Мастер-класс на тему: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционной техники рисования – ЭБРУ»
материал
Мастер-класс на тему:
«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционной техники рисования – ЭБРУ»
Воображение интенсивно развивается в дошкольном возрасте. И если упустить этот момент, то в будущем происходит активное снижение данной функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности.
Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Результаты методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко позволили определить коэффициент оригинальность каждого ребенка и коэффициент оригинальности по старшей группе в целом. На начало педагогической деятельности коэффициент оригинальности по группе составил 2,8. Большинство детей находились на низком уровне, которому характерны беспредметные изображения и примитивные, шаблонные рисунки.
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Для повышения творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста была выбрана нетрадиционная техника рисования Эбру. Суть рисования на воде заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счет чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности рисунок в виде тонкой пленки. В процессе работы сложно предугадать, как растечется краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой.
Как отмечают педагоги и психологи, рисование в технике ЭБРУ способствует:
• Развитию творческого воображения. Данная техника позволяет дать толчок для детского художественного творчества, проявления самостоятельности, инициативы.
• Развитию интеллекта, способности мыслить нестандартно. Ребенку не навязываются определенные штампы, стереотипы, напротив, он сам является творцом, проявляет свою индивидуальность.
• Раскрепощению детей в новой для них деятельности. Рисование на воде расслабляет и дарит ощущение спокойствия. Данная техника полезна для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом.
В процессе деятельности были выделены основополагающие принципы работы с детьми:
- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Создание благоприятной обстановки на занятиях. За счет использования музыкального сопровождения, наличие ритуалов начала и завершения занятия.
- Принцип последовательности - усложнение поставленных задач по мере освоения материала.
- Принцип партнерства, общение на равных. Мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку.
- Принцип создания ситуации успеха, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Приемы создания ситуации успеха.
1 "Эмоциональное поглаживание" – когда педагог с легкостью раздает комплименты"молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!".
2. «Умышленная ошибка» - дать возможность детям понять, что педагог тоже может ошибаться.
3.«Шанс» - Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
4. «Обмен ролями» Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся.
5 «Заражение» В случае, если успех отдельного ребенка станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
- Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде деятельности.
На занятиях создавались образовательные ситуации способствующие:
- Появлению интереса у детей к рисованию в нетрадиционной технике Эбру
- Вовлечению детей в практическую, исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования с красками и водой (создание «волшебной воды»)
- Развитию креативности, инициативности, творчества при работе в разных техниках
- Свободе выбора художественных материалов и техник рисования
- Ознакомлению детей с азами живописи (рисование с натуры, по теме, по замыслу)
- Воспитанию у детей партнерских взаимоотношений в процессе коллективной творческой деятельности (работа в паре, создание совместных выставок, каллажей)
В результате мы видим, как дети активно включаются в творческую. Воспитанники изготавливали новогодние игрушки, устраивали выставку, делали поделки, аппликации. Отдельно хочется отметить решение перенести рисунки в технике эбру на деревянные изделия, металл и ткань.
В результате проведенной работы мы видим увеличение коэффициента оригинальности, он составил 8,. Если рассматривать каждого ребенка, то мы видим что все дети находятся не ниже среднего уровня развития воображения и способности создавать оригинальные образы. Все еще присутствуют повторяющиеся рисунки, однако они стали более оригинальные, детализированные.
Анализирую поделки, аппликации в группе, было отмечено инициативность детей при выборе материалов, яркость, красочность рисунков, нетривиальность и смелость в изображении деталей и т.д.
Предлагаю вам немного расслабиться, закрыть глаза и послушать музыку. О чем вы думали, когда слушали мелодию? Что вы чувствовали? Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Вспомнить или представить, каким он бывает холодной, морозной зимой.
Одно из правил рисования по воде – спицу необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде и не протыкать воду, а лишь чуть – чуть касаться поверхности воды.
Сначала нарисуем фон. Как вы думаете, какие из предложенных цветов лучше подойдут для зимнего леса?
Нужно посвить «бабочку» в стаканчик, а затем перенести и аккуратно коснуться кончиком воды. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности. Оставим на всей поверхности следы краски.
Теперь мы вытрем спицу и повторим то же самое краской другого цвета. Помните, в рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.
Осторожно окунем спицу в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой.
Далее рисуем сами елки. Как вы думаете, какой цвет нам понадобиться сейчас? Берем зеленый и ставим внизу первый круг, затем выше еще один и еще один. Так наша елочка будет расти все выше и выше. Теперь ставим нашу спицу в центр самого большого круга и проводим через все круги вверх. Посмотрите на рисунок, вам нравится ваша работа? Может быть чего-то не хватает? Конечно, нашей елочке не хватает иголочек. Для его нужно потянуть края круга в разные стороны. Вот так из обычных кругов мы получили елочку.
Осталось поставить на небе луну. Для этого вытираем спицу и набираем желтую краску и слегка касаясь рисуем луну. Если вам кажется, что луна слишком маленькая, то подержите спицу подольше.
Итак, наш зимний лес готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость. Рисунок готов, он сохнет от 30 минут до часа. При желании, Вы можетете нарисовать самостоятельно свой рисунок. Раствор «ЭБРУ» можно использовать несколько раз.
Как изменилось ваше самочувствие? Что вам понравилось? Техника рисования ЭБРУ позволяет открыть настоящую мастерскую с умельцами, дать волю детской фантазии и перенести узор на все что угодно: бумага, металл, ткань, дерево. Все это дает толчок для детского художественного творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности ребенка.
Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопрос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционной техники рисования – ЭБРУ»
Воображение интенсивно развивается в дошкольном возрасте. И если упустить этот момент, то в будущем происходит активное снижение данной функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности.
Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Результаты методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко позволили определить коэффициент оригинальность каждого ребенка и коэффициент оригинальности по старшей группе в целом. На начало педагогической деятельности коэффициент оригинальности по группе составил 2,8. Большинство детей находились на низком уровне, которому характерны беспредметные изображения и примитивные, шаблонные рисунки.
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Для повышения творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста была выбрана нетрадиционная техника рисования Эбру. Суть рисования на воде заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счет чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности рисунок в виде тонкой пленки. В процессе работы сложно предугадать, как растечется краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой.
Как отмечают педагоги и психологи, рисование в технике ЭБРУ способствует:
• Развитию творческого воображения. Данная техника позволяет дать толчок для детского художественного творчества, проявления самостоятельности, инициативы.
• Развитию интеллекта, способности мыслить нестандартно. Ребенку не навязываются определенные штампы, стереотипы, напротив, он сам является творцом, проявляет свою индивидуальность.
• Раскрепощению детей в новой для них деятельности. Рисование на воде расслабляет и дарит ощущение спокойствия. Данная техника полезна для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом.
В процессе деятельности были выделены основополагающие принципы работы с детьми:
- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Создание благоприятной обстановки на занятиях. За счет использования музыкального сопровождения, наличие ритуалов начала и завершения занятия.
- Принцип последовательности - усложнение поставленных задач по мере освоения материала.
- Принцип партнерства, общение на равных. Мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку.
- Принцип создания ситуации успеха, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Приемы создания ситуации успеха.
1 "Эмоциональное поглаживание" – когда педагог с легкостью раздает комплименты"молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!".
2. «Умышленная ошибка» - дать возможность детям понять, что педагог тоже может ошибаться.
3.«Шанс» - Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
4. «Обмен ролями» Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся.
5 «Заражение» В случае, если успех отдельного ребенка станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
- Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде деятельности.
На занятиях создавались образовательные ситуации способствующие:
- Появлению интереса у детей к рисованию в нетрадиционной технике Эбру
- Вовлечению детей в практическую, исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования с красками и водой (создание «волшебной воды»)
- Развитию креативности, инициативности, творчества при работе в разных техниках
- Свободе выбора художественных материалов и техник рисования
- Ознакомлению детей с азами живописи (рисование с натуры, по теме, по замыслу)
- Воспитанию у детей партнерских взаимоотношений в процессе коллективной творческой деятельности (работа в паре, создание совместных выставок, каллажей)
В результате мы видим, как дети активно включаются в творческую. Воспитанники изготавливали новогодние игрушки, устраивали выставку, делали поделки, аппликации. Отдельно хочется отметить решение перенести рисунки в технике эбру на деревянные изделия, металл и ткань.
В результате проведенной работы мы видим увеличение коэффициента оригинальности, он составил 8,. Если рассматривать каждого ребенка, то мы видим что все дети находятся не ниже среднего уровня развития воображения и способности создавать оригинальные образы. Все еще присутствуют повторяющиеся рисунки, однако они стали более оригинальные, детализированные.
Анализирую поделки, аппликации в группе, было отмечено инициативность детей при выборе материалов, яркость, красочность рисунков, нетривиальность и смелость в изображении деталей и т.д.
Предлагаю вам немного расслабиться, закрыть глаза и послушать музыку. О чем вы думали, когда слушали мелодию? Что вы чувствовали? Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Вспомнить или представить, каким он бывает холодной, морозной зимой.
Одно из правил рисования по воде – спицу необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде и не протыкать воду, а лишь чуть – чуть касаться поверхности воды.
Сначала нарисуем фон. Как вы думаете, какие из предложенных цветов лучше подойдут для зимнего леса?
Нужно посвить «бабочку» в стаканчик, а затем перенести и аккуратно коснуться кончиком воды. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности. Оставим на всей поверхности следы краски.
Теперь мы вытрем спицу и повторим то же самое краской другого цвета. Помните, в рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.
Осторожно окунем спицу в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой.
Далее рисуем сами елки. Как вы думаете, какой цвет нам понадобиться сейчас? Берем зеленый и ставим внизу первый круг, затем выше еще один и еще один. Так наша елочка будет расти все выше и выше. Теперь ставим нашу спицу в центр самого большого круга и проводим через все круги вверх. Посмотрите на рисунок, вам нравится ваша работа? Может быть чего-то не хватает? Конечно, нашей елочке не хватает иголочек. Для его нужно потянуть края круга в разные стороны. Вот так из обычных кругов мы получили елочку.
Осталось поставить на небе луну. Для этого вытираем спицу и набираем желтую краску и слегка касаясь рисуем луну. Если вам кажется, что луна слишком маленькая, то подержите спицу подольше.
Итак, наш зимний лес готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость. Рисунок готов, он сохнет от 30 минут до часа. При желании, Вы можетете нарисовать самостоятельно свой рисунок. Раствор «ЭБРУ» можно использовать несколько раз.
Как изменилось ваше самочувствие? Что вам понравилось? Техника рисования ЭБРУ позволяет открыть настоящую мастерскую с умельцами, дать волю детской фантазии и перенести узор на все что угодно: бумага, металл, ткань, дерево. Все это дает толчок для детского художественного творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности ребенка.
Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством овладения нетрадиционными техниками рисования»
Представила свой педагогический опыт по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности....
План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».
Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования - это способы создан...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
План по самообследованию : «Развитие – художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Формирование у детей творческих способностей в изобразительной деятельности, через нетрадиционные техники рисования.Повысить свой профессиональный уровень по данному вопросу...