Проект "Необычное рисование. Золотая осень"
проект по рисованию (средняя группа)
развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voloshchenko_a.i._.doc | 758 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Необычное рисование. Золотая осень»
Выполнил: воспитатель
МОУ д/с № 274
Волощенко А.И.
Волгоград
2019
Проблема проекта:
Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Проблема состоит в невозможности развития творческих способностей дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что нет главного:
- «своих», искренних рисунков;
-отсутствует творческий подход;
- не поставлена рука;
- не правильный захват карандаша и других изобразительных материалов;
- плохо развита связная речь.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельности, которая бы стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности.
Практика показывает, что нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Степень разработанности проблемы:
Разные в психологической литературе встречаются трактовки творчества Л. C. Выготский рассматривал творчество как создание нового. (3) Творчество как деятельность, создающее нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства, определял C. Л. Рубинштейн. В работах А.М. Матюшкина выделено два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. (15) А. В. Брушлинский и О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О. К. Тихомиров в творческой деятельности отводил особую роль целеполаганию. По его мнению, приверженности человека целеустремленность выступают как личностная предпосылка. Т. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. По мнению Я.А. Пономарева личность, стремящуюся к творчеству, отличают такие черты как оригинальность, инициативность, высокая саморегуляции, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Определяющим в творчестве для Я.А. Пономарева является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Среди творческой личности Б. Г. Ананьев выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Необходимо отметить, что наряду с глубокими теоретическими исследованиями по данной проблеме, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных развитию творческих способностей посредством ознакомления с произведениями искусства. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ продуктов деятельности детей. - эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа. Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей. Практическая значимость данной работы состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей дошкольников.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах продуктивной деятельности;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
- дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
- получат практические навыки и умения по использованию техник «печатанья листьями», «рисование пальцами»;
- появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования.
Задачи проекта:
- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования: отпечатки листьями, пальчиковое рисование, рисование при помощи ватных палочек, поролона, мятой бумагой, рисование оттиском от картофеля, рисование на молоке, рисование манкой и т.д.
- развивать у детей творческие способности через нетрадиционные техники рисования;
- воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
- закрепление знаний об осени;
- привлечь родителей к процессу развития художественных способностей детей.
Вид проекта: познавательно-творческий
Тип проекта: групповой
Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь-октябрь)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Ресурсы:
1. Информационные:
- Фото и видео материалы;
2. Научно-методические:
- консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений об нетрадиционных техниках рисования;
- подбор картинок по данной теме.
4. Кадровые:
- воспитатели;
- музыкальные руководители.
5. ТСО:
- ноутбук;
- фотоаппарат;
-бумага, гуашь, крупа, клей, кисточки, ватные палочки, печатки, штампы (из природного материала)
- принтер.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно – методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала, подборка пальчиковых гимнастик, дидактических игр.
- обозначение цели и задачей;
- сбор опавших листьев, подготовка необходимого материала;
- разработка содержания проекта: «Необычное рисование. Золотая осень».
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап – основной:
- создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей.
- формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
- проведение работы с родителями: беседы, консультации. Оформление уголка для родителей по данной теме.
- развитие умения и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
- наблюдение в природе за осенними явлениями, беседы об осени.
- на занятиях по рисованию познакомить детей с техникой рисования пальчиками, монотипии, клеевые картинки, ожившие предметы, рисование манкой, рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, манку, клей ПВА и т.д.
- рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание обсуждение привлекательных предметов; проведение физкультминуток.
- сделали подборку дидактических игр про осень.
3 этап-заключительный:
- организация совместно с детьми выставки поделок и рисунков.
В целях систематизации воспитательно – образовательного процесса с детьми был разработан календарно-тематический перспективный план;
- пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи и т. д.).
Поэтапный план реализации проекта:
1 неделя.
- Художественно-эстетическое развитие. НОД
Рисование на тему «Золотой наряд осени». Закрепить умение рисовать пальцами. Закрепить представление об осени. Развивать воображение.
Пальчиковая игра «Листопад».
Рассматривание работ по нетрадиционной технике.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Составь пейзаж» Задача: совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.
Дидактическая игра «Подбери листочки» Задачи: учить детей различать цвета (желтый, красный, оранжевый, зеленый); обучать соотносить листочки по цвету.
Работа с родителями. Консультация «Материалы для изо. деятельности и способы их использования в семье».
Папка-передвижка «Развитие творческих способностей»
2 неделя.
- Коммуникативная деятельность НОД
Тема: «Осень». Цель: формировать знание детей о времени года, которое за окном. Развивать речевое дыхание при помощи дыхательной гимнастики. Воспитывать в детях бережного отношения ко всему живому.
Подвижные игры: «В гостях у солнышка»»
Задачи: развивать двигательную активность.
Совместная работа воспитателя с детьми по нетрадиционному рисованию
Техника: оттиск картофелем
«Листопад» (9)
Пальчиковая гимнастика игра: «Осенью»
Беседа «Волшебные художники».
- Продуктивна деятельность. «Осенние мелодии» Задача: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.
- Музыкально-художественная деятельность: разучивание песен, про осень «Падают, падают листья» (6)
Сюжетно-ролевая игра «Художник».
Загадывание загадок про осень
Чтение стихотворения «Осинка» И. Токмакова
3 неделя
Продуктивная деятельность Рисование НОД.
Тема: «Осенний коврик» Задачи: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «Рисование ладошкой». Учить передавать образ солнца, листьев, строение и форму используя ладошки рук. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного, синего).
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Оживи фигуру»
Задача: направлять детей на развитие творческого воображения, мышления; закреплять приемы рисования.
Дидактическая игра «Закончи картинку»
Задачи: обнаружить уровень сформированности восприятия и определения предмета за его частями, уметь его закончить рисовать; развивать фантазию, воображение.
Совместная деятельность педагога с детьми «Разноцветные листочки»
Работа с родителями
Совместная художественно-творческая работа детей и родителей по любой из разученных техник нетрадиционного рисования.
4 неделя.
- Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Осенние листочки».
Задачи: познакомить с приемами печати листьями. Развивать чувство композиции и ритма. Закрепить навыки рисования гуашью.
Подвижные игры: «Бездомный заяц» Задача: развивать двигательную активность.
Рассматривание альбома "Маленькие художники".
Пальчиковая гимнастика «Юные художники»
Собирание пазлов «Кленовые листики»
- Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Ежики»
Сравнения множеств; работа в тетрадях.
Подвижные игры: «К названному дереву беги» Задача: развивать двигательную активность.
Совместная работа воспитателя с детьми по нетрадиционному рисованию
«Ваза с овощами»
Упражнение на воображение «Кисточка»
Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик»
- Музыкально-художественная деятельность: Разучивание песен, про осень «Огородная хороводная»
Предложить родителям совместно оформить выставку детских работ и совместных с воспитателем, родителями. Задача: закрепить знания по нетрадиционному рисованию
Физ. Минутка «Цветные краски»
5 неделя
- Художественно эстетическое развитие. Рисование НОД
Тема: «Золотой наряд осени» Задачи: закрепить умение рисовать пальцами. Закрепить представление об осени. Развивать воображение.
Подвижные игры: «Ветерок».
Дидактическая игра «Составь пейзаж» Задача: совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.
Рассматривание альбомов по нетрадиционному рисованию.
Выставка работ по нетрадиционному рисованию (совместная работа детей с педагогом)
Мастер- класс с родителями «Золотая осень» (Рисование отпечатками осенних листьев)
Продукт проекта:
Выставка-конкурс продуктов художественной деятельности, изготовленных совместно родителями с детьми по изученным нетрадиционным техникам рисования.
Подведение итогов.
Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.
В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.(см. Приложение)
В ходе проекта с детьми совместно со взрослыми было сделано много интересного, а именно:
Организована выставка рисунков по нетрадиционным техникам.
Проведены консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
Мастер класс для родителей «Золотая осень» (рисование отпечатком осенних листов.)
После проведения проекта, родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей младшего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
С точки зрения родителей, работы их детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения.
Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать много нового, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
Проведение выставок детских работ. Анкетирование родителей о полезности проведенного проекта.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий:
При осуществлении проекта возможны негативные последствия, связанные с:
- Низкой мотивацией детей дошкольного возраста в проектной деятельности;
- Отсутствием необходимых материально-технических условий для проведения мероприятий, предусмотренных проектом (выставок детских работ и т.д.)
Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
- Повышение мотивации дошкольников путём вовлечения в процесс реализации проекта;
- Обеспечение материально-технических условий реализации проекта за счёт внутренних и внешних ресурсов.
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-272с
2. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. /Л.С.Выготский.- М.: Смысл, Эксмо, 2005.-1136 с.
4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
5. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
6. Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ
7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.
8. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
10. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.
11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.
12. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Богоявленской Д.Б. - М., 1997. 495 с.
13. Психология детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д.Бабаева; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Academia, 1996. - 407с
14. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев - М.: Наука, 1988. 304 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн.,- Т.1- Спб.: Питер, 2002.- 720с.
16. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
17.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.
18. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
Интернет-ресурсы:
www.infourok.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисование ватными палочками Пластилинография
Пластилинография
Рисование на молоке
Тестопластика
Рисование штампикам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РИСОВАНИЯ
Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями.Задачи:- Закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе.- Развивать фантазию, творческие способности, мелкую мотор...
Творческая работа по рисованию "Золотая осень" с использованием нетрадиционных техник рисования (с этапами создания)
Работа выполнена на листе ватмана 50*70 см гуашью, разведённой молоком. Использовались нетрадиционные техники рисования: рисование ладошкой, пальчиками, оттиск (печатание) листьями деревьев. Тонирован...
Занятие по рисованию «Золотая осень». Нетрадиционная техника рисования
Занятие по рисованию «Золотая осень». Нетрадиционная техника рисованияПрограммное содержание: познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями, закрепить умение де...
Конспект открытого занятия по рисованию «Золотая осень» (нетрадиционное рисование) в подготовительной группе. МБДОУ№7 ст.Отрадная. Составила: Воспитатель Черникова Валентина Петровна
Конспект открытого занятия по рисованию «Золотая осень» (нетрадиционное рисование) в подготовительной группе.МБДОУ№7 ст.Отрадная. Составила: Воспитатель Черникова Валентина Петр...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Золотая осень» (с использованием нетрадиционной техники рисования).
В данном материале предложен конспект по использованию нетрадиционной техники рисования "акварель по мокрому"....
Конспект открытого занятия художественно-эстетическому развитию. Рисование. «Золотая осень» (нетрадиционное рисование) в подготовительной группе.
Открытое занятие "Золотая осень"...
Занятие по рисованию "золотая осень".(нетрадиционная техника рисования (старшая группа).
Занятие по рисованию "Золотая осень".(нетрадиционная техника рисования (старшая группа)....