Конспект по художественно- эстетическому развитию рисование «Юрта – традиционное жилище бурят»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Абдусаматова Оюна Владимировна

Конспект  по художественно- эстетическому развитию рисование «Юрта – традиционное жилище бурят»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  по художественно- эстетическому развитию рисование «Юрта – традиционное жилище бурят»

Цель: расширить представление о кочевниках- буряты издавна жили в юртах (гэр); развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи: развивать интерес к культуре бурятского народа очень важный оберег бурятской юрты – порог (принято снимать головной убор при входе, то гость, посетивший юрту, обязан был оставить за порогом ружье и нож. Никогда буряты не станут разговаривать между собой через порог. По их верованиям это обязательно приведет к раздору в семье.); воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.

Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

Оборудование: компьютерная презентация о юрте, краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, лист А4

Ход НОД:

Воспитатель  -А что у нас на доске? (Разные дома где живут люди)

-А есть ли здесь жилище бурят?.Да -это юрта.

Давайте посмотрим презентацию «Бурятский юрта»

Кочевники буряты издавна жили в юртах (гэр). На картинах Г. Эрдынийна «Бурятский улус»«Буряты кочуют на зимник»«На летней стоянке кочевника бурят»«Перекочевка из зимника в летник»«Улус в степи»«Цагалган» вы видите, как выглядит юрта бурят. Юрта легко ставится и разбирается. Остов юрты цилиндрической формы состоит из нескольких (шести, восьми, реже – десяти) разборных стен (хана, выполненных в виде складных решеток из березовых или ивовых прутьев, скрепляемых кожаными тесемками (удээри). Смежные секции соединяются шерстяными веревочками (хагсарга). Высота стенных решеток около полутора метров.

Сборку стен начинают с установки дверного блока (дэн). К правой верхней части дверной рамы привязывается длинная волосяная веревка (уути) и натягивается по всей окружности стен, делая их более устойчивыми. Второй конец веревки крепится к левой стороне рамы.

В бурятских юртах вход, как правило, ориентирован на юг или юго-восток. Дверь также выступает центральной композиционной частью эстетического оформления юрты. Для ее украшения используются орнаментальные мотивы, выполненные в технике декоративной росписи, а также резьбы по дереву.

Очень важный оберег бурятской юрты – порог. Двери отведена функция границы между внешней реальностью и внутренним миром семьи. Ее пересечение всегда сопровождалось соблюдением определенных обрядов или традиций. Если в славян принято снимать головной убор при входе, то гость, посетивший юрту, обязан был оставить за порогом ружье и нож. Никогда буряты не станут разговаривать между собой через порог. По их верованиям это обязательно приведет к раздору в семье.

В верхней конусообразной кровельной части располагается тооно - дымовое отверстие диаметром около метра, служащее одновременно окном, через которое в юрту проникает свет.

Круг тооно принято окрашивать в красный и оранжевый цвета. Деревянная  основа юрты покрывается войлоками.

Покрытая войлоком юрта опоясывается веревками (бhэ, свитыми из волос, или плоскими ремнями (хошлон, сшитыми из тонких волосяных бечевок. Они протягиваются горизонтально по верху, середине и низу войлочных стен и привязываются концами к дверным рамам.

По бурятской традиции она делилась на две половины: правая – женская, левая – мужская. В мужской половине лежали сбруя, орудия труда и т. п., а в женской – различная домашняя утварь, продукты.

Северная сторона юрты (хоймор) считалась почетной, в ней принимали гостей.

В самом центре располагался очаг, а вверху было специальное отверстие, чтобы дым выходил. Традиционно ставилась она входом на юг.

В степи дует ветер, а наши детки без дома. Как называется дом у бурят -юрта. Предлагаю стать мастерами, и нарисовать дом-юрту .

Перед тем как приступить к работе давайте маленько разомнемся:

Физкультминутка «Юрта»

Юрта, юрта, круглый дом,(Шагаем на месте.)

Побывайте в доме том!(Развели руки в стороны.)

Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)

В печку прыгают дрова.(Прыжки на месте.)

Печка жарко топится,(Хлопаем в ладоши.)

Угостить торопится.(Присели.)

Ладушки, ладушки,(Хлопаем в ладоши.)

Круглые оладушки.(Шагаем на месте.)

Рисуют красками орнамент на юрте.

- Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах.

Зеленый – трава, рост.

Красный – огонь;

желтый – солнце, золото;

черный – земля;

синий – Байкал;

голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов для украшения юрты).

Практическая работа.

-Пока работают дети, звучит бурятская мелодия «Цветок Байкала»

Выполнение работы с изображением юрты, степи, солнца и т. д.

Рефлексия:

- Как называется жилище бурят?

- На какие части делится юрта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)

Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель –  моделирование эмоционального состояния и заботы о до...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) рисование с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками) на тему: «Зимнее дерево»

Цель: учить детей рисовать зимние деревья нетрадиционным способом - пальчиками.Образовательные  задачи: закрепить с детьми признаки времени года – Зима; развивать эстетическое восприятие, о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) Рисование на тему: с использованием нетрадиционных техник рисования (оттиск поролоном, рисование пальчиками) «Елочка»

Цель:  развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Конспект НОД по (художественно-эстетическому развитию) Рисование на тему: "Зимний пейзаж" с использованием нетрадиционных техник рисования (оттиск пенопластом, рисование ватными палочками)

Цель:  развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Конспект по образовательной области «Художественно эстетическое развитие» Рисование с использованием нетрадиционных методов - рисование тычком жесткой полусухой кистью в подготовительной к школе группе Тема: «Бурый медведь зимой»

Конспект по образовательной области «Художественно эстетическое развитие»Рисование с использованием нетрадиционных методов - рисование тычком жесткой полусухой кистьюв подготовительной к ш...

НОД по художественно-эстетическому развитию(рисование) для детей средней группы 4-5 лет на тему: «Чум- жилище ненцев»

Задачи:1. Учить детей рисовать чум, передавая треугольную форму.2.Развивать умение дополнять изображение элементами на основе впечатлений от окружающей жизни. 3. Формировать у детей осознание нео...