«Посуда для Федоры» с применением техники рисования Эбру
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)

Яковлева О.А.

Использование техники рисования Эбру в декоративных росписях по мотивам Гжельской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Яковлева Ольга Александровна

воспитатель первой квалификационной категории

        муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 24 комбинированного вида»

Мастер-класс

 «Посуда для Федоры» с применением техники рисования Эбру

(подготовительная к школе группа)

 Цель: использование техники рисования Эбру в декоративных росписях по мотивам Гжельской.

             

 Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять представления детей о народных промыслах России «хохломская роспись», «городецкая роспись» и «гжель».
  2. Закреплять умение использовать шило для рисования элементов гжельской росписи в технике Эбру.

Развивающие:

1.Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

2.Развивать композиционное мышление, чувство пропорции.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

2.Воспитывать желание помочь друг другу.

Оборудование и материалы: разрезные картинки (городецкая и хохломская роспись на посуде); комплект для рисования в техники Эбру для каждого ребёнка, бумажные шаблоны.

Предварительная работа:

Знакомство с изделиями народных промыслов «Хохломская роспись», «Гжель», «Городецкая роспись».

Рассматривание и рисование элементов росписей.

Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах.

Тематические беседы с детьми. Совершенствование навыков работы в технике Эбру.

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие, физическое развитие.

Ход ООД:

Воспитатель:

Ребята, приглашаю вас в круг,

Подарите свою улыбку соседу слева,

Подмигните соседу справа.

И пусть это хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего дня.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Отлично! Как ваше настроение? (ответы детей)

(звуковое оповещение видео звонка)

Воспитатель: Ребята, внимание на экран, нам видео звонок!

(дети присаживаются на стульчики)

(Видеописьмо от бабушки Федоры из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»)

Федора:

Здравствуйте, мои друзья!

Рада видеть всех вас я!

Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? (ответы детей)

 

Федора (плачет):

Ох, беда, беда, беда…

Неприятность средь бела дня,

От меня ушла посуда,

Все тарелки, кружки, ложки ускакали от меня.

Лишь остались осколки разбитой посуды в сундуке у меня (показывает сундук).

Помогите мне ребята пожалуйста. Уж не буду я посуду обижать!

 Буду, буду я посуду и любить, и уважать.

Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Федоре? (ответы детей)

Федора: Отправляю вам сундук курьерской доставкой.

(звонок домофона и проговорить полностью: Здравствуйте! Кто? Воспитатель открывает дверь в раздевалку, на пороге курьер с сундуком. Воспитатель получает и благодарит)

(Воспитатель вместе с детьми достает из сундука разрезными картинками «Посуда»)

Воспитатель: Да, и правда, у Федоры остались одни осколки от посуды. Как вы думаете, а сможем мы собрать их, чтобы …. (дети собирают разрезные картинки «Посуда» - 1 стол хохлома, 2 стол -городецкая).

Назовите, пожалуйста, посуду, которую вы собрали? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что у вас посуда с хохломской росписью? (ответы детей)

Хохломской росписью покрывается деревянная посуда. Основные цвета хохломской росписи это золотой, красный, черный, и зеленый, иногда добавляют немного белого. И состоит из растительных узоров – листиков, цветов, ягод.

Хохломская Роспись

Завитушкой, ягодкой и травкой

Славятся узоры Хохломы,

И посуду с золотой окраской

Любит мир, ну и, конечно, мы.

                                                  Вера Кемская

Воспитатель: Действительно, элементы хохломской росписи - это листики, изогнутые веточки, сочные ягоды земляники, клубники или рябины (дети подходят к столу, и все рассматривают посуду)

Воспитатель: Назовите посуду, расписанную хохломской росписью (ответы детей (чайник, чашка, поднос)).

Воспитатель: А вы как определили, что на вашем столе посуда с городецкой росписью?

Краски городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные-и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами-символ богатства, невиданные птицы-символ счастья, а цветы-здоровье и успех в делах. (дети рассматривают посуду на столе и обсуждают)

Воспитатель: Действительно, городецкая роспись-один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. В ней часто изображают перечисленные вами элементы. Назовите, пожалуйста, ребята, посуду, расписанную городецкой росписью?  (ответы детей (чашка, кувшин, тарелка).

Воспитатель: А сейчас внимание на экран и отгадайте пожалуйста загадку

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Про какую роспись в ней говорится?

Дети: Гжель!

- Ребята, а кто из вас помнит, почему мастера использовали для росписи именно синие цвета?

Дети: (цвет неба)

-  Что же мастера рисовали на посуде, что бы она получилась такой чудесной?

Дети: (Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек).

        

Воспитатель: (ответы детей)

Воспитатель:

Тогда отправляемся в «Мастерскую» изготавливать чайный сервиз.

(Надеть фартуки и нарукавники)

В мастерской существуют правила, которые мы все должны соблюдать. (Ребенок называет правила безопасного поведения в лаборатории).

 

Воспитатель: На столах в мастерской приготовлены заготовки посуды. А украсить предлагаю интересным способом с применением техники Эбру.

Всё ли у нас готово для творчества? (дети рассуждают, отвечают)

Воспитатель: Сначала ребята создаем фон. Для этого набираем на кисть белую краску и держим над поверхностью воды на небольшом расстоянии и легко стучим пальчиками о кисть, разбрызгивая краску по воде.

Затем берем другую кисть с синей краской и также разбрызгиваем ее над водой. И вот наш фон готов.

Далее, берем в руки шило и проводим ею по поверхности воды справа налево или сверху вниз.

 

Пальчиковая гимнастика «Посуда» (проводят дети)

Раз, два, три, четыре (сжимают и разжимают кулак)

Мы посуду перемыли:

Чашку, чайник, ковшик, ложку,

И большую поварешку (загибают поочередно пальцы).

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользим по другой)

Только чашку мы разбили

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали (загибают поочередно пальчики)

Так мы маме помогали (хлопают в ладоши)

Выполнение работы детьми (музыкальное сопровождение «Гжель»)

        

Воспитатель: Ребята у нас получился настоящий чайный сервиз для бабушки Федоры. Давайте его подготовим к отправке.

Ребёнок (читает стихотворение):

Нужно быть с посудой осторожно.

Ведь, разбить посуду можно.

Мы носить и ставить будем, аккуратно всю посуду.

Чтоб посуду целой сохранить

Нужно бережно за ней следить.

(дети вместе с воспитателем убирают чайный сервиз с коробку)

Воспитатель: Ребята, доставить сундук бабушке Федоре нам поможет курьер.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами изготовили чайный сервиз и помогли бабушке Федоре.

1. Скажите, пожалуйста, что мы с вами делали? (помогли Федоре, отремонтировали посуду, используя технику «Эбру» расписали чайный сервиз элементами гжели)

2. Какую роспись используют для украшения посуды?

3. Посуду с какой росписью вы бы подарили родным?

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за ваши добрые сердца и золотые руки!      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционная техника рисования Эбру - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста".

quot;Нетрадиционная техника рисования  Эбру - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (раздел «Рисование») с использованием нетрадиционной техники рисования «Эбру» ( для детей 6-7 лет)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 «Лучик»      КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности  по...

Мастер-класс для родителей воспитанников с применением техники рисования эбру «Вилами по воде нарисовано»

Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в каче...

Мастер-класс для родителей с применением техники рисования эбру «Вилами по воде нарисовано»

Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в каче...

"Хоровод красок" Изобразительная деятельность с применением нетрадиционной техники рисования «эбру»

НОД в средней группе.Изобразительная деятельность  с применением нетрадиционной техники рисования «эбру»Тема недели: «Музыка, театр, песни для детей»Тема НОД «Хорово...