Дополнительная образовательная программа по изо "Художественная мастерская
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiseleva_yu.s_programma.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО «Художественная мастерская».
(Средняя группы)
Составил: воспитатель Iкв.категории
Киселева Юлия Сергеевна
Санкт-Петербург
2021 г.
Содержание
I. Целевой компонент
- Пояснительная записка________________________________3
II. Содержательный компонент
- Используемые методы_________________________________6
- Методическое обеспечение_____________________________9
III. Организационный компонент
- Организация деятельности_____________________________10
- Учебно-тематический план (средняя группа)_____________13
- Календарно-тематическое планирование (средняя группа)__14
- Список используемых источников_______________________35
1.Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
2.Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Кружковая работа проводится с детьми средней и старшей групп форме совместной деятельности в рамках учебно-тематического планирования. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного художественно- эстетического направления ДОУ.
Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи кружка первого года обучения:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
- Развитие связной речи.
Задачи кружка первого года обучения:
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изо.деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
- «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изо.деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
- «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физ. минуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
3.Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотипия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
4.Организация деятельности кружка.
Кружок посещают дети средней группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 25 – 30 минут.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
- Практические – упражнения, игр методы.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца.показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные правила:
- Использование приема транслирования информации.
- Отбор тематического содержания.
- Главный герой рисования – ребенок.
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
- Педагог создает схематические изображения.
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Структура:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
- Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
- Словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветовосприятию.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей.
Преемственность:
- сформировать умения и навыки;
- развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
7.Календарно – тематический план
средняя группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Ь Методические приемы | Оборудование | Литература |
Сентябрь | Сказка про краску | Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | И 1.Рассказ педагога. 2.Худ.слово. 3.Беседа. 4.Практическая работа. 5.Итог. | Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши | Н.Ф. Штейнле Стр.12 |
Гостинцы Осени | Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ.слово. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Различные овощи, бумага, краски. | А.В. Никитина Стр.19 | |
Теплая картина | Формировать умение смешивать основные цвета и получать новые. Изображать по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета. | 1.Игра «Хоровод красок». 2.Худ.слово. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Итог | бумага, краски, гуашь, кисти | Т.Н. Ветрова стр. 39 | |
Волшебные листья. Печатание листьями | Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ.слово. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Рисунки – образцы листья, гуашь, кисти, бумага. | А.В. Никитина Стр. 23 | |
октябрь | Нарисуй портрет на ложке Рисунок из ладошки | Формировать умение обводить свою ладонь. Развивать творческую фантазию. Изображать настроение человека. | 1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание ладони. 3.Худ.слово. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Рисунки – образцы, гуашь, кисти, бумага. | Т.Н. Ветрова Стр. 40 |
Разноцветные зонты. Печать по трафарету | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма. | 1.Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Игра «Дождик» 5.Итог. | Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь. | А.В. Никитина Стр. 27 | |
Кто спрятался? Рисунок из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши кисти | А.В. Никитина Стр. 51 | |
Осенний лес Монотипия | Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. | 1.Чтение стихотворения 2.Беседа. 3.Подвижная игра 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши, кисти, поролон. | Р.Т. Казакова Стр. 64 | |
Путешест-вие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. | 1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание ладони. 3.Худ.слово. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, | Р.Т. Казакова Стр. 72 | |
Ноябрь | Ежик. Тычок сухой кистью | Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение. | 1.Загадывание загадки. 2.Чтение рассказа Е.Чарушина «Еж». 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Физ.минутка «Еж с ежатами» | Краски, кисти, бумага, карандаши | А.В. Никитина Стр. 33 |
Веселые человечки. Волшебная веревочка | Продолжать знакомить с приемом рисования веревочками. Передавать в рисунке силуэт человека в движении. | 1.Беседа. 2.Чтение рассказа В.Берестова 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Игра «Гномики – прачки» 5.Итог. | Веревочки клей, краски, кисти, бумага. | А.В. Никитина Стр. 35 | |
Золотая осень. Кляксогра-фия трубочкой. | Познакомить с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Совершенствовать умения в различных техниках, развивать чувство композиции. | 1.Чтение стихотворения З.Федоровской «Осень» 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра «Листья» 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, трубочки. | А.В. Никитина Стр. 89 | |
Дымков-ская игрушка. Оттиск печатками | Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ игрушки, рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Силуэты, краски, кисти, печатки, образцы. | А.В. Никитина Стр.45 | |
декабрь | Дерево колдуньи рисование + аппликация | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова Стр. 51 |
Разноцветные рыбки Нетрадици-онное рисование + аппликация | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ игрушки.рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова Стр. 46 | |
Как прекрасен этот мир рисование + аппликация | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. | 1.Рассказ педагога. 2.Худ. Слово. 3.Беседа. 4.Практическая работа. 5.Итог. | Бумага, краски, карандаши, иллюстра-ции | Р.Т. Казакова Стр. 81 | |
Первый снег. Рисование пальчиками | Формировать умение рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ.слово. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, краски, карандаши, иллюстра-ции | А.В. Никитина Стр. 39 | |
Снежинки. Воздушные фломастеры | Формировать умение с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров, развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. | 1.Беседа 2.Чтение стихотворения «Снежинка» 3.Рассматривание. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Подвижная игра «Снежинки». 6.Итог. | Бумага, трафарет, воздушные фломастеры | А.В. Никитина Стр. 41 | |
январь | Елочка – нарядная. Оттиск поролоном, рисование пальчиками | Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика «Елочка» 5.Итог. | гуашь, печатки, кисти, бумага. | А.В. Никитина стр. 47 |
Узоры на окне. | Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Ватман, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 48 | |
Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | 1.Загадывание загадки. 2.Показ приемов рисования 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Трафарет, краски | Р.Т. Казакова стр. 49 | |
Февраль | Узоры на тарелочке Оттиск печатками | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. | 1.Показ изделий народного промысла. 2.Чтение стихотворения. 3.Объяснение. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Игра «Карусель». 6.Итог. | Трафареты, краски Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти. | А.В. Никитина Стр.55 |
Сказочная Жар – птица | Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ игрушки павлина. 3.Объяснение 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами | Н.Ф. Штейнле Стр. 45 | |
Волшебни-ца-зима. | Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. | 1.Чтение отрывков из стихов. 2.Описание детьми леса. 3.Показ рисунка. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | Н.Ф. Штейнле Стр. 90 | |
Черепахи. Восковые мелки + акварель | Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно. | 1.Чтение стихотворения «Черепаха» 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра «Черепаха» 5.Итог. | Бумага, фломастеры, восковые мелки, акварель, кисти, | А.В. Никитина Стр.61. | |
март | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | 1.Чтение стихотворения 2.Самостоятельная деятельность детей 3.Игра 4.Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши. | Р.Г. Казакова Стр. 89 |
Ранняя весна. | Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. | 1.Загадывание загадок. 2.Рассматривание картин. 3.Беседа. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Подвижная игра «Веснянка» 6.Итог. | Бумага, краски, кисти. | А.В. Никитина Стр 69 | |
Ветка с первыми листьями Оттиск печатками | Формировать умение рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья. | 1.Показ модели ветки. 2.Чтение стихотворения. 3.Физ.минутка. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши, печатки, ветки в вазе. | А.В. Никитина стр 71 | |
Аквариум. Рисунки из ладошек | Знакомство с художественными техниками. Продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | 1.Рассматривание иллюстраций. 2.Чтение стихотворения «Где спит рыбка» 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика. 5.Итог. | Карандаши, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 75 | |
апрель | Грачи прилетели. Печатка из ластика, рисование поролоном | Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей печатками из ластика изображать стаю птиц. | 1.Загадывание загадок. 2.Показ картинок. 3.Беседа. Самостоятельная деятельность детей. Подвижная игра «Грачи». Итог. | Печатки, бумага, краски, кисти. | А.В. Никитина стр 79 |
В гостях у народных мастеров. | Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. | 1.Беседа – рассказ. 2.Рассматривание росписей. 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Народные изделия, бумага, карандаши, краски. | Н.Ф. Штейнлестр 28 | |
Мой маленький друг. (техника тычка) | Формировать умение рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Формировать умение имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Формировать умение наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ картинку.рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Краски, кисти, бумага | Р.Е. Казакова стр. 75 | |
Цветы. Техника тычка | Продолжать формировать умение рисоватьтычком, распределять по всему рисунку точки. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ картинку.рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Бумага, карандаши, краски, кисти. | А.В. Никитина Стр. 81 | |
май | Бабочка Предметная монотипия | Совершенствовать умение детей в технике предметной монотипией, формировать умение соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление | 1.Загадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра «Мотылек» 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти. | А.В. Никитина Стр. 85 |
Подводный мир (коллективная работа) | Формировать умение обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали. | 1.Загадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра 5.Итог. | Рулон бумаги, картинки морского дна, краски, кисти, карандаши. | И. Н. Лыкова стр. 96 | |
Русские матрешки | Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. | 1.Беседа. 2.Рассматривание матрешек. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4Итог. | Силуэты, образцы, кисти, краски. | Н.Ф. Штейнлестр 32 | |
Итоговая выставка рисунков. | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. | 1.Беседа. 2.Физ.минутка 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Итог | Рисунки детей за год | ||
ИТОГО | 32 занятия |
9.Список использованных источников
- Г. В. Беда «Основы изобразительной грамоты». – М.,2018. – 239с.
- Канд. пед. наук, доц. А. Н. Вербенец, канд. пед. наук, доц. Н. А. Вершинина, канд. пед. наук, доц О. В. Горбова «Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста». СПб. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2016.
- В. Г. Власов «Иллюстрированный художественный словарь». – Санкт-Петербург, 2016. – 272с.
- Под редакцией М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М., 2017. – 205с.
- Н. В. Дубровская «Яркие ладошки. Рабочая тетрадь», СПб, 2004 – 22с.
- Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М., 2018. – 119с.
- Т. А. Копцева «Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольников образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов». – М., 2016. – 208с.
- Под редакцией Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование». – М., 2005. – 128с.
- И. А. Лыкова «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников». - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ»,2019. – 144с.
- И. А. Лыкова, Н.Е. Васюкова «Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература». СКАЗКА,- М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2019. – 144с.
- В. С. Мухина «Детская психология». – М., 2015. – 270с.
- В. С. Мухина «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта». – М., 2001. – 240с.
- Р. С. Немов «Психология». – М., 2018. – 688с.
- Е. И. Николаева «Психология детского творчества». СПб. Речь, 2016. – 220с.
- С. В. Погодина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». М.: Издательский центр «Академия» 2020 .– 352 с.
- Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 2017. – 365с.
- К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». – М., 2019. – 62с.
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки». – Ярославль, 2016. – 96с.
- Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». – М.,2002. – 176с
- М. Скотт «Рисунки и эскизы». – М.: АРТ – РОДНИК, 2009.
- Дж. Стразер «Цветные карандаши». – М.: АРТ – РОДНИК, 2009.
- С. М. Вайнерман, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях изобразительному искусству». – «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001. – 74с.
- Т. Н. Доронова «Обучаем детей изобразительной деятельности». – М.: Школьная пресса, 2005.
- Н. М. Сокольников «Рисунок». – М.: Долотея, 1996. – 284 с.
- В. М. Иванушкина «Особенности графики, как вида искусства. Техника рисунка». – М.: Просвещение, 1998.
- http://www.bibliotekar.ru/isk/4.htm
- prepodavanie.narod.ru
- nsportal.ru
- adalin.mospsy.ru
- mistergid.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Творческая мастерская"
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она –...
Программа дополнительного образования "Творческая мастерская""
Программа «Творческая мастерская» предназначена для работы с детьми от 2 до 6 лет. Она способствует развитию познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображени...
Программа дополнительного образования кружок "Мастерская росписи".
Декоративно - прикладное рисование...
Программа дополнительного образования кружок "Мастерская чудес" (средняя группа)
Данная программа разработана для детей 4-5 лет. Праграмма вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изо...
Программа дополнительного образования «Творческая мастерская».
Нетрадиционные приемы рисования и изготовление поделок из самых разнообразных материалов....
Дополнительная образовательная программа " Мастерская чудес"
перспективный план, нетрадиционные техники рисования....
Дополнительная общеразвивающая программа " Мастерская гномика"
Программа по худоественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...