Перспективный план по самообразованию на 5 лет по теме « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию на тему

Камалова Лилия Мирзияновна

Данный  перспективный план по самообразованию будет полезен воспитателям детского сада.Включает в себя тематику образовательной деятельности - рисования и план по ознакомлению дошкольников с нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование педагога36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Карта по самообразованию

Ф.И.О. воспитателя : Камалова Лилия Мирзияновна

Образование: высшее

Тема самообразования: « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

Цель:  Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Начало работы над темой:  сентябрь 2017 год

Предполагаемые результаты: 

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и экспериментируют с ним.

2.   Находят нестандартные способы художественного изображения.

3. Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности.

4.  Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства, скульптуры, понимать смысл художественных работ мастеров – художников.

Литература:

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.
  2.  Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.
  3. Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение,1987.
  4.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
  5. Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – М., 2005.

План работы по самообразованию

 воспитателя Камаловой Л. М.

Тема: « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

                 Сроки работы над проектом: сентябрь 2017 г.- май 2022  год.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

1

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Сентябрь

2017г – Февраль 2018г.

 Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2

Основной этап.

Март 2018 г. – Март 2022г.

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ.

3

Заключительный этап.

Апрель 2022 г.

Диагностика. Мониторинг.

4

Обобщение.

Сентябрь 2022 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Итог:

1.Провести мастер – класс  для педагогов  «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»  

2.Провести консультацию для родителей  по ознакомлению с необычными техниками рисования.
3. Провести анкетирование родителей.

4. Выставка рисунков.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

-кляксография с трубочкой;

-монотипия пейзажная;

-печать по трафарету;

-монотипия предметная;

-кляксография обычная;

-пластилинография.

-рисование пальчиками;

-оттиск печатками из картофеля;

-рисование ладошками.

-тычок жесткой полусухой кистью.

-печать поролоном;

-печать пробками;

-восковые мелки + акварель;

-свеча + акварель;

-отпечатки листьев;

-рисунки из ладошки;

-рисование ватными палочками;

-волшебные веревочки.

-рисование песком;

-рисование мыльными пузырями;

-рисование мятой бумагой;

1 ЭТАП  информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

 Изучение научной и учебно-методической литературы:

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.
  2.  Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.
  3. Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение,1987.
  4.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
  5. Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – М., 2005.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП —  представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете.

                           

   Актуальность.

   Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно.  Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.


  Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.  Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Перспективный план для второй младшей группы на 2018 – 2019 гг.

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Рисование ладошками
«Вместо кисточки рука»

Необходимые материалы и инструменты:

Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук).

Порядок работы:

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.

Октябрь

Печатаем пальчиками

«Радужная рыбка».

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

Порядок работы:

 Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

Ноябрь

Рисование пальчиками

«Цветок».

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

Порядок работы:

Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку

Декабрь

Тычок жёсткой полусухой кистью
«Ёжик».

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, вырезанный силуэт ёжика.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь силуэт ёжика. Получается имитация фактурности  колючей поверхности

Январь

Рисование ватными палочками
 «Снег идёт».

Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, ватные палочки, салфетки.

 Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу.

Февраль

Оттиск печатками из картофеля
 «Цыплёнок».

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Март

Рисование ладошкой                «Тюльпаны».

Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Апрель

Свечи + акварель               «Облачко».

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Май

Рисование ладошкой        «Лебедь белая».

Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Перспективный план для средней группы на 2019 – 2020 гг.

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Рисование пальчиками
«Красавец мухомор»

Необходимые материалы и инструменты:

 изображения мухомора, пальчиковые краски белого цвета, аппликация «Мухомор» без белых пятнышек на шляпке, салфетки.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций и картин «Мухомор» из серии «Грибы» загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.

 Октябрь

Тычок полусухой жёсткой
кистью
«Пушистый котенок»

Необходимые материалы и инструменты:

альбомный лист, с нарисованным контуром котёнка или трафарет, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Предварительная работарассматривание иллюстраций и картин «Кошки» из серии «Домашние животные» загадки и стихи о котятах.

Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Ноябрь

Рисование ладошки + кисточки
«Весёлая зебра»

Необходимые материалы и инструменты:

Игрушка зебра, листы цветной бумаги зелёного цвета, белая и чёрная гуашь, подносики, баночки с водой, салфетки, кисточки.
Цели занятия:

способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;

формировать предметные представления у детей по теме «Животные»

развивать зрительное восприятие,

развивать мелкую моторику,

развивать зрительную память, внимание, речь.

вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования (ладошкой).

сочетать несколько  приёмов рисования (ладошкой, кисточкой

Декабрь

Рисование поролоном
«Снеговики»

Материалы: : широкие блюдечки с гуашью, кисть,поролоны круглой формы, плотная бумага, листы  формата А4, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в белую гуашь поролон и наносит пятна на бумагу, затем прорисовывает детали.

Январь

Рисование ладошками «Ёлочка».

Материал: мисочки с зелёной гуашью, плотная бумага, , салфетки.

 Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток  на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Февраль

Рисование ватными палочками                   «Зимний вечер».

Материалы:белая гуашь, ватные палочки, чёрная цветная бумага, салфетки.

Способ получения изображения: : ребёнок опускает в белую гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу.

Март

Рисование ладошкой              «Цветы для мамы».

Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Апрель

Монотипия
«Солнечный закат»

Материалы: акварель, кисти, альбомный лист.

Способ получения изображения: ребенок рисует на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получается почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.

Май

Монотипия с прорисовкой контура                  «Ромашки».

Материал: любая скользкая, гладкая поверхность, которая не пропускает воду (например, кусок оргстекла или стеклянная тарелка ), краска гуашевая,

губка для мытья посуды или валик для краски, если усложнить – толстые кисти,.ватные палочки,бумага.

Способ получения изображения: Ребенок краской синего цвета закрашивает всю поверхность доски для лепки. Ватной палочкой процарапывает рисунок. Затем листом бумаги покрывает доску, проглаживает и аккуратно снимает.

Перспективный план для старшей группы на 2020 – 2021 гг.

Сентябрь

Точечный рисунок
«Разноцветные бабочки»

Оборудование: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, цветочки из картона со стебельком на каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки для рук.  Способ получения изображения:  карандаш окунается в густую краску, поставить  перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Октябрь

Печать листьев
«Осень на опушке краски разводила»

Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, листья. . Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Ноябрь

Восковые мелки + акварель
«Аквариум»

Материалы для занятия: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Декабрь

Обрывание и скатывание бумаги
«Я слепил снеговика»

Оборудование: плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, мягкие белые салфетки для скатывания их в комок либо обрывания, кусочки цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками. . Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Январь

Граттаж
«Зимний лес»

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Февраль

Рисование поролоном
«Плюшевый медвежонок»

Материалы:собака, медведь, заяц, альбомный лист; простой карандаш; набор гуашевых красок;2 кусочка поролоновой губки;

тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка. Способ получения изображения: ребёнок опускает в цветную гуашь поролон и наносит пятна на бумагу, затем прорисовывает детали.

Март

Ниткография

«Волшебные цветы»

Оборудование: шерстяные нитки,  альбомный  лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, по одному  карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол,  мокрые тканевые салфетки для рук. Порядок работы: Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают детали.

Апрель

Кляксография

«Чудесный букет»

Материалы для работы: альбомные листы;

 гуашь или акварель; крупная кисть; трубочка для напитков или можно использовать пипетку;

 вода в баночке; влажная тряпочка.Порядок работы: макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные  капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее.

Май

Рисование на мокрой бумаге

«Одуванчики»

Материалы: альбомный лист А4,стакан воды, комочек ваты, акварельные краски, кисти. Порядок работы: нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Перспективный план для подготовительнойк школе  группы на 2021 – 2022 гг.

Сентябрь

Техника граттаж
«Путешествие в морское дно»

Оборудование: образцы   для показа последовательности техники «граттаж», альбомные листы формата  А-4 (тонированные, покрытые слоем свечи и затушеванные) для работы детей; стеки, деревянные палочки, кисти, разносы, маленькие листы для экспериментирования. банка с водой.  Способ получения изображения. ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Октябрь

Отпечатки листьев
«Золотая осень»(коллективная работа)

Материалы: листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, листья. . Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Ноябрь

Пластилинография
«Волшебное царство»

Материалы для занятия: . картон или плотная бумага; деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина; емкость с водой для смачивания рук; набор разноцветного пластилина; влажные салфетки для рук; набор стеков разной формы.Способ получения изображения: ребенок приемами скатывания, надавливания, размазывания  создает сюжетную картину.

Декабрь

Тычок полусухой жесткой кистью
«Деревья зимой»

Оборудование: альбомный лист, с нарисованным контуром дерева, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект.

Январь

Чёрно-белый граттаж
«Зимний вечер в лесу»

Материалы: свеча, плотная бумага, черная гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист черной гуашью. Рисунок свечой остается белым.

Февраль

Рисование свеча + акварель
«Ночной город»

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Март

Оттиск печатками (картофель, пробки)

«Поспешим на помощь весне» (коллективная работа)

Оборудование: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля, пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Апрель

Поролоновый рисунок

«Какого цвета весна?»

Материалы для работы: альбомный лист; простой карандаш; набор гуашевых красок; кусочки поролоновой губки; тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка. Способ получения изображения: ребёнок опускает в цветную гуашь поролон и наносит пятна на бумагу, затем прорисовывает детали.

Май

Рисование на мокрой бумаге

«Вальс весенних цветов»

Материалы: альбомный лист А4,стакан воды, комочек ваты, акварельные краски, кисти. Порядок работы: нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Доклад "Фольклор, народная культура как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"

Доклад содержит методический материал по народной культуре и материал из опыта моей работы по данной теме....

Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....

План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста»...

Перспективный план по самообразованию на 5 лет по теме « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

Включает в себя тематику образовательной деятельности - рисования и план по ознакомлению дошкольников с нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности....

План-презентация "Русские народные промыслы, как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"

План-презентация " Русские народные промыслы, как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"...

Семинар – практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников....