Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Сапогова Анна Сергеевна

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусств, формирование у них художественного отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребёнка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии). Наиболее эффективными методами  является включение в воспитательный и образовательный процесс игровых технологий, позволяющих максимально раскрепостить, вдохновить детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является.

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребёнком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Задачи обучения в средней группе:

• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• Познакомить с архитектурой;

• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• Обогащать представления детей об искусстве;

• Продолжать развивать интерес к лепке;

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусств, формирование у них художественного отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребёнка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии). Наиболее эффективными методами  является включение в воспитательный и образовательный процесс игровых технологий, позволяющих максимально раскрепостить, вдохновить детей.

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные, практические.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетического сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребёнка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребёнка.

Воспитательный компонент заключается в формировании у ребёнка художественного вкуса, эстетического сознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуре), в обучении различным видам творчества.

Практических компонент цели заключается в овладении ребёнком ручных умений работать с красками, бумагой, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.

Основываясь на обще дидактических принципах дошкольной педагогики и руководствуясь личностно-гуманным подходом к обучению, были выработаны образовательные принципы для дошкольников:

•        познание и усвоение ребёнком прекрасного;

•        проявление ребёнком его истинной индивидуальности, неповторимости, присущей только ему одному;

•        своевременное и всестороннее развитие задатков и способностей.

Эти принципы соответствуют идее личностно-гуманного подхода к ребёнку в педагогическом процессе. Они определяют направленность педагогического процесса, образ деятельности педагога гуманного типа.

Изображение в рисунке, лепке, аппликации и различных композициях у младших дошкольников связаны с процессами переживания, сочувствия, эмоционального отношения к создаваемому образу. Даже для малыша важно как отнесутся к его работе взрослые и другие дети. Для нас взрослых важно, что ребёнок как бы строит композицию, располагая детали, предметы. Внося своё понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что малыш просто отображает окружающий мир, он его трансформирует, строит, используя разные способы, сочетая их между собой. В своей работе мы даём детям возможность, через различные игровые технологии, без назидательного элемента, проявить свои способности, реализовать творческие замыслы, воспитываем эстетический, художественный вкус. Для детей всегда должны быть в наличии хорошие и качественные художественные материалы (бумага разного формата, плотности, оттенка, краска гуашь, акварель, глина, пластилин, цветные карандаши, кисти, цветные мелки), обеспечивающие развитие творческой деятельности дошкольников.

Одним из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности я вижу  организацию интересной содержательной жизни детей в условиях детского сада:

•        организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

•        общение с искусством;

•        материальное обеспечение;

•        учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

•        бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

•        организация атмосферы творчества;

•        мотивация заданий.

Итак, основой художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка средствами творческой деятельности являются, по моему мнению:

•        личностная позиция ребёнка, желание самовыражения;

•        развитие способностей к творческой деятельности;

•        создание художественного образа  (личностное отношение ребёнка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных);

•        взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

•        изменение структуры педагогического процесса, методов педагогического руководства, использование игровых технологий. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребёнка на данном этапе работы уже принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несёт свою функцию. В младшем возрасте роль сотворчества более активная, нежели в старших возрастах, где воспитатель принимает роль советчика и партнёра. Но на всех этапах личностная позиция ребёнка остаётся главной, ведущей, и мы воспитатели должны принимать её во внимание.

В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1.      Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и  технических навыков в рисовании и ограничение ребенка в цвете, форме, линии;

2.      Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3.      Недостаточно знаний об окружающем мире;

4.      Боязнь педагогов предоставлять детям разнообразный материал для рисования;

5.      Навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов (трава только зеленая, дом, только такой формы).

В чём же особенности игр в процессе художественно-эстетического развития дошкольников…. Деятельность ребёнка может быть названа художественной, художественно-эстетической, если она непосредственно связана с различными видами искусств. К разновидностям художественной игры мы относим: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной деятельностью, художественно-словесным творчеством. Все эти игры  могут выступать и как самостоятельные, и в тесных взаимосвязях. В данном случае речь идёт о художественно-эстетическом развитии дошкольников и его важнейших составляющих – музыкальной, изобразительной и конструктивно-модельной деятельности. Особая роль здесь обусловлена приоритетом в дошкольном детстве тех видов деятельности, в которых она реализуется. Разнообразное и методически правильное развёртывание этих видов деятельности в процессе общения детей со сверстниками и взрослыми помогает нам поспособствовать максимально личностному обогащению каждого ребёнка В работе с детьми мы опираемся на разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование (традиционное и нетрадиционное), лепка, конструирование, аппликация. Изобразительная деятельность чаще всего связана с творческой ролевой игрой, с возможностью привнести в деятельность различные новые методики, технологии, с возможностью вызвать интерес детей и к другим видам деятельность при проведении комплексных, интегрированных занятий

Анализ различных видов деятельности детей на занятии подтверждает, что иллюстрированный материал, использование литературных произведений, различные игры, совместная деятельность для общего результата помогает ребёнку обогатить свой мир, раскрепоститься, почувствовать себя значимым, творцом. Взрослый в данном возрасте может активно участвовать в играх детей, в драматизации, ролевых играх, развлечениях, выполняя роль ведущего, зрителя, режиссёра или исполнителя. Это является накопительной базой для дальнейших игр, когда дети сами будут учиться играть, творить, искать новые формы передачи своих замыслов. Сейчас дети небезразличны к тому, видит ли воспитатель, чем они заняты, замечает ли их игру. Они очень чутки к реакции взрослого, и, если он поддерживает, одобряет их действия, то активность с каждым разом возрастает.

 Занятия ручного творчества предполагает не просто овладение ребёнком технической стороны творчества, но и осознание ребёнком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная – порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребёнка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений.

 Творческая же деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру, развивает воображение. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественно-творческой деятельности.

 В художественно-эстетическом развитии дошкольников, как мы выяснили, нужны все виды деятельности, а особенно игровая, являющаяся ведущей. Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одарённых, но и почти для всех детей, развивая у них воображение, эстетические чувства, творческие способности. Комплекс дидактических средств художественно-эстетического воспитания и развития предполагает учёт принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планирования педагогической системы раздела.

 Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании.

В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:

-Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами.

-Игры, направленные на развитие воображения (воссоздающее и творческое).

-Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости.

-Игры, развивающие чувство ритма, умение составлять ритмическую композицию.

-Дидактические игры, помогающие сформировать представления о симметрии (центральной, осевой).

-Дидактические игры, помогающие различать стилизованные и реалистические изображения.

В процессе этих игр, ребёнок познаёт вариативность создания образа, зависимость конечного результата от способов и приёмов, которые были использованы. У детей формируются творческие задатки личности. Дидактическая игра может быть включена в любое занятие. Это позволяет повысить интерес детей к занятию и активизировать их деятельность.

Для того чтобы заниматься изобразительной деятельностью детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза сверкали от восторга, воспитатели уделяют особое внимание организации работы с детьми на занятии.

Для создания эстетической предметной и игровой среды в групповых комнатах мы организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Например, в «Центре искусства» размещены материалы для ознакомления детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, предметами народных промыслов). Также, в центре «Искусства» находятся материалы и оборудование, необходимые для рисования (как для традиционного, так и для нетрадиционного), лепки, аппликации, ручного труд.

Таким образом, в дошкольном возрасте зарождаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.

Обеспечение программы обучения творчеству программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы, внедрение новых инновационных игровых технологий является средством художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребёнка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....

Тематический контроль «Создание условий для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию элементарных математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.

Опыт работы дошкольной организации  по созданию условий           для     развития самостоятельности  и инициативности у...

Программа по созданию условий для выявления и поддержки способностей у детей дошкольного возраста

Цель программы – создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на выявление и развитие способностей воспитанников. Содержательный раздел программы включа...

Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В отечественной педагогике и психологии поняти...

«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...