Перспективный план по самообразованию на 5 лет по теме « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию
Включает в себя тематику образовательной деятельности - рисования и план по ознакомлению дошкольников с нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта по самообразованию
Ф.И.О. воспитателя : Низамова Алена Олеговна
Образование: высшее
Тема самообразования: « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Начало работы над темой: сентябрь 2018 год
Предполагаемые результаты:
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и экспериментируют с ним.
2. Находят нестандартные способы художественного изображения.
3. Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности.
4. Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства, скульптуры, понимать смысл художественных работ мастеров – художников.
Литература:
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.
- Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.
- Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение,1987.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
- Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – М., 2005.
План работы по самообразованию
воспитателя Низамовой А.О.
Тема: « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
Сроки работы над проектом: сентябрь 2018 г.- май 2023 год.
№ | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выводы |
1 | Подготовительный этап. Аналитико-диагностический. | Сентябрь 2018г – Февраль 2019г. | Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. | |
2 | Основной этап. | Март 2019 г. – Март 2023г. | Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. | Распространение материала на уровне ДОУ, района |
3 | Заключительный этап. | Апрель 2023 г. | Диагностика. Мониторинг. | |
4 | Обобщение. | Сентябрь 2023 г. | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Представление материалов на педсовете. |
Итог:
1.Провести мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
2.Провести консультацию для родителей по ознакомлению с необычными техниками рисования.
3. Провести анкетирование родителей.
4. Выставка рисунков.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
-кляксография с трубочкой; -монотипия пейзажная; -печать по трафарету; -монотипия предметная; -кляксография обычная; -пластилинография. |
-рисование пальчиками;
-оттиск печатками из картофеля;
-рисование ладошками.
-тычок жесткой полусухой кистью.
-печать поролоном;
-печать пробками;
-восковые мелки + акварель;
-свеча + акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошки;
-рисование ватными палочками;
-волшебные веревочки.
-рисование песком;
-рисование мыльными пузырями;
-рисование мятой бумагой;
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.
- Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.
- Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение,1987.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
- Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – М., 2005.
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Выступление на педсовете.
Актуальность.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель: Создание педагогических условий для развития творческих
способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных
техник рисования.
Задачи:
- Знакомить детей среднего дошкольного возраста с
нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к
изобразительной деятельности.
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими
техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять
нетрадиционные техники рисования.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками
рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Средства:
− Совместная деятельность взрослого и детей
− Самостоятельная деятельность детей
− Развивающая предметно-пространственная среда
Предполагаемый результат: к выпуску в школу у дошкольников сформируются
определенные способности:
- повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания,
- требующие координацию кистей и пальцев рук;
- освоят техники работы с нетрадиционными материалами;
- будут использовать техники в самостоятельной изобразительной деятельности.
Новизна разработана система использования нетрадиционных техник в рисовании в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности дошкольников с 1 до 7 лет
Адресат: дошкольники в возрасте от 1 до 7 лет.
Перспективный план на 2019 – 2020 гг.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Рисование ладошками | Необходимые материалы и инструменты: Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук). Порядок работы: Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом. |
Октябрь | Печатаем пальчиками «Радужная рыбка». | Необходимые материалы и инструменты: Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета. Порядок работы: Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску. |
Ноябрь | Рисование пальчиками «Цветок». | Необходимые материалы и инструменты: Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета. Порядок работы: Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку |
Декабрь | Тычок жёсткой полусухой кистью | Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, вырезанный силуэт ёжика. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь силуэт ёжика. Получается имитация фактурности колючей поверхности |
Январь | Рисование ватными палочками | Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, ватные палочки, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. |
Февраль | Оттиск печатками из картофеля | Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. |
Март | Рисование ладошкой «Тюльпаны». | Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. |
Апрель | Свечи + акварель «Облачко». | Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. |
Май | Рисование ладошкой «Лебедь белая». | Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается |
Перспективный план на 2020 – 2021 гг.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Рисование пальчиками | Необходимые материалы и инструменты: изображения мухомора, пальчиковые краски белого цвета, аппликация «Мухомор» без белых пятнышек на шляпке, салфетки. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин «Мухомор» из серии «Грибы» загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах. |
Октябрь | Тычок полусухой жёсткой | Необходимые материалы и инструменты: альбомный лист, с нарисованным контуром котёнка или трафарет, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин «Кошки» из серии «Домашние животные» загадки и стихи о котятах. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). |
Ноябрь | Рисование ладошки + кисточки | Необходимые материалы и инструменты: Игрушка зебра, листы цветной бумаги зелёного цвета, белая и чёрная гуашь, подносики, баночки с водой, салфетки, кисточки. способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе; формировать предметные представления у детей по теме «Животные» развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, развивать зрительную память, внимание, речь. вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования (ладошкой). сочетать несколько приёмов рисования (ладошкой, кисточкой |
Декабрь | Рисование поролоном | Материалы: : широкие блюдечки с гуашью, кисть,поролоны круглой формы, плотная бумага, листы формата А4, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в белую гуашь поролон и наносит пятна на бумагу, затем прорисовывает детали. |
Январь | Рисование ладошками «Ёлочка». | Материал: мисочки с зелёной гуашью, плотная бумага, , салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается |
Февраль | Рисование ватными палочками «Зимний вечер». | Материалы:белая гуашь, ватные палочки, чёрная цветная бумага, салфетки. Способ получения изображения: : ребёнок опускает в белую гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. |
Март | Рисование ладошкой «Цветы для мамы». | Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. |
Апрель | Монотипия | Материалы: акварель, кисти, альбомный лист. Способ получения изображения: ребенок рисует на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получается почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе. |
Май | Монотипия с прорисовкой контура «Ромашки». | Материал: любая скользкая, гладкая поверхность, которая не пропускает воду (например, кусок оргстекла или стеклянная тарелка ), краска гуашевая, губка для мытья посуды или валик для краски, если усложнить – толстые кисти,.ватные палочки,бумага. Способ получения изображения: Ребенок краской синего цвета закрашивает всю поверхность доски для лепки. Ватной палочкой процарапывает рисунок. Затем листом бумаги покрывает доску, проглаживает и аккуратно снимает. |
Перспективный план на 2021 – 2022 гг.
Сентябрь | Точечный рисунок | Оборудование: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, цветочки из картона со стебельком на каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки для рук. Способ получения изображения: карандаш окунается в густую краску, поставить перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка. |
Октябрь | Печать листьев | Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, листья. . Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. |
Ноябрь | Восковые мелки + акварель | Материалы для занятия: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. |
Декабрь | Обрывание и скатывание бумаги | Оборудование: плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, мягкие белые салфетки для скатывания их в комок либо обрывания, кусочки цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками. . Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. |
Январь | Граттаж | Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. |
Февраль | Рисование поролоном | Материалы:собака, медведь, заяц, альбомный лист; простой карандаш; набор гуашевых красок;2 кусочка поролоновой губки; тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка. Способ получения изображения: ребёнок опускает в цветную гуашь поролон и наносит пятна на бумагу, затем прорисовывает детали. |
Март | Ниткография «Волшебные цветы» | Оборудование: шерстяные нитки, альбомный лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, по одному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук. Порядок работы: Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают детали. |
Апрель | Кляксография «Чудесный букет» | Материалы для работы: альбомные листы; гуашь или акварель; крупная кисть; трубочка для напитков или можно использовать пипетку; вода в баночке; влажная тряпочка.Порядок работы: макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее. |
Май | Рисование на мокрой бумаге «Одуванчики» | Материалы: альбомный лист А4,стакан воды, комочек ваты, акварельные краски, кисти. Порядок работы: нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. |
Перспективный план на 2022 – 2023 гг.
Сентябрь | Техника граттаж | Оборудование: образцы для показа последовательности техники «граттаж», альбомные листы формата А-4 (тонированные, покрытые слоем свечи и затушеванные) для работы детей; стеки, деревянные палочки, кисти, разносы, маленькие листы для экспериментирования. банка с водой. Способ получения изображения. ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. |
Октябрь | Отпечатки листьев | Материалы: листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, листья. . Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. |
Ноябрь | Пластилинография | Материалы для занятия: . картон или плотная бумага; деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина; емкость с водой для смачивания рук; набор разноцветного пластилина; влажные салфетки для рук; набор стеков разной формы.Способ получения изображения: ребенок приемами скатывания, надавливания, размазывания создает сюжетную картину. |
Декабрь | Тычок полусухой жесткой кистью | Оборудование: альбомный лист, с нарисованным контуром дерева, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект. |
Январь | Чёрно-белый граттаж | Материалы: свеча, плотная бумага, черная гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист черной гуашью. Рисунок свечой остается белым. |
Февраль | Рисование свеча + акварель | Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. |
Март | Оттиск печатками (картофель, пробки) «Поспешим на помощь весне» (коллективная работа) | Оборудование: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля, пробки. Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. |
Апрель | Поролоновый рисунок «Какого цвета весна?» | Материалы для работы: альбомный лист; простой карандаш; набор гуашевых красок; кусочки поролоновой губки; тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка. Способ получения изображения: ребёнок опускает в цветную гуашь поролон и наносит пятна на бумагу, затем прорисовывает детали. |
Май | Рисование на мокрой бумаге «Вальс весенних цветов» | Материалы: альбомный лист А4,стакан воды, комочек ваты, акварельные краски, кисти. Порядок работы: нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...
Доклад "Фольклор, народная культура как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"
Доклад содержит методический материал по народной культуре и материал из опыта моей работы по данной теме....
Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"
Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....
Перспективный план по самообразованию на 5 лет по теме « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
Данный перспективный план по самообразованию будет полезен воспитателям детского сада.Включает в себя тематику образовательной деятельности - рисования и план по ознакомлению дошкольников с нетр...
План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста»...
План-презентация "Русские народные промыслы, как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"
План-презентация " Русские народные промыслы, как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"...
Семинар – практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников....