Знакомство с пейзажами И. И. Шишкина
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Халевина Оксана Михайловна

Ознакомление с творчеством художников - пейзажистов играют большую роль в художественно - эстетическом развитие детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishkin.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Художественно – эстетическое развитие

                                      НОД по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: « Знакомство с пейзажами Ивана Ивановича Шишкина»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе расширения знаний детей о русских художниках – пейзажистах

Задачи:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

               2.Создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;

 3. Создать условия для ознакомления детей с пейзажем;

 4. Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.

Этапы образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого – педагогические условия

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Для детей организуется выставка пейзажей И. И. Шишкина. На первом плане расположены картины «Корабельная роща» и «Перед грозой»

- Ребята, сегодня я хочу вам предложить не большую экскурсию на выставку картин. На выставке мы с вами познакомимся с картинами великого русского художника И. И. Шишкина, он рисует картины с изображением природы. Художников, которые помогают нам увидеть красоту природы, называют – художниками – пейзажистами. Послушайте стихотворение о пейзаже:

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется «пейзаж».

Воспитатель мотивирует детей на просмотр картин

Дети выражают заинтересованность в просмотре картин.

Слушают воспитателя, проявляют интерес и любознательность.

Повторяют новые слова: «пейзаж» и «пейзажист»

Рассматривают картину «Корабельная роща»

Условия для проявления познавательной активности.

Условия для развития самостоятельности и инициативности. Условия для выражения своих мыслей.

Условия для мотивирования детей.

Основная часть

Педагог показывает детям и мотивирует их внимательно рассмотреть репродукции полотен И. И. Шишкина: «Корабельная роща», «Перед грозой»(фото репродукций расположены после таблицы)

- Я хочу загадать вам загадку: где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, или осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, или снег, что никогда не потемнеет и не растает?

на картинах художников мы можем увидеть всю красоту русской природы. И такие художники называются пейзажистами, а их картины пейзажами.

- Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться выразить свое отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как ее увидел только он один. И то особенное, что ему открылось, он вложил в свои картины.

И сегодня мы с вами познакомимся с одним из русских художников – пейзажистов Иваном  Ивановичем Шишкиным. Чуть ли не половину жизни Шишкин провел в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли художника его друзья.

Как же работал художник над своими великолепными пейзажами?  Находил в лесу место, которое в  последствие  можно увидеть на одной из его картин, затем обрубал сучки и отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать.

- А сегодня, ребята, давайте рассмотрим самую крупную по размерам в творчестве Шишкина репродукцию с картины «Корабельная роща».

А теперь, ребята, ответьте на мои вопросы:

Что вы видите на этой картине?

 А как вы думаете, где в лесу можно погреться на солнце, а где спрятаться в тени? 

Какие цвета помогают художнику передать ощущения теплоты камней, нагретой воды?

-  А знаете, почему роща называется «корабельной»? Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса.

Воспитатель  обращает внимание детей на ограду. Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда же в лесу забор? Как вы думаете, ребята?

 Скоро, как многие из их собратьев, высокие деревья превратятся в могучие корабли и увидят новые необъятные просторы земли.

-  А теперь, ребята, давайте представим себе, что мы с вами оказались в этой роще. Был чудесный летний день. Разогретые  на солнце деревья наполняли воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои. Было так хорошо, что мы, забыв о времени, долго бродили среди великанов – деревьев. И вдруг неожиданно погода испортилась. Солнце скрылось за тучей, и на нас откуда-то подул холодный ветер. Верхушки сосен тревожно зашумели. Но лес скоро закончился. Узкая, песчаная тропинка вывела нас прямо к реке.

Все вокруг потемнело. Ветер затих. И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, загремел гром.

Ребята, что вас больше всего пугает в этой картине?

Попробуйте назвать все цвета, которые вы видите на небе

Как называются такие цвета?

-  Даже оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине, здесь гармонируют с зеленым и воспринимаются как холодные.

- На картинках в книгах и на картинах художников

- Большие деревья, лес, забор, небольшую речку

- Погреться на солнце можно возле речки, а спрятаться в тени можно возле высоких деревьев.

- Желтые и оранжевые – солнечные

Ответы и предположения детей

Дети рассматривают картину «Перед грозой»

- Небо, оно темное и страшное и сразу видно что пойдет сильный дождь и начнется гроза

- Серый, в некоторых местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый.

- Холодные

Дети выявляют в каком цвете нарисована картина, находят и называют оттенки цвета, описывают настроение картины

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для выражения детей своих мыслей.

Условия для развития познавательного интереса у детей.

Заключительный этап

Ребята, еще раз внимательнее рассмотрите картины художника, и как бы окунитесь в мир природы, который написал для нас Иван Иванович Шишкин. Созданные им образы природы охватывают едва ли не все ее состояния и соответствующие человеческие переживания – от тихой лесной радости до хмурой, дождливой природы русских полей.

Ребята, сегодня мы с вами побывали на выставке. И познакомились с творчеством художника.

Кто нарисовал эти красивые картины?

Что вы о нем узнали?

Что изображал художник на своих картинах?

Как называются произведения искусств, на которых изображена природа?

Ребята, чем вам понравилась выставка?

Дети полным ответом отвечают на вопросы педагога, выражают свое мнение.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для формулирования собственных умозаключений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Русская природа в пейзаже и. Шишкина

Он очень хотел научиться изображать ту природу которую видел вокруг себя. Эта желание научиться рисовать ее на холсте привели его сначала в Московское училище живописи, а затем — в Петербургскую Акаде...

Знакомство с картиной И.И. Шишкина "Зима"

Великий русский пейзажист Иван Шишкин  написал  картину-пейзаж. И называется картина "Зима". Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один ...

Знакомство с художником И.И.Шишкин

-Познакомить с творчеством данного художника....

Знакомство с пейзажем

Презентация " Знакомство с пейзажем" для детей старшего дошкольного возраста....

Знакомство с пейзажем в дошкольном возрасте

Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей.Художествен...

конспект беседы "Знакомство с пейзажем"

Ознакомление детей с пейзажем...