Конспект НОД «Бортха».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель. Дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжить знакомить детей с декоративно – прикладным искусством калмыцкого народа, с калмыцкой кожаной посудой – бортх; дать понятие «орнамент», расширить представление об узоре, калмыцком орнаменте, совершенствовать технические навыки в декоративном рисовании. Развивать мышление, зрительное восприятие, точность, внимание, кругозор.
Материалы. Бортха, иллюстрации с изображением кожаных сосудов, таблица с элементами калмыцкого орнамента; раздаточный материал – карточки с цветными точками, листы бумаги для упражнений; подготовленный силуэт бортхи (на каждого ребенка), карандаши, кисти, гуашь; аудиозапись, слайды: репродукция «Бортха» из альбома Д. В. Сычева, иллюстраций Г. С. Васькина из книги – альбома «Калмыцкий народный орнамент».
Предварительная работа. Знакомство детей с калмыцкой кожаной посудой – «бортха», познавательные беседа о народно – прикладном искусстве. Экскурсия в краеведческий музей, разукрашивание готовых силуэтов бортхи коричневой гуашью, крышки сосуда – белой гуашью. Дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи рисунок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_bortha.docx | 234.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ИЗО в средней группе
Тема: «Бортха».
Цель. Дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжить знакомить детей с декоративно – прикладным искусством калмыцкого народа, с калмыцкой кожаной посудой – бортх; дать понятие «орнамент», расширить представление об узоре, калмыцком орнаменте, совершенствовать технические навыки в декоративном рисовании. Развивать мышление, зрительное восприятие, точность, внимание, кругозор.
Материалы. Бортха, иллюстрации с изображением кожаных сосудов, таблица с элементами калмыцкого орнамента; раздаточный материал – карточки с цветными точками, листы бумаги для упражнений; подготовленный силуэт бортхи (на каждого ребенка), карандаши, кисти, гуашь; аудиозапись, слайды: репродукция «Бортха» из альбома Д. В. Сычева, иллюстраций Г. С. Васькина из книги – альбома «Калмыцкий народный орнамент».
Предварительная работа. Знакомство детей с калмыцкой кожаной посудой – «бортха», познавательные беседа о народно – прикладном искусстве. Экскурсия в краеведческий музей, разукрашивание готовых силуэтов бортхи коричневой гуашью, крышки сосуда – белой гуашью. Дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи рисунок».
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям тему занятия «Украшение бортхи».
-Что вы знаете о бортха? Из чего она сделана? Для чего предназначена? (Ответы детей.)
Рассказ воспитателя: Да, вы правы. Одним из распространенных ремесел калмыков было производство кожаной посуды. Изготовлением кожаной посуды занимались мужчины. Кожаная бортха представляют собой почти плоский сосуд с закругленным дном. Для придания формы сосуд набивают песком или сырой глиной. По натянутой сырой поверхности кожи выдавливают нужный орнамент. Затем кожу коптят. Копчение придает коже красивый плотно – коричневый цвет. Горлышко оправляют металлическим ободом. К пробке и бокам приделывают кольца, к которым крепятся ремни для подвешивания. В нее можно наливать любую жидкость: зимой жидкость сохранялась теплой, а летом – прохладной. Посуда из кожи заменяла калмыкам термос».
Далее воспитатель предлагает детям выполнить упражнение на развитие внимания, зоркости и точности: «Точечный рисунок» (схематичное изображение бортхи).
Задание: 1. назвать цвета точек на русском и калмыцком языках; 2. соединить точки прямой линией, следуя указаниям воспитателя.
Воспитатель: «Теперь сверяем выполненное задание с образцом на доске. Что же у вас получилось?» (Бортха)
Рассказ воспитателя: «Человек издавна украшал окружающие его предметы. То, без чего мы не можем обойтись в повседневной жизни, должно быть не только удобно и практично, но и красиво. Расписывать узорами посуду, украсить резьбой деревянное изделие, вышить платье или шапочку – все это требует большого мастерства. Изделия, созданные мастерами – художниками для практического применения в быту, относятся к декоративно – прикладному искусству. Любое изделие должно быть удобным, полезным и обязательно красивым. Чем можно украсить предмет?» (Узорами).
Объяснение, показ.
-Узор из повторяющихся и чередующихся элементов называется орнаментом. Все то, что окружает степного жителя: солнце и луна, звезды, радуга и зигзаги молний на небе, кибитка, холм, степь, покрытая ковром тюльпанов – все это нашло отражение в народном орнаменте. (Показывает таблицу). Посмотрите на таблицу;
- В верхнем ряду изображены наиболее распространенные элементы калмыцкого геометрического орнамента, которые состоят из прямых линий и полукругов. Я буду показывать вам, как нарисовать тот или иной элемент орнамента, а вы на чистых листах бумаги повторяйте за мной». (Показ способов рисования элементов геометрического орнамента).
- Рассмотрим элементы растительного орнамента. Калмыцкий растительный орнамент – это всевозможные узоры с изображением тюльпанов, лотосов, ковыля, вьющихся стеблей степных трав». (Показ способов рисования элементов растительного орнамента).
- Кроме геометрического и растительного орнамента широко распространен «рогообразный» орнамент. Это изображение в виде контурного рисунка двух рогов домашних животных (бык, корова, баран). Часто кожаную посуду украшали «астральным» или звездным орнаментом в виде луны, месяца». (Показ изображения элементов «рогообразного» и «астрального» орнаментов). Далее воспитатель показывает слайды с изображением сосудов.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: А сейчас представьте себя в роли художника – мастероа декоративно – прикладного искусства. Перед вами стоит задача – украсить элементами калмыцких орнаментов кожаный сосуд - бортха. Подумайте и решите, как можно красиво украсить, используя элементы геометрического, растительного, рогообразного или астрального орнамента на ваш выбор. Украсить надо серебряный ободок, бока и центр сосуда.
Самостоятельная работа детей сопровождается калмыцкой музыкой.
Рефлексия: А каким орнаментом вы украсили свою бортху? Для чего нужна бортха?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.
Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...