План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

 Коренева Любовь Владимировна

«Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими муже- ственными руками и открытие, которой состав- ляет гордость дальнейших лет».

                                                                                                                                                                   Джон Рескин – английский писатель, искусствовед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_koreneva.docx279.49 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование на тему:

«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/08d9/0004fe60-dd2f5986/img14.jpg

                                                                               Воспитатель: Коренева Л.В.

«Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими муже- ственными руками и открытие, которой состав- ляет гордость дальнейших лет».

Джон Рескин – английский писатель, искусствовед.

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что про- блема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков.

Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовы- ражения через творчество. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Способность к необычному комбинированию элементов действительности, со- здание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

В решении задач, связанных с развитием творчества ребенка-дошкольника, осо- бая роль принадлежит изобразительной деятельности.

Использование нетрадиционных техник в совместной образовательной деятель- ности как раз способствует решению творческих задач. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическо- му и личностному развития.

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один их видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя,

ребѐнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своѐ знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нѐм, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нѐм. Вот почему, по мнению учѐных, рисовать ребѐнку также необходимо, как и разговаривать.

Ведь неслучайно Л.С.Выготский называл рисование   «графической речью».

Рисование – большая и серьёзная работа для ребѐнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определѐнное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребѐнка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Кроме этого, нетрадиционное рисование позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей, ведь маленькие ребятишки только что пришедшие в детский сад не владеют навыками рисования.

Таким образом, возникла необходимость создать педагогические условия для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования, которые стимулировали бы творческий потенциал детей, развивали их художественно – творческие способности.

В непосредственно организованной деятельности, по художественному творче- ству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Работа с нетрадиционными техниками  изображения  стимулирует  положительную  мотивацию  рисуночной

деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисова- ния способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, развитию мелкой моторики. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого оно играет важную роль в общем психиче- ском развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребѐнком создает предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Исходя из вышеизложенного, я считаю данное направление наиболее актуаль- ным и необходимым, т.к. оно позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности дошкольников посредством нетрадиционного рисования.

Основная задача педагога – научить ребёнка действовать, помочь на началь- ном этапе, а затем направлять его активность. Педагог должен стремиться эмоцио- нально зарядить детей, превратить деятельность в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание.

Как сказал один мудрец: «Рёбёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, я предлагаю зажечь в детях огонёк творчества!

«Нетрадиционные методы рисования» - это рисование пальчиками, ладо- шкой, тычком…

Цель таких занятий - развитие самостоятельности, инициативы, творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приемов изображения.

При этом ребенок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке. Серия этих занятий дает возможность судить об интересах детей, о степени развития их творческих способностей, овладениями изобразительными умениями и навыками.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материа- лов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зри- тельного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетиче- ского восприятия, эмоциональной отзывчивости.
  • Нетрадиционные методы рисования я использую не только на заня- тиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается ин- терес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными спо- собами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисо- вания.
  • Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеют- ся способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показате- ли находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения не- традиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию. С уверенностью можно сказать, что разнооб- разие техник способствует выразительности образов в детских работах.
  • Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобра- зительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Совместная

образовательная деятельность с детьми

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

  1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятель- ности»
  2. Родительское собрание

«Роль родителей в развитии творческих способностей»

Буклеты для родителей

«Как развивать творчество»

Октябрь

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности де- тей»

Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Ноябрь

Оформление папки- передвижки для родите-

лей: «Рисование нетрадиционными способами»

Альбом с работами, вы- полненными в нетради- ционной технике.

Декабрь

  1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».
  2. Совместный праздник

«Новый год»

Выставка работ

«Рисуют родители»

Январь

  1. Консультация для ро- дителей: «Зимние худо- жества».
  2. Оформление художе-

ственной выставки «Зимушка - зима»

Выставка совместных ра- бот «Зимушка - зима»

Февраль

Памятка для родителей

«Учите рисовать детей в нетрадиционной технике»

Буклет «Виды нетрадиционного рисования»

Март

Консультация для родителей «Рисовать - это важно!»

Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!»

Апрель

Гостиная для родителей

«Творим вместе»

Выставка совместных работ «Творим вместе»

Май

1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение

итогов проекта. Результаты работы.

Альбом с детскими рабо- тами.

Презентация «Мы любим рисовать!»

Работа с детьми

Сентябрь

  1. Непосредственно образовательная деятельность

«Ласковое солнышко»

  1. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые шары»
  2. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Проведение игры.

Октябрь

  1. Непосредственно образовательная деятельность

«В саду созрели яблоки и груши»

  1. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Осеннее дерево»
  2. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Веселые мухоморы?»

Выставка рисунков.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Ноябрь

  1. Непосредственно образовательная деятельность

«Веселые кляксы»

  1. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Гроздь рябины»
  2. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Декабрь

  1. Непосредственно обра- зовательная деятельность

«Снежинки»

  1. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселый снего- вик»
  2. Игровая деятельность: Дидактическая игра

«Наряжаем ёлочку»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Январь

  1. Непосредственно обра- зовательная деятельность

«Собачка»

  1. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Морозный узор»

Конспект занятия.

Оформление выставки совместно с детьми «Зи- мушка – зима»

Февраль

  1. Непосредственно обра- зовательная деятельность

«Конфеты в подарок для Мишутки»

  1. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы»
  2. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Со- ставь узор»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Март

  1. Непосредственно обра- зовательная деятельность

«Подарок маме»

  1. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Красивая тарелоч- ка для Федоры»
  2. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Со- бери бусы»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Апрель

  1. Непосредственно обра- зовательная деятельность

«Сказочное царство под- водного мира»

  1. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Звездное небо»
  2. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Со- ставь букет»

Конспект занятия.

Оформление выставки совместно с детьми «Тво- рим вместе»

Конспект игры.

Май

  1. Развлечение «В гостях у Весны»

  1. Закрепление пройден- ного материала с детьми. Оценка уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Оформление альбома с творческими работами

«Вот как мы можем!»

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуаль- ного уровня овладения изобразительной дея- тельностью по разным направлениям на конец

учебного года.

Самореализация

Ноябрь – май

Реализация программы по до- полнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании.

Презентация «Вот как мы рисуем!»

Май

В течение года.

В течение года.

Отчет по теме самообразования.

Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, по- мещение своих разработок на сайтах в Интернете).

Выступление на педсовете.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Статьи по теме самообразования, мастер - класс.

Вывод: обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисова- ние позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, разви- вает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В рамках самообразования я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительной деятельности открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Нетрадиционные техники рисования»

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, диагностика знаний и умений детей по образовательной области «Художественное творчество»

(рисование) на начало учебного года

Октябрь

Конспект занятия « Рисование яблока ватными палочка-

ми»

Ноябрь

«Чудесные превращения кляксы» (кляксография)

Декабрь

Конспект НОД на тему «Волшебные снежинки»

Январь

Конспект НОД

«Зимующие птицы»

Изобразительная деятельность - пластилинография «Сне- гирь»

Февраль

Конспект НОД

печать поролоном с трафаретом

«Подарим маме вазу»

Март

Конспект НОД “Цветы для мамы” (техника «Ниткогра- фия»)

Апрель

Конспект НОД в нетрадиционной технике рисования по мокрому листу «Весеннее небо»

Май

Выставка детских рисунков

Взаимодействие с родителями

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребѐнок. Я уверена, что каждый успех ребѐнка в творчестве и в личностном плане сле- дует довести до сведения родителей, тем самым ребѐнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него

очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».

Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культу- ры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспита- ние художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

  1. Показать родителям актуальность развития творческих способностей де- тей.
  2. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с деть- ми.
  3. Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспи- тании детей.
  4. Поддерживать стремление родителей развивать художественную дея- тельность детей в детском саду и дома.
  5. Смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с ис- пользованием нетрадиционных техник рисования; Для реализации по- ставленных целей и задач, мной разработан годовой план работы с роди- телями .

Применяемые формы работы с родителями

  • Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
  • Педагогические беседы с родителями;
  • Тематические консультации;
  • Организация ―уголков для родителей‖;
  • Мастер-классы.
  • Оформление выставок.
  • Работа с родительским активом группы.

В своем опыте я придерживалась следующих приёмов взаимодействия с родителями:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитив- ный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на кото- ром строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспита- теля с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
  2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброже- лательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
  3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и пе- дагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вме- сте подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо зна- ющие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффектив- нее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива дет- ского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по ра- боте с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.
  6. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
  7. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме разви- тия, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны ме-

няться формы и направления работы детского сада с семьей.

Просветительная работа.

В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного мате- риала по проблеме художественно - эстетического воспитания (например, «По- рисуем?», «Кисточка или ладошка», « Если в доме нету кисточки» и др.). Регу- лярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.

Кроме всего этого, я использую специальные памятки, брошюры. (Прило- жение).

Практические занятия с родителями.

Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родитель- ские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная ра- бота: проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы.

На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический ма- териал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Очень ин- тересными для родителей являются мастер классы, которые я проводила и как часть родительского собрания, и как отдельное самостоятельное мероприятие.

Традицией группы стало организация выставок совместных работ роди- телей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, да- же самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников.

Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступны- ми средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.

Сроки

Формы работы

1-ый квартал

Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок рисо- вать?».

Консультации, ««Нетрадиционные техники рисования, ри- суем дома»

,«Кисточка или ладошка»

Памятка для родителей: «Организация самостоятельной

изобразительной деятельности детей»

Выступление на родительском собрании на тему «Разви-

тие

творческих способностей у ребѐнка средствами нетради-

ционного

рисования».

Выставка детских рисунков «Это может Ваш малыш»

Выставка совместных рисунков родителей и детей «Золо-

тая осень»

2-ой квартал

Консультации «Художник-печатник», «Рисунки из ладо- шки»

Мастер-класс. «Вместо кисти – ладошка». Значение рисо-

вания для

всестороннего развития ребенка.

Выставка рисунков «Праздничная ёлочка».

Выставка совместных рисунков родителей и детей

«Зимушка, зима»

3-ий квартал

Консультации"Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?..." «Зачем

крохе рисовать», «Рисование мятой бумагой».

Анкетирование родителей«Определение интереса ребён-

ка к

изобразительной деятельности».

Выступление и показ презентации на родительском со-

брании на тему

«Использование инновационных технологий в

изодеятельности»,показ мультимедийной презентации

«Наше творчество».

Мастер-класс для родителей

Выставка совместных рисунков родителей и детей «Ве-

сенняя пора»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...

Авторская разработка на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

В своей авторской разработке, я предоставила материалы по работе с детьми, педагогами, родителями по теме "Нетрадиционные техники рисования". Здесь представлены конспекты занятий, консультац...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том  числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». младшая группа

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». подготовительная группа

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...

Программа по самообразованию по теме «Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте»

Программа    по самообразованию по теме«Нетрадиционная техника рисованияв младшем   дошкольном   возрасте»...