Проект "Необычное рисование. Золотая осень"
проект по рисованию (средняя группа)

Волощенко Александра Игоревна

развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник продуктивной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_voloshchenko_a.i._.doc758 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Необычное рисование. Золотая осень»

                                                                                            Выполнил: воспитатель

                                                                 МОУ д/с № 274

                                                                  Волощенко А.И.

Волгоград

2019

Проблема проекта:

Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Проблема состоит в невозможности развития творческих способностей дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.

Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что нет главного:

- «своих», искренних рисунков;

-отсутствует творческий подход;

- не поставлена рука;

- не правильный захват карандаша и других изобразительных материалов;

- плохо развита связная речь.

 Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельности, которая бы стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности.        

Практика показывает, что нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. 

Степень разработанности проблемы:

Разные в психологической литературе встречаются трактовки творчества Л. C. Выготский рассматривал творчество как создание нового. (3) Творчество как деятельность, создающее нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства, определял C. Л. Рубинштейн. В работах А.М. Матюшкина выделено два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. (15)  А. В. Брушлинский и О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О. К. Тихомиров в творческой деятельности отводил особую роль целеполаганию. По его мнению, приверженности человека целеустремленность выступают как личностная предпосылка. Т. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. По мнению Я.А. Пономарева личность, стремящуюся к творчеству, отличают такие черты как оригинальность, инициативность, высокая саморегуляции, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Определяющим в творчестве для Я.А. Пономарева является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Среди творческой личности Б. Г. Ананьев выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Необходимо отметить, что наряду с глубокими теоретическими исследованиями по данной проблеме, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных развитию творческих способностей посредством ознакомления с произведениями искусства. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ продуктов деятельности детей. - эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа. Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей. Практическая значимость данной работы состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей дошкольников.

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник продуктивной деятельности.

Ожидаемый результат:

- формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах продуктивной деятельности;

- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;

                             - дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

- получат практические навыки и умения по использованию техник «печатанья листьями»«рисование пальцами»;

- появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования.

Задачи проекта:

- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования: отпечатки листьями, пальчиковое рисование, рисование при помощи ватных палочек, поролона, мятой бумагой, рисование оттиском от картофеля, рисование на молоке, рисование манкой и т.д.

- развивать у детей творческие способности через нетрадиционные техники рисования;

- воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

- закрепление знаний об осени;

- привлечь родителей к процессу развития художественных способностей детей.

Вид проекта: познавательно-творческий

Тип проекта: групповой

Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь-октябрь)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Ресурсы:

1. Информационные:

- Фото и видео материалы;

2. Научно-методические:

- консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

- подбор произведений об нетрадиционных техниках рисования;

- подбор картинок по данной теме.

4. Кадровые:

- воспитатели;

- музыкальные руководители.

5. ТСО:

- ноутбук;

- фотоаппарат;

-бумага, гуашь, крупа, клей, кисточки, ватные палочки, печатки, штампы (из природного материала)

- принтер.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

- изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно – методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала, подборка пальчиковых гимнастик, дидактических игр.

- обозначение цели и задачей;

- сбор опавших листьев, подготовка необходимого материала;

- разработка содержания проекта: «Необычное рисование. Золотая осень».

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

2 этап – основной:

- создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей.

- формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

 - проведение работы с родителями: беседы, консультации. Оформление уголка для родителей по данной теме.

 - развитие умения и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

- наблюдение в природе за осенними явлениями, беседы об осени.

- на занятиях по рисованию познакомить детей с техникой рисования пальчиками, монотипии, клеевые картинки, ожившие предметырисование манкойрисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, манку, клей ПВА и т.д.

- рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание обсуждение привлекательных предметов; проведение физкультминуток.

- сделали подборку дидактических игр про осень.

3 этап-заключительный:

- организация совместно с детьми выставки поделок и рисунков.

В целях систематизации воспитательно – образовательного процесса с детьми был разработан календарно-тематический перспективный план;

- пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи и т. д.).

Поэтапный план реализации проекта:

1 неделя.

- Художественно-эстетическое развитие. НОД

Рисование на тему «Золотой наряд осени». Закрепить умение рисовать пальцами. Закрепить представление об осени. Развивать воображение.

Пальчиковая игра «Листопад».

Рассматривание работ по нетрадиционной технике.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра «Составь пейзаж» Задача: совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.

Дидактическая игра «Подбери листочки» Задачи: учить детей различать цвета (желтый, красный, оранжевый, зеленый); обучать соотносить листочки по цвету.

Работа с родителями. Консультация «Материалы для изо. деятельности и способы их использования в семье».

Папка-передвижка «Развитие творческих способностей»

 2 неделя.

- Коммуникативная деятельность НОД

Тема: «Осень». Цель: формировать знание детей о времени года, которое за окном.     Развивать речевое дыхание при помощи дыхательной гимнастики. Воспитывать в детях бережного отношения ко всему живому.

Подвижные игры: «В гостях у солнышка»»

Задачи: развивать двигательную активность.

 

Совместная работа воспитателя с детьми по нетрадиционному рисованию

Техника: оттиск картофелем 

«Листопад» (9)

Пальчиковая гимнастика игра: «Осенью»

Беседа «Волшебные художники».

- Продуктивна деятельность. «Осенние мелодии» Задача: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.

- Музыкально-художественная деятельность: разучивание песен, про осень «Падают, падают листья» (6)

Сюжетно-ролевая игра «Художник».

Загадывание загадок про осень

Чтение стихотворения «Осинка» И. Токмакова

        3 неделя

Продуктивная деятельность Рисование НОД.

Тема: «Осенний коврик» Задачи: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «Рисование ладошкой». Учить передавать образ солнца, листьев, строение и форму используя ладошки рук. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного, синего).

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра «Оживи фигуру»

Задача: направлять детей на развитие творческого воображения, мышления; закреплять приемы рисования.

Дидактическая игра «Закончи картинку»

Задачи: обнаружить уровень сформированности восприятия и определения предмета за его частями, уметь его закончить рисовать; развивать фантазию, воображение.

Совместная деятельность педагога с детьми «Разноцветные листочки» 

Работа с родителями

Совместная художественно-творческая работа детей и родителей по любой из разученных техник нетрадиционного рисования.

4 неделя.

- Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Осенние листочки».

Задачи: познакомить с приемами печати листьями. Развивать чувство композиции и ритма. Закрепить навыки рисования гуашью.

Подвижные игры: «Бездомный заяц» Задача: развивать двигательную активность.

Рассматривание альбома "Маленькие художники".

 Пальчиковая гимнастика «Юные художники»

Собирание пазлов «Кленовые листики»

- Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Ежики»

Сравнения множеств; работа в тетрадях.

Подвижные игры: «К названному дереву беги» Задача: развивать двигательную активность.

Совместная работа воспитателя с детьми по нетрадиционному рисованию 

«Ваза с овощами»

Упражнение на воображение «Кисточка»

Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик» 

- Музыкально-художественная деятельность: Разучивание песен, про осень «Огородная хороводная»

Предложить родителям совместно оформить выставку детских работ и совместных с воспитателем, родителями. Задача: закрепить знания по нетрадиционному рисованию

Физ. Минутка «Цветные краски»

5 неделя

- Художественно эстетическое развитие. Рисование НОД

 Тема: «Золотой наряд осени» Задачи: закрепить умение рисовать пальцами. Закрепить представление об осени. Развивать воображение.

Подвижные игры: «Ветерок».

Дидактическая игра «Составь пейзаж» Задача: совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.

                             Рассматривание альбомов по нетрадиционному рисованию.

Выставка работ по нетрадиционному рисованию (совместная работа детей с педагогом)

Мастер- класс с родителями «Золотая осень» (Рисование отпечатками осенних листьев)

Продукт проекта:

Выставка-конкурс продуктов художественной деятельности, изготовленных совместно родителями с детьми по изученным нетрадиционным техникам рисования.

Подведение итогов.

Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности  были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.(см. Приложение)

В ходе проекта с детьми совместно со взрослыми было сделано много интересного, а именно:

Организована выставка рисунков по нетрадиционным техникам.

Проведены консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования».

Мастер класс для родителей «Золотая осень» (рисование отпечатком осенних листов.)

После проведения проекта, родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей младшего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

С точки зрения родителей, работы их детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения.

Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать много нового, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

Проведение выставок детских работ. Анкетирование родителей о полезности проведенного проекта.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий:

При осуществлении проекта возможны негативные последствия, связанные с: 
- Низкой мотивацией детей дошкольного возраста в проектной деятельности;
- Отсутствием необходимых материально-технических условий для проведения мероприятий, предусмотренных проектом (выставок детских работ и т.д.)

Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
      - Повышение мотивации дошкольников путём вовлечения в процесс реализации проекта; 
       - Обеспечение материально-технических условий реализации проекта за счёт внутренних и внешних ресурсов.

Список использованной литературы:

1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-272с

2. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. /Л.С.Выготский.- М.: Смысл, Эксмо, 2005.-1136 с.

4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

5. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.

6. Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ

7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.

8. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.

9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

10. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.

11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.

12. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Богоявленской Д.Б. - М., 1997. 495 с.

13. Психология детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д.Бабаева; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Academia, 1996. - 407с

14. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев - М.: Наука, 1988. 304 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн.,- Т.1- Спб.: Питер, 2002.- 720с.

16. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

17.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

18. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

Интернет-ресурсы:

www.infourok.ru

www.nsportal.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

        

Рисование ватными палочками                                             Пластилинография

 

 

Пластилинография  

                                                                                Рисование на молоке

Тестопластика      

                                                                           Рисование штампикам    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РИСОВАНИЯ

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями.Задачи:- Закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе.- Развивать фантазию, творческие способности, мелкую мотор...

Творческая работа по рисованию "Золотая осень" с использованием нетрадиционных техник рисования (с этапами создания)

Работа выполнена на листе ватмана 50*70 см гуашью, разведённой молоком. Использовались нетрадиционные техники рисования: рисование ладошкой, пальчиками, оттиск (печатание) листьями деревьев. Тонирован...

Занятие по рисованию «Золотая осень». Нетрадиционная техника рисования

Занятие по рисованию «Золотая осень». Нетрадиционная техника рисованияПрограммное содержание: познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями, закрепить умение де...

Конспект открытого занятия по рисованию «Золотая осень» (нетрадиционное рисование) в подготовительной группе. МБДОУ№7 ст.Отрадная. Составила: Воспитатель Черникова Валентина Петровна

Конспект открытого занятия по рисованию «Золотая осень» (нетрадиционное рисование) в подготовительной группе.МБДОУ№7 ст.Отрадная. Составила: Воспитатель Черникова Валентина Петр...

Занятие по рисованию "золотая осень".(нетрадиционная техника рисования (старшая группа).

Занятие по рисованию "Золотая осень".(нетрадиционная техника рисования (старшая группа)....