «Берег реки». | Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. | ||
4 «Волшебная страна – подводное царство». | Рисование ладошками | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. | ||
апрель | |||||
1 «Звездное небо». | Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. | ||
2 «Пасхальное яйцо» | Аппликация из салфеток. | Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. | Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень. | ||
3 «Расцвели одуванчики». | Метод тычка. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. | ||
4 «Хмурый день». | Пластилиновая живопись | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. | ||
май | |||||
1 «Букет к 9 мая». | Пластилинография. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. | ||
2 «Попугаи | Рисование ладошками. | Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. | Лист белой бумаги, гуашь, салфетки. | ||
3 «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. | ||
4 «Цветущая веточка». | Смешенная техника. | Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. | Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи | ||
Мониторинг Перспективный план по художественному творчеству (нетрадиционные техники) старшая группа |
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | Путешествие в золотистый лес | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Сентябрь | Осенние разноцветные листья (печатание листьями) | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Сентябрь | Осенние превращение леса | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
Октябрь | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Октябрь | Морские рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
Октябрь | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Октябрь | Морское животное (рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Ноябрь | Волшебный лес (рисование + аппликация) | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. |
Ноябрь | Невиданный зверь | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Ноябрь | Веселый лужок | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
Ноябрь | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Декабрь | Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Декабрь | Народные сказки (пятно, штрих, линия) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Декабрь | Бабочки (рисование + аппликация) | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Декабрь | Превращение снежинки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
Январь | Космический коллаж (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Январь | Мой маленький друг (техника тычка) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Январь | Зимний лес | Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Февраль | Техника «Влажным по влажному» «Жар-птица» | Познакомить детей с новой для них техникой |
Февраль | Техника процарапывания «Аквариум» | Познакомить детей с техникой процарапывания Упражнять детей в рисовании восковыми мелками |
Февраль | Техника восковой вытяжки «Яркие лучи» | Познакомить детей с техникой восковой вытяжки Развитие воображения |
Февраль | Рисование пальчиками и ладошками «Жар-птица» | Продолжить знакомить детей с данной техникой Развивать чувство удовлетворения от создания рисунков |
Март | Штриховка восковыми мелками «Мыльные пузыри» | Знакомство детей с ещё одной техникой Развивать образное представление, воображение |
Март | Техника процарапывания «Весенний пейзаж» | Учить воплощать задуманный замысел Развитие воображения |
Март | Техника проступания «Зеленая елочка» | Совершенствовать умение работать в данной технике Учить воплощать задуманный замысел |
Март | «Лебеди» | Учить рисовать лебедя, используя знакомые элементы: круг, овал, линию Совершенствовать технические приемы рисования карандашом |
Апрель | «Животные жарких стран» | Познакомить детей с изображениями животных жарких стран, способами их рисования простым карандашом |
Апрель | Рисование пальчиками «Красивые бабочки» | Совершенствовать умение работать в данной технике Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки Развивать творческое воображение |
Апрель | «Рыбки в аквариуме» | Учить детей рисовать акварелью, используя при этом трафарет и губку Учить воплощать задуманный замысел |
Апрель | «Домашние птицы» | Упражнять детей в рисовании простым и цветными карандашами Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета |
Май | Рисование пальчиками «Смешные рожицы» | Совершенствовать умение работать в данной технике Развивать воображение |
Май | Точечное рисование «Мимозы маме к празднику | Упражнять детей в рисовании красками, испозуя ватные палочки Развивать чувство ритма, цвета |
Май | «Ноготки» | Развивать у детей умение создавать композицию из цветов Развивать чувство ритма, цвета Совершенствовать технические приемы рисования кистью |
Май | Рисование пальчиками «Шмели над лугом» | Закреплять знания детей о полезных насекомых Совершенствовать умение рисовать собственными пальчиками и кончиком кисти |
Итоговая выставка работ | ||
Мониторинг |
Перспективный план по художественному творчеству (нетрадиционные техники) подготовительная группа
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
по методике «Мониторинг изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№п/п | Ф.И. ребенка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
«н» – начало года; «к» – конец года
Приложение № 1.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж.
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Приложение № 2.
Анализ продуктов деятельности
1. Передача формы:
• форма передана точно;
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение предмета:
• части расположены верно;
• есть незначительные искажения;
• части предмета расположёны неверно.
3. Передача пропорции предмета в изображении:
• пропорции предмета соблюдаются;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
• по всему листу;
• на полосе листа;
• не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений,
составляющих картину:
• соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
• движение передано достаточно четко;
• движение передано неопределенно, неумело;
• изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия.
6. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
• передан реальный цвет предметов;
• есть отступления от реальной окраски;
• цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
7. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей):
а) характер линии:
• слитная;
• линия прерывистая;
• дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
•средний;
• сильный, энергичный (иногда бумагу);
• слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
8. Уровень самостоятельности:
• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
9. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.
Таблица № 1
по методике «Мониторинг изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№п/п | Ф.И. ребенка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
«н» – начало года; «к» – конец года
Список литературы:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
9. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
10. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
12. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
13. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий, 2008
14 . Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет .-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 .
15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г
16. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Обучение нетрадиционным техникам рисования" подготовительная группа 6-7лет
Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-организационного процесса кружка "Обучение нетрадиционным техникам рисования"...
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...
рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Маленькие умельцы"
Виды техник по нетрадиционной технике рисования....
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе " Волшебный мир красок"
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе " Волшебный мир красок"
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в п...
Рабочая программа по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников " Страна Акварели"
Развитие художественно- творческих способностей детей 5 - 7 лет....
Рабочая программа кружка "Нетрадиционные техники рисования для детей1.5 -3 лет"
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2021 –2022 учебный год...
- Мне нравится (2)