Рабочая программа внеурочной деятельности "Радуга"
рабочая программа по рисованию
Программа «Радуга» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_raduga.docx | 52.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1 (ООП НОО)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
215162 Смоленская область, Вяземский район, д. Успенское, ул. Успенская, д.7
Тел. 8 (48131)3-96-13 E-mail: Yspensk31@yandex.ru
Рассмотрена на заседании методического совета Протокол №1 от 26.08.2021 | Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от 27.08.2021 | Утверждена приказом директора № 139/01-07 от 30.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Радуга»
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные документы рабочей программы
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 31.12.2015 г. № 1576).
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
• Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
• СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" №28 от 28.09.2020.
• Устав МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области.
• Программа развития МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области.
• Годовой календарный учебный график МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области на 2021 – 2022 учебный год.
• Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области.
• Учебный план МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области на 2021 – 2022 учебный год.
Программа составлена в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение следующих целей:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика курса
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа внеурочной деятельности «Радуга» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
- расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Выпускник получит возможность научиться
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
- задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
- учебном процессе и повседневной жизни.
Личностные | Метапредметные |
|
|
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Как и чем работает художник
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Белая и чёрная краски.
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение
цветных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные
и акриловые краски.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа
богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов.Умение видеть цвет. Борьба различных
цветов, смешивание красок на бумаге.
Глухие и звонкие цвета.
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и
нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих
(глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Художественные материалы.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность
акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача
различного эмоционального состояния природы.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает
скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.
Выразительные возможности графических материалов.
Что такое ритм линий? Характер линий.
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением
содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное
эмоциональное звучание линии. Выразительные возможности линий. Многообразие линий:
толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии
в окружающей действительности, рассматривание и изображение весенних веток (веселый
трепет тонких, нежных веток берез и корявая суровая мощь старых дубовых сучьев).
Ритм пятен.
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется
восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц –
быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Выразительные возможности аппликации и коллажа.
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать).
Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе.
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир,
учимся не только смотреть, но и видеть.Рассматриваем внимательно животных, замечаем их
красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображение и фантазия.
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа.
Фантастические образы.Соединение элементов разных животных, растений при создании
фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Декоративное искусство
Выразительные возможности бумаги.
Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в
объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка», «гармошка»).
Конструирование елочных игрушек.
Изображение людей и животных.
Выражение характера человека в изображении: женский и мужской образ.
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание его. Женские и
мужские качества характера. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его
средствами искусства. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.
Выражение характера животных.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. Выражение в
изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство
с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и
скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина.
Русское народное искусство и искусство других стран
Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой. Развитие
представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные
народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных
народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и
декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с шедеврами русского и
зарубежного искусства, затрагивающими природу, сказками и мифами других народов.
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках,
предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их
представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика.
Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня
- деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников.
Обобщающий урок «Неожиданные материалы».
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки,
тушь, пластилин, бумага). Содство и различие материалов. Смешанные техники.
Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают
художники. Коллективная работа «Сказочный город».Итоговая выставка работ.
3.Тематическое планирование
№п\п | Кол –во час. |
Разделы, темы |
Чем и как работают художники | ||
1 | 1 | Акварель. Три основных цвета |
2 | 1 | Теплые и холодные цвета |
3 | 1 | Добавление черной и белой краски. Глухие и звонкие цвета |
Художественные материалы | ||
4 | 1 | Цветные карандаши, мелки |
5 | 1 | Пастель |
6 | 1 | Пластилин |
Выразительные возможности графических материалов | ||
7 | 1 | Линия. Тушь, перо |
8 | 1 | Пятно |
9,10 | 2 | Аппликация |
11,12 | 2 | Коллаж |
13,14 | 2 | Ритм. Коллективное панно |
Реальность и фантазия в творчестве художника | ||
15 | 1 | Реальность в изобразительном искусстве |
16 | 1 | Фантазия в изобразительном искусстве |
Декоративное искусство | ||
17,18 | 2 | Конструирование |
19 | 1 | Елочные украшения |
Изображение людей и животных | ||
20,21 | 2 | Образ человека в искусстве. |
22,23 | 2 | Изображение животных |
Русское народное искусство и искусство других стран | ||
24,25 | 2 | Русское народное искусство |
26,27 | 2 | Искусство других стран и народов |
Обобщающий урок «Неожиданные материалы» | ||
28-30 | 3 | Коллективное панно «Сказочный город» |
31-33 | 3 | Уроки любования (экскурсии, музеи, пленер) |
34 | 1 | Выставка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»
Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...
Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
В основу программы «Родник» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...
Рабочая программа внеурочной кружковой работы (по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников) "Мойдодыр"
Данная разработка будет полезна работникам дошкольных учереждений....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Будем говорить красиво"
Основной целью является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи программы:Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление ...