Развитие творческих способностей у детей шестого года жизни в рисовании
статья по рисованию (старшая группа)

Плотникова Анна Владимировна

Материал "Развитие творческих способностей у детей шестого года жизни в рисовании" представлен из моего опыта работы. Может быть использован как помощь в аттестации педагогов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Развитие творческих способностей

у детей шестого года жизни в рисовании

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»,

А.В. Плотникова,

г. Нижний Новгород

 «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».

                                                     Л.С. Выготский    

Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности. Творческая личность – это достояние всего общества.

Л.С. Выготский писал: «Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответственна своя форма творчества».

В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: «…развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (…изобразительного), мира природы; формирование элементарных  представлений  о  видах  искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной…)».

Требования ФГОС ДО (целевые ориентиры):

Ребенок:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • обладает развитым воображением;
  • достаточно хорошо может выражать свои мысли и желания;
  • проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

Результат:

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Цель работы: Развитие творческих способностей у воспитанников шестого года жизни в рисовании.

Определила задачи:

  • Способствовать развитию умения передавать выразительный образ при помощи разнообразных изобразительных средств.
  • Совершенствовать технические умения и навыки в рисовании.
  • Содействовать развитию образного мышления и воображения.
  • Побуждать к экспериментированию с различными изобразительными материалами.
  • Поощрять проявление элементов творчества.
  • Воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного.

В работе определила III этапа.

На I этапе:

В начале учебного года провела педагогическую диагностику уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества  (учебно-методическое пособие Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»).

Составила перспективный план работы на учебный год.

Работу продолжила с создания развивающей предметно-пространственной среды в рамках требований ФГОС.

В уголке творчества разместила мольберт, стол для рисования песком; разнообразные материалы для  изобразительной деятельности (кисти разной толщины, кисти с жесткой щетиной, краски гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, простые графитные карандаши, угольные карандаши, ватные палочки, зубные щетки, кусочки поролона, печатки, цветную проволоку, кусочки свечи, трафареты и др.); наглядно-дидактические пособия; пособия по народно-прикладному искусству; репродукции художников, книги с иллюстрациями художников; дидактические игры. Подобрала интерактивные игры (ИКТ).

На II этапе.

Ориентируясь на возрастные особенности детей и после проведения педагогической диагностики, была подготовлена и проведена работа по развитию   творческих способностей у воспитанников шестого года жизни в рисовании.

В работе я использовала разные методы и приемы (словесные, наглядные, практические, игровые).

В работе прослеживалась интеграция с образовательными областями:

«Художественно-эстетическое развитие» - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; развитие воображения и творческой активности.

«Физическое развитие» - развитие крупной и мелкой моторики.

Педагогический процесс по развитию творческих способностей у воспитанников шестого года жизни в рисовании осуществлялся через организацию совместной деятельности: занятия (НОД) по рисованию, музыкальное (слушание музыки с использованием ИКТ), развитию речи (составление рассказов по картинам с использованием ИКТ); образовательную деятельность в режимных моментах (наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций художников, чтение художественной литературы, просмотр мультимедийных презентаций). А также через организацию самостоятельной деятельности воспитанников (рисование по трафаретам, в раскрасках, выкладывание рисунков из магнитной мозаики, рассматривание иллюстраций, рисование песком, игры - моделирование, интерактивные игры с использованием ИКТ и др.).

Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах по развитию творческих способностей у воспитанников шестого года жизни в рисовании,  сформировать  активную педагогическую позицию родителей:

  • Анкетирование
  • Индивидуальные рекомендации
  • Консультация «Рисование нетрадиционными способами» (на ширме)
  • Консультации на интернет-сайте МБДОУ.
  • Обратная связь через Персональный сайт воспитателя в сети работников образования.
  • Выставки продуктивной деятельности
  • Мастер-класс «Использование в рисовании разных изобразительных материалов»
  • День открытых дверей «Творческая мастерская: роспись народной игрушки»

На III этапе была проведена итоговая диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества у воспитанников. Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику развития творческих способностей у воспитанников шестого года жизни в рисовании.

Результаты  работы:

  • Воспитанники используют разные изобразительные средства для передачи выразительного образа, проявляют элементы творчества.
  • У детей появился интерес к экспериментированию с разными изобразительными средствами.
  • У детей повысился уровень  технических навыков и умений.
  • Родители воспитанников принимают активное участие в развитии творческих способностей у детей.

Литература:

  1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  2. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.  - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  4. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования М. Столетие, 1994.
  5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сенсорному развитию (работа с цветом) детей шестого года жизни

Программа по сенсорному развитию(работа с цветом)детей шестого года жизни...

«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная рабо...

«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Картотека диагностики развития речи детей. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста....

СИСТЕМА РАБОТЫ по развитию навыков общения у детей шестого года жизни, посредством сюжетно – ролевой игры «Строители».

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни...

Развитие трудового потенциала у детей шестого года жизни средствами ручного труда.

Развитие трудового потенциала у детей шестого года жизни средствами ручного труда.    «Вышивка крестом». Художественный труд»- это преобразующая, творческая соци...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: « ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Ежедневно нам необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общ...

Статья СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛО-ГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ1.1. Речь как средство развития общения и развития ребенка шестого года жизни1.2. Влияние сюже...