Конспект занятия «Роспись глиняных лошадок».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Воротникова Галина Васильевна1972

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему «Роспись глиняных лошадок» в старшей группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему «Роспись глиняных лошадок» в старшей группе.

Составил:

воспитатель   первой квалификационной категории  Воротникова Г. В.

Программное содержание:

– учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров; продолжить детей знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства («Дымковская роспись»);

– упражнять в рисовании элементов дымковской росписи (прямая линия, точки-горошины, круги);

– развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

– воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, желание учиться рисовать дымковские узоры.

Предварительная работа: беседа с детьми об истории происхождения дымковских игрушек, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, рисование вне занятий.

Материал:

  • образцы дымковских игрушек;
  • альбом с элементами дымковской росписи; силуэты дымковских игрушек;
  • глиняные лошадки;
  • гуашь, палитра, кисти, ватные палочки, стаканы с водой, салфетки.

Ход деятельности:

Воспитатель: Я сегодня получила посылку. Хотите знать, кто прислал эту посылку?

Дети: Хотим.

Воспитатель открывает посылку и достает из него записку. А в записке мастерицы из Дымково просят о помощи у ребят. Они пишут, что у них скоро состоится ярмарка, где будут выставляться дымковские игрушки. А у них игрушек мало, и они просят, чтобы дети расписали глиняные игрушки и прислали им.  Надо будет «оживить» фигурки, украшая их дымковской росписью.

Воспитатель: Поможем дымковским мастерицам?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, в посылке еще что-то есть?

 Воспитатель заглядывает в посылку и достает из него сундучок закрытый замочком.

Воспитатель: А тут ещё есть сундучок! Только он не простой, а волшебный, откроется при одном условии. Для вас мастерицы из Дымково прислали загадки, и если вы, ребята, правильно отгадаете эти загадки, то волшебный сундучок откроется. А правильно отгадали или нет, мы узнаем, посмотрев на экран. Если вы правильно отгадаете загадку, ответ появиться на экране.

Воспитатель: Веселая белая глина.

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и лошадки смешные,

Кормилицы и водоноски

И всадники и ребятня.

Собаки, гусары и рыбки

Ну, отгадали кто я?

(Дымковские игрушки). ( На экране появляется изображение дымковских игрушек)

- Да, это загадка про дымковские игрушки. А теперь отгадайте загадки о самих игрушках:

1. Стройный, быстрый, рога ветвисты

Пасется весь день, кто это? (Олень).

2. Посмотрите, пышный хвост
   У него совсем непрост -
   Точно солнечный цветок,
   А высокий гребешок?
   Красной краскою горя,
   Как корона у царя (индюк).
3.Заплелись густые травы,
   Закудрявились луга,
   Да и сам я весь кудрявый,
   Даже завитком рога (баран).
4. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
    а первый на селе работник (конь).

Воспитатель: Молодцы дети, все загадки вы отгадали верно.

 Воспитатель открывает замок и достает из сундучка готовые дымковские игрушки, альбом с элементами дымковской росписи, силуэты бумажных дымковских игрушек и белые глиняные игрушки – лошадки.

Воспитатель читает стихотворение

Воспитатель: Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

Тут «Дымково» назвали…

 А кто знает, чем прославилось старинное русское село «Дымково»?

Дети: Дымковскими игрушками.

Воспитатель: Да, правильно дети. Издавна люди в этом селе занимались лепкой игрушек из глины. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. А между делом они отдыхали и играли в разные игры. Показывает детям дымковские игрушки и рассказывает о них.

Воспитатель: А вы, ребята, хотите стать мастерами-художниками?

Дети. Хотим.

Воспитатель: Мастерицы из Дымково приготовили вам силуэты бумажных игрушек. Поупражняемся на них в рисовании дымковской росписи. Но вначале  давайте внимательно рассмотрим узоры на игрушках.

Воспитатель: Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Чем отличается она от других игрушек? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастерицы наносят узор в свободной кистевой манере. А какого цвета краски, используют мастера для росписи игрушек?

Дети: красный, желтый, синий, зеленый…

Воспитатель: Да, они любят яркие и праздничные цвета на белом фоне.

Дети с воспитателем рассматривают разнообразие элементов дымковских узоров. Воспитатель объясняет последовательность работы.

Воспитатель: Ребята, вспомните, какие элементы дымковской росписи мы  знаем. (Прямая линия, точки-горошины).

Воспитатель: Сегодня я вам покажу новые элементы дымковской росписи: волнистая линия, круги. Давайте их рассмотрим и попробуем нарисовать на бумажных силуэтах.

Дети вместе с воспитателем выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, дети, очень хорошо справились с заданием. Перед тем как начать роспись глиняных игрушек, я хочу с вами  поиграть в игру «Конь» (физкультминутка):

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу.

Цок, цок, цок, цок,

Цок, цок, цок, цок,

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой!

Руки за спиной «в замок», поочередное поднимание ног, согнутых в колене, покачивания головой, подскоки на месте.

Воспитатель: А теперь займемся работой. Помните, мастерицы просили вас «оживить» игрушки? Так вот я вам сейчас раздам глиняные игрушки-лошадки. А вы постарайтесь аккуратно их расписать. Росписи у вас будут разные. Ватными палочкам мы будем украшать игрушки прямыми линиями и точками-горошками. Для этого набираем на палочку  краску и наносим на игрушку. А чтобы игрушка была красивая и веселая точки ставим через некоторое расстояние. А кисточками мы будем украшать игрушки кружками и волнистыми линиями. Для этого мы светлой краской рисуем большой круг, затем смываем краску с кисточки, сушим салфеткой, и более темной краской в середине ставим тычку. Затем слева направо кончиком кисточки рисуем волнистые линии до середины кружка. И у нас получился красивый узор. Не забываем раскрасить гриву, хвост и копытца.

 Самостоятельная работа детей – роспись лошадок.

 (Во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка, педагог помогает тем, кто затрудняется в росписи).

 Подведение итогов.

Выставка работ: на столах. Вопросы для анализа:

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, «ожили» наши игрушки? Какие элементы росписи мы использовали? Понравятся ли наши игрушки дымковским мастерицам? (Ответы детей).

Воспитатель: Когда наши лошадки подсохнут, мы отправим их посылкой в Дымково. Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Роспись дымковской игрушки"

итоговое занятие по росписи дымковской игрушки с предложением различных фигурок...

Конспект занятия.Роспись Жостовского подноса.

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Роспись праздничного пасхального яйца» по ФГОС

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ«Роспись праздничного пасхального яйца» по ФГОС1. Жукова Любовь Петровна2. МБДОУ №70 - детский сад комбинированного вида3. Воспитатель4. Художественное творчество5. Старшая-...

Конспект занятия " Роспись жостовского подноса"

- Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово.- Знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций; - Развитие творческой и позн...

Конспект занятия "Роспись каргопольской игрушки"

Знакомство детей с каргопольской росписью, с историей возникновения игрушки, учить поэтапно росписывать силуэт каргопольской игрушки...

Конспект занятия «История глиняной посуды»

Конспект занятия для детей старшей группы «История глиняной посуды»...