План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». младшая группа
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_moyo.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования» (младшая группа).
Сроки выполнения: 01.09.2021г. – 31.05.2022г.
Участники: Воспитатель – Львова Светлана Сергеевна, воспитанники младшей группы, родители воспитанников.
Цели:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;
- развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Актуальность темы.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Для развития творческих способностей детей использовали следующие способы нетрадиционного рисования:
1. Рисование пальчиками – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
2. Рисование ладошкой- нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
3. Рисование с помощью штампа – нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии используются – игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.
Перспективный план реализации программы по самообразованию.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы Работа с детьми | Сентябрь | 1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003». 2. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития – Академия холдинг». 3. «Рисование с детьми дошколь-ного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г. 4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010. 5. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва ,2010 г. 6. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г. 7. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г. 8. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г. 9. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образо-вание. 2010 г №18. 10. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошко-льное воспитание. -1995 г.№11. 11. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9. | |
Октябрь | 1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Листья жел-тые летят». Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисова-ния пальчиками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику; Непосредственно образователь-ная деятельность «Рябинка». Цель: Продолжать формировать навыки технике пальчикового рисо-вания, развивать чувство воспри-ятия, цвета. 2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Весе-лые мухоморы». Цель: Закреплять технику нетра-диционного рисования (рисуем па-льчиком), активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Игровая деятельность: ДИ «Какого цвета предмет?». Цель: Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета. | Выставка рисунков «Золотая осень».
Рассматривание иллюстраций из серии «Осень». | |
Ноябрь | 1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Дождик». Цель: Познакомить с техникой ри-сования ватными палочками, фор-мируем умение наносить ритмично и равномерно точки на всю повер-хность бумаги. 2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Лес-ные ягоды». Цель: Закреплять технику нетради-ционного рисования (рисуем паль-чиком), активизировать словарь по лексической теме, развивать мел-кую моторику пальцев рук. 3. Игровая деятельность: ДИ «Дорисуй предмет». Цель: Развивать творческое вооб-ражение, мелкую моторику. | Подбор народных примет о ноябре. Рассматривание иллюстраций из серии «Ягоды». | |
Декабрь | 1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Снег - сне-жок». Цель: Продолжать знакомить де-тей с техникой рисования ватными палочками, формировать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. 2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Укра-шаем ёлку». Цель: Закреплять техники рисова-ния пальцами, ватными палочками, развивать творческое воображение, мелкую моторику. 3. Игровая деятельность: ДИ «Наряжаем ёлочку». Цель: Развиваем умение распола-гать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета. | Рассматривание иллюстраций из серии «Зима» Подбор стихотворений о зиме. Прослушивание песен «Маленькой ёлочке», «Ёлочка- зеленая иголочка». | |
Январь | 1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Звездное небо». Цель: Познакомить с техникой пе-чатания печатками, формируем навыки по приему примакивания, развивать чувство цвета. 2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Ру-кавичка Деда Мороза». Цель: Закреплять техники рисо-вания пальцами, ватными палоч-ками, печатками, развивать твор-ческое воображение, мелкую мото-рику. | Выставка рисунков «Зимушка-зима». Чтение стихотворений о Деде Морозе. | |
Февраль | 1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Морозные узо-ры». Цель: Познакомить детей с тех-никой рисования манкой , разви-вать мелкую моторику. 2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Гал-стук для папы». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, разви-вать чувство композиции, цвета. 3. Игровая деятельность: ДИ «Составь узор». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику. | Подбор и заучивание стихотворений о папе. Подбор народных примет о зиме | |
Март | 1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Солнышко». Цель: Познакомить с техникой ри-сования ладошками, развиваем умение быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. 2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей «Цветы для мамы». Цель: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов. 3. Игровая деятельность: ДИ «Собери бусы». Цель. Формируем умение распо-лагать бусинки, чередуя цвета, зак-реплять цвета, развивать мелкую моторику. | Подбор народных примет о весне. Рассматривание иллюстраций из серии «Весна». Заучивание заклички «Солнышко- ведрышко», стихотворений о маме. | |
Апрель | 1. Непосредственно образователь-ная деятельность «Травка». Цель: Упражнять детей в технике рисования ладошкой, закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цвето-восприятия. Непосредственно образователь-ная деятельность «Божья коровка». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. 2. Совместная творческая деяте-льность педагога и детей: Рассматривание иллюстраций из серии «Растения», «Насекомые»; Оформление выставки «Творим вместе», «Красивая тарелка». Цель: Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисова-ния пластилинография; развивать мелкую моторику. 3. Игровая деятельность: ДИ «Составь букет». Цель. Развивать творческое вооб-ражение, мелкую моторику. | Рассматривание иллюстраций из серии «Растения», «Насекомые». Оформление выставки «Творим вместе». | |
Май | 1. Развлечение «В гостях у Вес-ны». Цель: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лекси-ческой теме; развивать мелкую моторику. | Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!». | |
Работа с родителями | Сентябрь | 1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ре-бенка к изобразительной деятель-ности». | Буклеты для родителей «Как развивать творчество». |
Октябрь | Консультация для родителей: «Ор-ганизация самостоятельной изобра-зительной деятельности детей». | ||
Ноябрь | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами». | Альбом с рабо-тами, выполнен-ными в нетради-ционной техни-ке. | |
Декабрь | 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». 2.Совместный праздник «Новый год». | Выставка работ «Рисуют родите-ли». | |
Январь | 1. Консультация для родителей: «Зимние художества». 2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима». | Выставка сов-местных работ «Зимушка-зима». | |
Февраль | Памятка для родителей «Учите ри-совать в нетрадиционной технике». | Буклет «Виды нетрадиционного рисования». | |
Март | Консультация для родителей «Ри-совать- это важно!». | ||
Апрель | Гостиная для родителей «Творим вместе». | Выставка сов-местных работ «Творим вмес-те». | |
Май | 1. Оформление альбома с твор-ческими работами детей «Вот как мы можем!». 2. Родительское собрание. Подве-дение итогов проекта. Результаты работы. | Альбом с детс-кими работами Презентация «Мы любим ри-совать!». | |
Самореализация | Май | Отчет по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя Тема: Нетрадиционная техника рисования с детьми 6 лет.
Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка д...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год
В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...
План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». подготовительная группа
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-5 лет»
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумени...
План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
laquo;Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими муже- ственными руками и открытие, которой состав- ляет гордость дальнейших лет». ...