Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе. Тема: «Морозные узоры»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шмакова Елена Николаевна

Знакомство с техникой рисования «фотокопия»

Совершенствование навыков и умений детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, освоение детьми метода  рисования свечой и акварелью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе.

Тема:  «Морозные узоры»

Шмакова Елена Николаевна

воспитатель МКДОУ детского сада «Тополек»

первая квалификационная категория

Цель:  Развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционный метод рисования - «фотокопия» или «проступающий рисунок» - рисование свечой и акварелью.

Задачи:

Художественное творчество:

- Знакомство с техникой рисования «фотокопия»

- Развивать воображение, творчество.

Познание:

-Совершенствовать навыки и умения детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

Коммуникация:

- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Словарь: фотокопия.

Предварительная работа: рассматривание морозных узоров на окне; изготовление листа фона в форме окна для рисования морозных узоров.

Методы и приемы:  игровой, наглядный, продуктивный, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Материалы:  интерактивная доска для демонстрации образцов снежинок и морозных узоров, письмо, коробка (посылка), снежинки с загадками. Альбомный лист; дополнительный лист (половина альбомного листа); свечи; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой; салфетки (на каждого ребенка).

Мотивация:

Воспитатель: Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и мы получили небольшую посылку. Кто же ее нам прислал? (музыкальное сопровождение «вьюга»)

- Вы не догадываетесь от кого?

Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы отгадали от кого она.

И правда, она от Зимушки – зимы.

(Чтение прикрепленной бумажки  к посылке)

Воспитатель: Ребята, а здесь лежат снежинки со стихотворениями-загадками. Слушайте внимательно, что бы их отгадать. Кто отгадает - поднимет руку:

       С неба звезды падают, лягут на поля.

       Пусть под ними скроется черная земля.

       Много-много звездочек, тонких, как стекло;

       Звездочки холодные, а земле тепло.         (Снежинки)

(Это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки).

       Морозно в белом декабре,

       Деревья тонут в серебре,

       Кусты, березы и осины

       Украсил блеском светлый….     (Иней)        

(Это иней, он покрывает деревья как будто серебром…)

       Какой это мастер на стекла нанес

       И листья, и травы, и заросли роз.    (Мороз)

Ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали  все загадки. 

Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года? (Это зима…)

А кто зиме верный помощник? (Мороз)

Основная часть:

Воспитатель: Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Стучится в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит – плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит – подарок от Мороза.

Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Посмотрите, какие иллюстрации  он нам принес. (рассматривают иллюстрации)

Что изображено на картинках?

(Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студеные.)

Воспитатель: Верно, ребята есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.

Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.

Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? ( Дети выдвигают свои предположения: дует на стекла холодом; по волшебству; бросает на стекла снежинки, и они приклеиваются к окошку).

Воспитатель: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки – иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга.  Из этих льдинок и получаются разные диковинные узоры, в которых можно увидеть знакомые очертания. А художником этих необычных узоров является Мороз.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы в начале они были не видны, а потом вдруг появились как у Мороза?  (нет).

А на самом деле возможно (подходят к столу)

Нам понадобятся для этого  такие материалы, - акварельные краски, свеча и лист бумаги. Рисуя  свечой мы, в начале, получаем практически не видимые узоры, но если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявится фотопленка. Такой способ рисования  называется «фотокопией».

Повторите: «Фотокопия» 

Воспитатель: Хотели бы вы научиться рисовать таким новым способом?

Возьмите в руки свечи и попробуйте провести ими по листу бумаги. (дополнительный небольшой лист бумаги)

Оставляет ли свеча видимые следы? ( Нет)

А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось?  (Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой).

Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Свечка состоит из воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо — нарисуем морозные узоры с помощью свечи.

Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза:

Физминутка «Зимнее заклинание» (отрывок из стихотворения М. Пожарова)

Лягте мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите.

На окошках Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз,

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Зачаруй сердца людей

Красотой своих затей:

Пусть вникают взоры

В светлые узоры.

Ты, Метелица чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом.

Стоя в кругу, поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз.

Руки перед собой, плавно поочередно покачать ими вверх-вниз.

Имитировать движения рисования «кистью»в произвольном направлении поочередно левой и правой рукой.

Поднять руки над головой и плавно опустить их через стороны вниз.

Присесть, встать, поднять руки в верх, покружиться вокруг себя.

Воспитатель: Ребята, пока волшебство не пропало, давайте начнем рисовать… Продумайте содержание вашего будущего узора.

Показ способа рисования:

Прежде чем вы начнете рисовать рисунок  свечей,  я хочу вас познакомить с правилами заполнения листа узором: (показ с комментариями) Начинать рисовать лучше всего в  верхней  части вашего «окна» и  спускаться вниз по мере заполнения его невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга;

Готовый рисунок покройте акварельной краской при помощи широкой кисти, начиная рисовать с верней части «окна» нанося мазки слева направо.

Воспитатель: Ребята, какие цвета вы выберете для тонирования окна? (синий, фиолетовый, голубой).  

Почему именно эти цвета вы выберете? (эти цвета подходят больше к зимнему узору, это холодные цвета как зима).

 А чтобы лист не размок, краску нужно наносите равномерно на весь лист, но стараться не проводить по одному и тому же месту несколько раз.

Самостоятельная работа детей

Оказываю индивидуальную помощь

Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас.

Нужно некоторое время, чтобы краски высохли.

Рефлексия:

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна.

Как называется техника рисования, которую мы использовали? (фотокопия)

Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? (цветы, узоры, солнце, травинки, снежинки)

И мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило, и что вам сегодня особенно понравилось? (ответы детей)

А у меня для вас есть сюрприз! (достаю письмо из посылки)

В посылке находятся снежинки разного размера

- Кому понравилась новая техника рисования и ему было легко – выберет большую снежинку.

- Кто встретил затруднения  - возьмет маленькую снежинку.

Провести анализ в выборе детьми снежинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в нетрадиционной технике рисования в старшей группе Тема: «Бабочки красавицы»

Конспект НОД в нетрадиционной технике рисования в старшей группе Тема: «Бабочки красавицы»...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Радуга-дуга»

Цели и задачи работы : совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении; учить узнавать, называть, выделять из нескольких каждый цвет спектра, определять недостающ...

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Цветущая ветка яблони»

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе«Цветущая ветка яблони»Программное содержание:Цель: Формировать художественное мышление через различные способы рисования.З...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в старшей группе Тема: «Солнышко, нарядись! Красное, покажись!»

Цель: Учить детей создавать изображение лучей солнца нетрадиционной техникой рисования (с помощью пальчиков).Задачи:Развивать интерес к русскому народному фольклору.Продолжать знакомить детей с жанром...

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе. Тема: «Ветка рябины»

Развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные методы рисования – рисование пальчиками....