Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Приключения веника в мастерской у художника».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования при помощи необычного инструмента « веничка».
Дать детям представление о жанре изобразительного искусства - «пейзаж»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_l_u_priklyucheniya_venika.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы
«Приключения веника в мастерской у художника».
воспитатель: Шмакова Елена Николаевна
первая квалификационная категория
МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида
Задачи:
Развивающие: Развивать у детей умение анализировать произведения живописи, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии;
Развивать изобразительные навыки, мелкую моторику рук, творческую фантазию воображение.
Обучающие: Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования при помощи необычного инструмента « веничка».
Дать детям представление о жанре изобразительного искусства - «пейзаж»;
Воспитывающие: Вызвать эмоциональный отклик и желание нарисовать зимний пейзаж;
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: Мультимедийное оборудование для презентации картин А. Саврасова «Зима», И.И. Шишкина «Зима»; аудиозапись музыкальных произведений: П.И.Чайковского «Зимние грезы», Г. В. Свиридова «Метель» (вальс); аудиозапись голоса «Веничка»; выставка детских работ, выполненных в нетрадиционной технике; Веник; ножницы.
Раздаточный материал: Лист бумаги формата А4, тонированный красками синего, серого и фиолетового цвета; кисточки из соцветий метелки сорго; кисти; салфетки; гуашевые краски белого, голубого и коричневого цвета; стаканчики с водой; картинки с изображением «веничка».
Предварительная работа: рисование нетрадиционными способами раздувание краски (при помощи коктельной трубочки), печать листьями (отпечаток листом пекинской капусты), знакомство с растением «сорго» как, где и для чего его выращивают люди? Рассматривание иллюстраций в альбоме «откуда веник к нам пришел?»
Ход занятия:
Мотивация: Дети находятся в группе, входит воспитатель в костюме художника, приветствует детей.
Воспитатель: Здравствуйте дети, а вы догадались, кто я? (Дети делают предположения).
Воспитатель – художник: Я вам загадаю загадку, и вы узнаете ответ, отгадав ее, согласны? Ну, тогда, слушайте загадку.
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт – треножник,
Потому что я … (художник). Молодцы!
Воспитатель
- Ребята, а чем занимается художник? (рисует, пишет картины, занимается творчеством).
- При помощи чего художник создает свои картины? (кисти краски).
- На чем рисует художник? (на бумаге, на картоне, в альбоме, на холсте).
- Ребята, а где еще можно рисовать? (на асфальте, на стене, на песке).
- Скажите, а где люди могут видеть работы художников? (на выставке, в музее, в альбомах, в картинной галерее).
- Вы готовы побывать в мастерской художника? (да)
- Я предлагаю вам тоже стать маленькими художниками. Хотите?
- Тогда вам необходимо надеть специальный головной убор и фартук.
(дети надевают береты и фартуки).
- А теперь беритесь все за руки и повторяйте за мной волшебные слова -
Если дружно встать на ножки
Топнуть прыгнуть – не упасть
То легко сейчас мы сможем
В мастерскую все попасть.
(На экране слайд с репродукциями картин).
Воспитатель: Вот мы и оказались в мастерской художника. (Неожиданно слышится голос - кашляет)… Ой, кто это?
Голос: Да меня все знают, и все уважают, да и вы со мной знакомы.
Воспитатель: Как же мы узнаем, что за гость к нам пришел?
Голос: чтобы узнать, кто я, вам нужно отгадать загадку.
Воспитатель: Мы загадки любим, правда, ребята? (да)
Голос: Ну, тогда слушайте…
Бородою: шу-шу-шу,
- Ух, как сор не выношу!
Пошуршал немножко –
И чиста дорожка. Что это? (веник)
Воспитатель: Выносит веник, (голос- веник) начинает рассказывать:
Воспитатель: Ребята, веник очень рад, что вы его узнали, он за чистотой следит, везде порядок наводит. Жаль только, что место для него в доме выделяют не самое почетное: в хозяйственном шкафу или просто ставят в угол. Люди им пользуются, но чаще всего очень мало о нем знают.
Воспитатель: Веник, мы с ребятами уже много что о тебе знаем, мы тебе расскажем, из чего ты сделан. (Из веток какого-то растения).
Ребята, присаживайтесь на стульчики, и ты, веник, присаживайся, и посмотрите на экран.
Слайд №1. Ребята, посмотрите, вот растение, из которого делают веники. Как называется это растение? (Это растение называется «сорго»).
Слайд №2.
- Кто расскажет, что изображено на этом слайде?
Ребенок: такие семена ранней весной высевают на большое вспаханное поле. Семена в теплой земле очень быстро прорастают и появляются вот такие зеленые побеги.
Слайд №3.
- Что происходит с побегами дальше?
Ребенок: зеленые побеги сорго растут быстро, и к средине лета на каждом из них появляется соцветие с мелкими цветочками. Через некоторое время на месте цветов образуются семена. Этими мелкими коричневыми семечками в деревнях кормят домашних животных и птиц.
Воспитатель:
- Посмотрите, их и сейчас можно увидеть в прическе у веника.
Дети рассматривают веник, находят семена.
Слайд №4.
- Что происходит дальше?
Ребенок: Осенью побеги сорго срезают, их очищают от листьев и высушивают. После этого их собирают в пучки, перевязывают проволокой и складывают под пресс, чтобы получился вот такой плоский веник.
Воспитатель: Вот видишь, Веник, ребята тебе рассказали, откуда ты появился. Тебя сделали из соцветий метелок сорго. А через некоторое время началась твоя трудовая жизнь, и ты стал очень нужным помощником для людей.
Воспитатель: А еще, Веник, я сегодня хочу поделиться с тобой и ребятами тем, что с твоей помощью можно рисовать пейзажи.
- Ребята, как вы думаете это возможно?
- А вот сейчас и узнаем?
Но для начала мы расскажем Венику, что такое пейзаж.
Рассматривание репродукций на слайдах.
Слайд № 7. Картины художников А. Саврасова «Зима», И.И. Шишкина «Зима», И. А. Вельц «Иней».
Воспитатель: Посмотрите, Что изображено на этих картинах? (Природа, зимний лес).
- Как называют картины, на которых художник нарисовал природу, лес?
(пейзаж).
- Ребята, а как называют художников, которые рисуют пейзажи?
(пейзажисты).
Воспитатель:
- Что изобразили художники на своих картинах?
Слайд №8. Давайте рассмотрим картину И.И. Шишкина «Зима» и послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины.
И прослушаем стихотворение, которое нам прочтет Кира (Ребенок читает стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою – Зимою…»под музыку П.И.Чайковского «Зимние грезы»).
Чародейкою – Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой….
Воспитатель: Ребята, какое настроение вызывает у вас картина? (Грусть, покой).
Воспитатель: Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная…)
Воспитатель: Ребята, какую зиму изобразил художник?
(Спокойную, задумчивую, тихую, как будто бы лес спит….)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня увидели и услышали, как разные виды искусства передают зимнее настроение: художники – в красках, музыканты – в звуках, поэты - в словах.
А теперь я вам предлагаю создать образы зимы в танце, вы сейчас превратитесь в маленькие пушистые снежинки и потанцуете под музыку.
Разминка: Дети исполняют импровизацию под музыку Г.В.Свиридова «Метель» (вальс).
Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите к доске и посмотрите, вы узнали свои рисунки? Это же мы с вами рисовали деревья зимой.
- Расскажите Венику, как вы рисовали эти рисунки? При помощи чего у вас получилось так красиво?
Дети: Мы рисовали деревья при помощи трубочек и капустного листа.
При помощи трубочки мы раздували капли краски, а при помощи капустного листа мы делали отпечатки …
Воспитатель: Вот видишь Веник, мы уже рисовали необычными способами при помощи капустного листа и трубочки для коктейля. Если твой побег немного подравнять ножницами, он станет похож на жесткую кисточку – вот такую (Воспитатель отрывает от веника побег метелки-соцветия, подравнивает его ножницами, и демонстрирует всем)
Посмотрите, похоже на кисточку? Такой кисточкой можно рисовать.
сейчас я все покажу и расскажу, как нужно рисовать… (показ приемов рисования веничком).
Ствол дерева мы будем рисовать обычной кисточкой. Я набираю краску на ворс кисти, и провожу линию, сверху вниз. Сначала я рисую кончиком кисти и постепенно кисточку сильнее прижимаю к листу бумаги, получается вот такой ствол, он тоненький вверху и более толстый внизу. Теперь я нарисую ветки дерева при помощи веничка. Я наберу краску и разведу «волоски» ворса в разные стороны. Так будет удобно рисовать тонкие веточки. Веточки деревьев тянутся к солнышку вот так вверх. Обратите внимания: ствол и ветки я рисую слегка изогнутыми. Можно изобразить ветки так, чтобы они были наклонены в одну сторону. Тогда на рисунке получатся деревья, которые качает ветер.
У осины и рябины ветки направлены вверх и в стороны. А у ивы и березы они гораздо длиннее и опущены вниз. Таким же способом мы можем рисовать кусты…
Чтобы нарисовать снег я набираю на «ворс» нашей кисточки белую краску и начинаю постукивать по стволам и веточкам деревьев и кустов. Появляется пушистый снег или колючий иней.
Если я буду рисовать длинные дугообразные линии, то на нашем рисунке появятся снежная поземка и сугробы.
Ребята деревья, которые мы рисуем ближе к нам они более высокие, а те, которые мы рисуем вдалеке они более низкие.
Вот так обыкновенный веник может превратиться в кисть художника!
Воспитатель: А у меня таких кисточек-веничков полный карман… ребята берите их и усаживайтесь за столы. Будем рисовать.
А ты веник усаживайся на стульчик и смотри, как ребята будут рисовать.
Дети самостоятельно под музыку приступают к рисованию пейзажей. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы рисунки вывешиваются на доску, воспитатель вместе с веником рассматривает работы детей.
Веник: Какие прекрасные рисунки у вас получились, ребята! Спасибо вам, что показали красоту зимней природы. Мне очень понравилось у вас в гостях. Свои кисточки венички я оставляю вам, рисуйте красивые пейзажи. А я спешу, у меня очень много дел. До свидания!
Воспитатель: Спасибо тебе, веник, дети их помоют, высушат, и, еще раз будут использовать для рисования.
Возвращаемся назад: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад, подойдите поближе и повторяйте за мной волшебные слова:
Если дружно встать на ножки
Топнуть прыгнуть – не упасть
То легко сейчас мы сможем
Снова в детский сад попасть.
Вот мы с вами и вернулись в нашу группу.
Рефлексия:
Где мы с вами побывали?
Что понравилось больше всего в мастерской?
Кем вы были?
Что было легко?
Что было сложно?
Предлагаю вам взять по одному веничку и нарисовать свое настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Конспект по художественному творчеству в старшей группе "Подарок Снежной королевы"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Коммуникация"« с инновационными технологиями» ( использованием моделей) на тему: «Кто к нам в гости прилетел»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" в старшей группе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений «Приключения мышонка».
Занятие по формированию понятий: форма, цвет, пространственные отношения, количественный счет....
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"
Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по лепке«В мастерской дымковской игрушки»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по лепке «В мастерской дымковской игрушки»...