План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
«Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими муже- ственными руками и открытие, которой состав- ляет гордость дальнейших лет».
Джон Рескин – английский писатель, искусствовед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_koreneva.docx | 279.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование на тему:
«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Коренева Л.В.
«Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими муже- ственными руками и открытие, которой состав- ляет гордость дальнейших лет».
Джон Рескин – английский писатель, искусствовед.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что про- блема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков.
Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовы- ражения через творчество. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, со- здание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
В решении задач, связанных с развитием творчества ребенка-дошкольника, осо- бая роль принадлежит изобразительной деятельности.
Использование нетрадиционных техник в совместной образовательной деятель- ности как раз способствует решению творческих задач. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическо- му и личностному развития.
Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один их видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя,
ребѐнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своѐ знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нѐм, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нѐм. Вот почему, по мнению учѐных, рисовать ребѐнку также необходимо, как и разговаривать.
Ведь неслучайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование – большая и серьёзная работа для ребѐнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определѐнное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребѐнка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Кроме этого, нетрадиционное рисование позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей, ведь маленькие ребятишки только что пришедшие в детский сад не владеют навыками рисования.
Таким образом, возникла необходимость создать педагогические условия для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования, которые стимулировали бы творческий потенциал детей, развивали их художественно – творческие способности.
В непосредственно организованной деятельности, по художественному творче- ству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной
деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисова- ния способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, развитию мелкой моторики. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого оно играет важную роль в общем психиче- ском развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребѐнком создает предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Исходя из вышеизложенного, я считаю данное направление наиболее актуаль- ным и необходимым, т.к. оно позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности дошкольников посредством нетрадиционного рисования.
Основная задача педагога – научить ребёнка действовать, помочь на началь- ном этапе, а затем направлять его активность. Педагог должен стремиться эмоцио- нально зарядить детей, превратить деятельность в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание.
Как сказал один мудрец: «Рёбёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, я предлагаю зажечь в детях огонёк творчества!
«Нетрадиционные методы рисования» - это рисование пальчиками, ладо- шкой, тычком…
Цель таких занятий - развитие самостоятельности, инициативы, творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приемов изображения.
При этом ребенок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке. Серия этих занятий дает возможность судить об интересах детей, о степени развития их творческих способностей, овладениями изобразительными умениями и навыками.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материа- лов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зри- тельного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетиче- ского восприятия, эмоциональной отзывчивости.
- Нетрадиционные методы рисования я использую не только на заня- тиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается ин- терес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными спо- собами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисо- вания.
- Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеют- ся способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показате- ли находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения не- традиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию. С уверенностью можно сказать, что разнооб- разие техник способствует выразительности образов в детских работах.
- Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобра- зительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
-
Совместная
образовательная деятельность с детьми
Взаимодействие с родителями
Сентябрь |
«Роль родителей в развитии творческих способностей» | Буклеты для родителей «Как развивать творчество» |
Октябрь | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности де- тей» | Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» |
Ноябрь | Оформление папки- передвижки для родите- лей: «Рисование нетрадиционными способами» | Альбом с работами, вы- полненными в нетради- ционной технике. |
Декабрь |
«Новый год» | Выставка работ «Рисуют родители» |
Январь |
ственной выставки «Зимушка - зима» | Выставка совместных ра- бот «Зимушка - зима» |
Февраль | Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» | Буклет «Виды нетрадиционного рисования» |
Март | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!» |
Апрель | Гостиная для родителей «Творим вместе» | Выставка совместных работ «Творим вместе» |
Май | 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. | Альбом с детскими рабо- тами. Презентация «Мы любим рисовать!» |
Работа с детьми
Сентябрь |
«Ласковое солнышко»
| Конспект занятия. Конспект занятия. Проведение игры. |
Октябрь |
«В саду созрели яблоки и груши»
| Выставка рисунков. Конспект занятия. Конспект игры. |
Ноябрь |
«Веселые кляксы»
| Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Декабрь |
«Снежинки»
«Наряжаем ёлочку» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Январь |
«Собачка»
| Конспект занятия. Оформление выставки совместно с детьми «Зи- мушка – зима» |
Февраль |
«Конфеты в подарок для Мишутки»
| Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Март |
«Подарок маме»
| Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Апрель |
«Сказочное царство под- водного мира»
| Конспект занятия. Оформление выставки совместно с детьми «Тво- рим вместе» Конспект игры. |
Май |
| Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!» Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуаль- ного уровня овладения изобразительной дея- тельностью по разным направлениям на конец учебного года. |
Самореализация
Ноябрь – май | Реализация программы по до- полнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании. | Презентация «Вот как мы рисуем!» |
Май В течение года. В течение года. | Отчет по теме самообразования. Участие в конкурсах в Интернете. Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, по- мещение своих разработок на сайтах в Интернете). | Выступление на педсовете. Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. Статьи по теме самообразования, мастер - класс. |
Вывод: обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисова- ние позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, разви- вает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В рамках самообразования я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительной деятельности открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Нетрадиционные техники рисования»
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, диагностика знаний и умений детей по образовательной области «Художественное творчество» (рисование) на начало учебного года |
Октябрь | Конспект занятия « Рисование яблока ватными палочка- ми» |
Ноябрь | «Чудесные превращения кляксы» (кляксография) |
Декабрь | Конспект НОД на тему «Волшебные снежинки» |
Январь | Конспект НОД «Зимующие птицы» Изобразительная деятельность - пластилинография «Сне- гирь» |
Февраль | Конспект НОД печать поролоном с трафаретом «Подарим маме вазу» |
Март | Конспект НОД “Цветы для мамы” (техника «Ниткогра- фия») |
Апрель | Конспект НОД в нетрадиционной технике рисования по мокрому листу «Весеннее небо» |
Май | Выставка детских рисунков |
Взаимодействие с родителями
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребѐнок. Я уверена, что каждый успех ребѐнка в творчестве и в личностном плане сле- дует довести до сведения родителей, тем самым ребѐнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него
очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культу- ры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспита- ние художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
- Показать родителям актуальность развития творческих способностей де- тей.
- Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с деть- ми.
- Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспи- тании детей.
- Поддерживать стремление родителей развивать художественную дея- тельность детей в детском саду и дома.
- Смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с ис- пользованием нетрадиционных техник рисования; Для реализации по- ставленных целей и задач, мной разработан годовой план работы с роди- телями .
Применяемые формы работы с родителями
- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
- Педагогические беседы с родителями;
- Тематические консультации;
- Организация ―уголков для родителей‖;
- Мастер-классы.
- Оформление выставок.
- Работа с родительским активом группы.
В своем опыте я придерживалась следующих приёмов взаимодействия с родителями:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитив- ный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на кото- ром строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспита- теля с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
- Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброже- лательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и пе- дагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вме- сте подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо зна- ющие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффектив- нее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива дет- ского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по ра- боте с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.
- Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
- Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме разви- тия, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны ме-
няться формы и направления работы детского сада с семьей.
Просветительная работа.
В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного мате- риала по проблеме художественно - эстетического воспитания (например, «По- рисуем?», «Кисточка или ладошка», « Если в доме нету кисточки» и др.). Регу- лярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.
Кроме всего этого, я использую специальные памятки, брошюры. (Прило- жение).
Практические занятия с родителями.
Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родитель- ские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная ра- бота: проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы.
На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический ма- териал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Очень ин- тересными для родителей являются мастер классы, которые я проводила и как часть родительского собрания, и как отдельное самостоятельное мероприятие.
Традицией группы стало организация выставок совместных работ роди- телей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, да- же самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников.
Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступны- ми средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.
Сроки | Формы работы |
1-ый квартал | Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок рисо- вать?». |
Консультации, ««Нетрадиционные техники рисования, ри- суем дома» ,«Кисточка или ладошка» | |
Памятка для родителей: «Организация самостоятельной | |
изобразительной деятельности детей» | |
Выступление на родительском собрании на тему «Разви- тие | |
творческих способностей у ребѐнка средствами нетради- ционного | |
рисования». | |
Выставка детских рисунков «Это может Ваш малыш» | |
Выставка совместных рисунков родителей и детей «Золо- тая осень» | |
2-ой квартал | Консультации «Художник-печатник», «Рисунки из ладо- шки» |
Мастер-класс. «Вместо кисти – ладошка». Значение рисо- вания для | |
всестороннего развития ребенка. | |
Выставка рисунков «Праздничная ёлочка». | |
Выставка совместных рисунков родителей и детей «Зимушка, зима» | |
3-ий квартал | Консультации"Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?..." «Зачем |
крохе рисовать», «Рисование мятой бумагой». |
Анкетирование родителей«Определение интереса ребён- ка к | |
изобразительной деятельности». | |
Выступление и показ презентации на родительском со- брании на тему | |
«Использование инновационных технологий в | |
изодеятельности»,показ мультимедийной презентации «Наше творчество». | |
Мастер-класс для родителей | |
Выставка совместных рисунков родителей и детей «Ве- сенняя пора» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год
В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...
Авторская разработка на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
В своей авторской разработке, я предоставила материалы по работе с детьми, педагогами, родителями по теме "Нетрадиционные техники рисования". Здесь представлены конспекты занятий, консультац...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...
План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». младшая группа
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». подготовительная группа
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...
Программа по самообразованию по теме «Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте»
Программа по самообразованию по теме«Нетрадиционная техника рисованияв младшем дошкольном возрасте»...