«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.Развитие артикуляционной моторики у дошкольников – это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформированность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.
Таким образом, в данном исследовании развитие речевой моторики у старших дошкольников – это процесс, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Морозкинская основная общеобразовательная школа»
«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»
Подготовила: Миршавка И.Н.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.
Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но не во всех дошкольных образовательных учреждениях он есть, в дошкольной группе, где я работаю, логопеда нет. У родителей нет возможности возить детей к логопеду в город, а детей с речевыми нарушениями с каждым годом всё больше и больше.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой моторики с другой стороны.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»
Цель исследования состоит в определении влияния комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на развитие речевой моторики у детей шестого года жизни.
Объектом исследования является процесс развития речевой моторики у детей шестого года жизни.
Предмет исследования – артикуляционная гимнастика как средство развития речевой моторики у детей шестого года жизни.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики, в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективной, если:
Систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики дошкольников на всех этапах образовательного процесса в дошкольной группе;
Сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
Изучить состояние проблемы, развития сложнокоординированных артикуляционных движений, в условиях дошкольной группы, в теории и практике педагогики.
Создать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики у детей шестого года жизни.
Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
На первом этапе было определено состояние проблемы в теории и практике педагогики, разработаны и изучены диагностические методики для определения уровня сформированности речевой моторики у старших дошкольников.
На втором этапе, который осуществлялся с января по май 2018 года, выявлен уровень сформированности речевой моторики у детей шестого года жизни и реализован разработанный комплекс артикуляционной гимнастики.
Цель третьего этапа опытно-экспериментальной работы, который осуществлялся в мае 2018 года, состояла в том, чтобы провести контрольный этап эксперимента; собрать, систематизировать, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, которое адресовано воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Развитие артикуляционной моторики у дошкольников – это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформированность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.
Таким образом, в данном исследовании развитие речевой моторики у старших дошкольников – это процесс, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов - и более.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы - ярко окрашены.
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Работа организуется следующим образом.
1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Педагог показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.
Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей используются диагностические методики, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной, Е.Ф. Архиповой. Данная диагностика была предоставлена нам логопедом логопункта. При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:
- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);
- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.);
В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят:
- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;
- обследование кинетического орального праксиса;
- обследование динамической координации артикуляционных движений;
- обследование мимической мускулатуры;
- обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.
Результаты диагностики я занесла в таблицу. Оценивание проводилось по бальному уровню .
Таблица №1.
Содержание работы | Экспериментальная группа | |||||||
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | |
Обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 |
Обследование кинетического орального праксиса | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Обследование динамической координации артикуляционных движений | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
Обследование мимической мускулатуры | 4 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 |
Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 |
Итоговая оценка: | 3,6 | 3 | 3,4 | 2,4 | 3,6 | 3,2 | 3,4 | 2,4 |
На основе предложенной бальной системы оценок я разработала схему уровней развития артикуляционной моторики (Таблица №2), которые показывают количество детей, имеющих высокий, средний и низкий показатели по соответствующей диагностической методике.
Критерии уровней развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста
Таблица №2
Уровни | Критерии уровней (балл) | Экспериментальная группа (%) |
Высокий | 3,5 – 4 балла | 25% |
Средний | 2,5 – 3,4 балла | 50% |
Низкий | 2,4 – 0 балла | 25% |
Количественные показатели уровней развития артикуляционной моторики у детей экспериментальной группы наглядно представлены в диаграмме (Рис. 1).
Рис. 1.
Проведенный мною анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень сформированности сложно-координированных артикуляционных движений у 25% детей экспериментальной группы находится на низком уровне и у 50% на среднем уровне, на высоком уровне 25%. У детей экспериментальной группы среднеарифметическое составляет 3,1 балла, что соответствует среднему уровню развития сложно-координированных движений.
Данные показатели свидетельствуют, что сложно-координированные артикуляционные движения у детей 6-го года жизни сформированы недостаточно (Рис. 1) и требуется коррекционно-педагогическая работа методами логопедического воздействия.
Я использовала следующий комплекс упражнений для развития речевой моторики:
1. Для нижней челюсти: «Большие ворота», «Трусливый птенчик», «Акулы», «Обезьяна»
2. Для губ: «Улыбка», «Хоботок» («Трубочка»), «Заборчик», «Бублик» («Рупор»), «Кролик»
3. Для языка: «Птенчики», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка» («Стрелочка», «Жало»), «Горка» («Киска сердится»), «Трубочка», «Грибок»
И только после этого, постепенно, начинала практиковать сложно-координированные артикуляционные движения для подвижных мышц артикуляции:
1. Динамические упражнения для языка: «Часики» («Маятник»), «Змейка», «Качели», «Футбол» («Спрячь конфетку») «Почистим зубы», «Катушка», «Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Оближем губки»,
2. Упражнения для развития подвижности губ: покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами, «Улыбка – Трубочка», «Пятачок», «Рыбки разговаривают», «Уточка», «Недовольная лошадка»,
Если губы совсем слабые: - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат), - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
3. Упражнения для губ и щек: покусывание, похлопывание и растирание щек, «Сытый хомячок», «Голодный хомячок», «Лопни шарик».
4. Тренировка мышц глотки и мягкого неба:
Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). Глотать капли воды, сока.
Надувать щеки с зажатым носом.
Медленно произносить звуки к, г, т, д.
Подражать: - стону, - мычанию, - свисту.
Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка. Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Таким образом, формирующий эксперимент состоял из трех этапов:
Первый этап - тренировочный. Детям предлагались простые статические артикуляционные упражнения, перед которыми детям предлагалось выполнить логопедический самомассаж;
Второй этап – основной. Дети упражнялись в выполнении упражнений требующих простой динамики и координации движений;
Третий этап – итоговый. Дети развивали точность, координированность, темп, ритм, выносливость артикуляционного аппарата.
В начале работы, я уточнила представления детей об артикуляционном аппарате. Затем, используя следующие методы воздействия: показ, объяснение, демонстрация профилей звуков, опосредованных картинок, сопровождала упражнение рифмовками, разучивали с детьми новые упражнения и корригировали и совершенствовали знакомые.
Детям предлагалось название упражнения, опосредованная картинка, для запоминания упражнения. Упражнение сопровождалось речевой инструкцией.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент)
Содержание работы | Экспериментальная группа | |||||||
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | |
Обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Обследование кинетического орального праксиса | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 |
Обследование динамической координации артикуляционных движений | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Обследование мимической мускулатуры | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 |
Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 |
Итоговая оценка: | 3,6 | 3,4 | 3,8 | 3 | 4 | 3,4 | 3,8 | 2,6 |
Уровни | Критерии уровней (балл) | Экспериментальная группа (%) |
Высокий | 3,5 – 4 балла | 50% |
Средний | 2,5 – 3,4 балла | 50% |
Низкий | 2,4 – 0 балла | 0% |
Данные диаграммы показывают, что у детей экспериментальной группы высокий уровень развития артикуляционной моторики повысился с25% до 50%, а низкий уровень снизился до 0%.
На этапе формирующего эксперимента мною реализован комплекс мероприятий, направленный на развитие артикуляционной моторики, который учитывал традиционный подход к данной работе и интересы детей данного возраста, практически внедряла в работу авторские, разработанные мною методические и дидактические пособия, которые существенно повышали эффективность работы.
Наблюдения за артикуляционной моторикой детей в ходе контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы подвижность, выносливость, точность движений активных мышц артикуляции значительно возрос. Кроме того, предъявляемый комплекс упражнений вызвал интерес детей к данной работе и сделал многочисленные повторения не однообразными и скучными, а увлекательными и разнообразными.
Обработав полученные результаты эксперимента, мы увидели, что у детей экспериментальной группы высокий уровень развития артикуляционной моторики повысился с 25% до 50%, а низкий уровень снизился с 25% до 0%.
Результатом формирующего эксперимента явились следующие наработки:
- методическое пособие «Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста», который содержит комплекс простых и сложно-координированных артикуляционных упражнений, интересное рифмованное речевое сопровождение артикуляционных упражнений, фотографии упражнений и иллюстративный материал; Данное пособие успешно используется в работе.
Список литературы
1. Алифанова, Е.А. Логопедические рифмовки и миниатюры [Текст]: пособие для логопедов и воспитателей логогрупп /Е.А. Елифанова, Н.Е. Егорова. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1999. – 80 с.
2. Беккер, К.П. Логопедия [Текст]: учебник для студентов высших проф. /К.П. Беккер, М.А. Совак. – М.: Медицина, 1981. - 288 с.
3. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст]: логопедическое пособие /А.И. Богомолова - СПб.: ТОО «Издательство «Библиополис», 1994. - 208 с.
4. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]: методическое пособие /Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.
5. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: под ред. Н.Ф. Фомичевой. - Практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989. – 123 с.
6. Гаркуша, Е.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст]: Е.Ф. Гаркуша.– М.: ВЛАДОС, 1992. – 84 с.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / В.П. Балобанова [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 79 с.
8. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст]: Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, 1971. – 67 с.
9. Лопухина, И.С. Логопедия, упражнения для развития речи [Текст]: Пособие для логопедов и родителей /И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1997. – 336 с.
10. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи [Текст] /Под ред.
11. Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст]/ Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 46 с.
12. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада /Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 1999. - 272с.
13. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи [Текст]: логопедическое пособие/ В.И. Рождественская - М.: Просвещение, 1967. – 75 с.
14. Селиверстова, В.И. Игры в логопедической работе с детьми [Текст]: книга для логопеда. / В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1987. – 54 с.
15. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] /В.И. Селиверстов – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
16. Синицына, И.Ю. Буду чисто говорить [Текст]: логопедическое пособие в стихах /И.Ю. Синицына - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 56 с.
17. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] /Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство пресс, 1997. – 73 с.
18. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] /Г.А. Тумакова – М.: ВЛАДОС, 2001. – 56 с.
19. Уроки логопедии [Текст] /Под ред. З.А. Репиной - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. – 69 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического передового опыта по теме "Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"
Обобщение опыта...
«Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»
Картотека диагностики развития речи детей. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста....
Развитие трудового потенциала у детей шестого года жизни средствами ручного труда.
Развитие трудового потенциала у детей шестого года жизни средствами ручного труда. «Вышивка крестом». Художественный труд»- это преобразующая, творческая соци...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
статья посвящена проблемам выявления и развития речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики. Исследование проведено на базе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска Ре...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: « ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»
Ежедневно нам необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общ...
Развитии мелкой моторики у детей четвертого года жизни средствами изобразительной деятельности
Методическая разработка педагогам о том, как можно развить мелкую моторику у детей четвертого года жизни с использованием рисования:1. Подробно изучить методическую литературу по вопросу развития мелк...
Статья СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛО-ГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ1.1. Речь как средство развития общения и развития ребенка шестого года жизни1.2. Влияние сюже...