План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». младшая группа
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Львова Светлана Сергеевна

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_moyo.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования» (младшая группа).

Сроки выполнения: 01.09.2021г. – 31.05.2022г.

Участники: Воспитатель – Львова Светлана Сергеевна, воспитанники младшей группы, родители воспитанников.

Цели:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;
  • развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.  

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  • закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Актуальность темы.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Предполагаемый результат:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Для развития творческих способностей детей использовали следующие способы нетрадиционного рисования:

1. Рисование пальчиками – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.

2. Рисование ладошкой- нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

3. Рисование с помощью штампа нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.

В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии используются – игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.

Перспективный план реализации программы по самообразованию.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Работа с детьми

Сентябрь

1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003».

2. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития – Академия холдинг».

3. «Рисование с детьми дошколь-ного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

5. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва ,2010 г. 6. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

7. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

8. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г. 9. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образо-вание. 2010 г №18.

10. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошко-льное воспитание. -1995 г.№11.

11. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.

Октябрь

1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Листья жел-тые летят». 

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисова-ния пальчиками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику;

Непосредственно образователь-ная деятельность «Рябинка». Цель: Продолжать формировать навыки технике пальчикового рисо-вания, развивать чувство воспри-ятия, цвета.

2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Весе-лые мухоморы». 

Цель: Закреплять технику нетра-диционного рисования (рисуем па-льчиком), активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Игровая деятельность: ДИ «Какого цвета предмет?». 

Цель: Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета.

Выставка рисунков «Золотая осень».

 

Рассматривание иллюстраций из серии «Осень».

Ноябрь

1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Дождик».

Цель: Познакомить с техникой ри-сования ватными палочками, фор-мируем умение наносить ритмично и равномерно точки на всю повер-хность бумаги.

2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Лес-ные ягоды».

Цель: Закреплять технику нетради-ционного рисования (рисуем паль-чиком), активизировать словарь по лексической теме, развивать мел-кую моторику пальцев рук.

3. Игровая деятельность: ДИ «Дорисуй предмет».  

Цель: Развивать творческое вооб-ражение, мелкую моторику.

Подбор народных примет о ноябре.

Рассматривание иллюстраций из серии «Ягоды».

Декабрь

1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Снег - сне-жок».

Цель: Продолжать знакомить де-тей с техникой рисования ватными палочками, формировать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Укра-шаем ёлку». 

Цель: Закреплять техники рисова-ния пальцами, ватными палочками, развивать творческое воображение, мелкую моторику.

3. Игровая деятельность: ДИ «Наряжаем ёлочку».

Цель: Развиваем умение распола-гать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета.

Рассматривание иллюстраций из серии «Зима»

Подбор стихотворений о зиме.

Прослушивание песен «Маленькой ёлочке», «Ёлочка- зеленая иголочка».

Январь

1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Звездное небо».

Цель: Познакомить с техникой пе-чатания печатками, формируем навыки по приему примакивания, развивать чувство цвета.

2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Ру-кавичка Деда Мороза».

Цель: Закреплять техники рисо-вания пальцами, ватными палоч-ками, печатками, развивать твор-ческое воображение, мелкую мото-рику.

Выставка рисунков «Зимушка-зима».

Чтение стихотворений о Деде Морозе.

Февраль

1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Морозные узо-ры».

Цель: Познакомить детей с тех-никой рисования манкой , разви-вать мелкую моторику.

2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Гал-стук для папы».

Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, разви-вать чувство композиции, цвета.

3. Игровая деятельность: ДИ «Составь узор».

Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Подбор и заучивание стихотворений о папе.

Подбор народных примет о зиме

Март

1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Солнышко». Цель: Познакомить с техникой ри-сования ладошками, развиваем умение быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки.

2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Цветы для мамы».

Цель: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов.

3. Игровая деятельность: ДИ «Собери бусы».

Цель. Формируем умение   распо-лагать бусинки, чередуя цвета, зак-реплять цвета, развивать мелкую моторику.

Подбор народных примет о весне.

Рассматривание иллюстраций из серии «Весна».

Заучивание заклички «Солнышко- ведрышко», стихотворений о маме.

Апрель

1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Травка». Цель: Упражнять детей в технике рисования ладошкой, закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цвето-восприятия.

Непосредственно образователь-ная деятельность «Божья коровка».

Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей:

Рассматривание иллюстраций из серии «Растения», «Насекомые»;

Оформление выставки «Творим вместе», «Красивая тарелка».

Цель: Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисова-ния пластилинография; развивать мелкую моторику.

3. Игровая деятельность: ДИ «Составь букет».

Цель. Развивать творческое вооб-ражение, мелкую моторику.

Рассматривание иллюстраций из серии «Растения», «Насекомые».

Оформление выставки «Творим вместе».

Май

1. Развлечение «В гостях у Вес-ны».

Цель: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лекси-ческой теме; развивать мелкую моторику.

Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!».

Работа с родителями

Сентябрь

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ре-бенка к изобразительной деятель-ности».

Буклеты для родителей «Как развивать творчество».

Октябрь

Консультация для родителей: «Ор-ганизация самостоятельной изобра-зительной деятельности детей».

Ноябрь

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».

Альбом с рабо-тами, выполнен-ными в нетради-ционной техни-ке.

Декабрь

1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

2.Совместный праздник «Новый год».

Выставка работ «Рисуют родите-ли».

Январь

1. Консультация для родителей: «Зимние художества».

2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима».

Выставка сов-местных работ «Зимушка-зима».

Февраль

Памятка для родителей «Учите ри-совать в нетрадиционной технике».

Буклет «Виды нетрадиционного рисования».

Март

Консультация для родителей «Ри-совать- это важно!».

Апрель

Гостиная для родителей «Творим вместе».

Выставка сов-местных работ «Творим вмес-те».

Май

1. Оформление альбома с твор-ческими работами детей «Вот как мы можем!».

2. Родительское собрание. Подве-дение итогов проекта. Результаты работы.

Альбом с детс-кими работами

Презентация «Мы любим ри-совать!».

Самореализация

Май

Отчет по теме самообразования.

Выступление на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя Тема: Нетрадиционная техника рисования с детьми 6 лет.

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка д...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том  числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». подготовительная группа

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-5 лет»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумени...

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

laquo;Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими муже- ственными руками и открытие, которой состав- ляет гордость дальнейших лет».      ...