Дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Юные волшебники"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Соловьева Алена Анатольевна

       Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие отечественные исследователи

        Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовки руки к письму.

         «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunye_volshebniki_dlya_starshey_gruppy.docx138.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка» муниципального образования

«город Десногорск» Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

дошкольного образования художественной направленности

«Юные волшебники»

на 2021 -2022 учебный год

для детей 5 – 6 лет.

                                                                                 Автор:

                                                                                                                                                 Воспитатель Соловьева Алена Анатольевна


Оглавление

Пояснительная записка:        3

Направленность программы:        3

Актуальность программы        4

Отличительные особенности программы        4

Адресат программы        7

Объем программы        7

Форма организации программы        7

Виды занятий и подведения итогов.        9

Срок освоения программы        9

Режим занятий        9

Содержание занятий.        9

Цель и задачи программы        10

Планируемые результаты реализации программы        12

Условия реализации программы        13

Формы контроля        13

Оценочный материал        17

Учебный план        19

Содержание учебного плана        20

Календарный учебный график        23

Методическое обеспечение программы        28

Краткое описание общей методики работы        29

Направления развития, используемые в программе.        31

Список литературы и интернет - источников:        33

Пояснительная записка:

     Эстетическое воспитание и художественное образование — одна из важных задач в области дошкольного образования. В дошкольные годы у ребёнка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятие рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми; выполняют «терапевтическую» функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью.

       Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовки руки к письму.

        «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А. Сухомлинский.

Направленность программы:

  • Художественная направленность

Актуальность программы

       Работая с дошкольниками,  я обратила внимание на то, что дети неуверенны и скованны в действиях и ответах на занятиях. Пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе. Растеряны при использовании способов нестандартного раскрашивания. У детей нет умения экспериментировать с изобразительным материалом. Они ожидают чёткого объяснения педагога знакомого способа рисования, нет умения передавать личное отношение к объекту изображения.

        Я поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы, углублённо изучая методическую литературу, я заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развить у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе. Поэтому моё внимание было направлено на реализацию методической темы: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования».

       Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и заметила очевидный всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание открыть кружок по изобразительной деятельности. В своей работе опиралась на технологии Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования» и интернет-видео-уроки «Правополушарного рисования» «Школы рисования» художника Максима Манькова, составила перспективный план, создала предметно-развивающую среду, которая более эффективно помогает организовать совместную и самостоятельную деятельность детей, разработала программу «Юные волшебники».    

Отличительные особенности программы

Занятия в кружке «Юные волшебники» весомо отличаются от занятий, входящих в обязательное планирование программы детского сада. Проводятся занятия в разной игровой форме (в виде путешествия, игры со сказочными героями, поиска кладов  и т.д.) Каждое занятие, проводимое один раз в две недели, проходит эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами. Использую нестандартное расположение детей в процессе рисования (стоя, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.). На занятиях, порой, дети до последних минут не догадываются, над чем они «колдуют», и что в результате у них должно получиться. В процессе таких занятий нельзя не отметить эмоциональный подъём у детей, полное исключение скованности и страха, проявление самостоятельности в выборе материалов и техники для рисования в свободное время. Данное направление в работе с детьми считаю актуальным, важным и просто необходимым, потому что нетрадиционные техники рисования открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Принципы организации:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-учёт возрастных и психологических особенностей детей;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-игровая форма подачи материала;

-сотрудничество с семьей;

-приобщение детей к социально культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Методическое обеспечение программы:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения и исследования (опыты, экскурсии, прогулки, походы);

– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

– метод «проблемного обучения» (самостоятельный поиск решения на поставленную задачу).

В процессе работы обеспечивается интеграция  образовательных областей ООП ДО МБДОУ:

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

-Социально-коммуникативное развитие: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирование семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

-Познавательное развитие: Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.

-Речевое развитие: Развитие речи как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

-Физическое развитие: Развитие мелкой моторики.

Адресат программы

- программа разработана на учебный год  для детей старшего (старшая группа ДОУ) дошкольного возраста (5-6 лет)

Программа также  доступна  для следующих категорий воспитанников:

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- дети, проявившие выдающиеся способности

Психолого-педагогический портрет группы.

База для формирования опыта работы – дети старшей группы № 11 МБДОУ «Детский сад «Аленка» г. Десногорска .     Группа одновозрастная, общеразвивающего вида. Мальчиков – 10, девочек – 10. Уровень развития соответствует возрасту.

Общий эмоциональный фон в группе – положительный. Дети дружелюбны, не агрессивны, активны, любознательны. Дети  между собой дружны.

Коммуникативность группы: коммуникабельны, доброжелательны к сверстникам и взрослым,  проявляют высокий интерес к творческим занятиям. Физически развиты, владеют основными культурно-гигиеническими навыками.

Объем программы                   -    20  академических часов

Форма организации программы

Форма организации программы – очная.

Программа предполагает работу по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогами ДОУ

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями.

Формы работы с педагогами.

  • Мониторинг, диагностика (в начале      года) с

целью отслеживания динамики художественного развития

  • Интегрированные занятия
  • Чтение  и знакомство с художественной и

научно-познавательной литературой, знакомящей с различными формами и видами изобразительного искусства: «Желтая сказка» И. Зиедониес, «Разноцветное царство» М.Мацук, «Сказка про краски тёплые и холодные» О. Нерсесова.

  • Дидактические игры: «Радужный хоровод»,

«Собери букет» и т.п.

  • Научно-познавательные занятия, опыты,

знакомящие с особенностями и свойствами различных материалов  и красок.

  • Просмотр видео-мастер-классов для

детей по «правополушарному» рисованию.

  • Участие в различных конкурсах детского

рисунка.

  • Целевые прогулки – наблюдения.
  • Продуктивная деятельность.
  • Проведение  выставок-вернисажей.
  • Рассматривание  и обсуждение

произведений великих художников.

  • Создание индивидуальных альбомов

творческих работ.

  • Беседы по теме формирования

эстетического вкуса.

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Анкетирование родителей для изучения

степени заинтересованности родителей и детей в дополнительной творческой деятельности.

  •  Консультация «Обучение рисованию

нетрадиционными способами».

  • Совместная работа по оснащению и

пополнению уголка ИЗО нетрадиционными материалами для рисования (зубные щетки, ватные диски и палочки, нитки, свечи, пробки и т.п.).

  • Мастер-класс с родителями и детьми по

«правополушарному» рисованию, помощь родителей в создании альбома творческих работ.

  • Обмен опытом по теме художественно-

эстетического развития детей, обмен мнениями о проделанной совместной работе.

  • Творческие отчёты, организация

выставки работ.

  • Консультация «Развитие мелкой

моторики рук детей дошкольного возраста».

  • Публикация информации и фото-отчётов  

в группе д.сада в «В Контакте» (на сайте  дет.сада)

  • Семинар-практикум

«Нетрадиционная техника рисования в детском творчестве».

  • Выступление на МО

(«Нетрадиционные техники

рисования как средство развития творческих способностей  и детей, и взрослых!»).

  • Открытое занятие «Моё любимое

дерево осенью».

  • Создание картотеки

нетрадиционных способов рисования (обмен опытом с коллегами).

  • Подготовка и проведение мастер-

класса по нетрадиционному рисованию: «Как прекрасен этот мир…»

Виды занятий и подведения итогов.

Форма организации занятий

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
  • Тематические развлечения;
  • Мастер-классы с педагогами и родителями;
  • Знакомство с видео и фотоматериалами;
  • Тематические наблюдения во время прогулки, на природе
  • Экскурсия в Дом Творчества Юных (Школу искусств) г.Десногорска
  • Итоговый мониторинг индивидуальных результатов в художественно-эстетическом развитиии

Срок освоения программы

Программа реализуется в течение  учебного года, с сентября по май

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в  две недели (Всего - 20 занятия в год), по понедельникам, во второй  половине дня. Длительность – 25 минут

Содержание занятий.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности. Индивидуальная работа для того, чтобы:

  • Выявить примерный уровень способностей художественно-эстетического направления, учитывая  индивидуальные особенности детей.
  • Определить возможные перспективы работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Система занятий по художественно-эстетическому развитию включает  интеграцию следующих направлений:

  • формирование духовности дошкольников через художественное отображение  живой и неживой природы;
  • восприятие литературных произведений;
  • эстетическое развитие детей;
  • культурно-речевое воспитание;
  • сотрудничество семьи и ДОУ;
  • обращение в творческом процессе к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Предусмотренная программа является вариативной, то есть при необходимости допускается корректировка содержания занятий и времени                                                прохождения материала.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник и приёмов рисования.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
  • Закреплять приобретённые умения и навыки, показывая широту их возможного применения.
  • Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  • Обогащать представления о чувстве прекрасного, об эстетике, учить видеть красоту окружающего мира.

  1. Воспитывающие.
  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Зародить уважение к чужому труду, творчеству.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, стремление к творческой самореализации.
  • Укреплять взаимодействие ДОУ с родителями в вопросах художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

  1. Развивающие.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в совместной продуктивной деятельности.
  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психо - речевого развития.
  • Вовлекать родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Развивать умение выражать свои мысли, опираясь на впечатления от бесед и прочитанных произведений.
  • Способствовать эмоциональному развитию детей.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Планируемые результаты реализации программы

В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:

  • Инициативность;
  • Самостоятельность;
  • Любознательность;
  • Наблюдательность;
  • Воображение, фантазия, образное мышление;
  • Творческие способности;
  • Склонность к экспериментированию;
  • Способность к принятию решений.

По каждой из задач художественно-эстетического развития детей планируется достижение следующих результатов:

  • Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
  •  У детей сформируются технические навыки рисования;
  • Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;
  • Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Планирование творческого процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к художественно-эстетическим ценностям, значительно повысит эффективность воспитательной работы по творческому развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активную творческую жизнь детей.

Условия реализации программы

материально – техническое обеспечение:

  • материальная база МБДОУ «Детский сад «Аленка» г. Десногорска
  • группа для занятий оснащена необходимыми материалами: плакаты, репродукции, куклы, канцелярские наборы для изобразительной деятельности, нетрадиционные материалы для рисования, природные материалы, различные виды бумаги и картона, мелки, уголь, свечи, краски: гуашь, тушь, акрил, акварель, колонка с музыкой.

информационное обеспечение:

-ноутбук

  • телевизор
  • музыкальный центр

кадровое обеспечение:

  • воспитатель группы
  • музыкальный руководитель
  • педагог-психолог ДОУ

Формы контроля

Педагогическая диагностика.

Оценка образовательных результатов воспитанников по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный  характер.

Входная диагностика в начале года позволяет определить уровень знаний и компетенций у воспитанников, чтобы выяснить, насколько дети  готовы к освоению данной программы.

            Уровень подготовки  знаний детей можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

    Анализ продукта деятельности

  1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

  1. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл– цвет передан неверно, безразличие к цвету,      изображение выполнено в одном цвете.
  2. Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности

  1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
  2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
  3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с  вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 1– низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Нетрадиционных  техник рисования

Уровень

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);

Композиция

цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);

Ассоциативное восприятие пятна;

Изобразительные навыки

Регуляция деятельности.

Уровень самостоятельности:

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

19

20

21

22

н.г.

к.г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.    АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень  

Низкий уровень  

Оценочный материал

Основные требования к уровню подготовки детей

        Требования к уровню подготовки детей по разделу «Изобразительная деятельность» представлены в таблице.

Воспитанник должен

Базовая программа

Компонент ДОУ

Знать

Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство

Теплые и холодные оттенки

Уметь

1. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.

2. Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

3. Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.

4. Размещать изображение на листе бумаги, соблюдая перспективу (близко, далеко)

5. Передавать движения людей, животных.

6. Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа.

7. Создавать фон для изображаемой картины различными способами.

8. Определять названия цветов, различных оттенков.

9. Смешивать краски, получая различные оттенки и использовать их в рисунке.

10. Создавать узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, используя характерные для того или иного вида народного искусства и цветовую гамму.

1. Использовать в рисунках различные техники (по-сырому, монотипия, пальцевая живопись, граттаж и т.д.).

2. Использовать различные материалы (гелевые блестки, воздушные фломастеры, зубные щетки, поролон, клей ПВА, свеча и др.).

3. Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток.

4. Рисовать самостоятельно, опираясь на схемы.

5. Стилизовать предметы, приукрашивая и обобщая особенности предметов.

6. Создавать «сказочных» героев.

7. Преобразовыавть простые предметы (линии и др.) в определенные образы.

8. Передавать абстрактные понятия с помощью определенных форм, линий.

В течение учебного года ведется наблюдение за детьми и делается вывод о результативности проделанной работы (индивидуальные карты  наблюдения детского развития).

Итоговый контроль определяется уровень развития детей.

Формы проведения: выставка, конкурс, творческий отчет, отчетные выставки, образовательное событие, открытые занятия и др.

Входная диагностика. Для изучения художественно-эстетического развития детей используется метод наблюдения и анализ продуктивной деятельности. Для изучения семейного отношения к творческому развитию ребёнка – анкетирование родителей («Художественно-эстетическое воспитание в семье»)

Учитывая данные анкетирования родителей и педагогических наблюдений корректируются задачи и целевые ориентиры данной программы

Промежуточная и итоговая диагностика.

В основу диагностики положена система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «От рождения до школы», разработанной под ред. Н.Е. Вераксы и др., система оценки развития ребенка, предложенная Н.В. Верещагиной.

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

Входная диагностика

1

1

 Анкетирование родителей.

1.

«Разноцветный шар земной». Знакомство с  разнообразием  форм и красок.

1

1

 Игра-викторина по теме.

2.

«Краски осени». Нетрадиционное рисование с использованием техники печатания различными предметами, «правополушарное» рисование.

2

2

  Выставка работ,  мастер-класс для детей и родителей по «правополушарному» рисованию.

3.

«Мы едем, едем, едем…!»

Правополушарное рисование.

2

2

Вернисаж детских рисунков.

4.

  « Идёт зима, аукает... Любимые праздники»

Создание самостоятельных сюжетных  рисунков на новогоднюю тематику.

4

4

Выставка рисунков, детских работ, создание стены-трансформера.

5.

«Музыка ветра»

Создание рисунков с использованием свечей, восковых мелков и акварели.

2

2

 Коллаж из коллективных и индивидуальных работ.

6.

«Подарок для мамы»

2

2

Подарочная открытка, коллективный коллаж.

7.

«Весна красна…»

3

3

Книжка-раскладушка с творческими работами, выставка  рисунков.

8.

«Салют над городом»

2

2

Праздничный плакат, вернисаж рисунков.

Итоговая диагностика

1

1

ИТОГО

20

0

20

Содержание учебного плана

Название раздела, темы

Содержание раздела

Формы аттестации/ контроля

1

«Разноцветный шар земной». Знакомство с  разнообразием  форм и красок.

Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками (гуашью и акварелью), нетрадиционными способами рисования. Воспитание интереса к рисованию, любви к творчеству. Знакомство со свойствами различного цвета, теплыми и холодными оттенками. Расширение знаний цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоение способов их получения. Развитие чувственно-эмоционального восприятия окружающего мира.

Анализ продуктивной деятельности, выставка работ.

Игра-викторина на выявление степени усвоения полученных знаний.

2

«Краски осени». Нетрадиционное рисование с использованием техники печатания различными предметами, «правополушарное» рисование.

Работа над правильной постановкой кисти руки при использовании различной техники нанесения краски. Развитие художественного вкуса, «чувства прекрасного», умения видеть красоту, яркость и неповторимость природы. Воспитание эстетического восприятия колорита в природе и искусстве пейзажа, развитие навыка «видеть» оттенки цветов при изображении неживой природы. Обучение созданию декоративной композиции с применением различных предметов для техники печатания. Развитие чувства композиции.

Тематические наблюдения во время прогулок, мастер-класс по «Правополушарному рисованию» для детей и родителей, выставка рисунков.

3

« Мы едем, едем, едем…!»

Знакомство со свойствами   нетрадиционных для рисования материалов, их применение в творческих работах.

Знакомство с новыми нетрадиционными техниками рисования с использованием клея, манки, рельефной ткани, упаковочного полиэтилена и т.п. Развитие мелкой моторики рук, изобразительных навыков, умения различать и называть цвета и формы. Воспитание целеустремлённости, стремления добиваться хорошего результата. Расширение кругозора, знакомство с окружающим миром через продуктивную деятельность. Развитие «чувства композиции» и умения самостоятельно определять содержание для своего рисунка.

Вернисаж детских рисунков, выставка домашних, семейных творческих работ.

4

          « Идёт зима, аукает…        Любимые праздники»

Создание зимних пейзажей.

Новогодний натюрморт.

Развитие художественных способностей детей через «правополушарное» рисование.  Формирование знаний о различных видах жанра изобразительного искусства, развитие умения различать их.

Расширение практических умений при нанесении изображения различными видами краски – гуашь, акварель, тушь. Закрепление умения работать различными кисточками. Рисование различными способами – кистью, пальцем, ребром ладошки  и т.п. Создание «праздничных»  работ.   Закрепление знаний о видах живописи, о способе создания композиции при рисовании натюрморта. Воспитание любви к процессу творчества, умения получать радость от рисования.

Выставка рисунков, детских работ, создание стены-трансформера

5

«Музыка ветра»

Рисование пейзажа  и натюрморта с использованием нетрадиционных приёмов и инструментов.

Знакомство с особенностями нанесения краски с помощью зубной щётки, ватных палочек, сжатой бумаги, поролона  и т.п. Развитие наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Развитие чувства цвета посредством музыки и рисования, стимулирование детей к импровизации с цветовым пятном. Развитие композиционных навыков в компановке общего панно. Воспитание любви и уважения к своему и чужому труду.

Выставка работ, альбом с рисунками

6

«Подарок для мамы».  Создание открытки, рисунка ко «Дню 8 марта» Творческая мастерская

Создание творческой работы с применением трафарета и использованием аппликаций. Закрепление умения применять знакомые техники.  Развитие творческого воображения, художественного вкуса,  творческой самостоятельной, повышение самооценки.

Воспитание желания делать подарки родным и близким.

Подарки к 8 марта - рисунки, открытки, коллективный коллаж

7

«Весна красна…»

Закрепление пройденного.

Закрепление пройденного в течение всего года. Правополушарное рисование пейзажа. Знакомство со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, техникой граттаж. Развитие изобразительных навыков и умений.

Книжка-раскладушка с самостоятельными творческими работами детей

8

«Салют над городом»

Творческая работа по теме «День Победы»

Использование различных изученных техник художественного изображения в создании коллективного коллажа ко Дню Победы с применением растворимого кофе. Знакомство с эффектом создания «старой бумаги».

Развитие патриотизма, эстетического восприятия, расширение знаний об окружающем мире.

Праздничный коллективный коллаж, выставка рисунков

9

Итоговая диагностика

Анализ творческих работ.

Календарный учебный график

Дата проведения

Время проведения

Форма организации учебного процесса

Тема занятия

Количество часов

   Формы аттестации/ контроля

Примечание

Все

го

Тео

рия

Прак

тика

1.

13.09.2021

15.30

Мониторинг (карта наблюдений  уровня художественно-эстетического развития)

1

0

1

Анкетирование для родителей «Любит ли ваш ребёнок рисовать?»

2.

20.09.2021

 15.30

«Разноцветный шар земной»

Беседа «Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования».

Чтение стихотворения А.Шлыгина «Разноцветный шар земной»

Физкультминутка «Разноцветные стихи»

  «Цветик-              

  разноцветик».

Смешивание цветов, радуга.

1

0

1

   Игра-викторина

3.

27.09.2021

15.30

 «Краски осени»

Игра «Осень»

Рассказы и загадки о листьях.

Чтение стихотворения

З. Фёдорова «Осень…»

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

«Осенние листья».

Печать листьев. Правополушарное рисование.

1

0

1

Мастер-класс для детей и родителей по Правополушарному рисованию.

4.

11.10.2021

15.30

«Краски осени»

Рассматривание деревьев осенью.

Подвижная игра «Листья».

«Моё любимое дерево осенью».

Кляксография трубочкой, рисование пальчиком.

1

0

1

Выставка детских работ

5.

25.10.2021

«Мы едем, едем, едем…»

Наблюдение за грузовыми машинами. Рассматривание картинки с изображением машины.

П/и «Машина, машина, «стоп». Игровая ситуация

«Грузовик».

Печать рельефной тканью.

Правополушарное рисование

1

6.

08.11.2021

15.30

«Мы едем, едем, едем…»

Игровая мотивация

Физкультминутка «Стоп, машина»

«Автобус»

Рисование цветным клейстером.

Правополушарное рисование

1

1

Вернисаж детских рисунков

7.

22.11.2021

15.30

«Идёт зима, аукает… Любимые праздники»

Игровая мотивация.

Пальчиковая гимнастика: «Вот и вся моя семья»

«Бабушкин свитер»

Оттиск печатками из картофеля.

Текстильные узоры.

1

0

1

Выставка детских работ

8.

06.12.2021

15.30

«Идёт зима, аукает… Любимые праздники»

Рассматривание картинок, иллюстрации с изображением рукавички, различных узоров.

Рассказ сказки «Рукавичка».

Игра «Рукавички» (найди пару с одинаковым узором)

«Рукавички»

Рисование ватной палочкой.

1

0

1

Вернисаж рисунков

9.

20.12.2021

15.30

«Идёт зима, аукает… Любимые праздники»

Рассматривание картинки с изображением ёлки.

Беседа о Новогодней ёлке и пение песни «В лесу родилась ёлочка»

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

«Ёлочка нарядная»

Оттиск поролонами, рисование пальчиками.

Правополушарное рисование.

1

0

1

Коллективный коллаж, выставка рисунков

10.

17.01.2022

15.30

«Идёт зима, аукает… Любимые праздники»

Лепка снеговика из снега.

Игровая мотивация.

Чтение загадки о снеговике «Меня не растили, из снега слепили…»

«Весёлый снеговик»

Правополушарное рисование с использованием ватной палочки.

1

1

0

Создание «стены-трансформера» с детскими рисунками

11.

31.01.2022

15.30

 «Музыка ветра»

Отгадывание загадки.

Чтение стихотв. Д. Чуяко «Волшебник», М.Пожарова «Заклинания Зимы».

«Морозный узор»

Фотокопия – свеча и акварель.

1

0

1

 Выставка готовых работ.

12.

07.02.2022

15.30

 «Музыка ветра»

Прослушивание звукозаписи с пением птиц, шума воды.

Музыкально-подвижная игра «Музыкальные змейки».

Хороводная игра «Шире круг».

«Музыкальный рисунок»

Правополушарное рисование «музыки»

Импровизации с цветовыми пятнами.

1

0

1

Коллаж рисунков

13.

21.02.2022

15.30

«Подарок для мамы».  

Рассматривание иллюстраций.

Отгадывание загадок.

П/игра «Веснянка»

«Ранняя весна»

Монотипия пейзажная.

Правополушарное рисование.

1

0

1

 Выставка рисунков.

14.

14.03.2022

15.30

 «Подарок для мамы».  

Чтение стихотворения З. Петровой «Цветы для мамы».

Игра «Цветы».

«Открытка для мамы «8 Марта»

Печать по трафарету, воздушные фломастеры. Аппликация.

1

0

1

 Праздничные открытки

15.

28.03.2022

15.30

 «Весна красна…»

 Рассматривание картинок с        

 птицами и их птенцами.

 Дидактическая игра «Чей малыш?», «Кто где живёт?»

 Физкультминутка «Грачи»

«Грачи прилетели»

Рисование печатками из ластика, поролоном.

1

0

1

16.

11.04.2022

15.30

 «Весна красна…»

  Игра «Космическое      

  путешествие».

 Физкультминутка «Ракета».

 Чтение стихотв. В.Татаринова «Космонавт».

«Космический пейзаж»

Правополушарное рисование. Граттаж.

1

0

1

17.

25.04.2022

15.30

 «Весна красна…»

Рассматривание открыток с цветами, отгадывание загадок.

Беседа на тему «Цветы».

Чтение стихов о цветах.

«Одуванчики в траве»

Метод тычка и примакивания.

Правополушарное рисование.

1

0

1

18.

03.05.2022

15.30

«Салют над городом»

Рассматривание рисунков с изображением салютов, отгадывание загадок.

Игра «У нас праздник».

Игровая мотивация.

«Праздничный салют над городом».

1

0

1

Коллективный коллаж.

19.

16.05.2022

15.30

 «Салют над городом»

 Рассматривание берёзовой ветки

 Физкультминутка «Нам пора  передохнуть».

«Ветка с первыми листьями».

Оттиск печатями.

Правополушарное рисование.

1

0

1

Вернисаж детских рисунков.

20.

  23.05.2022

Итоговая диагностика

1

0

1

ИТОГО

20

0

20

Методическое обеспечение программы

Методические материалы:

  1.  Театральные куклы: дед Природовед, доктор Айболит, собака Ламба.
  2. Демонстрационный материал «Деревья наших лесов».
  3. Демонстрационный материал «Времена года».
  4. Демонстрационный плакат «Цвета, палитра, форма».
  5. Серия «Окружающий мир» по программе обучения детей в детском саду «Деревья, плоды, листья».
  6.  Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» 5-9 лет Е.В. Краснушкин «Сказка в русской живописи» 2012

Музыкальное сопровождение:

1.Тютюнникова Т.Э. Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка:

- «шуршащие» звуки, ветер, гром, зимние звуки, весенние звуки, летние звуки, «деревянные звуки».

2. Чайковский П. Зимнее утро.

 3.Вивальди А. Зима. Лето.Осень.Весна.

4.Крылатов Е., Энтин Ю. Прекрасное далеко.

5.Чичков Ю., Пляцковский М. Песня о волшебном цветке.

6.Минков М., Энтин  Ю. Где водятся волшебники? 

Краткое описание общей методики работы:

        

Направления развития, используемые в программе.

Задачи художественно-эстетического развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

  • Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом знакомятся со сказками, стихотворениями и загадками, с русскими народными традициями, обычаями, народным фольклором, опираются на практические знания, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения, которые читаются для совместного настроя на продуктивную деятельность,  всегда содержат элемент нравственного и патриотического воспитания, служат прекрасной базой для создания на бумаге художественных образов.
  • Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства.  Художественно-эстетическое воспитание подразумевает здоровое развитие, состоит, в том числе и в привитии детям правильного стремления к здоровому образу жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и обязательное выполнение физкультминуток во время творческого процесса.
  • Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к природе, любви к семье, через воспитание чувства прекрасного, через умение видеть удивительное и ценное в самом малом и желании отобразить свои ощущения через рисунок. Развитию уважения к ручному труду способствуют кропотливое и усидчивое отношение к любому творческому процессу: изготовление подарков родным людям, открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта, письма Деду Морозу к Новому году и  др.
  • Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности.  А музыкальные композиции, тематически подобранные и сопровождающие занятия, развивают способность детей сопереживать, глубже выражать эмоции и отображать увиденное и услышанное на бумаге. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения театра или музея, участия в церковных праздниках с последующим отображением увиденного и услышанного в творческом процессе.
  • Образовательная и воспитательная деятельность на основе ИКТ (формирование у воспитанников устойчивого интереса и стремления к самообразованию, формирование и развитие коммуникативной компетенции); помогает направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к обучению.
  •         Применение технологии критического мышления – необходимое условие свободы выбора, ответственности за собственные решения.
  • Игровые технологии (усложняются сюжетно-ролевые игры, драматизация; появляются обучающие, обобщающие, познавательные, творческие). Активными участниками образовательных, игровых ситуаций становятся театральные куклы дед Природовед, собака Ламба, доктор Айболит. Именно они создают располагающую, эмоциональную атмосферу. Это помогает осуществлять более свободную, психологически раскрепощенную возможность получения знаний. Исчезает болезненная реакция детей   на неудачный результат. Они не боятся сделать ошибку, не боятся экспериментировать.
  • Введение элементов интегрированного обучения (происходит формирование познавательного интереса к целостной картине мира; формированию умения видеть главное и детали, развитию речи, мелкой моторики, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы; деятельность составляет единое целое, этапы работы являются фрагментами целого).
  • Введение АМО – один из ключевых элементов системного подхода (формирование положительной мотивации к обучению, развитие познавательных процессов: речи, памяти, мышления; развитие творческих способностей и нестандартности мышления, формирование положительной самооценки, приобретение социокультурного опыта взаимодействия).

Структура занятий.

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

  1. Приветствие
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Сюрпризный момент
  4. Прослушивание музыкальных фрагментов.
  5. Рассматривание иллюстраций и обсуждение будущего рисунка.
  6. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
  7. Организация художественно-продуктивной деятельности и сама деятельность: рисование, аппликация на тему.

Список литературы и интернет - источников:

  1. Анцифирова  Н. Г.  Необыкновенное рисование // Дошкольная  педагогика.    2019. №7(72).
  2. Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2005. №5 (26).
  3. Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2 (43)
  4. Ж. «Воспитатель» - №5 2009 г.
  5. Ж. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г. «Рисование нетрадиционными способами» стр. 48
  6. Ж. «Дошкольное воспитание» - №10 -2009 г. Погодина С. « Художественные техники – классические и неклассические»
  7. Ж. «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.; №2 1996 г.; №10- 1997 г.
  8. Ж. «Дошкольное воспитание» -№10 – 2000 г.;- №8, 2 - 2005 г.; №6, 7- 2007 г.;
  9. Ж. «Дошкольное воспитание» - №2, 6 – 2002 г. «Пусть одуванчик рисует себя сам» стр. 62-№8 – «Красоту природы поможет возродить граттаж» стр. 48
  10. Ж. «Дошкольное воспитание» -№6, 2 - 2006 г. Афанасьева С. «Чудеса чародея цвета» стр. 53
  11. Ж. «Ребенок в детском саду» № 3,4,5 – 2002 г.,  № 4 –2003 г., №1,4,5-2004 г.
  12. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010 г.
  13. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010 г.
  14. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005 г.
  15. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
  16. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». -М.: ВАКО, 2005 г.
  17. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду, планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». - СПб. КАРО, 2010 г.
  18. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток». – СПб. КАРО, 2009 г.
  19. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника». – М.: Издательский центр “Академия”, 1996 г.
  20. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
  21. Цквитария  Т.А. «Нетрадиционные  техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ». – М.:ТЦ Сфера, 2011 г.

  1. http://ds82.ru/doshkolnik/2914-.html Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
  2. http://festival.1september.ru/articles/556722/
  3. http://luntiki.ru/blog/draw/956.html
  4. http://socialforum.ru/zhurnal/article/1525/ Нетрадиционные техники изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»

Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации продуктивной деятельности, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность...

Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»

Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленности "Творчество без границ"

Программа кружка «Творчество без границ» направлена на развитие у  детей  творчества,  исследовательского  интереса,  пространственных  представлений,  н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленнсти "Волшебный мир театра"

Данная программа разработанна с учетом программ С.И. Мерзляковой "Волшебный мир театра" и М.Ю. Картушиной "Зеленый огонек здоровья"  для детей 4-5 лет....

Авторская дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Очумелые ручки" (нитерисование) для детей 5-7 лет

Авторская  дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Очумелые ручки" (нитерисование)  для детей 5 -7 лет  имеет  три раздела: целево...

Авторская дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Очумелые ручки" (нитерисование) для детей 5 - 7 лет

Цель нашей программы: развивать креативность у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования -  "изонить" в процессе кружковой работы....