Рабочая программа внеурочной деятельности "Будем говорить красиво"
рабочая программа по логопедии
Основной целью является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_budem_govorit_krasivo.docx | 47.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Будем говорить красиво»
Хотеенкова Наталья Владимировна
Учитель-логопед
2020-2021
Основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции.
Программа курса направлена на достижение следующих задач:
- укрепление мышц артикуляционного аппарата
- подготовку речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков)
- формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции
- развитие движений кистей и пальцев рук
- развитие правильного физиологического и речевого дыхания
- развитие фонематических представлений и навыков
- способствовать формированию звуковой культуры речи
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Периодичность занятий: 1 раз в неделю. (34 занятия)
1. Планируемые результаты.
В конце цикла занятий у детей должны:
- выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба);
- сформированы предпосылки к формированию правильного
звукопроизношения;
- более развита подвижность мимико- артикуляционных мышц;
- усовершенствована пластика движений. Улучшена координация пальцев рук;
- выработано правильное речевое дыхание;
- развита интонационная выразительность голоса;
- уметь управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания);
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов, фонематического слуха.
Для достижения планируемых результатов ведется работа над:
1. Укреплением мышц артикуляционного аппарата, по средствам артикуляционной гимнастики. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
2. Развитием мелкой моторики кистей и пальцев рук; Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
3. Формированием правильного речевого дыхания; Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
4. Развитием фонематического слуха; Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.
2. Содержание программы
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребѐнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
Учитывается интеграция следующих областей:
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог;
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений;
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки);
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игры;
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей;
7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование).
При планировании коррекционной работы кружка учитывались особенности детей:
- индивидуальный подход к каждому ребѐнку с учѐтом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
При разработке и проведении занятий учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.
В работе предусмотрено использование нетрадиционных методов - игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Основные методы: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.
Форма проведения занятий: фронтальная.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
- Разучивание нового артикуляционного упражнения;
- Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,
- самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ѐжиками и т.д,, песочная терапия и др.);
- Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания;
- Физминутка;
- Дидактические игры на развитие фонематических представлений;
- Упражнения, способствующие формированию звуковой культуры речи.
3. Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Содержание | Цель | |
Сентябрь 1 | «В гости к Веселому язычку» | 1.Артик.упражн.«Лягушка»; «Окошко»; Артикуляционная сказка «В гостях у веселого язычка» 2. Пальчиковая гимнастика 3. Д.и. «Кто дальше загонит мяч?» 4.Д.и. «Тишина», «Чей звук», «Музыканты» 5. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок; | Цель: познакомить с органами артикуляции. Упражнять удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов; Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. Цель упражнения: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
2 | «Веселые музыканты» | 1. Артик.упражн. «Лягушка», «Слоник»; Артикуляционная сказка 2. Использование Су-Джок терапии 3. Д.и. «Я мячом круги катаю» 4. Д.и. «Угадай на чѐм играют», «Музыканты» 5. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: выработать подвижность и активность губ; Закрепление знаний в упражнениях, играх; Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
3 | «Путешествие на воздушном шаре» | 1. Артик.упражн.; Артикуляционная сказка 2. Пальчиковая игра «Черепаха» 3. Д.и. «Бабочка-лети» 4. Д.и. « На улице» 5. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: выработать подвижность и активность губ, уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Закрепление знаний в упражнениях, играх; Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
4 | «Путешествие на воздушном шаре» | 1. Артик.упражн. Артикуляционная сказка 2. Пальчиковая игра «Черепаха» 3. Д.и «Бабочки» 4. Д.и. «Мишки пляшут» 5. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: выработать подвижность и активность губ, уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
Октябрь 5 | «В гости к бабочке Маше» | 1. Артик. Упражнения: «Месим тесто, лопаточка»; Артикуляционная сказка 2. Пальчиковая игра «Ёжик» 3. Д.и «Бабочка-лети» 4. Д.и «Узнай по звуку» 5. Д.и « На улице» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
6 | «Знакомство с медвежатами Тимом и Томом» | 1. Артикуляционная сказка; 2. Пальчиковая игра «Ёжик» 3. Д.и «Одуванчики» 4. Д.и «Шумовые баночки» 5. Д.и «Мишки пляшут» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
7 | « Тим и Том приглашают в поход» | 1. Артикуляционная сказка; 2. Д.и «Пальчиковые шаги» 3. Д.и «Бабочки» 4. Д.и «Где хлопнули?» 5. Д.и «Коляска» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель. вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение; Задачи: подготавливать руку ребенка к письму; развить его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность; способствовать развитию речи; Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
8 | «Встреча с ежиком » | 1. Артикуляционная сказка; 2. Д.и. Логосказка «Ёжик» 3. Д.и. «Чей кубик подымиться выше?» 4. Д.и. «Где позвонили?» 5. Д.и. «Качели» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развивать диафрагмальное дыхание; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
Ноябрь 9 | «Ежик завет играть» | 1. Артикуляционная сказка; 2. Пальчиковая игра «Игрушки» 3. Д.и. «Фокус» 4. Д.и. «Кто быстрее?» 5. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]; Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги ( 3 x 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2 – 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
10 | «Капитаны» | 1. Артикуляционная сказка; 2. Самомассаж пальцев рук; 3. Д.и. «Капитаны» 4. Д.и. «Полянка» 5. Д.и. «Качели» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
11 | « Загадочное путешествие» | 1. Артикуляционная сказка; 2. Самомассаж пальцев рук; 3. Д.и. «Паровозик свистит» 4. Д.и. «Высоко-низко» 5. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка»; Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторки; Цель: выработка плавной, непрерывной струи; Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Должен получиться свист. Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
12 | «В лесу» | 1. Артикуляционная сказка; 2.Самомассаж пальцев кистей рук; Пальчиковая игра "Раз-два-три-четыре- пять" 3. Д.и. «Охотник идѐт по болотам» 4. Д.и. «Тихо-громко» 5. Д.и. «Дождик» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. Задачи: -Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга; - Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус; - Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Цель: распределение воздушной струи по бокам; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
Декабрь 13 | «У нас в гостях «Метель»» | 1. Артикуляционная сказка; 2. Самомассаж пальцев рук 3. Д.и. «Фасолевые гонки» 4. Д.и. «Метель» 5. Д.и. «На лошадке» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из — под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего бегуна до финиша. Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
14 | «В гостя у «Ветерка»» | 1. Артикуляционная сказка; 2.Самомассаж пальцев Пальчиковая игра "Раз-два-три-четыри-пять" 3. Д.и. «Чья фигурка дальше улетит» 4. Д.и. «Дует ветер» 5. Д.и. «На велосипеде» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: вырабатывать подъѐм языка вверх и подвижность его передней части; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
15 | «День рождения Мишутки» | 1 Артикуляционная сказка; 2.Самомассаж пальцев Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик» 3. Д.и. «Горох против орехов» 4. Д.и. «Громко-тихо» 5. Д.и. «День рождения» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Вырабатывать умение быстро менять положение языка; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха Проводится матч на «футбольном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2 — 3 горошины и 2 — 3 ореха предварительно разбросаны по всему полю. Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
16 | «В гостях у сказки» | 1. Артикуляционная сказка; 2. Пальчиковая игра «Пальчики» 3. Д.и. «Новогодние трубочки — шутки» 4. Д.и. «Три медведя» 5. Д.и. «Марш медвежонка» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного плавного и сильного выдоха; Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок; Цель: развивать умение менять высоту голоса; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи |
Январь 17 | «Моя семья» | 1. Артикуляционная сказка; 2. Пальчиковая игра «Семья» 3. Д.и. «Кораблик» 4. Д.и. «Близко-далеко» 5. Д.и. «Пальчики» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: учить чередованию е сильного и длительного плавного выдоха; Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка; Цель: учить различать высоту голоса; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
18 | «У нас в гостях кукла Маша» | 1. Артикуляционная сказка; 2. Пальчиковая игра «Родные братья» 3. Д.и. «Вертушка» 4. Д.и. «правильно-неправильно» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: продолжать выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
19 | «Пьем чай с Веселым Язычком» | 1. Артикуляционная сказка «Как язычок пил чай с друзьями» (Н.В.Рыжова) 2.Пальчиковая игра «Родные братья» 3. Д.и. «Мыльный пузырь» 4. Д.и. «Слушай и выбирай» 5. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного плавного выдоха; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
Февраль 20 | «День рождения Веселого язычка» | 1. Артикуляционная сказка; «Как язычок отметил день рождения» (Н.В.Рыжова) 2.Пальчиковая игра «Семья» 3. Д.и. «Забей гол в ворота»» 4. Д.и. «Слушай и выбирай 5. Д.и. «Солнышко» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук; Цель: развитие длительного плавного выдоха; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
21 | «В гостях у белочки» | 1. Артикуляционная сказка; «Как язычок ходил в гости к белочке» (Н.В.Рыжова) 2. «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки). 3. Д.и. «Горка» 4. Д.и. «Какое слово отличается?» 5. Д.и. «Марш медвежонка» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: стимуляция биологически активных зон; Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки»; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
22 | «В лес за грибами» | 1. Артикуляционная сказка «Как язычок варил грибной суп» 2.Использование Су-Джок терапии.Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки). Пальчиковая игра "Черепаха" 3. Д.и. «Снег идѐт» 4. Д.и. «Одинаковые или разные? 5. Д.и. «Пальчики» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую, растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ]; Цель: стимуляция биологически активных зон; Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
23 | «В саду» | 1. Артикуляционная сказка «Как язычок навещал любимых питомцев» 2. Д.и. «Игры с прищепками» 3. Д.и. «Вертушка» 4. Д.и. «Похлопаем» 5. Д.и. «Садовники» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую, растянуть подъязычную связку для звуков, подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]; Цель: симуляция биологически активных зон; Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
Март 24 | «Приключения Мишутки» | 1. Артикуляционная сказка «Как Мишка искал мед» 2. Д.и. «Игры с прищепками» 3. Д.и. «Песня ветра», «Бульки» 4. Д.и. «Что лишнее?» 5. Д.и. «Мячик» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук; Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц, развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
25 | «Прогулка в лесу» | 1. Артикуляционная сказка «Как язычок гулял в лесу» 2.Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки). 3. Д.и. «Катись карандаш» 4. Д.и. «Инопланетянин» 5. Д.и. «Кот и мыши» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: стимуляция биологически активных зон; Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
26 | «Прогулка на велосипеде» | 1. Артикуляционная сказка «Как язычок катался на велосипеде» «Пароход гудит» 2. Д.и. «Игры с прищепками» 3. Д.и. «Весѐлые шарики» 4. Д.и. «Отстукивание слогов» 5. Д.и. «Крокодил» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук; Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
27 | «Строим дом вместе с Веселым Язычком» | 1. Артикуляционная сказка «Как язычок строил дом» 2.Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки). 3. Д.и. «Воздушные шарики» 4. Д.и. «Доскажи словечко» 5. Д.и. «Спать пора» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры; Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
Апрель 28 | «В остях у Веселого Язычка» | 1. Артикуляционная сказка «сказка о Веселом Язычке» Герасимова А.С. 2.Упражнение для самомассажа кистей рук 3. Д.и. «Гусеница» 4. Д.и. «Додскажи словечко» 5. Д.и. «Мозаика» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры; Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц; развитие силы голоса; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
29 | «В гостях у гномика » | 1. Артикуляционная сказка 2.Упражнение «Прищепки» для самомассажа кистей рук 3. Д.и. «Остужаем чай» 4. Д.и. «Гномы-великаны» 5. Д.и. «Поезд звуков» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры; Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
30 | «Поход в цирк» | 1. Артикуляционная сказка 2.Упражнение для самомассажа кистей рук; 3. Д.и. «Фокусы» 4. Д.и. «Снежный ком» 5. Д.и. «Кто это сказал?» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры; Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
31 | «Мы сыщики» | 1. Артикуляционная сказка 2.Упражнение для самомассажа кистей рук 3. Д.и. «Угадай кто…» 4. Д.и. «Сыщик» 5. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры; Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
32 | «Забавные приключения» | 1. Артикуляционные кубики; 2.Упражнение для самомассажа кистей рук; 3. Д.и. «Качели» 4. Д.и. «Цепочка» 5. Д.и. «Огород» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры; Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
33 | «Встреча с волшебником» | 1. Артикуляционный лабиринт; 2. Упражнение для самомассажа кистей рук 3. Д.и. «Волшебник» 4. Д.и. «Машина» 5. Д.и. «Спать пора» 6. Разучивание потешек, стишков, чистоговорок | Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую; Цель: развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры; Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц; Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: развивать координацию речи и движений; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
34 | Конкурс чтецов | 1. Артикуляционная разминка Конкурс чтецов | Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание; Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи; |
4. Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно - методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы
2. Технические средства, компьютерное оборудование
3. Шкафы для пособий
4. Письменный стол для работы учителя- логопеда
5. Столы для занятий с детьми
6. Стулья детские
Дидактический материал:
- Артикуляционные упражнения (карточки)
- Пособия для работы над речевым дыханием
- Пособия для работы над мелкой моторикой
- Картотека физминуток
- Подборки потешек, чистоговорок, стихотворений для заучивания.
Дидактические игры:
Д.и. «Метель»; Д.и. «На лошадке»; Д.и. «Дует ветер»;Д.и. «На велосипеде»; Д.и.
«Громко-тихо»; Д.и. «День рождения»;Д.и. «Три медведя»; Д.и. «Марш
медвежонка»; Д.и. «Кораблик»; Д.и. «Близко-далеко»; Д.и. «Пальчики»;
Д.и. «Солнышко»; Д.и. «Марш медвежонка»; Д.и. «Одинаковые или
разные?»; Д.и. «Пальчики»; Д.и. «Похлопаем»; Д.и. «Садовники»; Д.и. «Что
лишнее?»; Д.и. «Мячик»; Д.и. «Инопланетянин»; Д.и. «Кот и мыши»; Д.и. «Весѐлые
шарики»; Д.и. «Отстукивание слогов»; Д.и. «Крокодил» и т.д.
Литература:
1. Т.Л. Чернова 500 оригинальных пальчиковых игр/Т.Л. Чернова; худож. Е.
Кравцова. – Харьков: Книж. Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО
«Книжный Клуб» Клуб семейного досуга», 2012.- 256с.: ил.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и
дыхательно-голосовые упражнения Издательство: Гном и Д Год: 2011.
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое
пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с., ил.Крупенчук Ольга Игоревна,
Воробьева Татьяна Анатольевна Издательство: Литера, 2007 г. Серия: Уроки
Логопеда
4. Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада.– СПб.,
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 32 с.: ил.
5. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого
дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. – М.:
Книголюб, 2004. – 56с. (Логопедические технологии.)
6. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ
классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2007. – 186 с.
7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная
гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для
18 родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. /Т.А.
Воробьева, О.И. Крупенчук // Издательство: Литера, М. -2004г.
8. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей Издательство: ТЦ Сфера
Год: 2018 Серия: Библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»
Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...
Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
В основу программы «Родник» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Радуга"
Программа «Радуга» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспечение дополнитель...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи программы:Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Азбука этикета»
Цель программы Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; уважительного отношения к людям разных национальностей.Задачи программы:1....