Рабочая программа " Обучение нетрадиционным техникам рисования" подготовительная группа 6-7лет
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-организационного процесса кружка "Обучение нетрадиционным техникам рисования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №4 «Фантазия»
Рабочая программа
платной образовательной услуги
«Обучение нетрадиционной технике рисования»
для детей 6 - 7 лет
на 2015 – 2016 учебный год
Педагог
дополнительного
образования:
Окулова Анна Владимировна
г. Благовещенск
Пояснительная записка.
Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-образовательного процесса кружка «Обучение нетрадиционной технике рисования».
Основными документами, регламентирующими методологические основы данной Программы являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (Общие требования к содержанию образования ст. 14; Требования к охране жизни и здоровья воспитанников ст. 51; Права и обязанности родителей (законных представителей) ст. 52; Права работников образовательных учреждений ст. 55);
- Постановление Правительства Российской Федерации № 666 от 12 сентября 2008 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
- Устав МАДОУ «ЦРР-ДС№ 4»;
- Положение о платных дополнительных образовательных услугах МДОАУ ДС № 66, утверждённое приказом № 139 от 18.10.2006 г.
- Приказ МАДОУ «ЦРР-ДС№ 4» «О платных дополнительных образовательных услугах».
Работа кружка «Обучение нетрадиционной технике рисования» строится на реализации программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки».
В неделю проводится 2 занятия, в год – 80 занятий. Длительность одного занятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2731-10 – 30 минут.
Занятия кружка проводятся в групповом помещении, фронтально со всеми детьми с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, построены на преимущественном использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности, использовании нестандартных изобразительных средств и материалов.
Цель кружка: способствовать развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественней образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-кон-цепции-творца».
Дидактические принципы построения работы:
- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Показателями результативности работы является диагностическое исследование детей по методике, предложенной И. А. Лыковой в программе «Цветные ладошки», посещающих кружок в начале и конце учебного года для выявления:
- особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства,
- способностей к сюжетосложению и композиции,
- умений принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу,
- владение графическими навыками,
- наличие творческого воображения.
Используемые техники:
- Рисование пальчиками и ладошкой
- Монотипия
- Тычек жесткой полусухой кистью
- Восковые мелки и акварель
- Набрызг
- Рисование ластиком
- Кляксография
- Рисование солью
- Рисование черенком кисти
- Рисование мелом
- Оттиск поролоном
- Отпечатки капустными листьями
- Отпечатки овощей
- Рисование изолентой
- Рисование целлофановыми пакетами
- Рисование клейстером
- Рисование стеком
Тесто пластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д.
Состав теста:
Мука, соль,1:1 +клей момент «обойный»1 столовая ложка, вода.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию. Можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе.
Цели и задачи работы:
1.Вызвать интерес к лепке из солёного теста.
2.Познакомить со свойствами материала.
3.Обучать приёмам лепки: от одного куска теста отрывать небольшие куски, раскатывать круговыми и прямыми движениями ладоней, кончиками пальцев, защипывать и оттягивать края и т.д.
4.Учить соединять детали с помощью воды.
5.Развивать навыки лепки простых форм(цилиндра, палочки, диска, шарика и т. д . )и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы(овощи, фрукты, животных, людей, самолёты)
6.Учить использовать в сочетании различных форм изобразительной деятельности аппликации, рисовании, конструировании.
7.Учить использовать для нанесения узора стеки, трубочки, печатки, ножницы, а также различный бросовый материал.
8.Знакомить с различными основами для размещения поделок (пластины, тарелки, картонки).
9.Развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять представлении о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях
расположения предметов в пространстве.
10.Развивать фантазию детей, уделяя особое внимание сюжетной лепке.
11.В ходе выполнения коллективных работ учить договариваться, слушать и слышать товарищей.
Дети должны уметь :
-Лепить предметы, состоящие из нескольких деталей, используя приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимая и промазывания.
-Лепить небольшие скульптурные группы из 2-3 фигур, передовая их пропорции, динамику.
-Выполнять лепку на пластинах, плотном картоне.
-Расписывать лепку разными красками, гуашью.
Структура занятия.
Структура может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:
- вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
- основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
- заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
Календарное планирование занятий
№ занятия | Тема | Задачи | Материал | Методические приёмы |
1. | Рисование сюжетное по замыслу | 1.Выявить уровень изобразительных способностей. 2. Воспитывать чувство любви и уважения к профессии художника, интерес к краскам, материалам с которыми работает мастер. | Альбомный лист, разнообразные краски, пастель, карандаши, кисти, подставки для кисточек , салфетки, вода, картины, выполненные в различных жанрах. | 1. Показ организации рабочего места. 2. Знакомство с материалами, которыми дети будут работать в течение года. 3. Беседа по картинам. |
2/3. | Осеннее настроение |
| Бумага формата А3, акварель, гуашь, кисть № 2, подставки для кисточек, салфетки, вода, цветные мелки, пейзажи амурских художников. |
|
| ||||
4/5 | Чудо-портрет |
| Бумага формата А3, гуашь, кисти, подставки для кисточек, салфетки, вода, портреты Серова, Кустодиева, образец педагога. |
|
6 | Пластилинография «Деревья в сентябре» |
| пластилин, лист белого картона, |
2.Чтение детьми стихотворений об осени. 3. Пояснение этапов работы над пейзажем. |
7/8 | Осенний букет |
| Репродукции картин И. И. Машкова «Натюрморт с самоваром», Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочек и птичка», бумага формата А3, простые карандаши, акварель, кисти, подставки для кисточек , вода, схема цветосочетаний. |
|
| ||||
9/10. | Знакомство детей с творчеством художников, изображающих зимние пейзажи. |
| ¼ листа ватмана, цветные мелки, гуашь, кисть широкая, подставки для кисточек, стаканчики с водой, репродукции картин К. Ф. Юон | 1. Д/и «Угадай какая картина спрятана». 2. Рассматривание репродукций. 3. самостоятельная работа над фоном. |
Пейзаж «Зима» (продолжение) |
| |||
11/12 | Послание Деду Морозу |
| Игрушки Дед Мороз, Снегурочка, альбомный лист, пастель. |
|
12/13 | Сказочные снеговики Яичная скорлупа |
| Лист бумаги формата А3, гуашь, кисть, подставки для кисточек, просты карандаши, открытки с изображением снеговиков, работы детей. |
|
14/15 | Сюжетное рисование «Кто, кто в теремочке живёт?» |
| Лист бумаги формата А3, акварель, кисть, подставки для кисточек, силуэты животных, теремка, аудиозапись сказки. |
|
| ||||
16/17 | Рисование декоративное «Сказочная птица в райском саду» |
| Листы бумаги формата А3, гуашь, кисти № 2, подставки для кисточек, стаканчики с водой, салфетки, аудиозапись сказки «Конёк-Горбунок», иллюстрации к сказке. |
|
18/19 | Автопортрет |
| Листы бумаги формата А3, гуашь, кисти, подставки для кисточек, стаканчики с водой, салфетки, зеркальца, детские работы по данной теме, автопортрет педагога. |
|
| ||||
20/21. | Животные Африки |
| Картины «Животные Африки», фотографии, игрушки. | Игровая мотивация.
|
| ||||
22/23. | Русалочки в подводном царстве |
| Листы бумаги голубого цвета, фломастеры, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, стаканчики с водой, салфетки, цветные карандаши, тычки, цветная бумага, ножницы, варианты декоративного оформления рыбок, иллюстрации к сказке «Русалочка». |
|
24/25. | Радуга-дуга, не давай дождя |
| Листы белой и голубой бумаги, акварель, кисти разного размера, подставки для кисточек, стаканчики с водой, салфетки, плакат «Радуга» |
|
26. | Рисование по замыслу |
| Листы бумаги А3, гуашь, кисти, подставки, стаканчики с водой, работы детей, выполненные ранее, работы педагога. | 1.Рассматривание работ. 2. Беседа. 3. Самостоятельная работа детей. |
27/28. | Рисование-фантазирование «На далёкой, удивительной планете» |
| Листы бумаги разного формата и оттенка, художественные материалы на выбор. |
|
29/30. | Сюжетное рисование «Весеннее настроение» |
| Лист бумаги формата А3, акварель, гуашь, кисти, подставки, стаканчики с водой, детские рисунки по теме, репродукции пейзажей А. К. Саврасова, И. И. Левитана, аудиозапись П. И. |
|
| ||||
31/32. | Декоративное рисование «Бело-синее чудо» |
| Гжельская посуда, силуэты посуды, гуашь синего и белого цвета, кисти, подставки, стаканчики с водой, палитра. Образцы элементов гжельской росписи. |
|
| ||||
33/34. | Дорога к Храму Яичная скорлупа |
| Листы бумаги формата А3, простые карандаши, акварель, кисти, подставки, стаканчики с водой, изображения храмов, Яичная скорлупа, клей ПВА. |
|
35/36 | Сюжетное рисование по сказке «Колобок» |
| Листы бумаги разных размеров, материал для рисования по выбору детей. |
|
37/38 | Сюжетное рисование «Цирк приехал» |
Совершенствовать чувство цвета, формы. | Бумага формата А3, гуашь, кисти, подставки для кисточек, стаканчики с водой, простые карандаши, детские работы по теме, работа педагога. | 1. Беседа о цирке. 2. Рассматривание детских работ. 3. Выполнение работ детьми. 1. Уточнение этапов работы: подмалёвок, прорисовка мелких деталей, фон. 2. Анализ работ. |
39 | Букет прекрасных роз в корзинке пластилинография | - развития творческих способностей детей; - развитие мелкой моторики - развитие речи, памяти, внимания и мышления. | Картон стеки пластилин |
|
40 | Открытка «Мамин любимчик» пластилинография | развития творческих способностей детей; - развитие мелкой моторики - развитие речи, памяти, внимания и мышления. | Диски стеки пластилин |
|
41 | Крокодил Гена и Чебурашка Пластилинография | развития творческих способностей детей; - развитие мелкой моторики - развитие речи, памяти, внимания и мышления. | Разукрашка, пластилин |
|
42 | Веселая машинка пластилинография | развития творческих способностей детей; - развитие мелкой моторики - развитие речи, памяти, внимания и мышления. | Разукрашка, пластилин |
|
43/44 | Божьи коровки яичная скорлупа | - мелкую моторику рук; - цветовое восприятие; - художественный вкус. | Листы бумаги А4, клей ПВА, кисти для клея яичная скорлупа, гуашь, кисти-поролоновые, баночки под воду, салфетки |
|
45/46 | Петя – петушок Яичная скорлупа | - мелкую моторику рук; - цветовое восприятие; - художественный вкус. | Листы бумаги А4, клей ПВА, кисти для клея яичная скорлупа, гуашь, кисти-поролоновые, баночки под воду, салфетки |
|
47/48 | Три подружки яичная скорлупа | - мелкую моторику рук; - цветовое восприятие; - художественный вкус. | Листы бумаги А4, клей ПВА, кисти для клея яичная скорлупа, гуашь кисти-поролоновые ,баночки под воду, салфетки |
|
49/50 | Космические приключения Пластилинография с элементами апликации | развития творческих способностей детей; - развитие мелкой моторики - развитие речи, памяти, внимания и мышления. | Листы бумаги А3 пластилин, цветная бумага, акварель, кисти баночки под воду | |
51 | Снегирь на ветке рябины пластилинография | развития творческих способностей детей; - развитие мелкой моторики - развитие речи, памяти, внимания и мышления. | Разукрашка, пластилин | |
52 | Объемная поделка из яичной скорлупы «гусеница» | - мелкую моторику рук; - цветовое восприятие; - художественный вкус. | Яичная скорлупа, гуашь, кисти , баночки с водой, семена растений, грунт, пластилин картон | |
53/54 | Декупаж посуды из яичной скорлупы | - мелкую моторику рук; - цветовое восприятие; - художественный вкус. | Посуда, бинт(марля) клей ПВА, акварель кисти, баночки под воду | |
55 | Игрушки из ниток девушка | Пряжа, ножницы | ||
56 | Игрушки из ниток парень | Пряжа, ножницы | ||
57 | Игрушки из ниток конь | Пряжа, ножницы | ||
58/59 | Подсвечники тестопластика | Соленое тесто гуашь свечи стаканчики под воду | ||
60/61 | Маски с узорами тестопластика | Соленое тесто гуашь свечи стаканчики под воду | ||
62/63 | Пано «дерево жизни» тестопластика | Соленое тесто гуашь свечи стаканчики под воду | ||
64/65 | Вазы Тестопластика | Соленое тесто гуашь свечи стаканчики под воду (бутылки из под молока) | ||
66/67 | Картина на стену тестопластика | Соленое тесто гуашь свечи стаканчики под воду | ||
68 | Лошадь графика | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик | |
69 | Природа графика | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик | |
70 | Чеширский- кот графика | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик цветные карандаши | |
71 | Дракон графика | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик | |
72 | Мишка-теди графика+акварель | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик акварель | |
73/74 | Ведьма графика | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик цветные карандаши | |
75 | Пират графика | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик цветные карандаши | |
76 | Парусник Графика+акварель | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик, акварель кисточки баночка под воду | |
77 | Зайчик графика | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик | |
78/79 | Экзотическая птица – тукан графика | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик, цветные карандаши | |
80 | Веселый гномик графика | Учить детей выполнять рисунок, используя разные линии. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Развивать фантазию, глазомер, чувство ритма и композиции, мелкую моторику и координацию движений руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к своим рисункам. | Листы бумаги А3,простой карандаш, точилка, ластик цветные карандаши |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Использование нетрадиционных техник изображения в работе с детьми"
Рабочая программа для детей в возрасте 6-7 лет по использованию нетрадиционных изобразительных техник....
Дополнительная программа обучения нетрадиционным техникам изобразительной деятельности детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Дополнительная программа обучения не традиционным техникам изобразительной деятельностим детей дошкрольного возраста от 4 до 5 лет....
Программа обучения нетрадиционным техникам рисования "Волшебная кисточка"
Художественно-эстетическое развитие...
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...
рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Маленькие умельцы"
Виды техник по нетрадиционной технике рисования....
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе " Волшебный мир красок"
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе " Волшебный мир красок"
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в п...